Диагностика эстетической воспитанности старших школьников в МБОУ г. Иркутска СОШ №26
Для диагностики эстетической воспитанности нами была выбрана методика, описанная Татьяной Егоровной Климовой, доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета. Современные требования к воспитательному процессу предполагают его реализацию на аналитико-диагностической основе. Проблема диагностики эффективности воспитательного процесса как в целом, так и отдельных его видов является одной из злободневных проблем в работе учреждения общего и дополнительного образования. Для ее разрешения требуется интеграция сил педагогов-практиков, научных работников и специалистов различных направлений. Основным методом диагностики уровня эстетической воспитанности ребенка является, с нашей точки зрения, педагогическое наблюдение. Под педагогическим наблюдением мы понимаем целенаправленное, систематическое исследование опыта учебно-воспитательной работы в естественных условиях. Его основная задача – накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Педагогическое наблюдение за уровнем эстетической воспитанности ребенка является выборочным, поскольку фиксирует только те факты, которые имеют отношение к вопросам, связанным с эстетическим воспитанием личности. Для получения наиболее объективного результата используется прямое и косвенное наблюдение. Прямое осуществляется самим педагогом по ходу воспитательного процесса. Косвенное наблюдение проводится с привлечением других лиц (педагогов, родителей).[6] Основными требованиями, предъявляемыми к педагогическому наблюдению как научному методу, являются: – наличие четкой целевой установки; – точность и объективность фиксирования наблюдаемых фактов; – плановость, систематичность проведения.
Эстетическое воспитание является составной частью целостного процесса воспитания, основная задача которого – формирование и развитие эстетических взглядов, чувств, потребностей. На практике мы столкнулись с тем, что у педагогов возникают затруднения в понимании сущности таких категорий, как «эстетические взгляды», «эстетические чувства», «эстетические потребности» и т.д. Между тем без овладения этими категориями невозможно как осмысление педагогом общих целей процесса эстетического воспитания, так и определение его конкретных задач. В качестве основных показателей эстетической воспитанности личности мы вычленили следующие категории: это эстетическая потребность, эстетическая ценность, эстетический идеал, эстетическая оценка, эстетическое суждение, эстетическое чувство, эстетический вкус (см. в прил. табл. 1). Совокупность этих категорий и их сформированность на достаточном уровне являются основой при оценке эффективности воспитательного процесса. Анализ качественных характеристик основных категорий эстетической воспитанности и оценка реальных возможностей педагогического коллектива позволили нам выделить три основных уровня развития по каждому показателю: низкий, средний, высокий (см. табл. 2). С целью определить уровень эстетической воспитанности учеников, мы провели диагностику среди учащихся 9 классов (литера – «А», «Б» и «В» - 20, 24 и 29 учащихся соответственно) МБОУ г. Иркутска СОШ №26. Наблюдателями в данном исследовании выступили классные руководители и учителя предметов эстетического цикла. Мы разделили учеников по показателям эстетической воспитанности и уровню развития этих показателей (см. диаграмму 1, 2, 3). Нами были получены следующие результаты (диаграммы 4, 5, 6):
Результаты наблюдений наглядно показывают, что высоким уровнем эстетической воспитанности обладают всего 25% девятиклассников. Самый высокий уровень воспитанности среди всех классов в 9«В»(30%), далее по убывающей идут 9«Б» и 9«А» классы (25% и 21% соответственно). Высокие результаты по показателям «эстетические ценности» у 9«А» и «Б», эстетическое чувство и вкус – у 9«В». Средний уровень по параллели показали 34% обучающихся. Самый низкий уровень воспитанности среди всех классов у 9«А» - почти 50%. Особенно это отразилось в таких показателях эстетической воспитанности, как «эстетические потребности», «суждения», «идеалы». Судя по полученным результатам, совокупность всех категорий эстетической воспитанности и их сформированность у девятиклассников в МОУ г. Иркутска СОШ №26 находится на недостаточном уровне. Заключение. Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности. Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст — период становления личности, особенно активного освоения многогранного мира. Это возраст романтических переживаний, возвышенных чувств и устремлений. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самоосознанию, самоутверждению. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, эстетических, нравственных, трудовых, социальных установок личности, системы оценочных суждении, формируется определенный тип личности.
Диагностика, проведённая среди девятиклассников, показала, что сформированность всех показателей эстетической воспитанности находится, в основном, на среднем и низком уровне. Мы видим создаваемый элективный курс «Современная музыка: общение и приобщение» как средство развития эстетической воспитанности. Данный курс предполагается как логичное продолжения музыкально-эстетического воспитания в старшей школе, способствует формированию и развитию всех компонентов эстетической воспитанности: эстетические потребность, ценность, идеал, оценка, суждение, чувство и, конечно, вкус. Элективный курс и методический комплекс адресован обширному спектру пользователей – ученикам старших классов, учителям музыки, преподавателям дополнительного образования и всем тем, кто интересуется современной музыкой. Учителя музыки могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Педагоги дополнительного образования могут использовать комплект учебных материалов для проведения внеклассных мероприятий.
Список использованной литературы 1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с. 2. Алеев, В.В. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4, 5-8 кл. [Текст] / В.В Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М.: Дрофа, 2004. - 96с. 3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 336 с. 4. Алиев, Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова.-М..: Академия, 2002. - 416с. 5. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. - М., Просвещение, 2004. - 223с. 6. Климова Т.Е. Педагогическая диагностика. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2000. 7. Критерии эстетической воспитанности: [загл. с экрана] http://www.ege-center.ru/kriterii_vosp.html 8. Конен, В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке 20 века : Монография / В.Д. Конен. – М. : Музыка, 1994 . – 158 с. : мягк. – с. – Список лит.: с.159. – ISBN 5-7140-0407-8. 9. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 10. Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990. 11. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232с. 12. Медушевский В.В. Стиль в музыке / Спутник Учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - 225с. 13. Михайлов М. Стиль в музыке. - Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1988. 262с. 14. Музыка: Программа для общеобразоват. учреждений: 1-8 кл./ Под. рук. Д.Б. Кабалевского -М.: Просвещение,2005. 15. Музыка: Программа для общеобразоват. учреждений: 5-9 кл./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. -М.: Просвещение, 2005. 16. Музыка 8 класс [Ноты]: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: методическое пособие/сост.: Т. И. Науменко, В. В. Алеев.- М., 2001.-248 с. 17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /. - 7-е издание, стереотипное. - Москва: Академия, 2003. - 456 с. 18. Неменский Б.М. Мудрость красоты / О проблемах красоты. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 5 с. 19. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с. 20. Субъективные факторы стиля: [загл. с экрана] http://www.muzykon.ru/subektivnye-faktory-stilya.htm/ 21. Сергеева Г.П. Освоение музыкального искусства, http://www.prosv.ru/ 22. Сергеева Г.П. , Критская Е. Д, Музыка, 5-9 классы: программа по предмету "Музыка".-3-е изд. - М., 2007. -48 с. 23. Сохор А. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970.-192 с. 24. Стиль / БСЭ. Том 24, Книга I. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1976. с. 514 25. Стиль как элемент структуры музыкального мышления школьников: проблемы формирования и развития. [загл. с экрана]. – http://www.childpsy.ru/ 26. Теория и методика музыкального воспитания детей: Научно-методическое пособие / JT.B. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. - М., Флинта: Наука, 1999. - 168с. 27. Тяпкина Н.А. Методика организации слушания музыкального произведения из школьного репертуара, http:// tna-bers.edunn.ru/ 28. Шулёва Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности: [загл. с экрана]. – http://www.school2100.ru/upload/iblock/576/5765a9c614e14d333eb73a227f39b6e5.pdf 29. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики., М., Педагогическое общество России, - 2001 - 104 с. 30. Эстетическое воспитание школьников: сборник статей/ редкол.: С.А. Аничкин (отв. ред) и др.; Свердловский пед. Институт. - Свердловск - 1974 31. Эстетическое сознание и процесс его формирования/ АН СССР. Ин-т философии. М.: Искусство, 1981 - 255 с. 32. Эстетическое воспитание школьников/А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, - 1974 - 304 с. 33. Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов/ Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др.; Казань: Издательство Казанского университета - 1991 - 184 с. 34. Эстетическое воспитание как важнейший аспект личностного развития учащихся, его задачи и пути организации. [загл. с экрана]. – http://i-educator.ru/vopros61 35. Эстетическое воспитание и развитие подростка как один из факторов социализации личности. Рубан М.Л. [загл. с экрана]. –http://festival.1september.ru/articles/214585/
Продукты проекта 1. Программа элективного курса «Современная музыка: общение и приобщение»
2. Информационный справочник учителю музыки для подготовки к урокам по программе элективного курса «Современная музыка: общение и приобщение». Данный справочник адресован учителям музыки и содержит материалы для подготовки к урокам по программе элективного курса.
3. Нотной хрестоматии, содержащей произведения, представленные в программе «Современная музыка: общение и приобщение».
4. Фонохрестоматия. Включает в себя аудиоматериал к программе элективного курса «Современная музыка: общение и приобщение» на MP3 носителях.
5. Дидактических ресурсов в виде DVD дисков к программе элективного курса «Современная музыка: общение и приобщение» Содержат фрагменты знаменитых рок-опер и мюзиклов ( «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова; «Мастер и Маргарита» А.Градского, «Иисус Христос – суперзвезда», «Кошки», «Призрак оперы» Э.Л.Уэбера, группа Эпидемия - «Эльфийская рукопись», «Моцарт»; Р. Коччанте - «Notre Dame de Paris», Ж. Пресгюрвик - «Ромео и Джульетта, «Мэри Поппинс» М.И. Дунаевского и др.).
Весь описанный выше методический комплекс имеет очевидную практико-ориентированную направленность и адресован обширному спектру пользователей – ученикам старших классов, учителям музыки, преподавателям дополнительного образования и всем тем, кто интересуется современной музыкой. Учителя музыки могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Педагоги дополнительного образования могут использовать комплект учебных материалов для проведения внеклассных мероприятий.
Приложение Таблица 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|