Здавалка
Главная | Обратная связь

Оформление приложений



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал «СЕВМАШВТУЗ» федерального государственного бюджетного

Образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске

Кафедра Океанотехника и энергетические установки

А.И. ЛЫЧАКОВ

ОКЕАНОТЕХНИКА

Методические указания по дипломному проектированию

Северодвинск


 

УДК 621.01.001:65.011.56(075.8)

 

Лычаков А.И. Океанотехника. Методические указания по дипломному проектированию. Северодвинск: Севмашвтуз, 2012 – 28 с.

 

 

Ответственный редактор: к.т.н., доцент кафедры Океанотехника и

энергетические установки В.Г. Пешков.

 

Рецензенты: заместитель Главного инженера - Главный технолог ОАО «ЦС «Звездочка» М.И. Генин;

д.т.н., доцент О.Д. Мюллер.

 

 

Методические указания предназначены для использования в дипломном проектировании по специальности 180106 (141200) – “Океанотехника ”. В пособии рассмотрены вопросы организации, руководства и рецензирования дипломного проектирования, представлены основные требования, предъявляемые к оформлению пояснительной записки и графической части проекта, вопросы организации проведения защит, работы Государственной аттестационной комиссии.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Севмашвтуза

 

 

© Севмашвтуз 2012 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Основные положения 4

2. Руководство дипломным проектированием 5

3. Общие требования к содержанию дипломного проекта (работы) 6

3.1. Дипломный проект. 6

3.2. Дипломная работа. 6

4. Консультанты 7

5. Рецензенты 7

6. Задание на дипломный проект (работу) 8

7. Контроль за работой дипломников 8

8. Оформление пояснительной записки 9

8.1 Общие требования 9

Написание формул 11

Терминология 13

8.4 Оформление иллюстраций 13

8.5 Построение таблиц 15

Сокращения 16

8.7 Оформление приложений 17

8.8 Оформление списка использованной литературы 18

9. Оформление графической части проекта 19

10 Допуск дипломного проекта (работы) к защите в Государственной

аттестационной комиссии (ГАК) 20

11 Работа Государственной аттестационной комиссии (ГАК) 20

12. Приложение 1. Бланк задания на преддипломную практику 23

13. Приложение 2. Бланк титульного листа дипломного проекта 24

13. Приложение 3. Бланк титульного листа дипломной работы 25

14. Приложение 3. Бланк задания на дипломное проектирование 26

 

 

1. Основные положения.

 

Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки Морского инженера по специальности “Океанотехника ”, позволяющим оценить качество реализации образовательной программы по данной специальности в Севмашвтузе.

Дипломный проект (работа) – это самостоятельная работа студента, на основании которой Государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присвоении квалификации «Морской инженер», оценив качество подготовки специалиста, соответствие его квалификационным требованиям и способность самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность.

Целью дипломного проектирования является:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по направлению 652900 «Кораблестроение и Океанотехника» (специальность 180106 Океанотехника) и приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач;

-развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических, проектно-конструкторских и технологических исследований при решении разрабатываемой в выпускной работе проблем и вопросов;

- приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа и оптимизации проектно-конструкторских и конструкторско-технологических решений, формулировки выводов и предложений по результатам выполненной работы, а также приобретение опыта их публичной защиты;

- подтверждение подготовленности выпускника для самостоятельной работы в условиях современного производства, его умения пользоваться научно-технической информацией, современной вычислительной техникой и информационными технологиями, государственными и отраслевыми стандартами, руководящими техническими материалами проектных организаций и предприятий и т.д.

К дипломному проектированию допускаются студенты, полностью выполнившие все требования Учебного плана по специальности, сдавшие Государственный экзамен по специальности (если он установлен), выполнившие задание (Приложение 1), сдавшие отчет и получившие дифференцированный зачет по преддипломной практике.

Выпускная квалификационная работа может выполняться в виде дипломного проекта или дипломной работы. Решение о форме выпускной квалификационной работы для каждого студента принимает выпускающая кафедра Океанотехники и энергетических установок.

Дипломную работу выполняют студенты, имеющие только отличную и хорошую успеваемость и активно занимающиеся научной работой; как правило - это студенты, претендующие на получение диплома «С отличием». Остальные студенты выполняют выпускную квалификационную работу в виде дипломного проекта.

Дипломный проект содержит все стандартные разделы, а дипломная работа посвящается более глубокой проработке специальной части (учебно-исследовательской, научно-исследовательской и др.) и может не содержать некоторых разделов (технологический, экономика и организация производства, охрана труда и окружающей среды) по усмотрению руководителя работы.

 

2. Руководство дипломным проектированием

 

Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта определяются на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста по направлению 652900 «Кораблестроение и океанотехника» и методических рекомендаций УМО.

За актуальность, соответствие тематики выпускной работы профилю направления 652900 «Кораблестроение и океанотехника» по специальности 180106 (141200) «Океанотехника», руководство и организацию ее выполнения несет ответственность выпускающая кафедра №7 “Океанотехники и энергетических установок” и непосредственно руководитель работы.

Руководители и тематика дипломного проектирования по представлению кафедры утверждаются заместителем проректора по учебной работе до начала преддипломной практики. Руководители дипломного проектирования назначаются из числа наиболее опытных преподавателей и ведущих специалистов предприятий отрасли.

Руководитель дипломного проектирования:

- формулирует тему дипломного проекта (работы);

- выдает задание на преддипломную практику;

- принимает отчет и дает письменный отзыв с оценкой по результатам прохождения преддипломной практики;

- оказывает студенту помощь в организации и выполнении дипломного проекта (работы);

- проводит систематические занятия с дипломником и консультирует его (не реже одного раза в неделю);

- согласовывает выполнение дипломного проекта (работы) со всеми консультантами специальных кафедр;

- проверяет выполнение проекта (работы) по частям и в целом;

- дает развернутый письменный отзыв о работе с ее оценкой.

За все сведения, изложенные в дипломном проекте (работе) принятые инженерные решения и за правильность всех расчетов и данных несет ответственность непосредственно студент – автор дипломного проекта (работы).

 

 

3. Общие требования к содержанию дипломного проекта (работы)

 

Дипломный проект или работа должны содержать две части – пояснительную записку и графический материал с обязательным включением конструктивных проработок.

 

3.1. Дипломный проект.

 

Дипломный проект должен содержать:

- введение, постановку задачи;

- обзор современного состояния рассматриваемого вопроса и обоснование актуальности темы проекта;

- общепроектную часть;

- специальную часть;

- технологический раздел;

- экономику и организацию производства;

- охрану труда и окружающей среды;

- перечень использованной литературы;

- приложения.

Темой общепроектной части дипломного проекта должна быть разработка или модернизация конкретного морского инженерного сооружения, устройства, комплекса или системы.

Специальная часть дипломного проекта должен включать самостоятельные инженерные проработки, связанные с решением теоретических и проектных вопросов, с экспериментальными исследованиями или с решением прикладных задач по тематике НИР кафедры, развитию лабораторной базы или методического обеспечения учебного процесса, а также с решением производственных вопросов базовых предприятий.

Дополнительные требования по содержанию и материалам дипломной работы определяются при необходимости решением выпускающей кафедры “Океанотехники и энергетических установок”.

 

3.2. Дипломная работа.

 

Дипломная работа – это самостоятельная законченная учебно-исследовательская работа, темой которой являются вопросы проектирования, научного или прикладного исследования (эксперимента), решение производственных или эксплуатационных вопросов.

Дипломная работа должна содержать:

- введение, постановку задачи;

- обзор современного состояния рассматриваемого вопроса и обоснование актуальности темы работы;

-расчеты и теоретические исследования;

-экспериментальные исследования (физический или математический эксперимент);

-технико–экономическое обоснование;

- перечень использованной литературы;

- приложения.

Дипломная работа должна состоять из пояснительной записки (отчета), чертежей, принципиальных тепловых и расчетных схем и демонстрационных плакатов.

Дополнительные требования по содержанию и материалам дипломной работы определяются при необходимости решением выпускающей кафедры.

 

4. Консультанты

 

Консультантов по отдельным разделам дипломных проектов, учитывая специфику темы, внутри кафедры назначает заведующий кафедрой из числа преподавателей кафедры (штатных или совместителей) до начала дипломного проектирования.

Количество консультантов по проекту и распределение часов между выпускающей и консультирующими кафедрами определяется научно - методиче-ским Советом института.

В течение первого месяца работы студента над проектом консультант заполняет соответствующий раздел задания на дипломный проект, согласовав его с руководителем проекта. В процессе работы студента над разделом консультант проверяет и визирует расчеты и чертежи по данному разделу. При наличии ошибок, неточностей, небрежности оформления консультант должен вернуть материалы на доработку.

Разногласия между руководителем проекта и консультантом по вопросам объема и содержания раздела проекта разрешается заведующим кафедрой “Океанотехника и энергетические установки”.

 

5. Рецензенты

 

Рецензентов дипломных проектов (работ) назначает заведующий кафедрой из числа ведущих специалистов промышленности или преподавателей других кафедр, имеющих соответствующую специальность по диплому.

Одному рецензенту поручается рассмотрение не более пяти проектов.

Список рецензентов по представлению кафедры утверждается заместителем директора по учебной работе.

Рецензенту представляется полностью законченный, подписанный дипломником и руководителем проект (работа), имеющий визы всех консультантов и отзыв руководителя проекта.

В рецензии отмечаются:

- объем и соответствие содержания заданию на проект,

- его новизна или традиционность,

- оценивается технический уровень принятых в проекте решений,

- достоинства,

- недостатки и ошибки, обнаруженные в проекте

- глубина проработки отдельных вопросов,

- качество оформления пояснительной записки и чертежей,

- мнение о целесообразности или нецелесообразности присвоении квалификации «Морской инженер по специальности 180103 (140200) Судовые энергетические установки»,

- оценка по пятибалльной системе за работу.

Срок рассмотрения проекта (работы) рецензентом – не более двух дней.

 

6. Задание на дипломный проект (работу)

 

Тематика дипломного проектирования ежегодно обновляется, рассматривается на кафедре и доводится до сведения студентов до начала преддипломной практики.

Студент имеет право выбора руководителя и темы проекта.

Задание на дипломный проект (работу) (Приложение 3) руководитель проекта выдает студенту до начала преддипломной практики вместе с заданием на преддипломную практику. Образец бланка задания приведен в Приложении

В зависимости от места работы студента, а также с учетом интересов и возможностей кафедры задание может корректироваться в процессе работы.

 

7. Контроль за работой дипломников

 

Общий контроль за ходом дипломного проектирования осуществляет заведующий кафедрой №7 Океанотехники и энергетических установок. Выпускающая кафедра разрабатывает типовой, а руководитель проекта - индивидуальный график работы над проектом каждому дипломнику с указанием очередности и сроков выполнения отдельных разделов проекта.

Руководитель проекта осуществляет систематический контроль работы дипломников над проектом во время консультаций, которые должны проводиться не реже одного раза в неделю. Кафедра проводит один раз в месяц заседания, на которых руководители проектирования докладывают о ходе выполнения проектов. В случае значительного отставания от календарного графика дипломник представляет объяснения заведующему кафедрой, а в экстренных случаях кафедра принимает решение об отстранении студента от дипломного проектирования, о чем сообщается декану факультета.

При работе над проектом студент имеет право пользоваться библиотечным фондом института, научно-техническими материалами и лабораторным оборудованием кафедры (по специальному разрешению лабораториями, материалами и оборудованием других кафедр), материалами технического архива, услугами вычислительного центра.

По согласованию с руководителем и заведующим кафедрой дипломник может работать над проектом на предприятии или в учреждении и пользоваться лабораториями, материалами и оборудованием предприятия.

Не допускается использование ранее защищенных проектов (работ) как прототипов.

 

8 Оформление пояснительной записки

 

Государственная аттестационная комиссия при оценке защищаемого дипломного проекта учитывает качество оформления пояснительной записки (стиль, техническая и литературная грамотность) и графического материала в соответствии с действующими ГОСТами.

На этапе допуска к защите проектов кафедра проводит нормоконтроль для обеспечения выполнения единых требований по структуре дипломного проекта, по оформлению пояснительной записки, выполнению графических материалов и по форме представления результатов проектирования.

Дипломный проект (работа) должен содержать пояснительную записку в объеме 100 – 110 страниц машинописного текста и иллюстративный материал (чертежи, графики и т.д.) в количестве 8 листов формата А1.

 

 

8.1 Общие требования

 

Пояснительная записка должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД к выполнению текстовых документов (ГОСТ 2.105-79).

Общие требования к пояснительной записке:

- четкость построения;

- логическая последовательность и грамотность;

- убедительность аргументации;

- краткость и четкость формулировок,;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Пояснительная записка должна включать в себя:

- титульный лист (Приложение 2);

- задание на дипломное проектирование (Приложение 3);

- аннотацию;

- оглавление;

- введение;

- основные расчетные материалы проекта (работы) с иллюстрациями

(см. п.п. 3.1, 3.2.)

- заключение;

- список литературы;

- приложения;

Титульный лист и задание дипломного проекта оформляются на бланках в соответствии с приложениями 1 и 2.

Аннотация - сокращенное изложение содержания выполненного проекта и должна содержать:

- сведения об объеме проекта, количестве иллюстраций, таблиц, приложений и количестве использованных источни­ков;

- в тексте должно быть раскрыто основное содержание проекта и практические предложения автора.

Объем аннотации - 5...6 строк.

Оглавление должно содержать названия разделов и подразделов с указанием номеров страниц. Располагать оглавление предпочтительно после аннотации.

Слово "Оглавление" записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы или в соответствии со стилем заголовков разделов и подразделов.

Введение - краткая характеристика решаемой задачи, методов решения и ожидаемых результатов. Во введении должна быть обоснована актуальность темы и возможность применения на практике.

Пояснительная записка дипломного проекта содержит текстовую часть и поясняющие рисунки, выполняется на одной стороне листа формата А4 без ограничительных рамок и основных надписей. Поля должны оставаться по всем четырем сторонам листа. Размер левого 20…30 мм, правого - 20...10 мм, верхнего и нижнего полей - 20 мм. Стиль шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14, расстояние между строками 1 интервал. Тексты распечаток программ расчетов и других приложений могут быть напечатаны более мелким шрифтом.

Допускается представлять иллюстрации, таблицы и распечатки на листах формата A3.

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или за­крашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черными чернилами или пастой. Повреждения листов пояснительной записки, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Разделы (главы) нумеруются арабскими цифрами. После номера раздела (главы) точка не ставится, введению номер не присваивается. Текст разделов (глав) пояснительной записки делится на подразделы, пункты и подпункты, причем слова "Раздел", "Глава" не пишутся.

Подразделы имеют двойную нумерацию в пределах каждого раздела (главы). В конце номера подраздела точка не ставится, например: 2.3 (третий подраздел второго раздела). Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Нумерация пунктов уже тройная в пределах подраздела, и номер пункта должен со­стоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, на­пример: 2.3.3 (третий пункт третьего подраздела второго раздела). Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый пункт и подпункт записывают с абзацного отступа.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов (глав) печатаются прописными буквами: заголовки подразделов - строчными (кроме первой прописной). Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки не допускается.

Номер соответствующего раздела или подраздела ставится в начале заголовка, номер пункта - в начале первой строки абзаца, которым начинается соответствующий пункт. Цифра, указывающая номер пункта, не должна выступать за границу абзаца.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 строкам (расстояние между строками 1 интервал). Расстояние между заголовками раз­дела и подраздела – 2 строки. Для подразделов, текст которых записывают на одном листе с текстом предыдущего подраздела, между последней строкой текста и последующим заголовком - 2 строки.

Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы, применение чистого листа только с заголовком раздела (главы) не допускается.

Нумерация страниц и приложений пояснительной записки должна быть сквозной; первая страница (титульный лист) не проставляется, вторая страница – задание на проект. Номер страницы проставляют арабскими цифрами внизу по центру без точки. Если рисунок или таблица расположены на листе формата A3, их следует учитывать как одну страницу.

Список литературы включается в сквозную нумерацию.

Написание формул

 

В математических формулах индексы и показатели степени должны быть одинаковыми по величине и одинаково опущены или подняты по отношению к линии основной строки. Индексы, относящиеся к математическим знакам с пределами, должны быть написаны либо под (над) этими знаками, либо сбоку, например:

Скобки необходимо писать так, чтобы они полностью охватывали по высоте заключенные в них формулы. Открывающие и закрывающие скобки одного вида должны быть одинаковой высоты. В случае применения одинаковых по начертанию скобок внешние скобки должны быть большего размера, чем внутренние:

Y = k [а (b + с х)].

Знак корня должен быть такой величины, чтобы он охватывал все эле­менты подкоренного выражения. Знаки над буквами и цифрами необходимо писать точно над ними, например:

Основным знаком умножения является точка на средней линии ( ). Знак умножения в виде косого креста (х) применяется чаще всего при переносе формулы с одной строки на другую на знаке умножения и для векторного произведения векторов. Точку как знак умножения не ставят перед буквенными обозначениями физических величин и между ними, перед скобками и после них, между сомножителями в скобках, перед дробными выражениями и после них или между несколькими дробями, написанными через горизонтальную черту, перед знаком радикала, интеграла, а также перед аргументом тригонометрической функции, например:

Знак умножения следует применять между числовыми сомножителями (25 • 653,7) или когда вслед за аргументом тригонометрической функции стоит буквенное обозначение, а также для отделения сомножителей от вы­ражений, относящихся к знакам логарифма, интеграла, радикала и т.п., на­пример:

Если формула не умещается в одной строке, то ее частично переносят на другую строку. В первую очередь перенос следует делать на знаках ра­венства и соотношения между левой и правой частями формулы (= , ~ , > , < и т.д.), во вторую - на знаках сложения и вычитания (+, -), в третью - на знаке умножения применением косого креста (х) в конце одной строки и начале следующей строки. Не допускаются переносы на знаке деления.

При изложении математических выводов следует употреблять настоящее время глагола: "получаем", "находим", "определяем", "преобразуем" и т.д.

При расшифровке буквенных обозначений значения символов и числовых коэффициентов должны приводиться непосредственно под формулой в той последователь­ности, в какой они даны в формуле. После формулы ставят запятую. Пер­вую строчку экспликации начинают со слова "где", двоеточие после него не ставят.

Расшифровку значений символов располагают в виде колонки, символ отделяют от его расшифровки знаком тире. Размерность буквенного обозна­чения отделяют от текста запятой. Затем пишут численное значение симво­ла и при необходимости делают ссылку на источник. Пос­ле расшифровки каждого символа ставят точку с запятой. Колонки выравнивают по тире.

Не допускается употребление в тексте символов и условных буквенных обозначений без словесной расшифровки.

Затем формула записывается в численном выражении всех символов и коэффициентов и пишется конечный результат с размерностью без проме­жуточных вычислений.

Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Первую формулу обозначают - (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: ... в формуле (3).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (2.1).

При указании величин с двумя пределами “от” и ”до” между ними ставят тире, многоточие или предлоги “от” и ”до”, а обозначение размерности ставят только один раз после второй цифры, например: 6…9 мм, в пределах от 5 до 10 град.

Если предельные числа представляют собой порядковые номера, то ин­тервалы чисел в тексте записывают только через дефис, например: рис.3-6.

Рядом стоящие цифровые величины отделяют одну от другой точкой с запятой, например: линейные размеры изменяются соответственно на 0.5; 1; 1,5; 5 мм.

Терминология

 

Терминология и определения должны быть едиными и общепринятыми в научно-технической литературе.

Условные буквенные обозначения механических, химических, мате­матических и других величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам. В тексте перед обозначением параметра дают его пояснение, например: давление Р, Мпа.

В пояснительной записке не допускается:

- сосокращать обозначения единиц измерений, если они употребляются без цифр, за исключением единиц измерений в головке таблиц и расшифровке буквенных обозначений, входящих в формулы;

- применять индексы стандартов и технических условий без регистраци­онного номера (ГОСТ, РСТ, СТП, ТУ);

 

8.4 Оформление иллюстраций

 

Любое графическое изображение материала (фотографии, рисунки, чертежи, эскизы, схемы, диаграммы, графики, ксерокопии и т.д.) в пояснительной записке считается рисунком.

Количество иллюстраций пояснительной записки определяется ее содержанием и должно быть достаточным для понимания материала. Все ил­люстрации, должны быть органически связаны с текстом. Нельзя включать иллюстрации, не соответствующие излагаемой теме, не связанные с текстом или дублирующие одна другую.

Не допускается применение рисунков, схем, чертежей, вырезанных из книг, журналов, отчетов и т.д.

Иллюстрации должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД и обычно располагаются на следующей странице после упоминания тексте документа.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, точка после цифры не ставится: Рисунок 3. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой: Рисунок 1.1. Выравнивание по левому краю страницы.

При ссылках на иллюстрации следует писать "см. рис. 3".

Иллюстрации кроме номера должны иметь наименование и поясни­тельные данные (подрисуночный текст). Например, Рисунок 1.2 – Тепловая схема ПТУ.

Все цифровые (буквенные) обозначения на иллюстрации должны быть объяснены или в подрисуночной подписи, или в тексте пояснительной записки. Расшифровку позиций рисунка (поясняющие данные) пишут в подбор (не столбцом). Позиции одна от другой отделяют точкой с запятой; номера позиций пишут без скобок и отделяют от соответствующих им расшифровок знаком тире.

Подрисуночные подписи должны быть точными, ясными; краткими и соответствовали основному тексту и иллюстрации.

Графики (диаграммы) - наиболее простой, удобный и наглядный способ передачи содержания информации, он может заменить длинные объяснения, сложный чертеж или таблицу.

Оси координат - оси абсцисс и ординат - вычерчивают сплошными линиями толщиной около 0.3 мм. Толщину линий сетки следует выдерживать примерно равной половине толщины линий осей координат.

В диаграммах, изобра­жающих несколько функций различных переменных, а также в диаграммах, в которых одна и та же переменная должна быть выражена одновременно в различных единицах, допускается использовать в качестве шкал как координатные оси, так и линии координатной сетки, ограничи­вающие поле диаграммы или (и) прямые, расположенные параллельно ко­ординатным осям.

Координатные оси, как шкалы значений изображаемых величин, должны быть разделены на графические интервалы или с помощью координатной сетки, или делительными штрихами.

Величину графического интервала (расстояние между делительными штрихами или линиями координатной сетки) следует выбирать с учетом удобства отсчета.

Рядом с делениями сетки или делительными штрихами, соответствующими началу и концу шкалы, должны быть указаны соответствующие числа (значения величин). Если началом отсчета шкал является нуль, то его следует указывать один раз у точки пересечения шкал. Частоту нанесения числовых значений и промежуточных делений шкал выбирают с учетом удобства пользования диаграммой. Числа у шкал следует разме­щать вне поля диаграммы и располагать горизонтально.

Многозначные числа предпочтительно выражать как кратные 10n, где n – целое число. Коэффициент 10n следует указывать для данного диапазона шкалы.

В диаграмме со шкалами обозначения величин следует размещать у середины шкалы с ее внешней стороны, а при объединении символа с обозначением единицы измерения в виде дроби - в конце шкалы после последнего числа.

В случаях, когда в общей диаграмме изображаются две или более функциональные зависимости, у линий, изображающих зависимости, допускается проставлять наименования или (и) символы соответствующих величин или порядковые номера. Символы и номера должны быть разъяснены в пояснительной части.

Единицы измерения обычно наносятся вместе с наименованием переменной величины после запятой или в конце шкалы после последнего числа вместе с обозначением перемен­ной величины в виде дроби, в числителе которой наносят обозначение еди­ницы измерения.

Единицы измерения углов (градусы, минуты, секунды) следует наносить один раз - у последнего числа шкалы. Диаграмма может иметь наименование, поясняющее изображенную функциональную зависимость.

Диаграмма может иметь поясняющую часть (текстовую, графическую), разъясняющую примененные в диаграмме обозначения, которая размещается после наименования диаграммы или на свободном месте поля диаграммы.

Многоцветные иллюстрации допускаются в основном для сложных рисунков, когда для выделения отдельных элементов иллюстраций обойтись одним цветом затруднительно.

Цветные линии должны быть ровными и одинаковыми по толщине. Ко­личество красок на иллюстрации должно быть минимальным - не более пяти, включая черную. Даже для наиболее сложных схем каждый цвет надо использовать для изображения нескольких элементов.

Все надписи и обозначения на многоцветных иллюстрациях следует писать только черным цветом. Расшифровку (условные обозначения) цветов надо писать на самой схеме.

 

8.5 Построение таблиц

 

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

Таблицы применяют длялучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Таблицы рекомендуется размещать после первого упоминания о них в тексте пояснительной записки и так, чтобы их можно было читать без поворота. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть пояснительную записку по часовой стрелке.

Таблицы, цифровые данные которых не укладываются на один лист, располагаются на развернутом листе (формат A3). Таблицы слева, справа, сверху и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нуме­рацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Символ "№" при этом не пишется. На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точек не ставят.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу. Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова "Продолжение таблицы" с указанием номера таблицы.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повто­ряют головку таблицы.

В таблицах не допускаются пустые (незаполненные) графы и графы с постоянными (повторяющимися) числовыми значениями приводимых в них величин. Не допускается оставлять в графах таблиц пустые места. Если цифровых данных нет, то в соответствующих ячейках таблицы взамен отсутствующих сведений ставят прочерк.

Сокращения

 

Перечень допускаемых сокращений слов установлен ГОСТ 2.316. Если в документе принята особая система сокращения слов или наименований, то в нем должен быть приведен перечень принятых сокращений.

При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.

В тексте пояснительной записки допускается применение общепринятых в русском языке сокращений слов и словосочетаний, которые обычно употребляются в конце фраз после перечисления: т.е. - то есть, и др. - и другие, т.д. - так далее, и пр. - и прочие, и т.п. - и тому подобное.

Не допускается сокращать один и тот же термин по-разному или писать его в одном месте полностью, а в другом сокращенно.

Сокращенные названия учреждений, предприятий, марки изделий, машин, аппаратов и материалов, состоящие из начальных букв слов, входя­щих в название, пишут прописными буквами без точек и кавычек. Напри­мер: НИИ - научно - исследовательский институт

Из сокращенных названий учреждений и предприятий следует употреб­лять только общеизвестные. Малоизвестные сокращения надо обязательно расшифровывать при первом упоминании.

Слово год после дат сокращают, оставляя одну букву с точкой “г”, после нескольких дат (во множественном числе) ставят две буквы "гг." (точку между ними не ставят).

Тысячи, миллионы и миллиарды при цифрах сокращаются как "тыс.", "млн.", "млрд.".

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечис­ления. Перечисления, состоящие из отдельных слов, небольших словосочета­ний и фраз, пишут со строчных букв или цифр и отделяют одно от друго­го точкой с запятой. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис, например:

В задании на проектирование указываются:

- назначение, тип суднаи;

-- основные размерения судна;

-- скорость хода;

-- параметры энергетической установки и т.д.

Оформление приложений

 

Приложение - часть текста, имеющая дополнительное (справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы проекта. Приложения должны относиться к пояснительной записке в целом или к отдельным ее разделам. Не допускаются приложения, не имеющие прямого отношения к теме проекта. Приложения оформляют как продолжение пояснительной записки или брошюруют в отдельный том (альбом).

В приложениях помещаются:

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- описание аппаратуры и приборов, применяемых при работе:

- иллюстрации вспомогательного характера (схемы, графики, диаграммы, рисунки, эскизы, чертежи, фотографии);

- описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, и т.д..

Каждое приложение следует начинать с новой страницы суказанием наверху страницы слова "Приложение" и его обозначения, выровненного по правому краю страницы. Приложения обычно обозначают цифрами, но можно и буквами, например: Приложение 1 или А и т.д.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.

В тексте на все приложения должны быть даны ссылки, например: (см. Приложение 1). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например: формула (11.1).

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: Рисунок 11.2.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: Таблица 11.1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.