Здавалка
Главная | Обратная связь

Представления о возрасте ландшафтов.



Напредставления о временной масштабности ПТК значительное влияние оказали идеи отечественных естествоиспытателей— Ф.И. Рупрехта, В.В. Докучаева, К.А. Тимирязева, В.Р.Вильямса и др., рассматривающих почву как естественно-историческое тело, развивающееся под влиянием многих факторов почвообразования, в том числе и длительности её формирования. Современное почвоведение также способствует развитию временных представлений в науке о ландшафтах. Так, В.О.Таргульян (1982) различает суммарный (общий) абсолютный возраст почвы — время существования данной почвенной массы от нуль - момента первого контакта данной породы и дневной поверхности с любым климатом и биотой до момента наблюдения (захоронения) и конкретный (частный) абсолютный возраст почвы — время почвообразования в условиях одного стабильного состояния факторов почвообразования. А.Н.Геннадиев (1985) в развитии почв выделяет фазу онтогенеза, оставшуюся в более или менее далёком прошлом и современный этап почвообразования — эпигенез. Фазы онтогенеза и филогенеза в формировании почв различает Ю.С. Толчельников (1986). Под онтогенезом он понимает эволюционные изменения в рамках одного типа почвообразования, соответствующей определенной климатической эпохе, под филогенезом — суммарные изменения свойств почв за всю историю их формирования.

Употребляемые авторами термины "филогенез" и "онтогенез" заимствованы из биологии, но их значение в трактовке почвоведов претерпело некоторую трансформацию. В биологии под филогенезом понимается процесс развития мира организмов, их типов, классов, родов, семейств, видов, а под онтогенезом — индивидуальное развитие отдельного организма от рождения до конца жизни.

Возраст геосистем - это продолжительность их существования в качестве определенных структурно – динамических типов. Как правило, он тем больше, чем выше рангом подразделение природной среды. Понятие о возрасте применимо к геосистемам всех порядков. В геотопологичнеском оно выражается обычно (в северном внетропическом поясе) в показателях летоисчисления исторической географии (с палеолита). Для геосистем планетарного и регионального порядка применимы параметры геохронологии.

В еще большей степени использование этих терминов оправдано в эволюционном ландшафтоведении, которое изучает развитие как конкретных индивидуальных ПТК, так и их типологических категорий. В этой связи, при рассмотрении вопросов эволюции ландшафтов прежде всего необходимо различать возраст данного генетического типа ландшафтов и возраст конкретного ландшафта этого типа. Например, ландшафты смешанных лесов как тип (филогенетический возраст) существуют с неогена, а современные конкретные ландшафты этого типа в пределах Смоленского поозерья сформировались в суббореальный период голоцена.

Как отмечает Солнцев Н.А., наземные ландшафты начинают формироваться тотчас после освобождения земной коры от вод или ледниковых покровов, но не остаются в первозданном виде в течение последующего времени, а постепенно преобразовываются в другие ландшафты с иной морфологической структурой биотой. Также крайне важно учитывать, что современные ландшафты, даже те онтогенез которых начался в одно и то же время, формировались на литогенной основе, часто существенно различающейся по возрасту, своим качественным и количественными характеристикам/

Абсолютный возраст ландшафтов. Поскольку в обособлении ландшафтов (в региональном значении этого термина) и их дифференциации на ПТК более низкого ранга решающее значение имеет литогенная основа (рельеф и литологический состав пород), их абсолютный возраст правомерно исчислять от нуль – момента взаимодействия вновь созданной литогенной основы с другими факторами ландшафтообразования, т.е. увязывать его с переломными этапами геологической истории (освобождением территории от морских вод, ледниковых покровов, крупных оползней и др.), что приводит к коренной перестройке морфологии ПТК.

Связь абсолютного возраста с изменениями литогенной основы представляется правомерной потому что, какие бы изменения не претерпевал ландшафт в дальнейшем, в том числе и обусловленные сменой климатических условий, его дифференциация будет предопределяться характером литогенной основы. Анненская Г.Н., Мамай И.И. отмечают, что коренные изменения литогенной основы – это время обособления ПТК. В наибольшей степени это справедливо для ландшафтов (ведущие факторы обособления ПТК других рангов бывают разные). Кроме литогенной основы достаточно четко различия абсолютного возраста прослеживается в унаследованности древнего рельефа современным, в эрозионной освоенности территории, в выраженности элементов речных долин и озерных котловин, в почвенном покрове, и в меньшей степени в растительном покрове.

Возраст современных ландшафтов.Впроцессе естественно- исторического развития и взаимодействия с человеческим обществом в ландшафтах, их топологических единицах и компонентах протекают непрерывные изменения и на месте первичных, родоначальных ПТКмогут сформироваться новые, более молодые геосистемы с иными природными условиями.

В этих процессах необходимо разграничивать изменения морфологии ландшафтов от её смены. Т.е. другими словами динамику и развитие. Изменения протекают непрерывно, а под сменой ландшафтов следует понимать необратимую замену всех его структурных частей (Мамай, 1982). Смена чаще всего не происходит мгновенно даже при быстрых изменениях внешних условий, а подготавливается непрерывными количественными изменениями, которые в конечном счете приводят к качественному скачку — трансформации ПТК.Так, при изменении климатических условий меняется степень гидроморфности, характер почвенного, растительного покрова. Но для того, чтобы все компоненты ландшафта приобрели относительное соответствие друг другу и чтобы изменился его морфологический облик необходимо определенное время.

Возраст современных ландшафтов правомерно исчислять от момента существования современного сочетания факторов ландшафтообразования, благодаря которому он приобрёл современное морфологическое строение и устойчивый характер, когда по выражению Солнцева Н.А. (1984) все компоненты ландшафта окажутся хорошо подогнанными друг к другу. С этого момента вся система приобретает устойчивый характер. Понятие устойчивости в ландшафтоведение очень важное, но до конца не определенное. Дело в том, что скорость развития и сопровождающих его изменений у разных объектов различная: одни развиваются медленно, что происходящие в них изменения остаются не замеченными, другие, наоборот, развиваются быстро, и потому происходящие в них изменения, легко замечаются. Опираясь на этот признак, обычно принято называть устойчивыми те явления, изменения которых остаются незамеченными на протяжении жизни человека. Ясно, что устойчивость – понятие условное и относительное.

Анненская Г.Н., Мамай И.И. (1978) указывают, что смена ландшафтов происходит при качественном изменении хотя бы одного из членов компонента ПТК при условии необратимости этого изменения. В случае же количественных изменений уже имеющихся видов ПТК или даже появлении новых, но не влекущих за собой необратимых изменений свойств компонентов в большей части морфологических единиц, следует говорить не о смене, а изменения данного ПТК. По нашему мнению, за начало отсчета возраста современных ПТК правомерно принимать то время, когда наступила смена компонентов во всех его доминантных единицах.

Причем, следует различать не вообще смену, а смену конкретных типологических категорий — переход в иной род, вид, тип и т.д. Так, при смене растительного покрова природная фация может перейти в иной вид, даже подтип, но принадлежать прежнему типу. В связи с этим справедливо говорить о современном возрасте конкретных типологических категорий.

Таким образом, различия абсолютного возраста ландшафтов в сравнении с возрастом современных ландшафтов значительно больше и даже в пределах одной зоны могут составлять десятки тысяч лет. Так, ландшафты зоны смешенных лесов в пределах территории валдайского оледенения имеют абсолютный возраст менее двух десятков тысяч лет, в то время как ландшафты, находящиеся за пределами этой территории (эпимосковские) начали формироваться более сотни тысяч лет назад и прошли более длительный и сложный эволюционный путь.

Различия возраста современных ландшафтов невелики и составляют лишь первые тысячи и даже сотни лет. В связи с этим разница абсолютного возраста и возраста современных ландшафтов значительно больше у ландшафтов, время формирования которых относится к более ранним этапам.

Между пространственной и временной масштабностью ПТК чаще всего существует прямая связь (Михайлов, 1985; Рюмин, 1986, Николаев, 1988). Если возраст региональных ПТК измеряется параметрами геологической хронологии, то топологических — десятками тысяч, тысячами и даже сотнями лет. С увеличением ранга ПТК, как правило, увеличивается и их возраст по сравнению с возрастом составляющих его геосистем более низкого ранга.

С увеличением ранга ПТК возрастает и степень его гетерохронности. Если морфологические единицы ландшафта являются относительно более молодыми в иерархически организованных ПТК и возрастные различия между ними относительно невелики, то ландшафты, физико-географические области, природные провинции - геосистемы более высокого уровня характеризуются более значительными возрастными различиями.

Для относительно более молодых по возрасту ПTK характерна большая близость по возрасту и составляющих их морфологических частей. Так, урочища эпивалдайских ландшафтов, значительно ближе между собой по возрасту по сравнению с урочищами эпимо- сковских ландшафтов. Если возрастные различия урочищ, сформировавшихся на моренных и песчаных озёрно-ледниковых равнинах эпивалдайских ландшафтов не выходят за рамки первых тысяч лет, то в пределах эпимосковских ландшафтов различия абсолютного возраста составляющих их ПТК значительно существеннее, где наряду с урочищами платообразных моренных равнин, возникновение которых связано с отступанием валдайского ледника, представлены также урочища, сложенные с поверхности покровными суглинками, формировавшимися в валдайское время. Еще больше разница возраста ПТК водораздельных равнин, возникших непосредственно после отступания московского ледника и ПТК пойм, оврагов и др., формирующихся в настоящее время.

То есть у ландшафта возраст более древний, у урочищ и фаций, в основном, более молодой.

Ландшафты характеризуются разновозрастностью не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть надо различать возраст геосистем и возраст отдельных составляющих ее компонентов (очень часто о древности геосистем говорят на основе анализа одного из компонентов, например, растительности или рельефа). Возраст геосистемы определяется тем сроком, в течение которого взаимоотношения между ее компонентами продолжают оставаться более или менее подобными современным. Отдельные компоненты при этом очень часто бывают старше этого срока. Также надо иметь ввиду (это особенно касается литогенной основы), что отдельные компоненты могли формироваться в течение длительного времени и поэтому, могут быть представлены образованиями разной давности.

Как правило, наиболее древним компонентом является литогенная основа. Более молодой возраст имеют почвенный и растительный покровы, хотя и тот, и другой как зональные типы, развивавшиеся где-то в других регионах, могут существовать с более раннего времени, чем литогенная основа данного ландшафта.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.