Здавалка
Главная | Обратная связь

Период. Типы периода.



История и теория музыки

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Период. Типы периода.

 

Период – это наименьшее музыкальная форма, в которой излагается относительно законченная музыкальная мысль, завершённая каденцией. (Меньше периода законченной формы нет!)

 

(Каденция – это гармонический или мелодический оборот завершающего характера).

 

Типичная протяжённость периода – 8 или 16 тактов. Может быть 4 такта, если медленный темп, или (редко) 32 такта, если темп быстрый.

 

Применение:

- как часть более крупной формы

- как форма самостоятельного произведения

 

Как определить границы периода?

 

1. Об окончании можно судить по достаточной высказанности музыкальной мысли.

2. Период закончился, если дальше звучит его точное повторение.

3. Период закончился, если дальше идёт новый материал.

4. Период закончился, если дальше идёт развивающее построение.

5. О завершении периода также свидетельствуют:

- каденции,

- ритмические остановки, паузы, цезуры,

- спад мелодической волны.

 

Внутренне устройство периода.

 

Период может делиться на предложения.

Предложение – это наибольшая составная часть периода, завершённая каденцией.

Типично сложение периода из 2-х предложений. 1-ое предложение завершается неустойчивой (не на тонике) серединной каденцией, она играет в музыке роль запятой. 2-ое предложение завершается устойчивой (на тонике) заключительной каденцией, она, соответственно, играет роль точки.

 

В зависимости от внутреннего устройства, различают несколько типов периода.

 

Типы периода:

1. Период повторного строения. Это период из 2-х предложений, которые отличаются только каденцией. Начала предложений одинаковые или очень сходные.

2. Период неповторного строения из 2-х предложений. Предложения однородные, однотипные, но тематически различные.

3. Период единого строения или большое предложение. В этом периоде одна каденция, на предложения он не делится.

4. Период из 3-х предложений. В нём возникают разные возможности соотношения предложений (aab – по типу повторного строения соотносятся 1-ое и 2-ое предложения, abb - по типу повторного строения соотносятся 2-ое и 3-ое предложения, abc – все предложения различны).

 

Предложения в периоде могут делиться на фразы. Фразы не завершаются каденциями, а отделяются друг от друга цезурой.

 

Фразы состоят из мотивов.

Мотив – это наименьшая часть музыкального произведения, по которому его ещё можно узнать. Обычно, это группа звуков вокруг одной сильной доли.

 

Понятие квадратности и неквадратности.

 

Квадратность – это метрическая структура, предполагающая в основе двутакт, возведённый в степень. Типичный квадратный период содержит 8 тактов. Он состоит из двух предложений по 4 такта. Каждое, в свою очередь, состоит из двух фраз по 2 такта.

 

Неквадратный период устроен иначе.

Неквадратность может быть органической, когда в основе периода лежит 3-хтакт или любое другое образование.

Неквадратность может быть неорганической, когда исходная квадратность нарушается введением дополнений или расширений.

 

Дополнение – это послекаденционное увеличение периода. Представляет собой построение заключительного характера, способствует закреплению устойчивости. Часто повторяет каденционный оборот. Размеры разные, дополнений может быть несколько.

 

Расширение – это докаденционное увеличение размеров периода. Всегда связано с наличием внутри периода развития музыкальной мысли. Часто на расширение приходится кульминация.

 

Простые формы.

 

Простые формы состоят из периодов (это может быть сочетание 2-х – 3-х периодов или периода и 1-ого – 2-х иных построений, не превышающих по размеру период). Главное отличие от периода – наличие развития.

 

Простые формы - это целая группа давно существующих, хорошо разработанных форм. Их называют также песенными, т. к. они сложились в европейском песенно-танцевальном фольклоре. Простые формы получили также широкое распространение в развлекательной музыке, где они активно используются вплоть до настоящего времени.

 

Две основные разновидности – простая двухчастная форма и простая трехчастная форма.

 

Простая 2-х частная форма.

Это форма, где 1-ая часть – период, 2-ая – или тоже период или замкнутое построение не сложнее периода.

 

Применение:

- песни и романсы

- танцы

- инструментальные пьесы

- части более крупных фор.

Для простой 2-х частной формы характерна зависимость от бытовых жанров, поэтому характерна чёткость строения, опора на квадратность.

 

Существует 2 разновидности: репризная и безрепризная.

 

Первая часть простой двухчастной формы – период. Применяются простейшие типы периода: повторного строения, неповторного строения из двух предложений (другие редко).

 

Вторая часть репризной формы – состоит из 2-х разделов, они слитны, но ясно различимы. 1-ый раздел – развивающий, называется «середина». 2-ой раздел – завершающий, это реприза (повторение) одного из предложений начального периода, чаще второго.

 

 

Вторая часть безрепризной формы, в свою очередь, может быть контрастной и развивающей.

Контрастная строится на новом материале, это ещё 1 период (припев в песне).

Развивающая, как и в репризной форме, состоит из развивающего и завершающего разделов, но повторения (репризы) не содержит.

 

Простая 3-х частная форма.

Это форма где 1-ая часть период, остальные не сложнее периода и представляют собой: 2-я часть - «середину», построение развивающего или контрастного характера, а 3-я часть –репризу

 

Схема: aba.

 

Применение: (чрезывчайно распространена)

- самостоятельная пьеса

- номер в опере или балете

- часть цикла

- раздел более сложной формы.

Размеры колеблются – это может быть маленькая пьеска или, например, финал 6-ой симфонии Чайковского.

 

Существует 2 основные разновидности:

развивающая (т. е с серединой развивающего типа)

контрастная (т. е. с серединой контрастного типа).

Развивающая – однотемная, а контрастная – двухтемная. На практике преобладает развивающая, т. к. контраст не очень свойственен простым формам.

 

Первая часть простой трехчастной формы – период любого типа.

 

Вторая часть или середина развивающего типа использует материал начального периода. Ощущение развития создаётся неустойчивостью гармоний и некоторыми другими приёмами.

 

Вторая часть или середина контрастного типа – обычно период с новой темой. Встречается в тех случаях, когда развитие не требуется, например, в музыке картинного, пейзажного типа.

 

Реприза повторяет материал начального периода, но редко бывает точной. Изменения могут быть разными. В репризу могут проникать элементы как развивающего, так и завершающего характера. Поэтому тип периода может быть другим.

 

Особые виды простой 3-х частной формы:

 

1. С повторением частей :a:ba:

2. Трёхпятичастная ababa

3. Двойная трёхчастная abab[1]a

4. Безрепризная трёхчастная abc

 

Сложные формы.

Основной принцип строения сложных форм в том, что они составлены из простых (а простые из периодов).

По своей природе сложные формы не могут содержать один музыкальный образ. Музыкальных образов в сложных формах два. Соответственно, содержание произведения, написанного в сложной форме, раскрывается через соотношение этих образов. Музыкальные темы при этом могут быть контрастны или сходны.

У сложных форм много конкретных развидностей:

-сложная двухчастая

-сложная трехчастная

-контрастно-составная

-концентрическая и т.д.

Самая распространенная - сложная трехчастная.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.