Здавалка
Главная | Обратная связь

Сложная трехчастная форма.



Это репризная форма из трех частей, каждая из которых (или хотя бы первая) сложнее периода.

 

Схема ABA.

 

Данная форма подразумевает контраст между А и B, но в этом контрасте темы обнаруживают зависимость друг от друга. 2-ая тема (B) связана с первой тем, что строится на том, чего в 1-ой нет. Например, 1-ая тема (А) исполнялась tutti (все вместе), т. к. 2-ой теме надо быть контрастной, она будет звучать соло. (Если А- белое, то B –черное). Преобладающий образ, главная тема - A. Тема В - более подчиненная. То, что 1-ая тема

более яркая, энергичная, значительная - закон сложной трехчастной формы.

 

Применение.

- крупные симфонические произведения

- части сонатно симфонического цикла, прежде всего 3я часть

симфонии - менуэт или скерцо(эта часть сонатно-симфоничного цикла всегда 3х частная)

- арии, хоры из опер

- самостоятельные пьесы, марши, танцы.

 

Существуют две основные разновидности:

- сложная трехчастная форма со средней частью типа трио (B типа трио)

- сложная трехчастная форма со средней частью в стиле эпизод (В типа эпизод)

 

Первая часть сложной трехчастной формы: чаще простая двухчастная или трехчастная форма развивающего типа.

{A} {B} {A}

a b c d

a b a c d c

c

 

Вторая (или средняя) часть типа "трио".

Трио отличается конструктивной четкостью и определенностью формы. Форма простая двухчастная, простая трехчастная и может быть период.

Трио – это не только определенная структура, но еще и характер музыки. Музыка трио всегда оживленная, с четким ритмом. (Медленных трио не бывает).

Трио всегда имеет индивидуальный облик. Когда оно начинается, мы слышим, что меняется тональность, фактура, инструментовка.

Трио вводится (начинается) без подготовки, скачком, после цезуры. Этим

подчеркивается тип контраста, а именно контраст-сопоставление.

 

Примечание: Существует два типа контраста:

- контраст сопоставление - это контраст превнесенный из вне.

- производный конраст - это результат развития, радикальное обновление того, что было раньше.

 

Как правильно трио замкнуто, имеет четкое окончание, цезуру, отделяющую его от репризы.

 

Вторая (или средняя) часть типа «эпизод».

Эпизод - это неустойчивое построение с индивидуальным выполнением формы.

Как правило, плавно вытекает из первой части и плавно втекает в репризу. Встречается в медленной музыке, например, в медленных частях симфонии. Контраст с первой частью сильный, обычно это музыка беспокойная, взволнованная, возбужденная.

 

Третья часть, она же реприза.

Посвящена утверждению главной темы. Повторение может быть точным и

измененным. Как правило, в формах с трио реприза точная. В формах с эпизодом реприза измененная.

Что может меняться?

Реприза может быть сокращена. Может быть перепланирована. Может содержать изменения инструментовки, фактуры. Все для того, чтобы создать ощущение итога.

 

В сложной трехчастной форме часто встречается кода (отдельный завершающий раздел формы).

 

{A} {B} {A} {Coda}

 

Кода нужна для уравновешивания контраста. В коде часто совмещаются черты крайних частей и средней части.

 

Особые виды сложной трехчастной формы:

- Сложная трехпятичастная:

{A} {B} {A} {B} {A}

aba сdc

-Сложная двойная трехчастная:

{A} {B} {A} {B1} {A}

 

- Промежуточная:

a {B} a

c d c

- С двумя трио, следующими подряд:

{A} {B} {C} {A}

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.