Особенности образовательного содержания в разных моделях
			Таким образом, выделяют три основных типа модели построения образовательного процесса: учебная, предметно-средовая, комплексно-тематическая. Надо заметить, что ни одна из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, сочетаясь с одной или двумя моделями построения образовательного процесса. Интересно то, что каждая из этих моделей возникала как «лучшая» по отношению к предыдущей.
 Каждая из вышеперечисленных моделей имеет структурный «каркас» организации образовательного процесса, включающий:
 1) «принципы» организации образовательных содержаний;
 2) позиции реализующего этот процесс взрослого;
 3) характер предметной среды, в которую погружены дети.
 На основании этого структурного «каркаса» дадим сравнительную характеристику этим моделям (см. таблицу 1).
 Таблица 1
 Сравнительная характеристика моделей построения образовательного процесса
   | Учебная модель | Предметно-средовая модель | Комплексно-тематическая модель | 
  | «принципы» организации образовательных содержаний | 
  | Все образовательные (развивающие) содержания организованы в форме разграниченных друг от друга и обладающих собственной логикой построения учебных предметов (по сферам познания и по видам деятельности), каждый из которых развертывается через жесткую последовательность учебных задач, предъявляемых детям. | Образовательные содержания не вносятся воспитателем, а непосредственно проецируются на предметную среду, окружающую ребенка в детском саду. Предполагается, что ребенок, свободно действуя в специально созданной предметной среде, как бы «вычерпывает» из нее образовательное (развивающее) содержание. | Тема, как специально выделенное педагогом и предложенное вниманию детей то или иное явление жизни, может проецироваться на разные виды активности, давая детям возможность удовлетворить их разные интересы.
 Потенциальное богатство ассоциативных связей, вызываемых темой и возможность ее «проживания» в комплексе разных деятельностей, делают эту модель менее жесткой, нежели учебная. | 
  | позиции реализующего этот процесс взрослого | 
  | Взрослый занимает «учительскую» позицию. Инициатива и направление деятельности детей всецело принадлежит взрослому.
 Модель рассчитана на заблаговременное и жесткое программирование образовательной среды – перечня учебных предметов и их временной развертке в течение года. Образовательный процесс строится в школьно-урочной форме (независимо от того, фронтальные это занятия или занятия по подгруппам детей). | Взрослый оказывает помощь ребенку в реализации его замыслов, подсказанных предметным материалом (без навязывания учебных задач и регламентации деятельности), дополняет и изменяет предметную среду в соответствии с возникающими у детей интересами. | Данная модель допускает известную вариативность позиций взрослого. В какие-то моменты он занимает позицию «учителя», вводя детей в тематическое содержание, раскрывая какие-то представления, в другие моменты – «проживает» тему с детьми как партнер, наблюдая, играя, занимаясь предметно-практической деятельностью вместе с ними. | 
  | характер предметной среды, в которую погружены дети | 
  | Предметная среда обсуживает занятие и приобретает вид «учебных пособий». Идеал взрослого – удержать активность ребенка в рамках учебного предмета. Все незапланированные «выбросы» детской активности воспринимаются как помеха образовательному процессу. | Развивающий материал автодидактичен, сам провоцирует ребенка на пробы и фиксирует ошибки. | Работа над темой продолжается в разных центрах активности. | 
 
  
 Давая сравнительную характеристику вышеперечисленным моделям, можно выявить их сопоставимые достоинства и недостатки: систематичность образования, присущая учебной модели, теряется при переходе к комплексно-тематической, хотя при этом уменьшается жесткость и формализованность образовательного процесса. В то же время, возрастают требования к личности педагога – от удовлетворяющего учебную модель профессионального функционера – к ставке на культуру души, гибкость и интуицию взрослого, без которых «центрированные на ребенке» программы вообще не могут работать.
  
 
 	
			
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.