Здавалка
Главная | Обратная связь

Сборная» модель обучения



В 1993 году практикам системы дошкольного образования Н. Михайленко и Н. Коротковой, была предложена новая – «сборная» модель построения образовательного процесса, включившая в себя все лучшее от каждой выше рассмотренных моделей: учебной, комплексно-тематической, предметно-средовой. Авторы дали некоторую опору для действий воспитателей в период перехода от жестко нормированной работы к вариативности и творчеству, подкрепив интуитивное использование воспитателями всех форм общения с детьми, всех форм обучения и развития, проявления более осознанного отношения к тому, что они делают.

В основе «сборной» модели лежит идея построения целостного образовательного процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми, такие как:

во-первых, позицию «учителя», который ставит определенные задачи, выбирает способы и средства их решения, оценивает правильность действий детей. Но какими бы демократическими ни были формы общения при такой позиции воспитывающего, он находится как бы «над» ребенком;

во-вторых, позицию включенного в деятельность детей равного партнера, который изнутри этой деятельности вносит свои предложения, демонстрирует разные способы действия, решает возникающие проблемы вместе с детьми;

в-третьих, позицию «создатель» окружающей развивающей среды для самостоятельной свободной деятельности детей;

в-четвертых, позицию психотерапевта, заключающуюся в создании условий для комфортного душевного самочувствия ребенка (предложена С.Н. Ткачевым).

В соответствии с этими позициями вся деятельность воспитывающего может быть разделена на четыре блока (см. таблицу 2):

1) специальное организованное обучение в форме занятий;

2) совместная деятельность воспитывающего с детьми в непринужденной, необязательной форме;

3) создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей;

4) наблюдение за детьми и анализ их развития (предложен С. Н. Ткачевым).

Таблица 2

Характеристика «сборной» модели построения образовательного процесса  
  1 блок «Специально организованное обучение в форме занятий» 2 блок «Совместная взросло-детская (партнерская) деятельность» 3 блок «Свободная самостоятельная деятельность детей» 4 блок «Наблюдение за детьми и анализ их развития»
Цель Развитие сенсорных и мыслительных способностей, расширение и систематизация знаний детей об окружающем мире, а также формирование у них элементов учебной деятельности Развитие социальных навыков, освоение разных видов деятельности, приобщение к искусству, нравственным ценностям, расширение представлений о мире, развитие речи детей. Развитие творческой активности детей в разных видах деятельности, свободное экспериментирование с различными материалами. Увидеть и понять психические трудности и проблемы каждого ребенка и помочь их преодолеть. Осуществляется коррекционная работа на основе педагогической диагностики.
Позиция педагога «Учитель», ставит перед детьми определенные задачи, предлагает способы или средства их решения, оценивает правильность действий. Какими бы демократическими ни были здесь формы общении, в этом случает взрослый находится как бы «над» ребенком. «Партнер» детей, участвующий в совместной деятельности, но партнер-инициатор. При этом педагог не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает ее и приглашает к ней своим примером и участием демонстрируя образцы ее организации. В тоже время, взрослый, как партнер поощряет и учитывает детскую инициативу к развертыванию деятельности. Он изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрируя разнообразные способы действий, решает возникающие проблемы «вместе с детьми» без жестких оценок («правильно-неправильно» и т.п.). Совместная деятельность должна быть ненавязчивой и нежесткой, мера включения детей в нее зависит от умения воспитателя. «Создатель условий». Педагог обеспечивает возможность саморазвития каждого ребенка.   «Психотерапевт». Данная позиция педагога заключается в создании условий для комфортного душевного самочувствия детей.  
Организация образова-тельного содержания Осуществляется по принципу учебной модели. Это заключается в том, что все образовательное (развивающее) содержание организовано в форме разграниченных друг от друга и обладающих собственной логикой построения учебных предметов (по сферам познания и по видам деятельности). В дошкольном образовании это разделение является условным, т.к. образовательный процесс неотделим от воспитательного, каждый из которых развертывается через жесткую последовательность учебных задач, предъявляемых детям. Осуществляется по принципу комплексно-тематической модели. Тема как специально выделенное педагогом и предложенное вниманию детей то или иное явление жизни, проецируется на разные виды активности, давая детям возможность удовлетворить их разные интересы. Потенциальное богатство ассоциативных связей, вызываемых темой, и возможность ее «проживания» в комплексе разных деятельностей делают эту модель менее жесткой, нежели учебная. Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия, т.е. проводится через нерегламентированные виды деятельности. Осуществляется по принципу средовой модели. Этот блок наполняется образовательным содержанием как за счет «инерции» совместной взросло-детской активности, так и за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая может быть структурирована по видам детской деятельности и обеспечивает для детей выбор по интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей – игры, рисования, лепки, конструирования, физических упражнений, экспериментирования со свойствами вещества и механизмами, а также предметное оснащение, использованное в первых двух блоках. Данный блок обеспечивает успех всей деятельности воспитывающего, так как развитие, обучение и воспитание детей возможны лишь в условиях их душевного благополучия!
Действия воспитателя Планирует и проводит воспитательно-образовательную работу в форме специально организованных занятий: - музыкально-ритмические; - по познавательному развитию; - по математическому развитию; - по подготовке детей к обучению грамоте; - по развитию художественно-продуктивной деятельности; - физкультурные - может сам вызвать активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность; - может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее ход изнутри как равный партнер. Целесообразно в ряде случаев обеспечить условия для деятельности с «открытым концом», так, чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес. Создает разнообразную предметную развивающую среду, обеспечивающую каждому ребенку выбор направления активности.   - наблюдает за детьми; - на основе разработанных методик проводит педагогическую диагностику; - планирует и проводит индивидуальную работу с ребенком.
Формы работы Разнообразные виды занятий - чтение книг, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, репродукций; - рисование, лепка, аппликация, конструирование; - физкультурные упражнения, подвижные игры (в помещении и на прогулке); - прослушивание музыки, совместная со взрослым сюжетная и настольная игра; - совместный элементарный труд; - экскурсии. Ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Педагог создает условия для самореализации каждого ребенка: будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. - чтение книг, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, репродукций; - рисование, лепка, аппликация, конструирование; - физкультурные упражнения, - прослушивание музыки, совместная сюжетная и настольная игра; - совместный элементарный труд.
Формы организации -фронтальная; -подгрупповая; -индивиду альная - работа с преобладающим большинством детей (экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыки, подвижные игры, физические упражнения); - с небольшими подгруппами в соответствии со склонностями детей и уровнем их умения; - работа с парой, с одним ребенком, т.е. индивидуальная работа, когда воспитатель считает нужным продвинуть ребенка в той или иной деятельности, умениях. Деятельность детей в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния здоровья, интересов и направлена на удовлетворение потребностей ребенка, в том числе физиологических (в сне, питании, отдыхе, пребывании на свежем воздухе), познавательных, творческих и, что чрезвычайно важно, потребности в общении. Созданная в группе среда, позволяет детям объединиться парами, небольшими группами по интересам, по видам деятельности, а также у ребенка имеется возможность уединиться. Индивидуальная.
Условия Наличие необходимых «учебных» пособий» Предполагает создание такой среды, которая обеспечивала бы как индивидуальную активность детей: по выбору, так и возможность добровольного объединения в пары, небольшие подгруппы через общие материалы, общее пространство деятельности. - ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностями и интересами; - материалы должны быть многослойны, т.е. обеспечивать занятость детей с разной степенью освоения того или иного вида деятельности; - материалы и оборудование размещены в группе с учетом закономерностей жизни детского сообщества; - педагог должен владеть приема подключения к детской деятельности, не нарушая ее свободного характера; -педагог владеет знаниями о содержании детской субкультуры. - учет индивидуальных психо-физиологических особенностей ребенка; - осуществление дифференцированного подхода при организации деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка; - создание атмосферы психо- эмоционального комфорта в группе; - помощь психолога и других специалистов; - специальная организация жизни детского сада.
Время Лучше в утренние часы, особенно занятия, требующие высокой умственной активности детей Осуществляется в те отрезки времени, когда педагог свободен от занятий: после дневного сна, во время прогулок в утренние и вечерние часы, когда часть детей еще не пришла в детский сад, или уже отсутствует. Осуществляется в свободное время. Свободное время предусматривается в жизни ребенку в детском саду в течение дня. В это время не задается какая-либо определенная деятельность, ребенок использует его по собственному усмотрению. - может осуществляться как особая часть деятельности, занимающая определенное время в течение рабочего дня; - работа по коррекции детского развития может быть включена в другие блоки.

 


 

Список литературы

 

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – № 265.

2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 14-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 416 с.

3. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 207 с.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ. – Режим доступа : http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/08/05/kompleksno-tematicheskiy-printsip-postroeniya-obrazovatelnogo – (Дата обращения : 29.09.2015).

5. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования. – Режим доступа: http://studme.org/152708074760/psihologiya/model_obrazovatelnogo_protsessa_pedagogicheskoy_deyatelnosti_stupeni_doshkolnogo_obrazovaniya – (Дата обращения : 01.10.2015).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.