Сборная» модель обучения
В 1993 году практикам системы дошкольного образования Н. Михайленко и Н. Коротковой, была предложена новая – «сборная» модель построения образовательного процесса, включившая в себя все лучшее от каждой выше рассмотренных моделей: учебной, комплексно-тематической, предметно-средовой. Авторы дали некоторую опору для действий воспитателей в период перехода от жестко нормированной работы к вариативности и творчеству, подкрепив интуитивное использование воспитателями всех форм общения с детьми, всех форм обучения и развития, проявления более осознанного отношения к тому, что они делают.
В основе «сборной» модели лежит идея построения целостного образовательного процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми, такие как:
во-первых, позицию «учителя», который ставит определенные задачи, выбирает способы и средства их решения, оценивает правильность действий детей. Но какими бы демократическими ни были формы общения при такой позиции воспитывающего, он находится как бы «над» ребенком;
во-вторых, позицию включенного в деятельность детей равного партнера, который изнутри этой деятельности вносит свои предложения, демонстрирует разные способы действия, решает возникающие проблемы вместе с детьми;
в-третьих, позицию «создатель» окружающей развивающей среды для самостоятельной свободной деятельности детей;
в-четвертых, позицию психотерапевта, заключающуюся в создании условий для комфортного душевного самочувствия ребенка (предложена С.Н. Ткачевым).
В соответствии с этими позициями вся деятельность воспитывающего может быть разделена на четыре блока (см. таблицу 2):
1) специальное организованное обучение в форме занятий;
2) совместная деятельность воспитывающего с детьми в непринужденной, необязательной форме;
3) создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей;
4) наблюдение за детьми и анализ их развития (предложен С. Н. Ткачевым).
Таблица 2
Характеристика «сборной» модели построения образовательного процесса
|
| 1 блок
«Специально организованное обучение в форме занятий»
| 2 блок
«Совместная взросло-детская (партнерская) деятельность»
| 3 блок
«Свободная самостоятельная деятельность детей»
| 4 блок
«Наблюдение за детьми и анализ их развития»
| Цель
| Развитие сенсорных и мыслительных способностей, расширение и систематизация знаний детей об окружающем мире, а также формирование у них элементов учебной деятельности
| Развитие социальных навыков, освоение разных видов деятельности, приобщение к искусству, нравственным ценностям, расширение представлений о мире, развитие речи детей.
| Развитие творческой активности детей в разных видах деятельности, свободное экспериментирование с различными материалами.
| Увидеть и понять психические трудности и проблемы каждого ребенка и помочь их преодолеть.
Осуществляется коррекционная работа на основе педагогической диагностики.
| Позиция педагога
| «Учитель», ставит перед детьми определенные задачи, предлагает способы или средства их решения, оценивает правильность действий. Какими бы демократическими ни были здесь формы общении, в этом случает взрослый находится как бы «над» ребенком.
| «Партнер» детей, участвующий в совместной деятельности, но партнер-инициатор. При этом педагог не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает ее и приглашает к ней своим примером и участием демонстрируя образцы ее организации. В тоже время, взрослый, как партнер поощряет и учитывает детскую инициативу к развертыванию деятельности. Он изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрируя разнообразные способы действий, решает возникающие проблемы «вместе с детьми» без жестких оценок («правильно-неправильно» и т.п.). Совместная деятельность должна быть ненавязчивой и нежесткой, мера включения детей в нее зависит от умения воспитателя.
| «Создатель условий».
Педагог обеспечивает возможность саморазвития каждого ребенка.
| «Психотерапевт». Данная позиция педагога заключается в создании условий для комфортного душевного самочувствия детей.
| Организация образова-тельного содержания
| Осуществляется по принципу учебной модели. Это заключается в том, что все образовательное (развивающее) содержание организовано в форме разграниченных друг от друга и обладающих собственной логикой построения учебных предметов (по сферам познания и по видам деятельности). В дошкольном образовании это разделение является условным, т.к. образовательный процесс неотделим от воспитательного, каждый из которых развертывается через жесткую последовательность учебных задач, предъявляемых детям.
| Осуществляется по принципу комплексно-тематической модели. Тема как специально выделенное педагогом и предложенное вниманию детей то или иное явление жизни, проецируется на разные виды активности, давая детям возможность удовлетворить их разные интересы. Потенциальное богатство ассоциативных связей, вызываемых темой, и возможность ее «проживания» в комплексе разных деятельностей делают эту модель менее жесткой, нежели учебная. Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия, т.е. проводится через нерегламентированные виды деятельности.
| Осуществляется по принципу средовой модели.
Этот блок наполняется образовательным содержанием как за счет «инерции» совместной взросло-детской активности, так и за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая может быть структурирована по видам детской деятельности и обеспечивает для детей выбор по интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей – игры, рисования, лепки, конструирования, физических упражнений, экспериментирования со свойствами вещества и механизмами, а также предметное оснащение, использованное в первых двух блоках.
| Данный блок обеспечивает успех всей деятельности воспитывающего, так как развитие, обучение и воспитание детей возможны лишь в условиях их душевного благополучия!
| Действия воспитателя
| Планирует и проводит воспитательно-образовательную работу в форме специально организованных занятий:
- музыкально-ритмические;
- по познавательному развитию;
- по математическому развитию;
- по подготовке детей к обучению грамоте;
- по развитию художественно-продуктивной деятельности;
- физкультурные
| - может сам вызвать активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность;
- может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее ход изнутри как равный партнер.
Целесообразно в ряде случаев обеспечить условия для деятельности с «открытым концом», так, чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес.
| Создает разнообразную предметную развивающую среду, обеспечивающую каждому ребенку выбор направления активности.
| - наблюдает за детьми;
- на основе разработанных методик проводит педагогическую диагностику;
- планирует и проводит индивидуальную работу с ребенком.
| Формы работы
| Разнообразные виды занятий
| - чтение книг, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, репродукций;
- рисование, лепка, аппликация, конструирование;
- физкультурные упражнения, подвижные игры (в помещении и на прогулке);
- прослушивание музыки, совместная со взрослым сюжетная и настольная игра;
- совместный элементарный труд;
- экскурсии.
| Ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Педагог создает условия для самореализации каждого ребенка: будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.
| - чтение книг, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, репродукций;
- рисование, лепка, аппликация, конструирование;
- физкультурные упражнения,
- прослушивание музыки, совместная сюжетная и настольная игра;
- совместный элементарный труд.
| Формы организации
| -фронтальная;
-подгрупповая;
-индивиду
альная
| - работа с преобладающим большинством детей (экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыки, подвижные игры, физические упражнения);
- с небольшими подгруппами в соответствии со склонностями детей и уровнем их умения;
- работа с парой, с одним ребенком, т.е. индивидуальная работа, когда воспитатель считает нужным продвинуть ребенка в той или иной деятельности, умениях.
Деятельность детей в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния здоровья, интересов и направлена на удовлетворение потребностей ребенка, в том числе физиологических (в сне, питании, отдыхе, пребывании на свежем воздухе), познавательных, творческих и, что чрезвычайно важно, потребности в общении.
| Созданная в группе среда, позволяет детям объединиться парами, небольшими группами по интересам, по видам деятельности, а также у ребенка имеется возможность уединиться.
| Индивидуальная.
| Условия
| Наличие необходимых «учебных» пособий»
| Предполагает создание такой среды, которая обеспечивала бы как индивидуальную активность детей: по выбору, так и возможность добровольного объединения в пары, небольшие подгруппы через общие материалы, общее пространство деятельности.
| - ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностями и интересами;
- материалы должны быть многослойны, т.е. обеспечивать занятость детей с разной степенью освоения того или иного вида деятельности;
- материалы и оборудование размещены в группе с учетом закономерностей жизни детского сообщества;
- педагог должен владеть приема подключения к детской деятельности, не нарушая ее свободного характера;
-педагог владеет знаниями о содержании детской субкультуры.
| - учет индивидуальных психо-физиологических особенностей ребенка;
- осуществление дифференцированного подхода при организации деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
- создание атмосферы психо- эмоционального комфорта в группе;
- помощь психолога и других специалистов;
- специальная организация жизни детского сада.
| Время
| Лучше в утренние часы, особенно занятия, требующие высокой умственной активности детей
| Осуществляется в те отрезки времени, когда педагог свободен от занятий: после дневного сна, во время прогулок в утренние и вечерние часы, когда часть детей еще не пришла в детский сад, или уже отсутствует.
| Осуществляется в свободное время. Свободное время предусматривается в жизни ребенку в детском саду в течение дня. В это время не задается какая-либо определенная деятельность, ребенок использует его по собственному усмотрению.
| - может осуществляться как особая часть деятельности, занимающая определенное время в течение рабочего дня;
- работа по коррекции детского развития может быть включена в другие блоки.
|
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – № 265.
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 14-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 416 с.
3. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 207 с.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ. – Режим доступа : http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/08/05/kompleksno-tematicheskiy-printsip-postroeniya-obrazovatelnogo – (Дата обращения : 29.09.2015).
5. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования. – Режим доступа: http://studme.org/152708074760/psihologiya/model_obrazovatelnogo_protsessa_pedagogicheskoy_deyatelnosti_stupeni_doshkolnogo_obrazovaniya – (Дата обращения : 01.10.2015).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|