Здавалка
Главная | Обратная связь

Российское конституционное право: понятие, предмет, метод и система



Понятие, предмет и методы конституционного права России

 

Конституционное право России – одна из отраслей российской правовой системы, представляющая собою совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя РФ, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

 

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. Основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

 

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу закрепления и регулирования:

 

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

 

2) взаимоотношений между государством и личностью, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации, правовых основ статуса граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории РФ;

 

3) федеративного устройства РФ, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

 

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти, судебной власти, а также местного самоуправления.

 

Как и любая отрасль права, конституционное воздействует на общественные отношения с помощью методов, которые представляют собой совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников, с помощью которых эти отношения упорядочиваются, развиваются.

 

Конституционное право применяет такие правовые методы как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение, запрет и др.

 

Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права автономий или субъектов федерации и т. п.

 

Метод обязывания закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

 

Метод дозволения. Предписания, содержащиеся в нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.

 

Метод запрещения. Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

 

Методы регулирования обеспечивают нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

 

Система права в РФ состоит из многих отраслей – гражданского, уголовного, трудового, административного и т. д. Среди них конституционное право занимает ведущее место, поскольку оно:

 

1) регулирует важнейшие общественные отношения;

 

2) устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;

 

3) фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;

 

4) устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;

 

5) учреждает систему органов государственной власти, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности;

 

6) регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.

 

Главным источником является конституция РФ – основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права. Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права.

 

Теория конституции

1. Теория конституции

 

1.1 Общие положения

 

Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом гос и публичной жизни, основным источником государственной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти.

 

Конституция демократического страны закрепляет суверенитет народа, базы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.

Конституция – это первое нужное условие страны, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных.

 

Так уж сложилось в мировой практике, что главным содержанием хоть какой конституции являются четыре блока заморочек:

> Сущность публичного строя и форма правления.

> базы правового положения личности в государстве и обществе.

> Государственное устройство.

> Структура власти, в первую очередь верховной, система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 

Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Обычно этим термином определяется основной закон страны, владеющий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов власти, управления, суда главные права, свободы и обязанности людей[2].

 

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения людей меж собой и с государством. Конституция нужна для того, чтоб законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы людей.

 

Развитие русского страны подтверждает общее правило нашего времени: любая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция принципиальна и нужна для современного страны, до этого всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и базы организации, формы и способы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех главных сферах публичного развития, взаимоотношения страны с человеком и гражданином. Самое основное - конституция придает высшую юридическую силу базовым правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сейчас фактически не существует. Даже Великобритания, в которой нет одного и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), А также традиций, составляющих в совокупности её конституцию. Более того, для ХХ столетия, в особенности его второй половины, типично обновление конституционного строя многих государств, включая Францию,

Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой

Конституции в России тоже является отражением серьезнейших публичных потребностей.

 

1.2 Формы и структуры Конституций.

 

На форму, т.Е. Метод организации заключенного в Конституции материала в единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает содержание

Конституции. Изменение содержания влечет за собой изменение формы.

 

Если категория «содержание» отвечает на вопрос что в Конституции заключено, то «форма» дает представление о том, какова внутренняя организация этого содержания, в какие структурные элементы оно воплощено. В

Конституции это преамбула, разделы, главы, статьи. Совместно с тем, различие содержания и формы Конституции имеет в известной мере условный характер.

Конституция как явление публичной жизни выступает в единстве формы и содержания.

 

Форма Конституции имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.Е. Систему и структуру.

 

Система Конституции – это обусловленная содержанием объекта конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требований законодательной техники и государственных традиций в праве. Она выражает последовательность расположения преамбулы, разделов, глав, статей в тексте. Система Конституции дает представление о её организационном строении, обеспечивает внутреннюю согласованность разделов, глав, статей, отсутствие противоречий внутри акта. Кроме остальных обстоятельств, система Конституции обусловлена удобством использования актом, наибольшей компактностью норм, доступностью для понимания широкими массами.

 

Структура Конституции – это логическая связанность разных институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции.

Нормы, составляющие один институт, могут быть размещены в различных главах

Конституции, но в собственной совокупности они представляют содержательное единство. С данной точки зрения для внутренней структуры не имеет значение, составляет тот либо другой институт раздел либо главу. Принципиальна настоящая взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных институтов.

 

В различие от системы, которая стает перед нами как совокупность частей – преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура проявляется как определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и конституционных норм, образующих эти университеты.

 

 

1.3 Конституция и правительство.

 

Первые конституционные акты, либо конституции в современном смысле этого слова, не случаем возникли в XVII- XVIII вв. (Великобритания, США,

Франция), хотя правительство появилось намного ранее. Конкретно тогда человечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать правительство, заставив его подчиняться каким - то заданным правилам. Представления о Конституции были разработаны ранее (в частности, Аристотелем), но они обращались в основном вокруг вопросов о оптимальном устройстве гос власти в согласовании с понятием демократии и справедливости. Но даже в этом ограниченном понимании главные законы не привились в старых государствах. Во времена римской империи этим термином назывались императорские указы, а в средневековье - акты о феодальных вольностях.

 

Демократические революции XVII- XVIII вв. Были вызваны потребностью не просто переустройства власти, а, основным образом, нахождения рационального соотношения меж властью и свободой. Поэтому, как британская конституционная система, так и писаные конституции США, Франции в первую очередь решали конкретно эту задачку. В США это было сделано с определенной “ осечкой ”, ибо создатели Конституции, принятой в 1787г., Попробовали обойтись без раздела о правах и свободах людей, посчитав достаточным английский принцип “что не запрещено, то дозволено”. Но люд скоро принудил законодателей поправить положение, вследствие чего спустя два года был принят Билль о правах (первые десять поправок к Конституции).

 

таковым образом, конституция является элементом определенной философии страны, и эта философия основывается на понимании угрозы ничем не ограниченной власти страны для свободы и благополучия человека.

 

Демократическое правительство - постоянно конституционное правительство, но не всякое правительство, имеющее конституцию, может быть названо конституционным и демократическим.

 

К числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в развитии государственности, тем самым конституция подчеркивает незыблемость государственности, несмотря ни на какие революции, государственные перевороты либо перестройки. В нынешней русской Конституции эта функция выражена в двух качествах - в преамбуле говорится о сохранении исторически сложившегося государственного единства и о возрождении суверенной государственности России.

 

В конституциях практически постоянно подчеркивается, что они принимаются народом либо от имени народа. Русская Конституция заимствует этот подход

- её преамбула, содержащая ряд принципиально принципиальных положений, построена как длинная, но единая грамматическая фраза: “ Мы, многонациональный люд русской Федерации,… принимаем Конституцию русской Федерации ”.

Тем самым подчеркивается основной источник учредительной конституционной власти - люд, а Конституция как бы юридически связывает люд и правительство, выражает правомерность власти над людьми.

 

В XX в. Конституции стали играться еще одну важную роль - противодействия возросшему радикализму, планам революционного переустройства общества. Демократическая конституционная законность призвана сдерживать притязания левого и правого радикализма, обеспечивая обществу уверенность в прочности гарантий свободы и равенства.

 

Есть еще одна принципиальная функция конституции - препятствовать территориальному распаду страны, обеспечивать его единство и неделимость. Растет значение конституции как инструмента для заслуги единства народов, исторически соединенных в том либо ином государстве.

 

1.4 Определение конституции и её содержание.

 

Конституция - до этого всего юридический документ, база государственности, законности и правопорядка. Конкретно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время - это политический документ, ибо она, непременно, оказывает регулирующее действие на политические дела в обществе.

 

Под Конституцией соображают основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет главные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов гос власти и управления (форму правления). Конституция очеркивает круг функций страны, устанавливает базы его отношений с человеком и обществом. В мировой конституционно - правовой теории нет одного взора на содержание

Конституции. Конституции различных государств являют собой очень контрастную картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания.[3]

 

В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает колебаний, что первейшей целью и задачей конституции в хоть какой стране обязаны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство гос власти может быть демократическим и эффективным лишь при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет реализуется через представительную систему, формируемую на базе всеобщего избирательного права, и т.Д. Другими словами, мировое общество как бы сложило определенную модель демократического страны, соответствующего принципам современной цивилизации.

 

В демократическом обществе создаваемый конституционный механизм власти - это постоянно компромисс, поскольку в публичной жизни участвуют либо ведут борьбу за власть разные политические силы. Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный, выражает общую (за исключением деструктивных сил) заинтересованность решать делему власти и свободы на базе закона, а не внедрения силы. Конституция поэтому не может действовать в интересах лишь одного, пусть даже могущественного, класса, она воплощает гражданское согласие и противостояние насилию.

 

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно - декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах частенько фиксируются цели и функции страны, подчеркиваются историческая преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом, нравственные базы конституции и т.Д. - Они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции.

 

В Конституции русской Федерации с формальной точки зрения преамбулы нет, но содержится введение, состоящее из нескольких принципиальных положений. Они объясняют предпосылки и цели принятия Основного

Закона. Посреди них утверждение права и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости её демократических основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонационального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, а также ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового общества.

Это нравственно - политические воззрения русского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.

 

В заключительных разделах конституций непременно содержатся нормы о порядке конфигурации, тотчас очень принципиальные.

 

таковым образом, структурный анализ конституции с элементами логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

 

1.5 Прямое действие конституции.

 

Конституция - это фундамент конституционного права, а, следовательно, лишь часть его. Любая норма основного закона обрастает другими нормами из разных источников. Это безизбежно, но при этом возникает опасность, что конституционные положения могут как бы раствориться в море конституционного права, утратить свой ценность

 

чтоб этого не вышло, определенным нормам конституции либо всей конституции законодатель придает статус прямого либо непосредственного деяния, что дозволяет заинтересованному субъекту требовать защиты собственных прав в судебном порядке, ссылаясь лишь на конституционную формулировку.

Такое прямое действие конституции более принципиально для защиты прав и свобод людей. Даже в тех странах, где об этом нет упоминания в тексте конституции, прямое действие давно признается судебной практикой. В России о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина говорится в ст. 18 Конституции, а о прямом действии Конституции - в ст. 15 (Ч.1).

 

1.6 Виды конституций.

 

обилие конституций, явившееся следствием долгого исторического развития, просит их классификации по каким - то существенным признакам. Различаются, к примеру, писаные и неписаные конституции.

 

Конституции классифицируются по порядку принятия. Различаются октроированные (дарованные сверху) конституции - традиционно так называют те главные законы, которые были “ дарованы ” народу монархом (Марокко,

Непал, Саудовская Аравия). таковой характер носили также конституции, данные

Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

 

Общепризнанные легитимные методы принятия конституции - с помощью учредительного собрания и референдума. Первым методом, к примеру, была принята сейчас работающая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787 г.), А также Италии (1947 г.), Индии (1948 г.), Болгарии (1990г.) И Румынии

(1991г.), А вторым – Франции (1958 г.). Всенародное голосование

(референдум) стало методом принятия Конституции русской Федерации 12 декабря 1993 г. Но в подавляющем большинстве стран политические условия дозволяли воспринимать конституцию обыденным парламентским методом, хотя после этого ее время от времени выносили на референдум (Испания, 1978 г.).

 

По порядку конфигурации различаются конституции “гибкие” и “жесткие”.

Первые конфигурации и дополнения - так же, как обыденные законы - таковых сейчас незначительно; вторые - с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после её внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), Т.Е. Создаются трудности на пути внесения конфигураций и поправок. В США, к примеру, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции в нее включили лишь 27 поправок, хотя дискуссировалось несколько тыщ. К числу “жестких” конституций следует отнести и Конституцию РФ. “Жесткий” порядок способствует большей стабильности конституций, хотя решающее значение тут имеют политические условия.

 

1.7 Конституция в федеративном государстве.

 

Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации.

любая федерация является объединением государственных образований, которые владеют определенными признаками страны, и, до этого всего, - правом воспринимать свои конституции. Так, в США каждый штат имеет свою конституцию, в ФРГ - любая земля, в Швейцарии - каждый кантон и т. Д.

 

сейчас в русской Федерации также появилось положение, когда конституции ряда её субъектов (Республики Татарстан, Башкоторстан, Марий

Эл) закрепили суверенитет собственного страны, а конституция самопровозглашенной Чеченской Республики - Ичкерии объявило правительство не лишь суверенным, но и равноправным субъектом в системе мирового содружества наций. Но, если разглядывать такое положение не с политической, а с юридической точки зрения, то станет ясным противоправный характер попыток обосновать суверенный характер субъектов русской

Федерации. Ни один из них не имеет корней гос независимости и никогда не владел правом выхода из русской Федерации. Конституции этих республик в данном случае закрепили положение, которые в его полном значении нельзя квалифицировать по другому, как юридически несостоятельное.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.