Перспективы развития МО «Выборгский район» основываются как на использовании ресурсов развития и благоприятных возможностей, так и на выявлении и преодолении неблагоприятных тенденций.
Географическое положение
| Относительная близость к областному центру (г. Санкт-Петербург).
Наличие привлекательных ландшафтов. Основное богатство – рекреационные ресурсы.
Возможность эффективного использования геоэкономического потенциала территории.
Наличие набора транспортных и инженерных коммуникаций.
Имидж экологически благоприятного района
| Конкуренция со стороны областного центра (г. Санкт-Петербург).
Динамичное развитие соседних районов, способных «оттянуть» на себя трудовые и инвестиционные ресурсы (Всеволожский район, Приозерский район).
|
Экономика
| Высокая предпринимательская активность населения.
Высокий потенциал потребительского рынка.
| Слабая диверсифицированность экономической базы МО «Выборгский район», Отсутствие устойчиво работающих градообразующих предприятий общероссийского значения.
|
Производство
| Строительство магистрального газопровода, наличие планов строительства новых промышленных предприятий
| Высокий износ основных фондов.
Дефицит кадров и низкий уровень квалификации предложений на рынке труда.
|
Инвестиции
| Наличие ФАИП (федеральной адресной инвестиционной программы) по строительству социальной инфраструктуры и жилья.
Наличие адресной инвестиционной программы.
Наличие свободных для застройки земельных участков.
Высокая заинтересованность МО «Выборгский район» в привлечении инвестиций.
| Невысокий уровень инвестиций в производства муниципального образования.
Недостаточное обеспечение территории инженерной инфраструктурой для жилищного строительства.
|
Среда проживания
| Постоянно повышающийся уровень благоустройства.
Ухоженный внешний облик населенных пунктов МО «Выборгский район».
Высокий уровень обеспеченности услугами социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита и т.д.) .
Постоянно растущее качество предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Удобная планировка населенных пунктов, наличие свободных площадей для жилищного строительства.
| Относительно высокий уровень уличной и молодежной преступности
Наличие больших массивов ветхой жилищной застройки (в особенности в сельских населенных пунктах).
Высокий износ объектов социальной сферы и инженерных сооружений и объектов.
Плохое состояние внутренних коммуникаций в ряде детских дошкольных учреждений.
Невысокий уровень качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
|
Риски и ограничения развития муниципального образования, промышленные и непромышленные отрасли экономики муниципального образования, которые будут обладать наибольшим потенциалом роста. Система устойчивых конкурентных преимуществ экономического и социального развития муниципального образования. Оценка их перспектив в реализации.
Выводы анализа социально-экономического развития, основных тенденций, проблем, диспропорций и ограничений, сложившихся в социально-экономическом развитии Выборгского муниципального района, оказывающих влияние на стратегическую конкурентоспособность территории в долгосрочной перспективе, представлены с элементами SWOT-анализа в табличном формате.
Таблица 17.
Форма «ИТОГИ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ (АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»
ФАКТОРЫ
| СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (сравнительные преимущества)
| СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (сравнительные недостатки)
|
Экономико-географическое положение
| § Благоприятное транспортно-географическое положение, Выборгский район – крупный транспортный узел регионального уровня
§ Положение района непосредственно на границе с Евросоюзом
| § Качество покрытия автомобильных дорог имеет высокую степень износа, недостаточно эффективны мероприятия по ремонту в связи с отсутствием необходимого финансирования данной сферы
|
Природные ресурсы и экология
| § Обеспеченность общераспространенными полезными ископаемыми, а также строительным камнем
§ Благоприятные агроклиматические ресурсы для развития сельского хозяйства, в первую очередь молочного животноводства и кормопроизводства, рыбоводческого хозяйства
§ Большой потенциал водных биоресурсов в водах Финского залива и Выборгского залива Балтийского моря
§ Огромный потенциал развития природоориентированного туризма и рекреации, благоприятные природно-рекреационные условия
| § Ограниченность ресурсов питьевого водоснабжения на части территории района, а также ограниченность ресурсов хозяйственного водоснабжения, что обусловлено неравномерным распределением поверхностных вод по территории.
§ Использование поверхностных водных источников лимитируется низким качеством вод.
§ Подземными обеспечена только южная часть территории Выборгского района. Северная часть территории относится к необеспеченным подземными водами
§ Высокий уровень рекреационной дигрессии наиболее посещаемых туристами и отдыхающими территорий
|
Население, уровень жизни
| § Высокая миграционная привлекательность территории
§ Высокая мобильность населения (активность ежедневных маятниковых миграций: трудовых, учебных, культурных и др.)
§ Средний уровень заработной платы выше среднего уровня по Ленинградской области
| § Процесс старения структуры населения
§ Сохранение естественной убыли населения и нестабильной динамики общей численности населения района
§ Имеющаяся дифференциация в уровне жизни населения между городской и сельской местностью
§ Слабая конкурентоспособность мест приложения труда в сравнении с Санкт-Петербургом, особенно по уровню оплаты труда
|
Сезонное население
| § Потенциальный рынок сбыта для сферы услуг и развития малого бизнеса (в том числе питомники и др.), сбыт фермерских товаров
§ Развитие рынка деревянного домостроения и строительных услуг
| § Влияние на значительный сезонный рост отходов потребления;
§ Сезонное увеличение пассажиропотоков и автомобильного транспорта
|
Коммунальное хозяйство и инфраструктура
| § Сравнительно высокая степень обеспеченности территории муниципального района объектами инфраструктуры, реализация проектов газификации населенных пунктов
| § Высокая степень износа объектов инженерной инфраструктуры, отстающие темпы капитального ремонта и строительства новых сетей в связи с недостатком финансирования.
§ Мощности объектов инженерной инфраструктуры загружены практически полностью, скорость ввода новых мощностей отстает от возрастающего спроса при развитии жилищного и промышленного строительства.
§ Степень газификации сельских населенных пунктов недостаточна
§ Только 70 % жителей района проживают в зоне нормативной транспортной доступности административного центра муниципального района.
§ Инфраструктура может стать ограничивающим фактором социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности территории
|
Транспортное обслуживание
| § Тенденция к увеличению количества маршрутов железнодорожного транспорта пригородного сообщения, запуск скоростных электропоездов.
§ Модернизация трассы А-181 «Скандинавия».
§ Потенциал создания грузового аэропорта «Вещево» как крупнейшего в СЗФО, развитие мультимодальных грузовых перевозок с использованием авиатранспорта
| § Дорожная инфраструктура не справляется с возросшей автомобильной нагрузкой. Автомобильные дороги района, не относящиеся к основным дорогам регионального значения, нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции с целью повышения их технико-эксплуатационных характеристик и пропускной способности.
§ Сокращение количества маршрутов автомобильного транспорта общего пользования.
§ Сокращение парка подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования.
§ Отсутствие благоустроенных пунктов отправления пассажиров (автостанций / автопавильонов) в центрах поселений муниципального района.
§ Уровень обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения очень низкий.
|
Жилищное хозяйство
| § Сохраняющиеся сравнительно высокими темпы нового жилищного строительства, высокий спрос на земельные участки для ИЖС, в том числе сезонного типа
| § Уровень жилищной обеспеченности населения существенно ниже среднеобластного, особенно в городской местности (22,7 кв.м/чел. и 26,2 кв.м/чел. соответственно)
§ Наличие проблемы реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда, особенно в отдаленных населенных пунктах в сельской местности и в историческом центре г. Выборга
|
Социальная сфера
| § В целом по Выборгскому муниципальному району достаточно развитая сеть учреждений и предприятий обслуживания, во всех муниципальных образованиях имеются учреждения повседневного спроса (образования, здравоохранения, культурно-досугового типа, спорта, торговли)
§ Город Выборг является центром обслуживания населения межрайонного значения, здесь расположены учреждения здравоохранения, образования, культуры регионального значения
§ Развитие частного сектора в сфере предоставления услуг
§ Низкий уровень социальной конфликтности
§ Развит образовательный комплекс, большое количество вузов
| § В условиях роста численности детского населения не в полной мере обеспечена потребность населения в учреждениях образования, данная проблема особенно актуальна для г. Выборг и Рощинского городского поселения.
§ Недостаточный уровень развития сети учреждений физической культуры и спорта, культурно-досугового типа в сравнении с нормативами, особенно в сельской местности.
§ Проблема дефицита обеспеченности учреждений обслуживания кадрами, особенно в сельской местности.
§ Необходимость формирования современной учебно-материальной базы.
§ Не в полной мере в учреждениях обслуживания организованы условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
§ Требуют улучшения социально-экономическое положение и жилищные условия педагогов и врачей, что недостаточно стимулирует приток молодых специалистов в сферы образования и здравоохранения
§ Недостаточная роль социальных факторов в формировании привлекательности Выборгского района для притока экономически активного населения и бизнеса (система образования, здравоохранение, качество городской среды и т.д.).
|
Малый и средний бизнес
| § Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (в том числе фонд поддержки сельского развития, фонда малого и среднего предпринимательства, женский ресурсный центр)
§ Наличие широкого рынка сбыта
| § Сильное влияние внешней конъюнктуры на развитие малого предпринимательства
§ Сложности с получением финансовых инвестиций для развития;
§ Несогласованность и недостаточная проработанность местного законодательства.
|
Промышленность
| § Сформирован многоотраслевой промышленный комплекс с основными центрами в г. Выборг и г. Каменногорск, г. Светогорск, наличие свободных территорий, промышленных зон и площадок
§ Реализация областных программ по созданию промышленных зон регионального значения
| § Ограниченность мощностей инженерной инфраструктуры
§ Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов
|
Сельское хозяйство
| § Агропромышленный комплекс района по производственным и экономическим показателям стабильно занимает одно из ведущих мест в Ленинградской области. Выборгский муниципальный район входит в состав первых 3-4 ведущих производителей основных видов продукции сельского хозяйства
§ Хорошие условия для развития рыбоводного хозяйства
| § Наличие неиспользуемых по назначению сельскохозяйственных угодий, конкуренция на земельные ресурсы со стороны сектора массового жилищного строительства
§ Засоренность угодий борщевиком Сосновского
§ Необходимость государственной поддержки развития сельскохозяйственного комплекса
|
Муниципальное управление
| § Реформирование системы муниципального управления путем объединения администрации Выборгского муниципального района с передачей ей полномочий по МО «г. Выборг»
§ Высокий уровень эффективности реализации муниципальных целевых программ
| § нормативы штатной численности органов местного самоуправления не соотносятся с объемом обязанностей, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ
§ Недостатком общественного самоуправления в системе ТОСов является отсутствие надлежащей правовой базы на местном уровне и отсутствие квалифицированных лиц
|
Бюджетная политика
| § Повышение эффективности бюджетного планирования посредством перехода на программно-целевой метод планирования;
§ Внедрение комплексной системы автоматизации исполнения бюджета и управления бюджетным процессом – Автоматизированный Центр Контроля исполнения бюджета» («АЦК-Финансы»);
§ Повышение эффективности межбюджетных отношений: системы перераспределения финансовых ресурсов между районным бюджетом и бюджетами городских и сельских поселений Выборгского муниципального района, повышение самостоятельности органов местного самоуправления муниципальных образований района, создание условий для устойчивого исполнения местных бюджетов городских и сельских поселений Выборгского муниципального района
| § Непредвиденные выпадающие доходы бюджета, необходимость финансирования непредвиденных расходов и т.д. В целях предупреждения негативных последствий таких ситуаций в бюджете Выборгского муниципального района могут предусматриваться дополнительные межбюджетные трансферты для оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований, столкнувшихся с такими проблемами
|
Инвестиционный климат
| § Внедрение «Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области», утвержденного на Инвестиционном совете при Губернаторе Ленинградской области 21.11.2014 г.
§ Большой накопленный объем инвестиций в инфраструктурные проекты в экономике муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (более трети инвестиций за 2010-2014 г.).
§ В рамках классификации муниципальных районов Ленинградской области по инвестиционной привлекательности в составе Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года Выборгский муниципальный район отнесен к группе наиболее привлекательных для инвестиций наряду с Кингисеппским, Всеволожским, Ломоносовским, Кировским и Тосненским районами
| § Недостаточно высокий уровень инвестиционной активности на уровне Ленинградской области
§ Недостаточный уровень развития туристско-рекреационного комплекса
§ Недостаточный уровень инженерной подготовки промышленных инвестиционных площадок
§ Дефицит инфраструктурно-подготовленных площадок для нового строительства, особенно в сельской местности
§ Параллельное принятие дублирующих законодательных и ведомственных актов (как на федеральном, так и на региональном (муниципальном) уровне), что приводит к избыточным административным и иным ограничениям и, соответственно, дополнительным необоснованным расходам инвесторов
§ Распределение инвестиций в различных сферах экономики района приводит к нарастанию разрывов между секторами экономики
§ Неравномерная инвестиционная привлекательность территорий муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области
|
Таблица 18.
ФАКТОРЫ
| ВОЗМОЖНОСТИ
| УГРОЗЫ
|
Международный уровень
| § Развитие приграничного сотрудничества
§ Активизация торговых и гуманитарных взаимоотношений между Россией и ЕС (Финляндия), запуск железнодорожного сообщения по маршрутам Выборг – Лаппеэнранта, Выборг – Светогорск – Иматра, Йоэнсуу
§ Реализация проектов по развитию центра международного морского (водного) туризма в Выборгском районе,создание условий для возможности безвизового посещения района иностранными туристами на яхтах и теплоходах в течение 72 часов (по аналогии с г. Санкт-Петербургом), прибывающих по морю или через Сайменский канал из Финляндии (организация 2-3 пограничных переходов в г. Выборге, пгт. Советском (на базе существующей марины) и на оз. Нуйямаярви (Сайменский канал).
§ Развитие экспортного потенциала предприятий
§ Строительство 3 и 4 нитки газопровода «Северный поток»
§ Укрепление культурных и туристских связей между Выборгским районом и регионами Финляндии в рамках развития «ностальгического» туризма
| § Санкции (повышение инвестиционных рисков)
§ Не просчитаны риски последствий введения правил ВТО
|
Общероссийский уровень
| § Реализация проектов АО «Объединенная судостроительная корпорация», ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша», ЗАО «Интернешнл Пейпер»
§ Реализация послания Президента РФ по развитию импортозамещения
| § Незавершенность процесса формирования налоговой и бюджетной политики на федеральном уровне
|
Региональный уровень
| § Наличие документов стратегического планирования регионального уровня (Концепция СЭР ЛО)
§ Совместная реализация «Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климатав Ленинградской области» с Правительством Ленинградской области
§ Потенциал реализации комплексных программ развития и стратегических документов, направленных на развитие пригородных территорий СПб, в основе которых реализация крупных инфраструктурных проектов
§ Агломерационный эффект, выражающийся в совокупном росте разнообразия функций и возможностей социально-экономического развития территории путем создания более широкого набора товаров и услуг, вариантов выбора мест приложения труда и мест проживания с обеспечением разнообразия условий и требований различных групп населения в пределах агломерации, обеспеченных развитием транспортных связей. Эффект масштаба (агломерационный эффект) играет важнейшую роль в территориальном развитии, а для территорий с низкой плотностью населения помогает снизить высокие издержки, обусловленные барьерами экономического расстояния и слаборазвитой инфраструктуры.
| § Бюджетная политика Ленинградской области носит неустойчивый характер, что усложняет прогнозирование при бюджетном планировании
§ Отсутствие законодательной базы по реализации кластерной политики
§ Необходимость синхронизации стратегического планирования на региональном уровне с соседним регионом – Санкт-Петербургом
§ Агломерационное развитие требует опережающего инфраструктурного развития (инженерной, транспортной и социальной)
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.