Здавалка
Главная | Обратная связь

Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации и предпосылок развития МО «Выборгский район»



Перспективы развития МО «Выборгский район» основываются как на использовании ресурсов развития и благоприятных возможностей, так и на выявлении и преодолении неблагоприятных тенденций.

 

 

Сферы действия факторов Позитивные факторы Негативные факторы
Население Предпринимательская активность населения. Наличие общественных инициатив. Заинтересованность населения в развитии территории. Патриотическое отношение к месту проживания. Естественная убыль населения. Старение населения, регрессивная половозрастная структура населения. Отток молодежи. Большой разрыв между максимальным и минимальным уровнем средней заработной платы.
Географическое положение Относительная близость к областному центру (г. Санкт-Петербург). Наличие привлекательных ландшафтов. Основное богатство – рекреационные ресурсы. Возможность эффективного использования геоэкономического потенциала территории. Наличие набора транспортных и инженерных коммуникаций. Имидж экологически благоприятного района Конкуренция со стороны областного центра (г. Санкт-Петербург). Динамичное развитие соседних районов, способных «оттянуть» на себя трудовые и инвестиционные ресурсы (Всеволожский район, Приозерский район).  
Экономика Высокая предпринимательская активность населения. Высокий потенциал потребительского рынка. Слабая диверсифицированность экономической базы МО «Выборгский район», Отсутствие устойчиво работающих градообразующих предприятий общероссийского значения.  
Производство Строительство магистрального газопровода, наличие планов строительства новых промышленных предприятий Высокий износ основных фондов. Дефицит кадров и низкий уровень квалификации предложений на рынке труда.
Инвестиции Наличие ФАИП (федеральной адресной инвестиционной программы) по строительству социальной инфраструктуры и жилья. Наличие адресной инвестиционной программы. Наличие свободных для застройки земельных участков. Высокая заинтересованность МО «Выборгский район» в привлечении инвестиций.   Невысокий уровень инвестиций в производства муниципального образования. Недостаточное обеспечение территории инженерной инфраструктурой для жилищного строительства.  
Среда проживания Постоянно повышающийся уровень благоустройства. Ухоженный внешний облик населенных пунктов МО «Выборгский район». Высокий уровень обеспеченности услугами социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита и т.д.) . Постоянно растущее качество предоставления жилищно-коммунальных услуг. Удобная планировка населенных пунктов, наличие свободных площадей для жилищного строительства. Относительно высокий уровень уличной и молодежной преступности Наличие больших массивов ветхой жилищной застройки (в особенности в сельских населенных пунктах). Высокий износ объектов социальной сферы и инженерных сооружений и объектов. Плохое состояние внутренних коммуникаций в ряде детских дошкольных учреждений. Невысокий уровень качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.  

 


Риски и ограничения развития муниципального образования, промышленные и непромышленные отрасли экономики муниципального образования, которые будут обладать наибольшим потенциалом роста. Система устойчивых конкурентных преимуществ экономического и социального развития муниципального образования. Оценка их перспектив в реализации.

Выводы анализа социально-экономического развития, основных тенденций, проблем, диспропорций и ограничений, сложившихся в социально-экономическом развитии Выборгского муниципального района, оказывающих влияние на стратегическую конкурентоспособность территории в долгосрочной перспективе, представлены с элементами SWOT-анализа в табличном формате.

Таблица 17.

Форма «ИТОГИ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ (АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

ФАКТОРЫ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (сравнительные преимущества) СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (сравнительные недостатки)
Экономико-географическое положение § Благоприятное транспортно-географическое положение, Выборгский район – крупный транспортный узел регионального уровня § Положение района непосредственно на границе с Евросоюзом § Качество покрытия автомобильных дорог имеет высокую степень износа, недостаточно эффективны мероприятия по ремонту в связи с отсутствием необходимого финансирования данной сферы
Природные ресурсы и экология § Обеспеченность общераспространенными полезными ископаемыми, а также строительным камнем § Благоприятные агроклиматические ресурсы для развития сельского хозяйства, в первую очередь молочного животноводства и кормопроизводства, рыбоводческого хозяйства § Большой потенциал водных биоресурсов в водах Финского залива и Выборгского залива Балтийского моря § Огромный потенциал развития природоориентированного туризма и рекреации, благоприятные природно-рекреационные условия § Ограниченность ресурсов питьевого водоснабжения на части территории района, а также ограниченность ресурсов хозяйственного водоснабжения, что обусловлено неравномерным распределением поверхностных вод по территории. § Использование поверхностных водных источников лимитируется низким качеством вод. § Подземными обеспечена только южная часть территории Выборгского района. Северная часть территории относится к необеспеченным подземными водами § Высокий уровень рекреационной дигрессии наиболее посещаемых туристами и отдыхающими территорий
Население, уровень жизни § Высокая миграционная привлекательность территории § Высокая мобильность населения (активность ежедневных маятниковых миграций: трудовых, учебных, культурных и др.) § Средний уровень заработной платы выше среднего уровня по Ленинградской области § Процесс старения структуры населения § Сохранение естественной убыли населения и нестабильной динамики общей численности населения района § Имеющаяся дифференциация в уровне жизни населения между городской и сельской местностью § Слабая конкурентоспособность мест приложения труда в сравнении с Санкт-Петербургом, особенно по уровню оплаты труда
Сезонное население § Потенциальный рынок сбыта для сферы услуг и развития малого бизнеса (в том числе питомники и др.), сбыт фермерских товаров § Развитие рынка деревянного домостроения и строительных услуг § Влияние на значительный сезонный рост отходов потребления; § Сезонное увеличение пассажиропотоков и автомобильного транспорта
Коммунальное хозяйство и инфраструктура § Сравнительно высокая степень обеспеченности территории муниципального района объектами инфраструктуры, реализация проектов газификации населенных пунктов § Высокая степень износа объектов инженерной инфраструктуры, отстающие темпы капитального ремонта и строительства новых сетей в связи с недостатком финансирования. § Мощности объектов инженерной инфраструктуры загружены практически полностью, скорость ввода новых мощностей отстает от возрастающего спроса при развитии жилищного и промышленного строительства. § Степень газификации сельских населенных пунктов недостаточна § Только 70 % жителей района проживают в зоне нормативной транспортной доступности административного центра муниципального района. § Инфраструктура может стать ограничивающим фактором социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности территории
Транспортное обслуживание § Тенденция к увеличению количества маршрутов железнодорожного транспорта пригородного сообщения, запуск скоростных электропоездов. § Модернизация трассы А-181 «Скандинавия». § Потенциал создания грузового аэропорта «Вещево» как крупнейшего в СЗФО, развитие мультимодальных грузовых перевозок с использованием авиатранспорта § Дорожная инфраструктура не справляется с возросшей автомобильной нагрузкой. Автомобильные дороги района, не относящиеся к основным дорогам регионального значения, нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции с целью повышения их технико-эксплуатационных характеристик и пропускной способности. § Сокращение количества маршрутов автомобильного транспорта общего пользования. § Сокращение парка подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования. § Отсутствие благоустроенных пунктов отправления пассажиров (автостанций / автопавильонов) в центрах поселений муниципального района. § Уровень обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения очень низкий.
Жилищное хозяйство § Сохраняющиеся сравнительно высокими темпы нового жилищного строительства, высокий спрос на земельные участки для ИЖС, в том числе сезонного типа § Уровень жилищной обеспеченности населения существенно ниже среднеобластного, особенно в городской местности (22,7 кв.м/чел. и 26,2 кв.м/чел. соответственно) § Наличие проблемы реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда, особенно в отдаленных населенных пунктах в сельской местности и в историческом центре г. Выборга
Социальная сфера § В целом по Выборгскому муниципальному району достаточно развитая сеть учреждений и предприятий обслуживания, во всех муниципальных образованиях имеются учреждения повседневного спроса (образования, здравоохранения, культурно-досугового типа, спорта, торговли) § Город Выборг является центром обслуживания населения межрайонного значения, здесь расположены учреждения здравоохранения, образования, культуры регионального значения § Развитие частного сектора в сфере предоставления услуг § Низкий уровень социальной конфликтности § Развит образовательный комплекс, большое количество вузов § В условиях роста численности детского населения не в полной мере обеспечена потребность населения в учреждениях образования, данная проблема особенно актуальна для г. Выборг и Рощинского городского поселения. § Недостаточный уровень развития сети учреждений физической культуры и спорта, культурно-досугового типа в сравнении с нормативами, особенно в сельской местности. § Проблема дефицита обеспеченности учреждений обслуживания кадрами, особенно в сельской местности. § Необходимость формирования современной учебно-материальной базы. § Не в полной мере в учреждениях обслуживания организованы условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. § Требуют улучшения социально-экономическое положение и жилищные условия педагогов и врачей, что недостаточно стимулирует приток молодых специалистов в сферы образования и здравоохранения § Недостаточная роль социальных факторов в формировании привлекательности Выборгского района для притока экономически активного населения и бизнеса (система образования, здравоохранение, качество городской среды и т.д.).
Малый и средний бизнес § Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (в том числе фонд поддержки сельского развития, фонда малого и среднего предпринимательства, женский ресурсный центр) § Наличие широкого рынка сбыта § Сильное влияние внешней конъюнктуры на развитие малого предпринимательства § Сложности с получением финансовых инвестиций для развития; § Несогласованность и недостаточная проработанность местного законодательства.
Промышленность § Сформирован многоотраслевой промышленный комплекс с основными центрами в г. Выборг и г. Каменногорск, г. Светогорск, наличие свободных территорий, промышленных зон и площадок § Реализация областных программ по созданию промышленных зон регионального значения § Ограниченность мощностей инженерной инфраструктуры § Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов
Сельское хозяйство § Агропромышленный комплекс района по производственным и экономическим показателям стабильно занимает одно из ведущих мест в Ленинградской области. Выборгский муниципальный район входит в состав первых 3-4 ведущих производителей основных видов продукции сельского хозяйства § Хорошие условия для развития рыбоводного хозяйства § Наличие неиспользуемых по назначению сельскохозяйственных угодий, конкуренция на земельные ресурсы со стороны сектора массового жилищного строительства § Засоренность угодий борщевиком Сосновского § Необходимость государственной поддержки развития сельскохозяйственного комплекса
Муниципальное управление § Реформирование системы муниципального управления путем объединения администрации Выборгского муниципального района с передачей ей полномочий по МО «г. Выборг» § Высокий уровень эффективности реализации муниципальных целевых программ § нормативы штатной численности органов местного самоуправления не соотносятся с объемом обязанностей, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ § Недостатком общественного самоуправления в системе ТОСов является отсутствие надлежащей правовой базы на местном уровне и отсутствие квалифицированных лиц
Бюджетная политика § Повышение эффективности бюджетного планирования посредством перехода на программно-целевой метод планирования; § Внедрение комплексной системы автоматизации исполнения бюджета и управления бюджетным процессом – Автоматизированный Центр Контроля исполнения бюджета» («АЦК-Финансы»); § Повышение эффективности межбюджетных отношений: системы перераспределения финансовых ресурсов между районным бюджетом и бюджетами городских и сельских поселений Выборгского муниципального района, повышение самостоятельности органов местного самоуправления муниципальных образований района, создание условий для устойчивого исполнения местных бюджетов городских и сельских поселений Выборгского муниципального района § Непредвиденные выпадающие доходы бюджета, необходимость финансирования непредвиденных расходов и т.д. В целях предупреждения негативных последствий таких ситуаций в бюджете Выборгского муниципального района могут предусматриваться дополнительные межбюджетные трансферты для оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований, столкнувшихся с такими проблемами
Инвестиционный климат § Внедрение «Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области», утвержденного на Инвестиционном совете при Губернаторе Ленинградской области 21.11.2014 г. § Большой накопленный объем инвестиций в инфраструктурные проекты в экономике муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (более трети инвестиций за 2010-2014 г.). § В рамках классификации муниципальных районов Ленинградской области по инвестиционной привлекательности в составе Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года Выборгский муниципальный район отнесен к группе наиболее привлекательных для инвестиций наряду с Кингисеппским, Всеволожским, Ломоносовским, Кировским и Тосненским районами § Недостаточно высокий уровень инвестиционной активности на уровне Ленинградской области § Недостаточный уровень развития туристско-рекреационного комплекса § Недостаточный уровень инженерной подготовки промышленных инвестиционных площадок § Дефицит инфраструктурно-подготовленных площадок для нового строительства, особенно в сельской местности § Параллельное принятие дублирующих законодательных и ведомственных актов (как на федеральном, так и на региональном (муниципальном) уровне), что приводит к избыточным административным и иным ограничениям и, соответственно, дополнительным необоснованным расходам инвесторов § Распределение инвестиций в различных сферах экономики района приводит к нарастанию разрывов между секторами экономики § Неравномерная инвестиционная привлекательность территорий муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области

Таблица 18.

Форма «ИТОГИ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ)»

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
Международный уровень § Развитие приграничного сотрудничества § Активизация торговых и гуманитарных взаимоотношений между Россией и ЕС (Финляндия), запуск железнодорожного сообщения по маршрутам Выборг – Лаппеэнранта, Выборг – Светогорск – Иматра, Йоэнсуу § Реализация проектов по развитию центра международного морского (водного) туризма в Выборгском районе,создание условий для возможности безвизового посещения района иностранными туристами на яхтах и теплоходах в течение 72 часов (по аналогии с г. Санкт-Петербургом), прибывающих по морю или через Сайменский канал из Финляндии (организация 2-3 пограничных переходов в г. Выборге, пгт. Советском (на базе существующей марины) и на оз. Нуйямаярви (Сайменский канал). § Развитие экспортного потенциала предприятий § Строительство 3 и 4 нитки газопровода «Северный поток» § Укрепление культурных и туристских связей между Выборгским районом и регионами Финляндии в рамках развития «ностальгического» туризма § Санкции (повышение инвестиционных рисков) § Не просчитаны риски последствий введения правил ВТО
Общероссийский уровень § Реализация проектов АО «Объединенная судостроительная корпорация», ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша», ЗАО «Интернешнл Пейпер» § Реализация послания Президента РФ по развитию импортозамещения   § Незавершенность процесса формирования налоговой и бюджетной политики на федеральном уровне
Региональный уровень § Наличие документов стратегического планирования регионального уровня (Концепция СЭР ЛО) § Совместная реализация «Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климатав Ленинградской области» с Правительством Ленинградской области § Потенциал реализации комплексных программ развития и стратегических документов, направленных на развитие пригородных территорий СПб, в основе которых реализация крупных инфраструктурных проектов § Агломерационный эффект, выражающийся в совокупном росте разнообразия функций и возможностей социально-экономического развития территории путем создания более широкого набора товаров и услуг, вариантов выбора мест приложения труда и мест проживания с обеспечением разнообразия условий и требований различных групп населения в пределах агломерации, обеспеченных развитием транспортных связей. Эффект масштаба (агломерационный эффект) играет важнейшую роль в территориальном развитии, а для территорий с низкой плотностью населения помогает снизить высокие издержки, обусловленные барьерами экономического расстояния и слаборазвитой инфраструктуры. § Бюджетная политика Ленинградской области носит неустойчивый характер, что усложняет прогнозирование при бюджетном планировании § Отсутствие законодательной базы по реализации кластерной политики § Необходимость синхронизации стратегического планирования на региональном уровне с соседним регионом – Санкт-Петербургом § Агломерационное развитие требует опережающего инфраструктурного развития (инженерной, транспортной и социальной)








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.