Здавалка
Главная | Обратная связь

Сценарии стратегического развития Выборгского муниципального района



С учетом базовых сценариев стратегического развития Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Российской Федерации, во многом отвечающих современным вызовам мировой экономики и политики, в Стратегии социально-экономического развития Выборгского муниципального района рассмотрены четыре сценария развития муниципального образования, в основе которых лежат варианты принципов социально-экономической политики, обеспечивающей эффективную реализацию приоритетных направлений развития в условиях ускоренного развития.

В основе формирования сценариев стратегического развития заложены следующие основные условия:

· Выявление и сохранение достигнутых положительных результатов социально-экономического развития, лучших традиций в эффективной реализации приоритетных направлений социально-экономического развития.

· Учёт накопленного ресурсного потенциала, конкурентных преимуществ и стратегических направлений развития городских и сельских поселений, учёт интересов развития основных субъектов экономического комплекса (крупных предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального района, субъектов естественных монополий).

· Учёт современных трендов развития внешней среды, основных тенденций и проблем социально-экономического развития Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

· Учёт интересов внешних субъектов стратегического планирования и действующих документов стратегического развития федерального и регионального уровней (Российской Федерации, Ленинградской области и Санкт-Петербурга).

 

При выборе стратегических направлений социально-экономического развития района учитывались как традиционные факторы (такие, как экономико-географическое положение, наличие природных ресурсов), так и новые, которые во многом будут формировать темпы развития в ближайшее десятилетие. К числу подобных факторов относится тот финансово-экономический кризис, который в настоящее время переживает Российская Федерация, и последствия которого, даже после его завершения, будут влиять на развитие Ленинградской области и Выборгского района.

Возможные сценарии (варианты) развития района в стратегической перспективе сформулированы, исходя из вариантов ответов на следующие вопросы:

1. Какие факторы и условия принимаются в качестве ведущих?

2. Какие принимаются направления использования имеющихся территориальных ресурсов?

3. Какие ограничения имеются в социально-экономическом развитии, использовании природно-ресурсного потенциала?

4. Какие приоритеты устанавливаются в распределении финансовых ресурсов, инвестиций?

5. Какие предусматриваются направления подготовки и использования потенциала трудовых ресурсов?

6. Какие принимаются направления обеспечения экономического роста и занятости?

Каждый сценарий предполагает соответствующее управление факторами, условиями и ресурсами развития и каждый из них ориентируется на достижение стратегических целей развития района, однако сроки и степень достижения целевых ориентиров при разных сценариях будут различны.

Сценарий 1 - «инерционный» (или вариант оперативного реагирования).

Район развивается на основе сохранения сложившейся структуры экономики, значимости отдельных элементов градообразующей базы. Новое промышленное строительство осуществляется, главным образом, в рамках модернизации существующих предприятий и объектов. Постепенно преодолеваются осложнения, вызванные финансово-экономическим кризисом. Происходит упорядочение отношений землепользования и пространственной организации района, экологической ситуации. Также постепенно улучшается ситуация с газоснабжением, энергоснабжением, состоянием внутренней транспортной сети. Усиливается роль района как места временного проживания петербуржцев. Сохраняется существенная дотационность бюджета и зависимость ресурсов социального развития и территориальной инфраструктуры от внешней финансовой помощи. Рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве в сочетании с ограниченностью местной ресурсной базы и другими факторами приводит к высвобождению работников из этих отраслей. Традиционная структура хозяйства не создает достаточной мотивации для привлечения освободившейся рабочей силы и местной молодежи. В связи с этим усиливается отток местного населения. Продолжится, хотя и в меньших размерах, приток в район различных категорий населения из других регионов России и стран СНГ, которые будут составлять основную часть занятых в строительстве, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве. Все это в сочетании с продолжающейся естественной убылью населения приводит к снижению его численности к 2020 г. до ~ 200,9 тыс. человек. К 2025 г. – до ~ 196,3 тыс. человек.

Сценарий 2 – умеренное развитие[13] путем инноваций и диверсификации экономики (реалистичный сценарий).

Наряду с сохранением основных элементов существующей градообразующей базы и мероприятиями по совершенствованию пространственной организации и территориальной инфраструктуры (т.е. тем, что предполагается по сценарию 1), предусматривается постепенная диверсификация экономики в сочетании с существенным внедрением инновационных технологий, что приведет к повышению качественного уровня мест приложения труда. Это позволит существенно уменьшить отток молодых трудоспособных контингентов и искусственно не увеличивать приток населения извне. Повысится экономическая и финансовая устойчивость района. Создадутся более благоприятные социально-экономические условия для демографического развития и роста численности населения за счет минимизации объемов естественной убыли населения и ее компенсации за счет положительного сальдо миграции. Данный вариант потребует диверсификации структуры и качества рабочих мест на существующих предприятиях, существенного улучшения условий труда и привлекательности (престижности, имиджа) конкретных видов рабочих мест. Необходимы будут усилия администрации района по привлечению инвесторов для создания новых инновационных предприятий небольшого и среднего масштабов, в том числе в обрабатывающей промышленности, приборостроении, транспортно-логистической области, информационно-инновационной сфере. Для этого, уже в настоящее время предполагается создание ряда новых промышленных зон и площадок по всей территории района, которые при данном сценарии развития необходимо обустроить, как с точки рения инженерной инфраструктуры, так и транспортной доступности. Целесообразно стимулировать создание качественно новых изделий и видов производства на существующих предприятиях (высококачественные стройматериалы из камня и древесины, экологически чистые пищевые продукты, изделия домашнего обихода, мебель и пр.). Потребуется существенное улучшение сети и качества автодорог, социально-культурного облика и благоустройства населенных пунктов. Это, вместе с реализацией проекта «Концепции сохранения исторической части города Выборга», послужит увеличению привлекательности района для отдыха и туризма и, соответственно, еще более увеличит туристско-рекреационные потоки в район.

Дотационность бюджета сохраняется, однако размеры ее снижаются. Численность населения района сохраняется на уровне не меньше существующего и может достигнуть 205,3 тысячи человек к 2020 году. В дальнейшем продолжится плавный рост численности населения: 205,7 тыс. человек к 2025 г.

Сценарий 3 - вариант индустриального развития.Предполагает привлечение крупномасштабных инвестиций и создание нескольких крупных предприятий, в том числе нетрадиционной для района отраслевой принадлежности, на основе кооперации с промышленностью Санкт-Петербурга и иностранными, в первую очередь, финскими фирмами. Например: производство оборудования для деревоперерабатывающей промышленности, строительного комплекса, сборочные производства, пищевые производства, направленные на замещение выпадающих импортных товарных позиций, промышленность строительных материалов и др. Условием реализации этого направления является существенное улучшение транспортной инфраструктуры, в том числе опережающее развитие морских портов, транспортно-логистических центров, качественное улучшение энергообеспечения и водоснабжения, развитие строительных организаций, проведение затратных энергосберегающих мероприятий, значительной работы по подготовке и переквалификации местных кадров.

Вместе с тем, при реализации сценария, могут возникнуть новые проблемы социально-экономического развития.Местная молодежь лишь частично привлекается на новые рабочие места из-за недостаточной подготовленности к работе, требующей специальной подготовки и высокой квалификации. Персонал, работающий на строящихся крупных предприятиях, привлекается в основном из-за пределов района. Численность мигрантов из ближнего зарубежья существенно возрастает. Они составляют до одной четверти населения района. Этому способствует тот факт, что местное население более активно мигрирует в направлении Санкт-Петербурга, приобретая жилье в его пригородах и оказываясь налогоплательщиками других территорий. Увеличивается доля городского населения. Агропромышленный комплекс теряет существенную часть трудовых и иных ресурсов развития. Менее интенсивно развивается и туристско-рекреационная функция. Сокращаются темпы роста количества коттеджных поселков. Уменьшается приток трудовых ресурсов в индустрию туризма. Дотационность бюджета снижается. Общая численность населения увеличивается к 2020 г. может превысить 209 тыс. чел., далее в течение 2025 г. превысить цифру 213 тыс. чел.

Сценарий 4 – форсированный инновационный (вариант форсированного инновационного развития района как индустриально-транспортного и логистического центра). Ключевым моментом в реализации этого варианта социально-экономического развития района является изменение транспортно-географического положения района и форсированное развитие его транспортных функций с соответствующим изменением структуры всего хозяйственного комплекса, что представляется крайне маловероятным. В числе главных направлений такого развития:

1) увеличение пропускной способности транспортных магистралей по направлениям: Санкт-Петербург – Хельсинки, Петрозаводск – Приозерск –Выборг; Выборг – Лаппеэнранта, Выборг – Светогорск – Иматра, Приозерск – Светогорск – Иматра; Санкт-Петербург – Приморск – Выборг;

2) строительство подъездных железнодорожных путей к промышленным площадкам;

3) строительство крупных транспортно-логистических комплексов в местах пересечения транспортных коммуникаций и в приграничных районах – Торфяновка, урочище Сосновское (МАПП Брусничное), Светогорск;

4) дальнейшее строительство портовых сооружений на берегу Финского залива с расширением портовых комплексов, возможное сооружение завода по производству СПГ на территории Селезневского сельского поселения.

5) реконструкция и начало эксплуатации аэропорта Вещево для развития местной гражданской авиации и авиационных грузоперевозок.

Обслуживание развивающегося транспортного комплекса обусловит появление новых предприятий, которые также будут предлагать рабочие места для местного населения.

Названный вариант не предполагает ликвидации прежней производственной специализации. Продолжают работать действующие предприятия. Суммарный объем инвестиций во много раз превысит существующий уровень, что потребует привлечения крупных стратегических инвесторов. Масштабное капитальное строительство потребует привлечения значительного количества рабочей силы из-за пределов района и проведения затратных мероприятий по защите ландшафтов, водных бассейнов, применения экологосберегающих технологий в строительстве. Существенно увеличится доходная база бюджета района, который станет самодостаточным. При таком сценарии можно ожидать увеличения численности населения до 213-215 тыс. человек к 2020 г., и до 230 тыс. человек в 2025г.

 

Далее в табличной форме представлены:

§ сравнительная характеристика сценариев стратегического развития

§ сравнительный анализ и риски для каждого из сценариев в виде SWOT-анализа

§ важнейшие условия для реализации сценариев развития

§ индикативно-прогнозные показатели экономической и социальной эффективности сценариев развития

 

Администрацией Выборгского муниципального района определен сценарий стратегического развития «Индустриальный».

 


 

Таблица 23.

Описание альтернативных сценариев развития

  Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 3 Сценарий 4
Основные гипотезы Ориентация на поддержку региональных и федеральных приоритетов экономического развития (приоритет: развитие транспортно-логистического комплекса, целлюлозно-бумажной промышленности, добывающей промышленности (нерудные материалы),пищевое производство, обработка древесины, машиностроение, политика выравнивания уровня жизни в сельской местности с развитием традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства, туристско-рекреационного комплекса) Формирование местных точек экономического роста в условиях постепенной диверсификации экономики в сочетании с существенным внедрением инновационных технологий. Стимулирование развития инновационной экономики на всей территории ВМР с созданием мест приложения труда на территории района и формированием многоотраслевого экономического комплекса г. Выборг – подбор проектов под намеченные площадки развития (точки роста) Приоритет реализации точечных комплексных проектов развития на территории ВМР с привлечением крупномасштабных инвестиций и созданием нескольких крупных предприятий, в том числе нетрадиционной для района отраслевой принадлежности. Предлагаем площадки под конкретные проекты развития Изменение структуры хозяйственного комплекса района на основе изменения его транспортно-географического положения и форсированного развития его транспортных функций. Многократный рост объема инвестиций, привлечение крупных стратегических инвесторов, масштабное капитальное строительство, привлечение значительного количества рабочей силы из-за пределов района. Крупные проекты развития определяют местоположение и размер площадок.
         
Предпосылки к реализации Сценарий основан на политике выравнивания уровня социально-экономического развития городских и сельских поселений без формирования местных полюсов роста с созданием равномерных условий социально-экономического развития всей территории муниципального района. Полюсом экономического роста становится фактически только город Выборг. Сценарий основан на сложившихся тенденциях социально-экономического развития, диверсификации структуры экономики и сохранении и развитии положительного опыта реализации инвестиционной политики в последние годы, подтверждающем высокую эффективность взаимодействия с инвесторами Сценарий основан на использовании подхода поляризованного развития в стратегическом планировании развития территории Сценарий основан на ускоренной диверсификации структуры экономики и активизации инвестиционной политики на основе существенного изменения транспортно-географического положения территории
Влияние сценария на:
- экономику муниципального образования (в том числе по видам экономической деятельности) Сохранение сложившейся структуры экономики, промышленное развитие осуществляется преимущественно в рамках модернизации существующих предприятий и объектов. Развитие многоотраслевого экономического комплекса ВМР с полюсом экономического роста в МО «Город Выборг» с определением для выбранных «точек экономического роста» приоритетной экономической специализации: промышленной, сельскохозяйственной, туристско-рекреационной или специализация на развитии комплекса придорожного обслуживания в зоне влияния транспортных коридоров Развитие многоотраслевого экономического комплекса ВМР с полюсом экономического роста в МО «Город Выборг» с концентрацией индустриального развития в ряде приоритетных промышленных зон, а также с реализацией на территории всех поселений единой политики экономического развития, которая позволяет потенциальным инвесторам самостоятельно определять место реализации проектов в различных сферах; основные направления экономической политики заключаются в концентрации усилий на создании единых условий высокой инвестиционной привлекательности территории за счет развития инфраструктуры Развитие многоотраслевого экономического комплекса ВМР на основе кратного роста инвестиционной активности Реализация на территории всех поселений единой политики экономического развития, которая позволяет потенциальным инвесторам самостоятельно определять место реализации проектов в различных сферах; основные направления экономической политики заключаются в концентрации усилий на создании единых условий высокой инвестиционной привлекательности территории за счет развития инфраструктуры.
- инвестиционную активность предприятий Сохранение единых условий для инвестиционной активности предприятий на территории ВМР, инвестиции преимущественно за счет собственных средств предприятий и участия в целевых программах Повышение инвестиционной активности, сконцентрированное в «точках роста» Повышение инвестиционной привлекательности территории стимулирует появление новых предприятий на территории ВМР и в целом повышение инвестиционной активности с использованием современных механизмов взаимодействия между предприятиями и органами власти (в т. ч. муниципально-частное партнерство) Изменение транспортно-географического положения предопределяет резкий рост объемов инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности территории стимулирует появление новых предприятий на территории ВМР и в целом повышение инвестиционной активности с использованием современных механизмов взаимодействия между предприятиями и органами власти (в т. ч. муниципально-частное партнерство), использование агломерационного эффекта как источника инвестиций
- занятость Создание новых мест приложения труда преимущественно за счет развития малого и среднего бизнеса в отраслях экономической специализации и смежных сферах услуг – зависит от активности ОМСУ городских и сельских поселений Создание новых мест приложения труда в первую очередь в «точках роста» при реализации соответствующих мероприятий со стороны администрации ВМР, разработке программ (в т.ч. развитие бизнес-инкубаторов, стимулирование развития кооперации между крупным и малым бизнесом, муниципальный заказ) Приоритетная работа с крупными и средними инвесторами, способными создать новые места приложения труда, привлекательные даже для жителей Санкт-Петербурга, а также поддержка развития малого бизнеса Приоритетная работа с крупными и средними инвесторами, способными создать новые места приложения труда, привлекательные даже для жителей Санкт-Петербурга, привлечение значительного количества рабочей силы из-за пределов района
- доходы населения Основные источники роста доходов населения – предпринимательская активность, самозанятость, повышение квалификации, политика приближения мест приложения труда к местам проживания, следовательно – от экономической активности каждого поселения в большей степени зависит уровень доходов жителей поселения Более высокие темпы роста доходов населения в «точках роста» с постепенным выравниванием уровня жизни в зонах влияния «точек роста» Повышение уровня мобильности населения позволит жителям муниципального района выбирать конкурентоспособные места приложения труда, в том числе на территории соседних поселений ВМР, уровень доходов населения не имеет прямой зависимости от развития экономики поселения Повышение уровня мобильности населения позволит жителям муниципального района выбирать конкурентоспособные места приложения труда, в том числе на территории соседних поселений ВМР, уровень доходов населения не имеет прямой зависимости от развития экономики поселения
- доходы бюджета Рост налоговых доходов бюджета, сохранение дотационной составляющей Рост налоговых доходов бюджета, дисбаланс в сторону поселений, которые являются «точками роста», сохранение дотационной составляющей Рост налоговых и неналоговых доходов бюджета. Дотационность бюджета снижается Существенное увеличение доходной базы бюджета, который становится самодостаточным
- экологию Реализация единой экологической политики на территории ВМР с особым вниманием на полюс роста – МО «Город Выборг» и поселения, в которых концентрируется промышленное производство и инвестиционная активность (Светогорск, Каменногорск, Высоцк, Приморск) Повышение нагрузки на окружающую среду в «точках роста», необходимо уделять особое внимание вопросам экологии в «точках роста» Повышение нагрузки на окружающую среду в «точках роста», совместное решение проблем утилизации бытовых и промышленных отходов с Санкт-Петербургом, внимание состоянию водных бассейнов (уровню загрязнения вод Финского залива и внутренних водоемов ВМР), взаимодействие с Финляндией в области охраны бассейна р. Вуокса от загрязнения, совместное решение проблем экологии с инвесторами, активная переработка отходов птицефабрик Повышение нагрузки на окружающую среду в «точках роста», совместное решение проблем утилизации бытовых и промышленных отходов с Санкт-Петербургом, внимание состоянию водных бассейнов (уровню загрязнения вод Финского залива и внутренних водоемов ВМР), взаимодействие с Финляндией в области охраны бассейна р. Вуокса от загрязнения, совместное решение проблем экологии с инвесторами, активная переработка отходов птицефабрик
- иные значимые для муниципального образования сферы (сезонное население) Сложно контролируемое развитие садоводств, стимулирующее спрос на территории ВМР на сферу услуг   Совместное решение вопросов развития садоводств и рекреационных зон, ориентированных на жителей Санкт-Петербурга с Санкт-Петербургом Совместное решение вопросов развития садоводств и рекреационных зон, ориентированных на жителей Санкт-Петербурга с Санкт-Петербургом
Риски, связанные с реализацией сценария § Рост различий уровня жизни, бюджетной обеспеченности между поселениями ВМР и сложившимися полюсами роста (Выборг, Высоцк, Приморск, Каменногорск, Светогорск), рост диспропорции между городским и сельским населением по уровню дохода; § Снижение эффективности социально-экономической политики из-за «рассредоточения» средств (равномерное развитие территории) и риски получить незавершенные проекты в связи с прекращением финансирования, затянутыми сроками реализации, изменениями государственной политики, то есть наиболее сильная зависимость социально-экономического развития от внешних факторов. § Углубление дифференциации в уровне социально-экономического развития между «точками роста» и остальной территорией ВМР; § Инерционность и пассивность в развитии территории, особенно сельских поселений. § Риски снижения инвестиционной привлекательности территории в связи с недостатком инфраструктурно подготовленных площадок; § Углубление дифференциации в уровне социально-экономического развития поселений в зависимости от реализации проектов. § Усугубление экологических проблем в точках роста § Рост численности мигрантов из ближнего зарубежья, что может привести к росту межнациональной напряженности, конфликтам. § Увеличение доли городского населения, стягивание населения в точках роста и потеря агропромышленным комплексом существенной части трудовых и иных ресурсов развития. § Сокращение темпов развития в сфере туризма и отдыха на фоне индустриализации территории ВМР. § Риски снижения инвестиционной привлекательности территории в связи с недостатком инфраструктурно подготовленных площадок; § Углубление дифференциации в уровне социально-экономического развития поселений в зависимости от реализации проектов. § Избыточный экологический прессинг, необходимость проведения затратных мероприятий по защите ландшафтов, водных бассейнов, применения экологосберегающих технологий в строительстве § Рост численности мигрантов из ближнего зарубежья, что может привести к росту межнациональной напряженности, конфликтам. § Увеличение доли городского населения, стягивание населения в точках роста и потеря агропромышленным комплексом существенной части трудовых и иных ресурсов развития. § Сокращение темпов развития в сфере туризма и отдыха на фоне индустриализации территории ВМР.
Основные риски в условиях неблагоприятных трендов развития мировой экономики § Сохранение и усугубление накопленных проблем развития коммунальной и социальной инфраструктур, уровня жизни населения, особенно в сельской местности § Закрытие неконкурентоспособных производств § Конкуренция со стороны экономики Санкт-Петербурга в качестве мест приложения труда § Сохранение проблем отставания инфраструктурного развития и уровня жизни в тех поселениях, которые не вошли в «точки роста» § Недостаток бюджетных средств на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры для приоритетных инвестиционных площадок, снижение их инвестиционной привлекательности. § Реализация сценария в полном объеме в условиях неблагоприятных трендов развития мировой экономики становится труднореализуемой
Основные риски в условиях средних темпов развития мировой экономики § Сохранение и усугубление накопленных проблем развития коммунальной и социальной инфраструктур в поселениях, проявляющих пассивную политику социально-экономического развития § Сохранение и усугубление накопленных проблем развития коммунальной и социальной инфраструктур в поселениях, проявляющих пассивную политику социально-экономического развития § Умеренный темп развития территории ВМР на фоне МО «Город Выборг», риски «перетягивания ресурсов» в сторону административного центра района и конкуренция с соседними муниципальными районами Ленинградской области за реализацию проектов § Умеренный темп развития сельских поселений ВМР на фоне городских, риски «перетягивания ресурсов» в города-точки роста
Основные риски в условиях высоких темпов развития мировой экономики § Отставание темпов инфраструктурного развития поселений от потребностей реализации проектов социально-экономического развития, и, как следствие, потеря их конкурентоспособности § Углубление дифференциации в уровне социально-экономического развития между «точками роста» и остальной территорией ВМР § Конфликт интересов и конкуренция за площадки между различными инвесторами § Конфликт интересов и конкуренция за площадки между различными инвесторами

 


 


Таблица 24

SWOT-анализ сценариев развития

ИНЕРЦИОННЫЙ СЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ) ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
  1. Политика импортозамещения 2. Формирование экономических кластеров (целлюлозно-бумажная промышленность, судостроительный кластер, туристско-рекреационный кластер) 3. Использование преимуществ агломерационного эффекта благодаря выгодному экономико-географическому положению и близости Санкт-Петербурга 1. Недостаточный уровень обеспеченности территории инженерной инфраструктурой для прорывного развития 2. Экономический кризис и риски 3. Конкуренция за ресурсы, население и туристов и отдыхающих между районами Ленинградской области и Санкт-Петербургом 4. Снижение эффективности социально-экономической политики из-за «рассредоточения» средств (равномерное развитие территории) и риски получить незавершенные проекты в связи с прекращением финансирования, затянутыми сроками реализации, изменениями государственной политики, то есть наиболее сильная зависимость социально-экономического развития от внешних факторов.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Целевые ориентиры сочетания сильных сторон и возможностей: Целевые ориентиры сочетания сильных сторон с угрозами
1. Выгодное экономико-географическое положение, приграничное положение с ЕС. 2. Наличие накопленного промышленного потенциала, высокая инвестиционная привлекательность территории 3. Наибольший среди районов области туристско-рекреационный потенциал, федеральное финансирование реконструкции исторической части г. Выборг 1. Использование возможностей для развития экономического потенциала, отвечающего современным вызовам мировой экономики и государственной политики 2. Развитие новых ниш в региональном и межрегиональном экономическом пространстве 1. Сильные стороны при условии эффективной политики межрегионального и межгосударственного сотрудничества будут смягчать действие возможных угроз («агломерационный эффект») 2. Необходимость контролировать соотношение уровня рисков отставания темпов инфраструктурного развития с опережающими темпами роста промышленных производств и туристско-рекреационной сферы, требующих повышения качества жизни и условий экономического развития. 3. Для поддержания и развития конкурентоспособности территории необходим мониторинг развития качества жизни соседних МО (Приозерский, Всеволожский районы) и Санкт-Петербурга, содействие созданию высокого качества жизни населения, в том числе качества услуг и инфраструктуры, приближенных к городскому уровню жизни (СПб)
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Целевые ориентиры сочетания слабых сторон и возможностей Целевые ориентиры сочетания слабых сторон и угроз
1. Высокая степень износа коммунальной инфраструктуры 2. Негативные тенденции демографического потенциала 3. Рост дифференциации социально-экономического развития городских и сельских поселений 4. Возникающие конфликты интересов в условиях высокой степени хозяйственной освоенности территории 5. Невысокий уровень подготовленности инвестиционных площадок инженерной инфраструктурой 1. Устранение рисков слабых сторон, которые могут стать ограничениями для использования возможностей, необходимо им уделять внимание 2. Активное привлечение квалифицированных кадров, проживающих в Санкт-Петербургской агломерации, в производственную сферу Выборгского района путем создания оптимальных условий для жизни в МО. 3. Поступательное повышение качества жизни местного населения в целях сохранения демографического потенциала территории. 4. Необходима разработка и внедрение механизмов повышения эффективности стратегического управления за счет объединения усилий участников стратегического планирования 1. Повышаются риски углубления дифференциации развития поселений с концентрацией всех ресурсов в полюсе роста – г. Выборге 2. Необходимость решения вопроса ограничений возможности развития г. Выборга: территориальных, инфраструктурных, историко-культурных, экологических (расширение границы МО или развитие смежных МО) 3. Необходимость перехода от политики концентрации производственного потенциала в зоне влияния Выборга к созданию рабочих мест в МО
СЕНАРИЙ УМЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ (РЕАЛИСТИЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ) ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
1. Политика импортозамещения 2. Формирование экономических кластеров (деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, судостроительный кластер, туристско-рекреационный кластер, станкостроительный и др.). 3. Реализация точечных комплексных проектов развития на территории Выборгского района с ориентацией на приоритеты развития района в производственной и непроизводственной сферах экономики. Предлагаются площадки под конкретные приоритетные проекты комплексного развития. 4. Использование преимуществ агломерационного эффекта благодаря выгодному экономико-географическому положению и близости Санкт-Петербурга 1. Недостаточный уровень обеспеченности территории инженерной инфраструктурой для прорывного развития 2. Экономический кризис и риски 3. Конкуренция за ресурсы, население и туристов и отдыхающих между районами Ленинградской области и Санкт-Петербургом 4.Умеренный темп развития территории Выборгского района в целом на фоне МО «Город Выборг», риски «перетягивания ресурсов» в сторону административного центра района и конкуренция с соседними муниципальными районами за реализацию проектов.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Целевые ориентиры сочетания сильных сторон и возможностей: Целевые ориентиры сочетания сильных сторон с угрозами
1. Выгодное экономико-географическое положение, приграничное положение с ЕС. 2. Наличие накопленного промышленного потенциала, высокая инвестиционная привлекательность территории 3. Наибольший среди районов области туристско-рекреационный потенциал, федеральное финансирование реконструкции исторической части г. Выборг 1. Использование возможностей для развития экономического потенциала, отвечающего современным вызовам мировой экономики и государственной политики, развитие инфраструктуры приоритетной промышленной зоны Юго-Восточная в г. Выборге 2. Форсированное развитие новых ниш в региональном и межрегиональном экономическом пространстве (морской туризм, станкостроение, глубокая переработка древесины, АПК, производство органических удобрений, производство строительных материалов, импортозамещение в пищевой промышленности с ориентацией на выбывшие из товарооборота группы продовольственных товаров (попавшие под эмбарго России). 3. Развитие высокоскоростного пригородного сообщения позволит изменить направление маятниковых миграций при формировании конкурентных условий по уровню оплаты труда на новых предприятиях в г. Выборг. 4. Создание в г. Выборге на основе государственно-частного партнерства ресурсного центра для подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. 1. Сильные стороны при условии эффективной политики межрегионального и межгосударственного сотрудничества будут смягчать действие возможных угроз («агломерационный эффект»). 2. Необходимость контролировать соотношение уровня рисков отставания темпов инфраструктурного развития с опережающими темпами роста промышленных производств и туристско-рекреационной сферы, требующих повышения качества жизни и условий экономического развития. 3. Привлечение инокультурных и иноязычных человеческих ресурсов в качестве производственного персонала в промышленности и АПК усугубляет проблему ассимиляции инокультурных сообществ, бесконфликтной интеграции в социальную и культурную среду. 4. Для поддержания и развития конкурентоспособности территории необходим мониторинг развития качества жизни соседних МО (Приозерский, Всеволожский районы) и Санкт-Петербурга, содействие созданию высокого качества жизни населения, в том числе качества услуг и инфраструктуры, приближенных к городскому уровню жизни (СПб). 5. Развитие высокоскоростного пригородного сообщения может привести к усилению маятниковых миграций в направлении Санкт-Петербурга
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Целевые ориентиры сочетания слабых сторон и возможностей Целевые ориентиры сочетания слабых сторон и угроз
1. Высокая степень износа коммунальной инфраструктуры 2. Негативные тенденции демографического потенциала 3. Рост дифференциации социально-экономического развития городских и сельских поселений 4. Возникающие конфликты интересов в условиях высокой степени хозяйственной освоенности территории 5. Невысокий уровень подготовленности инвестиционных площадок инженерной инфраструктурой 6. Отсутствие профильных образовательных направлений (по промышленной специализации) в системе ВУЗов, расположенных в Выборге 1. Устранение рисков слабых сторон, которые могут стать ограничениями для использования возможностей, необходимо им уделять внимание 2. Активное привлечение квалифицированных кадров, проживающих в Санкт-Петербургской агломерации, в производственную сферу Выборгского района путем создания оптимальных условий для жизни в МО. 3. Поступательное повышение качества жизни местного населения в целях сохранения демографического потенциала территории. 4. Размещение профильного филиала ВУЗа индустриальной направленности, оптимизация структуры и размещения сети средних специальных образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги. 5. Необходима разработка и внедрение механизмов повышения эффективности стратегического управления за счет объединения усилий участников стратегического планирования 1. Повышаются риски углубления дифференциации развития поселений с концентрацией всех ресурсов в полюсе роста – г. Выборге 2. Необходимость решения вопроса ограничений возможности развития г. Выборга: территориальных, инфраструктурных, историко-культурных, экологических. 3. Необходимость перехода от политики концентрации производственного потенциала в зоне влияния Выборга к созданию рабочих мест в МО
ВАРИАНТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ФОРСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ*) ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
1. Политика импортозамещения 2. Формирование экономических кластеров (деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, судостроительный кластер, туристско-рекреационный кластер, станкостроительный и др.) 3. Использование преимуществ агломерационного эффекта благодаря выгодному экономико-географическому положению и близости Санкт-Петербурга 1. Недостаточный уровень обеспеченности территории инженерной инфраструктурой для прорывного развития 2. Экономический кризис и риски 3. Конкуренция за ресурсы, население и туристов и отдыхающих между районами Ленинградской области и Санкт-Петербургом
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Целевые ориентиры сочетания сильных сторон и возможностей: Целевые ориентиры сочетания сильных сторон с угрозами
1. Выгодное экономико-географическое положение, приграничное положение с ЕС. 2. Наличие накопленного промышленного потенциала, высокая инвестиционная привлекательность территории 3. Наибольший среди районов области туристско-рекреационный потенциал, федеральное финансирование реконструкции исторической части г. Выборг 1. Использование возможностей для развития экономического потенциала, отвечающего современным вызовам мировой экономики и государственной политики, развитие инфраструктуры как приоритетной промышленной зоны Юго-Восточная в г. Выборге, так и ряда инвестиционных площадках во всех муниципальных образованиях района 2. Закрепление за Выборгом статуса крупнейшего и самого эффективного туристского центра в Ленинградской области, опережающее развитие инфраструктуры гостеприимства и сопутствующих отраслей. 3. Создание в г. Выборге на основе государственно-частного партнерства ресурсного центра для подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики 4. Форсированное развитие новых ниш в региональном и межрегиональном экономическом пространстве: АПК, рыбоводное хозяйство, производство органических удобрений морской туризм, импортозамещение в пищевой промышленности с ориентацией на выбывшие из товарооборота группы продовольственных товаров (попавшие под эмбарго России), формирование индустриального парка (станкостроение, микроэлектроника*, глубокая переработка древесины, переработка отходов, производство строительных материалов). Выход на экспорт по большинству товарных позиций в пищевой промышленности, деревообработке, станкостроении и др. 5*. Создание в Выборгском районе нового завода по производству СПГ (Селезневское сельское поселение) 6*. Строительство силами инвестора современного грузового или грузо-пассажирского аэропорта «Вещево», развитие логистической инфраструктуры в Выборге, Вещево и строительство трех крупных транспортно-логистических комплексов в местах пересечения транспортных коммуникаций и в приграничных районах – Торфяновка, урочище Сосновское (МАПП Брусничное), Светогорск 1. Усугубление экологических рисков, вызванное форсированной индустриализацией и увеличением туристско-рекреационного прессинга на природные ландшафты. 2. Активное привлечение инокультурных и иноязычных человеческих ресурсов в качестве производственного персонала в промышленности и АПК усугубляет проблему ассимиляции инокультурных сообществ, бесконфликтной интеграции в социальную и культурную среду. 3. Сильные стороны при условии эффективной политики межрегионального и межгосударственного сотрудничества будут смягчать действие возможных угроз («агломерационный эффект») 4. Необходимость контролировать соотношение уровня рисков отставания темпов инфраструктурного развития с опережающими темпами роста промышленных производств и туристско-рекреационной сферы, требующих форсированного повышения качества жизни и снятия максимума барьеров экономического развития. 5. Для поддержания и развития конкурентоспособности территории необходим мониторинг развития качества жизни соседних МО и Санкт-Петербурга (Приозерский, Всеволожский районы), содействие созданию высокого качества жизни населения, в том числе качества услуг и инфраструктуры, приближенных к городскому уровню жизни (СПб)
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Целевые ориентиры сочетания слабых сторон и возможностей Целевые ориентиры сочетания слабых сторон и угроз
1. Высокая степень износа коммунальной инфраструктуры 2. Негативные тенденции демографического потенциала 3. Рост дифференциации социально-экономического развития городских и сельских поселений 4. Возникающие конфликты интересов в условиях высокой степени хозяйственной освоенности территории 5. Невысокий уровень подготовленности инвестиционных площадок инженерной инфраструктурой 6. Отсутствие профильных образовательных направлений (по промышленной специализации) в системе ВУЗов, расположенных в Выборге 1. Устранение рисков слабых сторон, которые могут стать ограничениями для использования возможностей, необходимо им уделять внимание 2. Активное привлечение квалифицированных кадров, проживающих в Санкт-Петербургской агломерации, в производственную сферу Выборгского района путем создания оптимальных условий для жизни в МО. 3. Размещение профильного филиала ВУЗа индустриальной направленности, оптимизация структуры и размещения сети средних специальных образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги. 4. Развитие «институтов интеграции» молодого населения района в экономическую и производственную деятельность, в т.ч. молодежный бизнес-инкубатор, система молодежных грантов, проведение конкурсов молодых предпринимателей и конкурсов профессионального мастерства и т.д.; 5. Поступательное повышение качества жизни местного населения в целях сохранения демографического потенциала территории. 6. Необходима разработка и внедрение механизмов повышения эффективности стратегического управления за счет объединения усилий участников стратегического планирования 1. Повышаются риски углубления дифференциации развития поселений с концентрацией всех ресурсов в полюсе роста – г. Выборге 2. Необходимость решения вопроса ограничений возможности развития г. Выборга: инфраструктурных, историко-культурных, экологических. 3. Необходимость перехода от политики концентрации производственного потенциала в зоне влияния Выборга к созданию рабочих мест в МО

 


Таблица 25

Важнейшие условия для реализации сценариев развития

Наименование сценария Внешние условия развития Ключевые источники развития, базовые внутренние условия развития
Инерционный · Опережающее развитие инфраструктуры, прежде всего транспортно-логистической инфраструктуры, вдоль международных транспортных коридоров; · Отсутствие мобилизации внешних инвестиций в экономику Ленинградской области; · Рост конкуренции с Санкт-Петербургом на рынке труда; · Завершение «санкционной войны», возврат к традиционным уровню и структуре товарооборота между Россией и ЕС; · Возврат валютного курса к уровню 30-40 руб. за доллар США, снижение конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и внешнем рынках · Отсутствие финансирования по программе реставрации и реконструкции исторической части города Выборг; · Инвестирование в существующие «точки роста» (Выборг, Приморск, Высоцк, Каменногорск) и традиционные отрасли на территории Выборгского района (целлюлозно-бумажная промышленность, судостроение, деревообработка, грузоперевозки и портовое хозяйство) · Сокращение неэффективных расходов, жесткое бюджетирование и совершенствование системы государственного управления · Рост доли низкотехнологичных рабочих мест и, соответственно, рост потребности в низкоквалифицированной рабочей силе;
Реалистичный · Опережающее развитие инфраструктуры, прежде всего транспортно-логистической инфраструктуры, вдоль международных транспортных коридоров; · Продолжение «санкционной войны» и действующего продовольственного эмбарго; · Сохранение валютного курса на современном уровне 65-75 руб. за доллар США, сохранение конкурентных условий для российских производителей; · Введение безвизового режима для иностранных туристов, прибывающих в Выборг морским путем и по железной дороге на период до 72 часов или более; · Развитие высокоскоростного пригородного сообщения, интенсификация движения поездов типа «Ласточка»   · Инфраструктурное обеспечение развития приоритетной промышленной зоны «Юго-Восточная» в г. Выборг; · Создание условий для появления новых источников развития экономической и социальной сфер района, диверсификация и формирование новых точек роста, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в промышленном секторе; · Повышение связанности территорий и реализация обширной инфраструктурной программы (обновление коммунальных систем, дорожной сети, развитие хордовых дорог и др.); · Формирование сопоставимых с Санкт-Петербургом и его пригородами условий по уровню дохода населения, качеству жизни, качеству услуг и инфраструктуры, нивелирование конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга на рынке труда.
Индустриальный · Опережающее развитие инфраструктуры, прежде всего транспортно-логистической инфраструктуры, вдоль международных транспортных коридоров; · Продолжение «санкционной войны» и действующего продовольственного эмбарго · Сохранение валютного курса на современном уровне 65-75 руб. за доллар США, сохранение конкурентных условий для российских производителей · Сохранение в условиях кризиса и последующее закрепление низких цен на энергоносители (нефть и газ), способствующие диверсификации российской экономики и необходимости поиска альтернативных источников пополнения бюджета за счет экспорта · Развитие энергосистемы региона, обеспечение снятия рисков энергодефицита, как лимитирующего фактора развития · Инфраструктурное обеспечение развития промышленной зоны «Юго-Восточная» в г. Выборг, создание новых источников развития экономической и социальной сфер района, ускоренное формирование новых точек роста; · Рост объема инвестиций (инфраструктура, городское развитие, образовательные программы) не менее чем в 3 раза в сравнении с показателями 2010-2014 гг.; · Создание в г. Выборге ресурсного центра для подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.
Форсированный · Опережающее развитие инфраструктуры, прежде всего транспортно-логистической инфраструктуры, вдоль международных транспортных коридоров; · Сохранение в условиях кризиса и последующее закрепление низких цен на энергоносители (нефть и газ), способствующие диверсификации российской экономики и необходимости поиска альтернативных источников пополнения бюджета за счет экспорта · Рост спроса на энергоносители в Западной Европе в условиях инфраструктурных ограничений приведет к необходимости создания альтернативных маршрутов поставки газа и потребует строительства на берегу Финского залива завода СПГ; · Реализация проектов инновационной экономики и значительные инвестиции в человеческий капитал; · Развитие «институтов интеграции» молодого населения Ленинградской области в экономическую и производственную деятельность, формирование системы молодежных грантов, проведение конкурсов молодых предпринимателей и конкурсов профессионального мастерства на региональном уровне; · Финансирование путем ГЧП проекта по созданию на территории района грузового или грузо-пассажирского аэропорта «Вещево» · Инфраструктурное обеспечение развития промышленной зоны «Юго-Восточная» в г. Выборг, создание новых источников развития экономической и социальной сфер района, ускоренное формирование новых точек роста; · Рост объема инвестиций (инфраструктура, городское развитие, образовательные программы) не менее чем в 5 раз в сравнении с показателями 2010-2014 гг.; · Создание в г. Выборге ресурсного центра для подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики · Создание условий для размещения в г. Выборге профильного филиала ВУЗа индустриальной направленности; · Создание молодежного бизнес-инкубатора; · Формирование приграничных площадок для строительства крупных транспортно-логистических комплексов в местах пересечения транспортных коммуникаций и в приграничных районах – Торфяновка, урочище Сосновское (МАПП Брусничное), Светогорск; · Информационная и инфраструктурная поддержка проекта создания грузового или грузо-пассажирского аэропорта «Вещево».

Таблица 26

Индикативно-прогнозные показатели экономической и социальной эффективности сценариев развития

№ п/п Показатель Сценарии
инерционный реалистичный индустриальный форсированный
Среднегодовая численность населения, тыс. человек 196,3 205,7 213,0
Общий коэффициент рождаемости, промилле 7,5 8,0 8,0 8,5
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, кол-во лет 74,5 75,8 76,5 77,1
Смертность населения (умерших на 1000 чел., без показателей смертности от внешних причин), промилле 14,0 12,0 12,2 12,0
Объем отгруженных товаров и услуг собственного производства, млрд руб., в ценах 2015 г.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), млрд. рублей, в ценах 2015 г.
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в т.ч. микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, млрд. рублей, в ценах 2015 г.
Время, необходимое для регистрации предприятия малого и среднего бизнеса, кол-во дней
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Выборгского района, млрд. рублей, в ценах 2015 г. 3,0 4,2 6,0 7,0
Уровень зарегистрированной безработицы (к экономически активному населению, на конец года), %/ по методологии МОТ, % 0,5/3,5 0,2/1,5 0,2/1,0 0,2/1,0
Реальные располагаемые денежные доходы населения (к предыдущему году), % 104,0 106,0 110,0 115,0
Объем отгруженных товаров по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых», млрд. рублей, в ценах 2015 г. 5,0 5,5 10,0 8,0
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, км
Объем производства продукции сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств), млрд. рублей, в ценах 2015 г. 8,5 10,0 14,0 18,0
Объем производства мяса всех видов (на убой в живом весе), тыс. тонн 37,0 40,0 45,0 50,0
Количество малых форм хозяйствования, получивших гранты на развитие деятельности, ед.
Доля малых форм хозяйствования (фермерских и личных подсобных хозяйств) в сельскохозяйственном производстве района, %
Объем добычи водных биоресурсов, тыс. т (включая рыбоводное хозяйство) 15,0 17,0 20,0 25,0
Объем отгруженных товаров по виду деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева», включая продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, млрд. рублей, в ценах 2015 г. 29,0 32,0 35,0 37,0
Жилищная обеспеченность, кв. м общей площади на человека
Объем жилищного строительства, общей площади в расчете на одного жителя (кв. м в год) 0,35 0,45 0,82 1,5
Оборот розничной торговли, млрд. рублей, в ценах 2015 г. 12,0 20,0 25,0 30,0
Оборот общественного питания, млрд. рублей, в ценах 2015 г. 0,09 0,12 0,15 0,18
Объем платных услуг населению, млрд. рублей, в ценах 2015 г. 2,9 4,0 5,0 6,0
Обеспеченность населения торговыми площадями, кв. м на 1000 жителей
Доля продуктов питания, произведенных в Выборгском районе, в общем объеме реализации в розничной торговле, %
Доля инновационной продукции в общем объеме продукции, выпускаемой предприятиями района, %
Туристский поток, тыс. чел.
Общее количество посетителей района (туристы, рекреанты, экскурсанты), тыс. чел.
Число мест в гостиницах и иных аналогичных средствах размещения, тыс. ед.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.