Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

ФАКУЛЬТЕТ «Юридический»

КАФЕДРА «Уголовно-правовых дисциплин»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора

канд. пед. наук,

доцент А.А.Зарубина

­­­­­­­­­­­­­В.В. Белов

"____"____________2012 г.

Уголовно-процессуальное право

Задания для самостоятельной работы студентов и методические указания по их выполнению

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Профиль подготовки (программа):гражданско-правовой

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная

 

 

Орел – 2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Рабочим учебным планом предполагается использование разнообразных видов учебной работы, как-то: лекции, практические и семинарские занятия, написание контрольных работ, а также самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа.Занимает важнейшее место в процессе усвоения учебного материала в высшем учебном заведении.

Ясно, что даже аудиторно-групповая работа под руководством преподавателя на лекциях, семинарах и т.п. все равно предполагает самостоятельный мыслительный процесс, например, на лекции студент, записывая тезисы или полный текст, одновременно пропускает предлагаемый материал через свой уже имеющийся багаж знаний, пытается в той или иной мере осмыслить то новое, что дает лектор.

Но, несомненно, ведущую роль в самостоятельных занятиях играет внеаудиторная работа. Такая работа должна носить систематический характер. Именно в ее ходе студент получает, осмысливает, анализирует, систематизирует львиную долю учебного материала, ставит перед собой теоретико-познавательные проблемы и ищет пути их решения. Без самостоятельной работы, в принципе невозможно эффективное получение знаний. А многие формы аудиторной работы представляют по сути лишь тот или иной вид контроля за степенью усвоения материала.

На практике самостоятельная работа осуществляется разными способами. Попробуем наметить некую общую канву, годную при изучении практически всех тем дисциплины.

Следует, прежде всего, выявить круг источников по теме, т.е. установить где искать и что искать. Эти источники определяются на лекциях, приводятся в методических пособиях, учебных изданиях. Наконец, их можно отыскать в библиотеках по алфавитным или предметным каталогам.

После этого нужно, опираясь на рекомендации преподавателя и на собственные ориентиры, выделить, с какими из этих источников необходимо ознакомиться в первую очередь. Здесь следует отметить статьи, разделы и части нормативных правовых актов, напечатанных в различных хрестоматиях и практикумах. В зависимости от степени теоретизации темы, иногда первостепенное внимание нужно обращать на монографии, журнальные статьи, пособия и т.п. Так или иначе, соответствующий раздел учебника (учебников) должен быть прочитан в соотношении с другими источниками.

Немаловажное значение имеет проработка конспекта лекции. Но лекция, как правило, носит ориентирующую, проблемную направленность, по одной лишь лекции нельзя усвоить тему во всем объеме.

Для более полной наглядности необходимо использовать альбом схем, где в концентрированном виде изображены основные аспекты темы.

При самостоятельной работе может быть применена следующая техника подготовки. Читая источник, следует вначале бегло ознакомиться с ним в целом («пролистать»). Затем прочитать его в обычном темпе восприятия. И после прочтения попытаться воспроизвести в памяти основные положения. При этом упор может делаться на различные виды памяти, в зависимости от индивидуальных свойств обучаемого. Представляется, что более всего здесь должна работать зрительная память, возможна память ассоциативная и т.д.

После чего следует обратить внимание на пробелы в воспроизведении, эти места надо перечитать вновь. Здесь часто возникает необходимость выучить значение тех или иных терминов, которое, как правило, раскрывается в учебниках, конспектах лекций, словарях. Затее нужно вторично прочитать источник в целом и пересказать его мысленно, а при необходимости вслух.

В рамках данного метода надо изучать несколько источников одновременно в их взаимосвязи и взаимозависимости. Ибо только так можно получить целостную картину темы. Нельзя упускать и связь прочитанного с изученным ранее материалом. Это не только облегчит восприятие нового, но и заложит «кирпичики» целостного восприятия курса.

Студент должен учитывать и то, что при чтении источников по предмету их необходимо связывать с положениями из других смежных дисциплин. При этом под рукой должны находиться соответствующие учебные издания. Например, изучая особенности норм, содержащихся в тех или иных законодательных актах, полезно раскрыть учебник по теории государства и права и перечитать общее понятие нормы права.

Изучив материал, рекомендуется на некоторое время «забыть» его, а затем через час-два попытаться снова мысленно воспроизвести усвоенное. При необходимости здесь может потребоваться вновь перечитать отдельные места изучаемой тематики.

Самостоятельные занятия предполагают и письменную работу. Чаще всего это составление конспектов. Конспектироваться могут учебники, пособия, монографии, статьи, нормативные акты, документы. Особо эффективны компиляционные конспекты, когда студент в логической последовательности фиксирует материал из разных источников.

При конспектировании следует разбить текст на части. Внимательно прочитать каждую из них. А затем по очереди изложить их содержание в письменном виде, по возможности «своими словами», не заглядывая в текст. Конспектирование, таким образом, не должно сводиться к механическому переписыванию абзаца за абзацем. Конспект должен быть кратким, но в то же время фиксирующим основные постулаты изучаемого материала.

Конспектирование дает возможность обучаемому более глубоко усваивать материал. В памяти остается весьма многое, например, наиболее значимые аспекты рассматриваемой темы, опорные понятия и т.п.

Действенным методом изучения материала может стать взаимопроверка, когда студенты излагают друг другу ранее усвоенное. При этом партнер по ходу изложения может задавать вопросы, делать замечания, давать советы.

Данные рекомендации носят минимально-направляющий характер. Студент в любом случае должен при подготовке к семинару, практическому занятию и зачету выполнить эти рекомендации, без чего невозможно полноценное усвоение предмета.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.