Здавалка
Главная | Обратная связь

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)



При построении цветовых гармоний необходимо помнить, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда вступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определенное влияние; и в то же время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости. Здесь необходимо обратиться к монографии В. Кандинского "Язык красок", где автор исследует движение и равновесие цветов на примере четырех пар цветовых контрастов.

Кандинский считает, что в жизни цветов существует два типа контрастов: холод или тепло цвета определяет его склонность к светлому или темному.

 

Рис.34

 

Рассмотрим первую пару цветовых контрастов (рис. 34).

  1. Желтый и синий (два основных цвета в системе Цветов).

Теплота и холод краски — это ее склонность к желтому или синему. Движение цветов происходит в горизонтальном направлении; при теплой краске — к зрителю, при холодной — удаление от него.

Движение теплого и холодного усиливается, если добавить контраст светлого и темного (рис. 35). Движение желтого возрастет с осветлением, синего — с затемнением. Желтый цвет настолько тяготеет к светлому, что вообще не может быть очень темным, синий же, наоборот, может получить такую глубину, что будет граничить с черным. Это первый тип движения теплого и Плодного, но существует еще и движение второго ряда.

Рассмотрим два круга одинаковой величины: синий и желтый.

Желтый круг, излучающий, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку — Эксцентрическое движение (от центра). Синий круг Получает концентрическое движение, как бы заползает внутрь и удаляется от человека. Если к желтому добавить синий, сделав его более холодным, появляется зеленоватый опенок, и оба движения — горизонтальное и эксцентрическое — сразу замедляются, синий как бы тормозит движение желтого, а при дальнейшем добавлении его эти противоположные движения уничтожаются и возникает полная недвижимость — зеленый цвет (рис. 36).

То же происходит и с белым, если в него добавить верный — возникает серый цвет —по тону близко стоящий к зеленому, но в зеленом есть возможность жизни, которой нет в сером, так как он состоит из красок, не имеющих активной движущей силы.

  1. Говоря о цветовых контрастах, необходимо рассмотреть еще один их вид — контраст светлого и темного.

 

Рис.35

 

 

Рис.36

 

 

Рис.37

 

Белый действует на зрителя как "великое безмолвие", но полное возможностей. Черный цвет звучит как нечто лишенное возможностей, внешне — беззвучная краска, на фоне которой всякая другая, даже малозвучная, становится сильнее, активнее, чем она есть на самом деле. На фоне же белого другие краски утрачивают чистоту звучания. Равновесие между контрастными белым и черным достигается механическим смешением, когда образуется серый цвет, беззвучный, неподвижный, но полный возможностей. Подобный серый возникает и при смешении красного и зеленого — пассивности и деятельности (рис. 37).

  1. Контраст красного и зеленого

Красный — цвет внутреннего кипения, для него характерно движение внутри себя, он не стремится ни наружу, ни внутрь себя самого, ни к зрителю, ни от него. Идеальный красный может подвергаться большим изменениям, так как это живая беспокойная краска, создающая впечатление целеустремленной мощи. Средний теплый красный имеет сходство со среднетемным, ощущение силы, энергии, устремленности, радости. Зеленый — духовно погашенный цвет, эксцентрическое и концентрическое движение в нем отсутствует. По теории Кандинского, абсолютный зеленый — наиболее спокойный, никуда не движется, "не имеет призвуков печали, ничего не требует и никуда не зовет". Он считал, что пассивность — свойство зеленого, это основная летняя краска, когда природа преодолела весну — время бури и натиска — и погрузилась в самодовольный покой. Если рассматривать зеленый, как производный от смешения синего и желтого, то обе пары движений — эксцентрическое и концентрическое взаимно уничтожаются, развивается индивидуальное равенство и покой. Однако при малейшем перевесе того или иного производящего цвета зеленый получает привкус остроты и теряет свою пассивность (рис. 38).

При переходе же в светлое и темное зеленый сохраняет первоначальный характер равнодушия и покоя.

  1. Контраст оранжевого и фиолетового цветов, которые возникли из первого контраста, оранжевый — из активного элемента желтого в красном.

 

Рис.38-39

 

Фиолетовый — из пассивного элемента синего в красном. Оранжевый — теплый красный, усиленный желтым, внутреннее движение красного начинает становиться движением излучения, излияния в окружающее, т. е. при внутреннем кипении есть элемент активности. В фиолетовом — пламенеющий красный гасится холодом синего и рождается придавленное звучание — молчание. Если оранжевый появляется путем приближения красного к человеку, то фиолетовый, имеющий склонность удаляться от человека, возникает в результате вытеснения красного синим. Но красный, лежащий в основе фиолетового, должен быть холодным. Итак, фиолетовый — это охлажденный красный цвет. Оранжевый и фиолетовый, возникающие смешением красного с желтым и синего с красным, являются цветами малоустойчивого равновесия; при смешении красок наблюдается их склонность утрачивать равновесие, так как невозможно провести резкую границу между фиолетовым и лиловым, между оранжевым и палевым. Оба эти цвета, составляющие пятый контраст, находятся по отношению друг к другу в таком же положении, как цвета третьего контраста (красный и зеленый), то есть являются дополнительными (рис. 39).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.