Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ



Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами

целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает

в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона

изменений, т.е. образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной

оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается

слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает

цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не

имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является

нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых

на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы

решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает

научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение

конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты,

проектирование , во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с

наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения,

допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает

более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные

характеристиками проблемной ситуации[2].

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая

технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность,

сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их

возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние

объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств

достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное

образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы:

социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и

идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь,

конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования

и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является

средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных

феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью

способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и

культурной целостности.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого

проектирования являются:

— создание условий для развития социокультурного субъекта (личности,

общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его

жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой,

разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные

обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности

людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее

конструктивному изменению собственными усилиями;

— обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни

посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания

и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

 

Задачи проектной деятельности:

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое

определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на

индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка

возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно

обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в

объектной области проектирования ) и его проектное оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и

условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом,

финансовом, правовом отношении.

 

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются

программа и проект.

Программа— это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность

Условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.