Здавалка
Главная | Обратная связь

В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры,



характеризующие специфику рассматриваемой общности:

— проблемы, носителем которых является данная общность;

— социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции),

регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;

— знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут

быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;

— ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно

задействовать в ходе реализации проекта.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая

представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую

систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач

ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые

конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также

форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации

проекта.

Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач,

средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта

методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ

организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой

установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют

направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные

ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.

Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение

проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта.

Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую

не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового

обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.),

формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой

информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции и др.). Для

корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия

населения могут планироваться опросы общественного мнения.

В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и

конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений

культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется),

профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности,

которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и

решения задач.

Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся

проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и

реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения)

могут и должны быть:

1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с

обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их

реализацией.

2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и

экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку,

научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку

общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки.

Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить

специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения,

средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции,

выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).

3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для

которой участие в их реализации является способом культурного наполнения

жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение

общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно

еще и с другой точки зрения — оно стимулирует самоорганизацию и

самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства

стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и

эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а

также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.

Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических

целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс

усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение

инновационных элементов.

Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство

культуры обеспечивается созданием условий, необходимых:

— для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого,

характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-

пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников

истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми поддержка

адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в

познавательно-оценочной сфере — хранение и введение в культурный оборот

текстов гуманитарной культуры прошлого).

— освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности

культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных

традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.)

[5].

Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:

— выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального

существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически

безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной

организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений,

монументального, прикладного искусства, дизайна);

— освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых

форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного

межличностного взаимодействия;

— оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями

из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.

Технология социокультурного проектирования предполагает определенную

мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение

по отношению к объекту проектной деятельности, которое может осуществляться в

пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение

[6]. Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции

проектировщика, имеет важные последствия — как с точки зрения успешности

реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности,

полезности осуществленных преобразований.

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий[7]:

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той

культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае

цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение

(консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже

потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как

бы “поверх” целей на сохранение и стабилизацию ситуации.

Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт

собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой”

культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, “искусственно”

преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить

современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при

наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурны образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния “чужой” культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.

Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-

то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет

ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом

проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается

ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем,

программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход

видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых

культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения

инноваций.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.