Здавалка
Главная | Обратная связь

Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.



Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
Формулировка темы и цели занятия Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
Контроль исходного уровня знаний, умений Тестирование
Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
Самостоятельная работа обучающихся а) Устный опрос, разбор вопросов по теме занятия; б) Решение ситуационных задач по теме практического занятия
Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
Задание на дом (на следующее занятие) Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме: «Социально-исторические причины становления и развития социальной работы в России в 90-х годах XX века»  
  Всего:  

Аннотация.

Архаичные формы помощи и поддержки в России. Средневековье: формирование государства и определение подходов к презрению нуждающихся. Борьба с профессиональным нищенством и другими социальными патологиями. Развитие капитализма в России и зарождение социального страхования. Социальная работа в условиях государственного патернализма (социальное обеспечение).

Содержание темы

Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:

Архаический период – родо-племенные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в.

В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в строительстве нового дома, моста, ремонте ветхого жилья и сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую голову. Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян.

Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.

«Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по мнению В.И. Курбатова, стало ее крещение». Христианство, призывавшее людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной религией.

По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю».

В нем он призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо».

Святослав Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было праздника для богатых без милости для бедных».

Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами».

Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве».

Таким образом, во 2-м периоде мы «среди русских князей увидим и героев добродетели, сильных мышцою и душою».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.