Здавалка
Главная | Обратная связь

Федеральный уровень



Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами:

1. На федеральном уровне закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Статья 72 Конституции РФ относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения согласно ст. 76 Конституции РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08 1995 г.

В соответствии с Конституцией РФ данный Федеральный закон определяет единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» составляют, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами РФ.

2. Значение Конституции РФ и ФЗ об общих принципах в развитии правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что они разграничивают полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти РФ устанавливает ст. 4 ФЗ об общих принципах.

На федеральном уровне осуществляется законодательное регулирование общих принципов организации и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только о Конституции РФ, ФЗ об общих принципах, но и о других федеральных законах, регулирующих отдельные вопросы построения и функционирования местного самоуправления, в частности, вопросы ответственности органов местного самоуправления за нарушение законов; организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях; основ муниципальной службы; финансовых основ местного самоуправления и т. д. К этим законам относятся: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"; Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".

Федеральные органы государственной власти обязаны также обеспечивать соответствие законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству.

К полномочиям органов государственной власти РФ ФЗ об общих принципах относит установление и обеспечение федеральных гарантий местного самоуправления; государственных минимальных социальных стандартов; федеральных программ развития местного самоуправления; федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления и т. д.

Органы местного самоуправления могут наделяться Федеральным законом отдельными полномочиями РФ. При этом им передаются материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий и осуществляется контроль за их реализацией.

К ведению РФ в области местного самоуправления в лице соответствующих органов относится также осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

3. Конституция РФ, ФЗ об общих принципах, определяя роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, устанавливая общие принципы организации муниципальной власти, вместе с тем закрепляют государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Система федеральных гарантий местного самоуправления призвана обеспечить его организационную и финансово-экономическую самостоятельность самоуправления от произвольного вмешательства со стороны государственных и иных органов и должностных лиц.

Ст. 113 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах. При этом следует учитывать особую роль ФЗ об общих принципах в системе федеральных законов. Согласно ст. 7 данного закона, ему не могут противоречить другие федеральные законы, устанавливающие нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ и ФЗ об общих принципах, должны применяться положения Конституции РФ и названного Федерального закона. При этом положения распространяются на все субъекты РФ.

4. Федеральное законодательство о местном самоуправлении, обеспечивая общие для всех субъектов РФ подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: муниципального образования; вопросов местного значения; органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной службы и др.

Таким образом, на федеральном уровне в законодательстве о местном самоуправлении прорабатываются следующие вопросы: обеспечения основ местного самоуправления; обеспечения гарантий местного самоуправления; обеспечения прав местного самоуправления; регулирования отношений между государственной властью и местным самоуправлением; надзора и контроля за деятельностью органов местного самоуправления. В основном по всем направлениям в РФ приняты федеральные законы. Но, поскольку вопросы местного самоуправления находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, то необходимо рассмотреть и законодательное обеспечение местного самоуправления на уровне субъектов РФ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.