Наука как вид духовной деятельности. Основные периоды в истории наукиСтр 1 из 3Следующая ⇒
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» Философский факультет
«УТВЕРЖДАЮ» Председатель Учено-методической комиссии Философского факультета
______________/Н.В. Кузнецов/
«___»_________________ 2012г. «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Ученого совета Философского факультета
______________/С.И. Дудник/ ««___»_________________ 2012г.
ПРОГРАММА вступительного экзамена по специальной дисциплине на основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 09.00.08 «Философия науки и техники»
Программа вступительного экзамена утверждена на заседании Учебно-методической комиссии Философского факультета «6» марта 2012г., протокол № 6.
Программа вступительного экзамена утверждена на заседании Ученого совета Философского факультета «13» марта 2012г., протокол № 4.
Санкт-Петербург ПРОГРАММА Вступительного экзамена по специальности Философия науки и техники» Введение Предметом философии науки и техники является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного и технического познания. Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира (природного, социального и духовного), и как вид деятельности, и как особый социальный институт. Философский анализ научного знания имеет большую историю и философия науки в настоящее время сложилась как особый самостоятельный раздел в системе философского знания. В настоящее время существуют два основных подхода к анализу научного знания: логико-эпистемиологический и социокультурный. В программе в качестве специального раздела выделяются исходные философские установки в формировании образа современной науки. Программа нацелена на то, чтобы показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей. Особое внимание обращается на специфику философии техники и на ее взаимоотношения с философией науки. В программе выделены основные направления в развитии современной философии науки и техники. Основная цель программы состоит в том, чтобы после ее выполнения соискатель стал полноценным ученым, который может вести самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую работу в области философии науки и техники. Наука как вид духовной деятельности. Основные периоды в истории науки Исторические предпосылки формирования научного знания и устойчивого развития. Ремесленная и ученая традиция и их взаимодействие в ходе эволюции научного и технического знания. Архаическая наука, ее специфика и формы организации География архаической науки и ее основные достижения. Древнегреческая наука и основные периоды ее развития Зарождение научно-теоретического способа мышления и социокультурные основания этого процесса. Основные персоналии и достижения греческой науки. Наука и техника эпохи эллинизма как высший этап в развитии естественнонаучной традиции мышления античности. Арабская наука и ее роль в развитии европейской науки. Главные центры развития арабской науки. Ключевые персоналии и основные достижения. Средневековая наука и наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию. Роль средневековой науки в становлении науки Нового времени. Наука Нового времени: от Н. Коперника до И. Ньютона. Понятие классической науки (классический идеал научного знания). Роль философии в этом процессе. Роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании и пропаганде нового метода научного познания. Г. Галилей как основатель эмпирического естествознания. Вклад И. Ньютона в формирование классического периода в развитии науки. Развитие научного знания в XVIII и XIX веках: персоналии и основные достижения. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке. «Кризис» в физике на рубеже веков и его роль в развитии науки XX века. Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке. Научно-техническая революция и ее влияние на характер развития науки в XX веке. Роль науки в развитии общества. Социальные последствия НТР. 2. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Основные вопросы философского осмысления науки в социокультурном аспекте Отношение к науке как ключевой вопрос современной мировоззренческой ориентации. Сциентизм и антисциентизм как два типа социокультурной ориентации. Дилемма сциентизма и антисциентизма, ее истоки, пути и способы разрешения Мировоззрение сциентизма и его разновидности: социологический, культурологический и методологический сциентизм Основные постулаты социологического сциентизма. Технологический детерминизм как современная форма социологического сциентизма. Идеи сциентизма в современной футурологии. Научно-технический и общественный прогресс, их взаимодействие, роль общественного прогресса в эволюции науки. Влияние НТП на социальную эволюцию. Является ли внутренняя логика НТП определяющей в развитии общества? Место человека в решении дальнейшей судьбы нашей цивилизации Социальный сциентизм и гуманизм. Культурологический сциентизм и его сущность. Наука и другие формы духовного освоения мира человеком, их общие основания и различия. Влияние науки на развитие других форм общественного сознания. Влияние нравственно – эстетических и политических императивов на развитие научного мышления Влияние философских идей на развитие научного мышления Человеческие измерения научного познания: познание и самовыражение личности, познание и оценка, познание и коммуникация. Объективность и социокультурная обусловленность научного знания. Роль личности в формировании научного знания и способов его выражения. Современная социология познания о социокультурной обусловленности знания. Методологический сциентизм и его предпосылки. Является ли оправданной ориентация в формировании образа науки только на точные науки? Автономия науки в сциентистской интерпретации. Интернализм в трактовке процесса развития науки. Антисциентизм как социокультурная ориентация, ее истоки и основания. Антисциентизм как продукт попыток осмысления социокультурных последствий НТП. Гуманистическая направленность антисциентистских идей. Антисциентизм и «наукофобия». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|