Здавалка
Главная | Обратная связь

Современная наука как социальный институт. Нормы и ценности научного сообщества



Становление науки как социального института. Различные подходы к определению науки. Научные сообщества и их исторические типы: дисциплинарные и междисциплинарные сообщества, научные школы и направления. Наука и образование. Университетское образование как форма воспроизводства и расширения знания. Роль способов трансляции знания в образовании научных сообществ. Наука и экономика, наука и власть, наука и идеология. Проблема государственного регулирования и стимулирования развития научных исследований. Этика и наука. Этика науки и ответственность ученого. Нормы научной деятельности и этос науки. Социальная ответственность ученого и логика развития научного знания. Должна ли ограничиваться свобода научных исследований?

Философия техники

Предмет философии техники: техника как объект и как деятельность. Три аспекта техники: инженерный, антропологический и социальный. Техника как специфическая форма культуры. Исторические и социокультурные предпосылки выделения технической проблематики и формирования философии техники: механистической картины мира, научно-техническая революция, стремительное развитие технологий после II Мировой войны.

Наука и техника. Три стадии развития взаимоотношений науки и техники. Институциональная и когнитивная дифференциация сфер науки и техники. Формирование технической ориентации в науке (XVII – XVIII вв.). Начало сциентификации техники и интенсивное развитие техники в период промышленной революции (конец XVIII – первая половина XIX в.). Систематический взаимообмен и взаимовлияние науки и техники (вторая половина XIX – XX в.).

Основные методологические подходы к пониманию сущности техники. Антропологический подход: техника как «органопроекция» (Э. Капп, А. Гелен).

Экзистенциалистский анализ техники (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет). Анализ технических наук и проектирования (П. Энгельмейер, Ф. Дессауэр). Исследование социальных функций и влияний техники. Теория технократии и техногенной цивилизации (Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд, Франкфуртская школа). Взаимоотношения философско-культурологического и инженерно-технократического направлений в философии техники.

Основные проблемы современной философии техники. Социология и методология проектирования и инженерной деятельности. Соотношение дескриптивных и нормативных теорий в науке о конструировании. Кибернетика и моделирование технических систем Этика и ответственность инженера-техника: распределение и мера ответственности за техногенный экологический ущерб. Психо-социальное воздействие техники и этика управления.

Первоисточники

Вебер М. Наука как призвания и профессия.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод.

Декарт Р. Рассуждения о методе.

Дильтей В. Введение в науки о духе.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.

Поппер К. Логика и рост научного знания

Фуко М. Археология знания.

Хюбнер К. Критика научного разума.

Рекомендуемая литература

1. Автономова И.С. Рассудок, разум, рациональность. -М., 1988.

2. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. -М., 1978.

3. Башляр Г. Новый рационализм. -М., 1987.

4. Бернал Д. Наука в истории общества. -М., 1958.

5. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. -М., 1961.

6. Борн М. Физика в жизни моего поколения. -М., 1962.

7. Брызгалина Е.В. История биологии как смена парадигмального знания. -M., 1998.

8. Бунге М. Интуиция и наука. -М., 1967.

9. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч. В 2-х тт. Т.2. -М., 1978.

10. Вебер М. Избранные произведения. -М., 1990.

11. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. -М., 1958.

12. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. -М., 1988.

13. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. -М., 1980.

14. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира. -М., 1948.

15. Гемпель К. Логика объяснения. -М., 1998.

16. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. -М., 2000.

17. Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Соч. В 2 тт. -М., 1989.

18. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты. Статьи. Эссе. -М., 1987.

19. Друянов Л. А. Законы природы и их познание. -М., 1982.

20. Злобин Н. Культурные смыслы науки. -М., 1997.

21. Идеалы и нормы научного исследования. -Минск, 1981.

22. Истина и ценности и научном познании. -М., 1991.

23. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. -М., 1987.

24. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. -М., 1985.

25. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. -М., 1988.

26. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени: Философский аспект проблемы. -М., 1989.

27. Кохановский В.П. Философия и методология науки. -Ростов, 1999.

28. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. -М., 1991.

29. Кун Т. Структура научных революций. -М., 1975.

30. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. -М., 1995.

31. Лебедев С.А. Основные линии развития классической индукции Индуктивная логика и формирование научного знания. -М., 1987.

32. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. -М., 1980.

33. Лекции 1 и 8 // Павлов И.П. Полн. собр. соч., -М.-Л., 1951, т. II, кн. 2.

34. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. -М., 1998.

35. Лоренц К. Эволюция и априори // Вестник Московского Университета, серия «Философия», 1994, №5.

36. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. -Минск, 1990.

37. Малкей М. Наука и социология знания. -М., 1983.

38. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. -М., 1975.

39. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. -М., 1997.

40. Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. -М., 1980.

41. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М., 1997.

42. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. -М., 1997.

43. Наука в зеркале философии XX в. -М., 1992.

44. Наука в социальном, гносеологическом и ценностном аспектах. -М., 1980.

45. Наука о науке. -М., 1966.

46. Научная деятельность: структура и институты. -М., 1980.

47. Научные и вненаучные формы мышления. -М., 1996.

48. Научные революции и динамика культуры. -Минск, 1987.

49. Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. -М., 1993.

50. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. -М., 1970.

51. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. -М., 1998.

52. Новая технологическая волна на Западе. -М., 1986.

53. Очерки по истории и теории развития науки. -М., 1969.

54. Павлов И.П. Лекции о работе главных пищеварительных желез.

55. Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. -М., 1981.

56. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969.

57. Позитивизм и наука. -М., 1975.

58. Познание в социальном контексте. -М., 1994.

59. Полани М. Личностное знание. -М., 1985.

60. Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.

61. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992.

62. Проблемы методологии постнеклассической науки. -М., 1992.

63. Пуанкаре А. О науке. -М., 1983.

64. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. -М., 1969.

65. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. -М., 1977.

66. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. -М., 1998.

67. Рожанский И.Д. Античная наука. -М., 1980.

68. Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска. -М., 1986.

69. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. -М., 1984.

70. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. -М., 1974.

71. Сачков Ю. В. Научный метод: вопросы и развитие. -М., 2003.

72. Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи и речи. -М., 1981.

73. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. -М., 1996.

74. Стенин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. –М., 1996.

75. Степин B.C. Современная философия науки. Хрестоматия. -М., 1994.

76. Степин B.C. Теоретическое знание. -М., 2000.

77. Структура и развитие науки. -М., 1978.

78. Творческая природа научного познания. -М., 1984.

79. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М., 1984.

80. Теория и метод. -М., 1987.

81. Тоффлер Э. Третья волна. -М., 1999.

82. Тулмин С. Человеческое понимание. -М., 1984.

83. У истоков классической науки. -М., 1975.

84. Федотова В.Г. Критика социокультурной ориентации в современной буржуазной философии. -М., 1981.

85. Философия и методология науки. -М., 1996.

86. Философия и методология науки: В 2-х ч. -М., 1974.

87. Философия науки: Проблема рациональности. -М., 1995.

88. Философия техники в ФРГ. -М., 1989.

89. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. -М., 1998.

90. Франк Ф. Философия науки. -М., 1960.

91. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. -М., 1987.

92. Фуко М. Археология знания. -Киев, 1996.

93. Холтон Д. Тематический анализ науки. -М., 1981.

94. Хюбнер К. Критика научного разума. -М., 1994.

95. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М.,1978.

96. Шингаров Г.Х. Научное творчество И.П. Павлова. Проблемы теории и метода познания. -М., 1985.

97. Щтофф В.А. Проблемы методологии научного познания. -М., 1978.

98. Эволюционная эпистемология: Проблемы и перспективы. -М., 1996.

99. Эйнштейн А. Физика и реальность. -М.,1965.

100. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. -М., 1966.

 

 

Организационно-методический раздел:

Структура вступительного экзамена по специальной дисциплине, рекомендации поступающему в аспирантуру СПбГУ на научные специальности, обеспечиваемые Философским факультетом (далее поступающий в аспирантуру).

Вступительный экзамен в аспирантуру СПбГУ на научные специальности, обеспечиваемые Философским факультетом, по специальной дисциплине проводится в письменной форме.

Письменный вступительный экзамен включает два задания.

Каждое задание оценивается отдельно.

Каждое задание предполагает развернутый ответ по теоретической проблеме: изложение содержания вопроса во всех его аспектах, с указанием на проблемный характер вопроса в целом и каждой его части; формулирование и оценивание имеющихся в литературе точек зрения по данному вопросу.

В качестве одного из заданий может быть предложен анализ одного из первоисточников, указанных в программе вступительного экзамена в аспирантуру СПбГУ.

При выполнении задания следует дать полный, правильный ответ, полно и правильно указать и определить все признаки, основания, элементы, стадии развития явления, процесса, события, процедуры, задачи и их возможные последствия, полно и правильно использовать фамилии авторов и названия их работ, избегая неточностей и ошибок.

Ответы должны быть представлены в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов.

Неточность понимается как использование специального термина в ограничительном или расширительном смысле, как описание содержания признака вместо его наименования, как избыточное указание на признаки, не относящиеся к характеризуемому объекту.

Грубая ошибка понимается как неправильное использование специальных терминов, как неправильное указание признаков характеризуемого объекта, как неправильное описание их содержания, как несоответствие аргументации заданию, фактологические ошибки.

Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.