Развитие психики человека и животных
Существует множество гипотез появления жизни на Земле. Идеалистическое понимание природы и проявления психики. Идеализм – древнейшее философское учение об идеальном, духовном основании мира. Согласно этой философской концепции «высшее» начало бытия – мировое или индивидуальное, личностное сознание. Природа, материя считается «низшим». В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим. Божественное происхождение жизни на Земле (Аристотель, Н. Бердяев, Е. Трубецкой, В.С. Соловьев). Аристотель в трактате «О душе» отрицал, что душа – это вещество. В то же время он не рассматривал душу в отрыве от материи, как пифагорейцы, Платон и Сократ. Душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия. В его интерпретации души соединились идеалистические и материалистические воззрения. По мнению В.С. Соловьева, «жизнь есть самое общее и всеобъемлющее название для полноты действительности везде и во всем. Мы с одинаковым правом говорим и о жизни Божественной и о жизни человеческой, и о жизни природы. Вечный Бог вечно осуществляет Себя, осуществляя Свое содержание, т.е. осуществляя все. Множественность, сведенная к единству, есть целое. Реальное целое есть живой организм. Бог как сущее, осуществляя свое содержание, как единое, заключающее в себе всю множественность, есть живой организм». Е.Н. Трубецкой писал, что в христианской религии человек, соединяясь с Богом, не растворяется в нем, а наоборот, восстанавливает нарушенную целостность своего существа, достигая полноты и совершенства своей человеческой жизни. Космическое происхождение жизни на Земле. Космос – понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения единства мира в противоположность хаосу. Главным свойством космоса считалась гармония сфер. В истории философской мысли использование этого понятия вело либо к признанию роли творца (демиурга), либо к обожествлению самого космоса в виде пантеизма или космотеизма. Согласно философскому учению пантеизму,человек един с природой, в которой космос сливался с Божеством, а человек – с космосом. Мироздание мыслилось по типу одушевленного организма, живой частицей которого является человеческое тело с присущими ему психическими свойствами. Выдающиеся мыслители этого направления - П. Помпонацци, Б. Телезио, Леонардо да Винчи. Материалистическое понимание психики. Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении им «картины мира», саморегуляции поведения и деятельности. Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 млрд. лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизведению и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству. В результате длительной эволюции у современных организмов мы находим многообразие форм отражения, начиная от раздражимости (способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения) и кончая более высокими формами отражения - ощущением, восприятием, памятью, мышлением, представляющими собой формы проявления психической жизни. Элементарное поведение низшего организма регулируется биологическими закономерностями, согласно которым реакции организма совершаются в смысле приспособления - основного типа биологического соотношения всякого животного организма со средой. Усложнение психики и увеличение приспособительных возможностей прямо связано с развитием в ходе эволюции нервной системы. Существует прямая зависимость между уровнем развития нервной системы живого существа и сложностью его взаимодействия с внешним миром. Нервная система прошла в своем развитии путь от сети, волокна, которой соединяются чувствительные клетки с сократительной тканью, до сверхсложной структуры мозга современного человека. Наиболее древней является сетевидная нервнаясистема. Этот тип нервной системы имеют кишечнополостные животные, например, гидра. Возбуждение распространяется по нервной системе гидры во всех направлениях. Более сложная нервная система – узловая. Нервные узлы располагаются в основном на головном конце тела животного. Эта система есть у плоских червей. Возбуждение передается в определенном направлении. Это дает выигрыш в быстроте и точности ответных реакций. Наиболее сложным уровнем развития нервной системы является мозг – объединение многих слившихся нервных узлов. У млекопитающих он достигает высокого уровня развития. Наивысший уровень развития – у человека. На всех ступенях развития поведение обусловлено и внешними и внутренними моментами, но на различных ступенях развития соотношение между внешними, в частности физико-химическими, раздражителями и внутренними процессами, которые опосредуют их влияние на поведение, различно. Чем выше уровень развития поведения, тем большую роль играют внутренние условия. Тропизмы - вынужденные реакции организма под воздействием физико-химических раздражителей. Общую теорию тропизмов развил Ж. Лёб, исходя из исследований Ж.фон Сакса о тропизме растений. Различают: фототропизм - тенденция живого организма двигаться под воздействием света; термотропизм - тенденция двигаться под воздействием тепла; хемотропизм - тенденция избирать определенную физико-химическую среду; топотропизм - тенденция к движению под воздействием механического раздражителя. Наличием тропизмов, которые способствуют саморегулированию, исчерпывается биологическая форма отражения растений. Различают три основные формы поведения животных: Инстинкты - форма генетически обусловленного поведения. В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет лабильности. Различные индивидуальные акты инстинктивного поведения у различных индивидов одного и того же вида остаются в основном как бы в рамках одной общей структуры. Уже на ранних ступенях развития, как показывают наблюдения за поведением животных, встречаются индивидуально-изменчивые формы поведения. Навык - автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Характер навыка существенно зависит от характера восприятия, от того, как в восприятии дифференцируются и генерализуются те условия, с которыми в навыке связывается соответствующее действие. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных. Таблица 2. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|