Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А.Н. Леонтьеву и К. Фабри)
Интеллектуальное поведение высших животных - тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Это активная форма приспособления; для того чтобы оно было адекватно среде, необходимо, чтобы среда отражалась организмом, при этом в такой форме, которая позволяла бы ориентироваться в ней как в среде, внешней по отношению к организму. Переход от одних форм взаимодействия, свойственных неорганическому миру, к формам взаимодействия, которые свойственны живой материи, находит свое выражение в выделении «субъекта», с одной стороны и «объекта» - с другой. Необходимым условием обмена веществ является раздражимость. На ранних ступенях развития жизни организмы раздражимы лишь по отношению к таким воздействиям, которые непосредственно участвуют в обмене веществ. Позднее появляется новая, более сложная форма раздражимости по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе непосредственно в обмен веществ не включаются (т.е. к абиотическим воздействиям). Эта форма раздражимости есть чувствительность, обеспечивающая ориентировку организма во внешней среде, выполняющая сигнальную функцию. Решающим условием ее возникновения явился переход организмов от жизни в гомогенной среде к жизни в более сложной среде дискретных предметов, в вечно-оформленной среде. Чувствительность и соответствующая форма психического отражения (ощущение) явились основанием первой стадии развития психики животных - элементарной сенсорной психики. Последующие стадии и формы - перцептивная психика и интеллект. Существенной предпосылкой развития форм поведения, в которых психические компоненты играют все более существенную роль, является связанное с усложнением и изменением условий и образа жизни животных развитие нервной системы и затем прогрессирующая ее централизация. Принципиальные различия психики животных и человека. Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях. 1. Сознание человека изменяется в историческом плане. 2. Сознание изменяется в онтогенетическом плане. Особенности отражения в этом случае оказываются обусловленными возрастом и приобретенным опытом. Изменения психики животных оказывается обусловленным возрастом и приобретенным опытом лишь данной особи, человек же может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества. 3. Различным оказывается отражение и на разных этапах каждого данного акта познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных знаний к всесторонним существенным, от чувственного познания к логическому, абстрактному. В данном случае изменение отражения протекает гностически, то есть в плане познания. Отличающие черты сознания человека от психики животных. 1. Единство исторического, онтогенетического и гностического в отражении человеком окружающего мира. 2. Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью. 3. Целенаправленное осознанное субъективное отражение объективного мира, опирающееся на обобщенный опыт познания действительности человеком. 4. Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений. 5. Прогнозирующий характер человеческого сознания. 6. Самосознание. Речь. Таблица 3. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|