Здавалка
Главная | Обратная связь

История психодиагностики



I. Донаучный этап развития психодиагностики

Уже на данном этапе произошло разделение научного и практического направления диагностики индивидуальных особенностей.

Научное направление развивалось в рамках философии, философской антропологии параллельно с учением об индивидуальных отличиях. Примером, иллюстрирующим данное направление, выступают трактаты таких философов, как Теофраст («Характеры»), Гиппократ, Гален, Кант и др.

Практика испытаний индивидуальных способностей (изначально тест – «испытание») являлась неотъемлемой частью общественной жизни. Например, различные тесты использовались для набора в школу Пифагора (умение решать задачи, манера смеяться, реакция на неудачу). В Древнем Китае существовала система проверки способностей лиц, претендовавших на должности чиновников.

II. Начало психодиагностики как направления психологии

В конце XIX века психология выделяется из философии в качестве экспериментальной науки. Возникает первая лаборатория экспериментальной психологии В.Вундта, создатели которой позиционировали себя как представители теоретической психологии, далекой от решения прикладных задач.

В 1884 году Ф.Гальтон открывает антропометрическую лабораторию, положившую начало практико-ориентированному направлению психодиагностики. В рамках данной лаборатории создаются первые измерительные инструменты для решения практических задач.

К достижениям Ф.Гальтона и его учеников можно отнести следующее:

1. В рамках лаборатории были обозначены три основных направления психодиагностики XX века. Диагностика интеллекта и способностей (основное направление лаборатории). Создан первый тест способностей, представляющий собой набор психофизиологических проб. Диагностика характерологических особенностей (с помощью опросников). Опросники определялись Ф.Гальтоном как «статистика поведения человека в ежедневных делах». Ф.Гальтону принадлежит идея проективной диагностики, а именно, идея использовать метод свободных ассоциаций для исследования личности.

2.Разработаны основы психометрики (психометрии) – науки о психологическом измерении; создан математико-статистический аппарат, используемый для конструирования тестов.

Основным пунктом критики Ф.Гальтона а его последователей явилось то, что разработанные ими тесты оказались невалидны, то есть результаты тестирования не соответствовали реальным успехам испытуемых и наблюдениям экспертов.

III. Психодиагностика в XX веке

История психодиагностики в XX веке может быть обобщена в виде таблицы. Особое внимание необходимо уделить особенностям развития психодиагностики в России и за рубежом (см. табл.1).

Как справедливо отмечают А.А.Бодалев и В.В.Столин, в истории науки нередко приходится обращаться к вопросам, которые в свое время не были решены или были решены ошибочно. В начале XXI века представляется необходимым обобщить существующий исторический опыт, извлечь из него уроки. По мнению А.Г.Шмелева, состояние современной психологической диагностики в России во многом напоминает кризисную ситуацию 30-х годов, закончившуюся печально известным постановлением 1936 года («О педологических извращениях в системе наркомпросов»). Выйти из кризиса

 

возможно лишь через четкое определение актуальных проблем и постановку задач развития современной психодиагностики. Данной проблеме была посвящена дискуссия, опубликованная на страницах журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики» в 2004 году.

Основные задачи психодиагностики

1. Разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария.

2. Разработка конкретных методик измерения различных качеств и свойств.

3. Разработка нормативов и требований к методикам, их разработчикам и пользователям.

4. Совершенствование методов дифференциальной психометрики.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.