Здавалка
Главная | Обратная связь

Балетная музыка в творчестве выдающихся русских композиторов XX века.



Вводный урок.

 

Обзор музыкальной культуры России начала XX века. «Русские сезоны». Усиление интереса к балетному жанру в связи с успехами антрепризы С.П.Дягилева и мирового признания русского балета.

 

Творчество С.С.Прокофьева

Новаторство в музыке С.С.Прокофьева. Многообразие творческого наследия композитора.

Симфоническое творчество (Седьмая симфония)

Балет «Золушка»

Балет «Ромео и Джульетта» - вершина мирового балетного искусства.

Для самостоятельного ознакомления: С.С.Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», фортепианные произведения, фильмы-балеты.

 

Творчество И.Ф. Стравинского

Многообразие художественных исканий в творчестве И.Ф.Стравинского.

Балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» (фрагменты). Новации в драматургии, хореографии и музыке балетов.

Для самостоятельного ознакомления: балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»

Творчество Д.Д.Шостаковича.

Отражение общественной нравственной идеи современности в творчестве Д.Д.Шостаковича.

Неподражаемое мастерство, новизна, яркость и выразительность музыкального языка композитора.

Симфоническая музыка Д.Шостаковича (Седьмая «Ленинградская симфония»)

Балетные сюиты Д.Шостаковича. Балет «Золотой век» (фрагменты)

Для самостоятельного ознакомления: инструментальные произведения Д.Шостаковича.

Творчество А.И.Хачатуряна.

Национальный колорит творчества А.И.Хачатуряна.

Балеты «Гаяне», «Спартак» (фрагменты).

 

Балетная музыка русских композиторов второй половины XX века.

 

Традиции содружества русских композиторов и балетного жанра.

Краткое ознакомление с творчеством композиторов Р.К.Щедрина (Балеты «Конёк-горбунок», «Кармен-сюита» по Ж.Бизе) и В.А.Гаврилина («Анюта»)

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.

Результатами обучения также являются:

• первичные знания о роли и значении музыкального искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

• знание творческих биографий зарубежных и отечественных
композиторов согласно программным требованиям;

• знание в соответствии с программными требованиями
музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов
различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи
барокко до современности;

• умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
творчестве композиторов;

• умение определять на слух фрагменты того или иного
изученного музыкального произведения;

• навыки по восприятию музыкального произведения, умение
выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать
ассоциативные связи с другими видами искусств.

 

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

 

Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

- устный опрос (фронтальный и индивидуальный),

- выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на
конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных
примеров, активность при изучении нового материала, качественное
усвоение пройденного),

- письменное задание, тест.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.).

Пример письменных вопросов для контрольного урока (по теме «Музыка эпохи барокко»)

1. Перечислите основные музыкальные жанры эпохи барокко.

2. Для какого музыкального инструмента было написано большинство произведений барокко?

3. В каком жанре никогда не сочинял И.С.Бах?

4. Какие жанры для солистов, хора и оркестра возникли в эпоху барокко?

5. Какой композитор стал самым ярким представителем французской клавесинной школы?

6. Какие танцы входят в танцевальную сюиту эпохи барокко?

Промежуточный контроль - осуществляется в конце каждого учебного года. Может проводиться в форме контрольного урока, зачета. Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания. Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного материала.

Пример письменных вопросов для контрольного урока (зачета)

1 год обучения, 1 вариант

1. Назовите основные этапы развития художественной культуры от древних времен до современности

2. Назовите 2 композиторов, творчество которых является вершиной эпохи барокко.
3. Расположите эти события в хронологическом порядке:

 

- Великая французская буржуазная революция,

- год рождения В.А.Моцарта,

- год смерти И.С.Баха,

- переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше,

- год рождения И.С.Баха,

- год смерти В.А.Моцарта,

- год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене,

- год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази,

- год смерти Ф.Шуберта.

4. Чем отличается балетная музыка А.Адана Л.Делиба от музыки предшествующей эпохи.

5. Назовите танцы, популярные в XVIII веке. В творчестве каких композиторов они встречались?

6. Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы?

7. Дополните названия и укажите жанр этих произведений, их авторов и объясните названия:
«Рождественская кантата»», «Кофейная кантата», «Времена года»,
«Неоконченная», «Прощальная», «Лесной царь», «Зимний путь», «Сотворение мира».

8. Как называется последняя часть сонатно-симфонического цикла? Какую
музыкальную форму чаще всего использовали композиторы?

9. Кого из композиторов мы называем «венскими классиками» и почему?
Какие жанры являются главными в их творчестве?

10. Объясните термины: рондо, имитация, разработка

2 год обучения, 2 вариант

1. Из каких стран композиторы: Д.Букстехуде, Ф.Куперен, А.Вивальди,
Э.Григ, Ф.Лист, Р.Шуман.

2. Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества
которых приходится на XIX век.

3. Расположите эти события в хронологическом порядке:
Великая французская буржуазная революция,

год рождения В.А.Моцарта,

год смерти И.С.Баха,

переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше,

год рождения И.С.Баха,

год смерти В.А.Моцарта,

год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене,

год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази,

год смерти Ф.Шуберта.

4. Чем отличается симфония от сонаты?

5. Назовите танцы, популярные в XIX веке. В творчестве каких
композиторов они встречались?

6. Назовите основные разделы 1-ой части сонатно-симфонического цикла?

7. Укажите жанр этих произведений, их авторов и объясните их названия:
«Инвенции клавир», «Реквием», «Орфей», «Аппассионата», «Патетическая», «Форель», «Прекрасная мельничиха».

8. Какие жанры использовали венские классики в третьей части симфонии?

 

9. Кого из композиторов мы называем романтиками? Какие новые жанры
появляются в их творчестве?

10. Объясните термины: месса, сюита, рефрен.

 

2. Критерии оценки промежуточной аттестации в формеэкзамена (зачета) и итоговой аттестации

5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).

 

4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или одну грубую ошибку и одну незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.

 

3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.

2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.