Балетная музыка в творчестве выдающихся русских композиторов XX века.
Вводный урок.
Обзор музыкальной культуры России начала XX века. «Русские сезоны». Усиление интереса к балетному жанру в связи с успехами антрепризы С.П.Дягилева и мирового признания русского балета.
Творчество С.С.Прокофьева Новаторство в музыке С.С.Прокофьева. Многообразие творческого наследия композитора. Симфоническое творчество (Седьмая симфония) Балет «Золушка» Балет «Ромео и Джульетта» - вершина мирового балетного искусства. Для самостоятельного ознакомления: С.С.Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», фортепианные произведения, фильмы-балеты.
Творчество И.Ф. Стравинского Многообразие художественных исканий в творчестве И.Ф.Стравинского. Балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» (фрагменты). Новации в драматургии, хореографии и музыке балетов. Для самостоятельного ознакомления: балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» Творчество Д.Д.Шостаковича. Отражение общественной нравственной идеи современности в творчестве Д.Д.Шостаковича. Неподражаемое мастерство, новизна, яркость и выразительность музыкального языка композитора. Симфоническая музыка Д.Шостаковича (Седьмая «Ленинградская симфония») Балетные сюиты Д.Шостаковича. Балет «Золотой век» (фрагменты) Для самостоятельного ознакомления: инструментальные произведения Д.Шостаковича. Творчество А.И.Хачатуряна. Национальный колорит творчества А.И.Хачатуряна. Балеты «Гаяне», «Спартак» (фрагменты).
Балетная музыка русских композиторов второй половины XX века.
Традиции содружества русских композиторов и балетного жанра. Краткое ознакомление с творчеством композиторов Р.К.Щедрина (Балеты «Конёк-горбунок», «Кармен-сюита» по Ж.Бизе) и В.А.Гаврилина («Анюта») IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков. Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора. Результатами обучения также являются: • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в • знание творческих биографий зарубежных и отечественных • знание в соответствии с программными требованиями • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о • умение определять на слух фрагменты того или иного • навыки по восприятию музыкального произведения, умение
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки. Формы текущего контроля: - устный опрос (фронтальный и индивидуальный), - выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на - письменное задание, тест. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки. На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Пример письменных вопросов для контрольного урока (по теме «Музыка эпохи барокко») 1. Перечислите основные музыкальные жанры эпохи барокко. 2. Для какого музыкального инструмента было написано большинство произведений барокко? 3. В каком жанре никогда не сочинял И.С.Бах? 4. Какие жанры для солистов, хора и оркестра возникли в эпоху барокко? 5. Какой композитор стал самым ярким представителем французской клавесинной школы? 6. Какие танцы входят в танцевальную сюиту эпохи барокко? Промежуточный контроль - осуществляется в конце каждого учебного года. Может проводиться в форме контрольного урока, зачета. Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания. Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного материала. Пример письменных вопросов для контрольного урока (зачета) 1 год обучения, 1 вариант 1. Назовите основные этапы развития художественной культуры от древних времен до современности 2. Назовите 2 композиторов, творчество которых является вершиной эпохи барокко.
- Великая французская буржуазная революция, - год рождения В.А.Моцарта, - год смерти И.С.Баха, - переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше, - год рождения И.С.Баха, - год смерти В.А.Моцарта, - год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене, - год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази, - год смерти Ф.Шуберта. 4. Чем отличается балетная музыка А.Адана Л.Делиба от музыки предшествующей эпохи. 5. Назовите танцы, популярные в XVIII веке. В творчестве каких композиторов они встречались? 6. Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы? 7. Дополните названия и укажите жанр этих произведений, их авторов и объясните названия: 8. Как называется последняя часть сонатно-симфонического цикла? Какую 9. Кого из композиторов мы называем «венскими классиками» и почему? 10. Объясните термины: рондо, имитация, разработка 2 год обучения, 2 вариант 1. Из каких стран композиторы: Д.Букстехуде, Ф.Куперен, А.Вивальди, 2. Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества 3. Расположите эти события в хронологическом порядке: год рождения В.А.Моцарта, год смерти И.С.Баха, переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше, год рождения И.С.Баха, год смерти В.А.Моцарта, год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене, год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази, год смерти Ф.Шуберта. 4. Чем отличается симфония от сонаты? 5. Назовите танцы, популярные в XIX веке. В творчестве каких 6. Назовите основные разделы 1-ой части сонатно-симфонического цикла? 7. Укажите жанр этих произведений, их авторов и объясните их названия: 8. Какие жанры использовали венские классики в третьей части симфонии?
9. Кого из композиторов мы называем романтиками? Какие новые жанры 10. Объясните термины: месса, сюита, рефрен.
2. Критерии оценки промежуточной аттестации в формеэкзамена (зачета) и итоговой аттестации 5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).
4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или одну грубую ошибку и одну незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.
3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося. 2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|