Здавалка
Главная | Обратная связь

СПОСОБНА ЛИ МЕДИАКРИТИКА БЫТЬ ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСОМ?



(НА МАТЕРИАЛАХ ПУБЛИКАЦИЙ “FAIR

(FAIRNESS AND ACCURACY IN REPORTING)”)

 

В современном медиатизированном социуме одной из областей общественной жизни, в наибольшей степени подверженных медийным воздействиям, является политика. О значении массовой информации в политической жизни сегодняшних дней свидетельствуют масштабное политическое имиджетворчество через СМИ, информационные войны с преимущественной опорой на медийные ресурсы, растущее разнообразие форм политического контроля правящих элит над печатной и электронной прессой даже в государствах мира с развитыми демократическими традициями.

Ввиду чрезвычайно важного значения СМИ в современной политике закономерен вопрос о политическом потенциале такой сравнительно новой области журналистики как медиакритика. Установлено, что медиакритика охватывает не только аспекты функционирования СМИ, связанные с журналистикой, с деятельностью журналистских коллективов и редакционной политикой, но охватывает широкий круг проблем, постановка которых предполагает изучение и оценку медийного контента, интеракции средств массовой информации с их аудиторией и обществом в целом [1, с. 29]. Безусловно, имеются в виду и политические интеракции.

В данной статье мы будем пользоваться определением медиакритики, введенным А. П. Короченским, как наиболее объективно отражающим относительно новое явление современной журналистики. Так, под медиакритикой понимается современная область журналистики, обеспечивающая общение с аудиторией, в ходе которого на основе анализа, интерпретации и оценки всего комплекса медийного содержания и жанрово-стилевых форм его воплощения оказывается влияние на восприятие этого содержания публикой, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании получателей информации. При этом изучается и оценивается не только творчество создателей медийных произведений и содержание СМИ, но также “движущийся” комплекс многообразных взаимоотношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом. Это позволяет определить предмет медиакритики как актуальное многоаспектное социальное функционирование средств массовой информации [2, с. 35].

Российские и зарубежные исследователи (А. П. Короченский, И. В. Аношина, Э. В. Хмеленко, Р. П. Баканов и др.) отмечают наличие у медиакритики принципиальной возможности влиять на политические процессы. Учитывая это, закономерна постановка вопроса: обладает ли медиакритика особенной политической функцией? Способна ли она реально выступать в роли нового информационно-политического ресурса, дополняющего традиционные формы политической борьбы на информационном поле? И каким образом медиакритика может воздействовать на политику? Необходимо отметить, что существующие исследования не предлагают достаточно аргументированные ответы на данные вопросы, что подтверждает актуальность и научную новизну их особого рассмотрения. Так, например, не представляется убедительной попытка Э. В. Хмеленко, предпринятая на материале украинской медиакритики: заголовок её статьи “Медиакритика на Украине: информационно-политический ресурс?” не случайно сопровождается знаком вопроса [3, с. 263-265].

В рамках данной статьи предпринята попытка изучить воздействие медиакритики на политическую жизнь на примере медиакритической деятельности гражданских групп мониторинга СМИ (media watch groups) США – главным образом, на примере организации FAIR (Fairness and Accuracy in Reporting). Исследования FAIR, выполненные И. В. Аношиной, не содержат изучение политических аспектов активной медиакритической деятельности этой организации, поскольку в них рассматривается роль организации в интеракциях гражданского общества со СМИ.[4, с. 275-281].

Организация “Fairness and Accuracy in Reporting” (“Честность и точность в информировании”) занимает в США особое место среди гражданских структур, специализирующихся на медиамониторинге и медиакритике. FAIR, основанная в 1986 г., сегодня называют одним из важнейших демократических проектов в США. За время существования организации FAIR ее сотрудники проделали исключительную работу в области гражданского медиамониторинга и медиакритики, проводя основательные исследования печатной и электронной прессы и публикуя хорошо документированные, доказательные, аналитические критико-журналистские работы по различным проблемам функционирования СМИ.

“Занимая активную гражданскую позицию, FAIR воздерживается от политической ангажированности, избегая лоббирования интересов какой-либо из партий. Своей главной задачей организация провозглашает отстаивание свободы слова и прессы через утверждение действительного плюрализма идей и мнений в средствах массовой информации. FAIR подчеркивает, что действует в полном соответствии с Первой поправкой к Конституции США – и, в отличие от правоконсервативных сил, не требует исключения из общественных дебатов каких-либо точек зрения и сведений, а вносит вклад в расширение публичного диалога в СМИ, выступая за включение в него новых идей и мнений, в том числе альтернативных.

Одной из своих основных целей сотрудники FAIR декларируют противодействие силам, выступающим с нападками на журналистов, честно исполняющих свой профессиональный и гражданский долг, раскрывая неприглядную правду о нищете и неравноправии, правительственной коррупции и несправедливой внешней политике США. Полагая, что в демократическом государстве средства массовой информации должны служить, прежде всего, интересам граждан, а не правительства или корпоративных элит, сотрудники FAIR апеллируют к репортерам и редакторам, владельцам СМИ и деятелям информационной индустрии, определяющим медиаполитику. FAIR ведет непрерывный диалог с журналистами по всей стране, подвергая прессу конструктивной критике, когда это необходимо, и поощряя честную и достоверную журналистику [1, с. 277-278].

“Обеспокоенность FAIR вызывает тот факт, что, несмотря на провозглашаемую независимость прессы по отношению к правительству, американские СМИ зачастую проводят официальную линию Вашингтона. Это, в частности, отчетливо проявляется в освещении внешней политики, особенно военных акций США. Например, критико-журналистские публикации FAIR убедительно демонстрируют связь между крупнейшими СМИ и правительством при освещении действий американских войск в Афганистане и Ираке.

Решения президента США Б. Обамы об окончательном выводе войск из Ирака и существенном сокращении военных расходов США вызвали обвальную критику со стороны правого крыла американских СМИ. В медиакритическом журнале “EXTRA!”, издаваемом организацией “FAIR” при анализе реакции американских СМИ на план Обамы, предусматривающий масштабное сокращение военных расходов в пользу социальных программ, журналисты-противники этого плана были обвинены в недальновидности. Аргументированной критике подвергаются не сами оппоненты плана Обамы, а выразители их взглядов – правые журналисты и СМИ, оказывающие большое влияние на общественное мнение. Такое косвенное воздействие на ход политической борьбы с стороны FAIR усиливает позиции Обамы в условиях начавшейся президентской предвыборной кампании.

“С 1996 г. FAIR ведет исследование “Think-Tank Monitor” с целью выявить, представители каких политических сил чаще всего выступают в СМИ в качестве экспертов по обсуждаемым общественно значимым проблемам. В своих медиакритических публикациях FAIR убедительно доказывает, что ведущие средства массовой информации обычно тиражируют экспертные мнения правых и центристских научно-экспертных групп, в то время как представители левого крыла привлекаются в качестве экспертов значительно реже. К числу исследований FAIR, получивших наибольший публичный резонанс, относится 40-месячное наблюдение за содержанием популярного общественно-политического телешоу “Nightline”, показавшее, что в качестве экспертов на эту передачу приглашались в основном официальные лица и представители корпоративных структур, а в дискуссиях не был представлен полный спектр мнений гражданского общества и игнорировались многие важные проблемы.

“FAIR выпускает еженедельную радиопрограмму “CounterSpin”,которая транслируется более чем сотней некоммерческих радиостанций в США и Канаде. Программа предоставляет слушателям критические обзоры медийного освещения важнейших новостей, принципов их отбора и способов подачи, а также обращает внимание на подробности событий, о которых ведущие СМИ случайно или намеренно не сообщали. В передачах “CounterSpin” поднимаются и обсуждаются такие проблемы, как политическая тенденциозность и цензурирование новостей, узость спектра политических мнений в теленовостях и др.

Приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что организация американской гражданской медиакритики демонстрируют способность быть политическим ресурсом для поддержания лево-либеральных сил США опосредованно, завуалировано, поддерживая политический курс Обамы.

Литература

1. Короченский А. П. “Пятая власть”? Медиакритика в теории и практике журналистики. – РГУ. Ростов-на-Дону. 2003, 280 с. 2. Аношина И. В., Короченский А. П.Организация общественного мониторинга СМИ и медиакритики “FAIR” в системе гражданского диалога со СМИ // Журналистика и медиаобразование-2007. Сб. трудов II международной научно-практической конференции. Белгород. 1-3 октября 2007 г. – Белгород – БелГУ, 2007. – Т.1. – 300 с. 3. Хмеленко Э. В. Медиакритика на Украине: информационно-политический ресурс? // Журналистика и медиаобразование-2007. Сб. трудов II международной научно-практической конференции. Белгород. 1-3 октября 2007 г. – Белгород – БелГУ, 2007. – Т. 1. – 300 с. 4. Аношина И. В. Организация общественного мониторинга СМИ и медиакритики “FAIR” в системе гражданского диалога со СМИ// Журналистика и медиаобразование-2007. Сб. трудов II международной научно-практической конференции. Белгород. 1-3 октября 2007 г. – Белгород, БелГУ, 2007. – Т. 1. – С. 275 – 281// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journ.bsu.edu.ru/nauka/publ-2007/full-1-2007.pdf

Аннотация

При попытке ответить на вопрос обладает ли медиакритика информационным ресурсом, автор задается целью изучить воздействие медиакритики на политическую жизнь на примере медиакритической деятельности гражданских групп мониторинга СМИ США организации FAIR (Fairness and Accuracy in Reporting). В статье описаны роль и функции организации FAIR, специализирующуюся в области гражданского медиамониторинга и медиакритики.

Ключевые слова: медиакритика, политика, FAIR.

Научный руководитель– Короченский Александр Петрович, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики Белгородского государственного исследовательского университета.

 

 

УДК 070-054.72(430)

К. В. Калашник







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.