Здавалка
Главная | Обратная связь

СУРРОГАТ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В НОВОМ ФОРМАТЕ



 

Немалую роль в современном телевидении играет частная жизнь. В прямом смысле слова манипулируя человеческими ценностями – общечеловеческими и личными – экран предлагает примеры для подражания – не всегда положительные, скорее даже часто отрицательные.

Телевидение не стоит на месте, понимая, что манипулирования поверхностными человеческими настроениями и ценностями сегодня недостаточно, необходимо изучать психологию человека. В сезоне 2010-го “Первый канал” запустил “психологический проект “Детектор лжи”. С самых первых выпусков передача вызвала множество неоднозначных откликов – как аудитории, так и специалистов-медиакритиков.

“Психологический проект” является качественно новым форматом развлекательного вещания на отечественном телевидении и, как следствие, полностью неизученным. Поэтому, на наш взгляд, актуальным явилось изучение концептуальных характеристик данного проекта, а также сопоставление ценностных ориентаций, провозглашаемых героями, с ценностным спектром, который актуализируют авторы передачи.

Говоря о жанровой принадлежности рассматриваемой передачи, можем утверждать, что в силу специфических характеристик, с помощью традиционной системы охарактеризовать ее достаточно полно достаточно непросто. Сложившаяся структура телевизионных жанров сегодня нуждается в серьезном реформировании. И в первую очередь это обусловлено тем, что за последние десять лет телевидение совершило колоссальный прыжок не только в отношении технологий производства телевизионного продукта, но и содержательно. Таким образом, структура, предложенная исследователями еще в XX веке, сегодня фактически несостоятельна. Это в меньшей мере касается информационного сегмента, и в большей мере художественного и аналитического, некоторые составляющие которых сегодня могут быть отнесены к новому развлекательному сегменту. Как утверждает С. Н. Ильченко, фактически формат ток-шоу сегодня является развлекательным, в то время как традиционно его принято относить к аналитическим . Традиционная система жанров журналистского творчества (в первую очередь телевизионная) не может описать многие из используемых форматов тех или иных программ. Разделяя позицию современных исследователей телеиндустрии, таких как С. Н. Ильченко, мы предлагаем добавить к традиционной триаде продуктов телевизионного творчества четвертый сектор, развлекательный, который может объединить в себе множество новых форматов и жанров, пришедших на отечественное телевидение в последнее время.

Не менее актуальным до сих пор остается вопрос понятийного соотношения терминов “жанр” и “формат”. Отметим, что к единой точке зрения исследователи не могут прийти до сих пор, однако, учитывая современные тенденции использования термина “формат”, соглашаясь с доводами теоретиков тележурналистики (О.Р. Лащук), считаем важным привести две основных трактовки термина “формат”: в широком смысле означающего набор характеристик канала вещания (так называемый формат телеканала), и узком значении - определяющего принципы производства той или иной передачи, а также характеристики её содержания. Последняя трактовка вносит ясность в саму суть появления понятия в российской тележурналистики. В традиционной жанровой системе такого термина не было. Он пришел к нам вместе с процессом заимствования передач (форматами тех или иных передач), который фактически стартовал еще в начале 90-х гг. прошлого века (например, “Поле чудес”, которое является калькой западной передачи “Колесо удачи” или же “Час Пик”, являющийся аналогом “Шоу Лари Кинга”). Таким образом, сегодня целесообразно трактовать формат, как определенную общность жанров (например, формат реалити объединяет в себе реалити-шоу, реалити-состязание, реалити-ток-шоу, документальное шоу-реконструкция, судебное шоу, деловое шоу) (17, с. 245).

Анализируемый нами “психологический проект”, являющийся “гибридным” форматом развлекательного вещания (объединяет в себе все необходимые атрибуты и качества ток-шоу и передачи-телеигры, в которой правду обменивают на деньги), не просто отражает основные характеристики развлекательного сегмента телевидения. Авторам проекта удалось объединить в одной передаче все то, что сегодня интересно зрителю, синтезировав, таким образом, из ток-шоу и игры совершенно новый формат развлекательного телевещания. Однако психологическим проект “Детектор лжи” можно называть лишь с массой оговорок. Во-первых, детектор, который используют авторы передачи, имеет мало общего с устройством, которое используют профессиональные полиграфологи. Кроме того, сама процедура проверки правдивости участников не выдерживает никакой профессиональной критики. Можем утверждать, что образ полиграфа в программе является средством построения драматургии передачи. Таким образом, психологичность проекта “Детектор лжи” – не более чем имитация, своеобразная “игра в психологию”. Вопросы, несомненно, затрагивают чувства человека, заставляют его переживать, – психологической подоплеки отдельно взятой личности исключать нельзя, однако с научной точки зрения проект нарушает все законы психологии.

Однако для нас важна и аксиологическая составляющая, в основе подобного рода анализа всегда лежат ценности. В этом отношении считаем, что проект снова представлен своего рода дуалистично: во-первых, при анализе аксиологии проекта важно остановиться на ценностных ориентациях провозглашаемых самими героями, которые находят отражение в декларируемых причинах их участия в телепередаче. Таким образом, основываясь на теоретических наработках в области аксиологии, мы выяснили, что ценностные ориентации участников, определяемые их мотивациями, находятся в зависимости от их же потребностей. Поэтому мы посчитали, что целесообразно будет анализировать называемые причины участия людей в проекте по предложенной нами схеме: потребность личности – мотив личности – ценностные ориентации. Таким образом, мы выяснили, что выделенные нами называемые причины участия в проекте (возможность заработать деньги; доказать родным и близким, что герой умеет и может говорить правду; возможность реализовать себя, попробовать свои силы) в большинстве своем определяются терминальными ценностями, если можно так выразиться, высшего порядка (ценность материального вознаграждения обусловлена потребностью в безопасности – своей и своих близких; общественное признание заключается в желании быть понятыми и услышанными, активная и насыщенная жизнь связана с потребностью в самоактуализации). Притом терминальные ценности у всех участников разные, инструментальная ценность одна на всех – честность. И это определено форматом проекта. Таким образом, мы можем увидеть взаимосвязь форматных характеристик проекта с его аксиологической составляющей. Отметим, что “неожиданным” является обнаружение несовпадения ценностных установок участников с тем спектром ценностей, который задан форматом “психологического проекта “Детектор лжи”.

Авторы проекта для воздействия на аудиторию, если можно так сказать, представляют героев с несколько иной стороны, которую не принято афишировать и которая характеризует личность несколько негативно. Для того, чтобы проанализировать механизмы воздействия на аудиторию проекта, необходимо определить, вопросы каких тематических направлений задают участникам организаторы.

Введем следующие обозначения:

– вопросы профессионального характера – “категория 1”;

– вопросы интимного характера, включая вопросы об обычно табуированных аспектах супружеских взаимоотношений – “категория 2”;

– вопросы, касающиеся взаимоотношений в семье, между поколениями – “категория 3”;

– вопросы, которые не относятся ни к одному из вышеобозначенных пунктов – “категория 4”.

Подготовив расшифровку 24 выпусков передачи “Детектор лжи”, мы подсчитали количество вопросов четырех категорий вышеобозначенных тематик в анкете каждого участника

Исходя из полученных данных, можем сделать вывод, что наиболее часто в анкетах участников встречаются вопросы “категории 2”, то есть касающиеся супружеских взаимоотношений и вопросы интимного характера. Результаты представлены на рис.2.2.

Рис 2.2. Репрезентация тематик вопросов по каждому участнику

Если же мы сопоставим количественные показатели вопросов каждой из категорий, то получим следующие результаты.

Рис. 2.3.Суммарные процентные показатели репрезентации тематик вопросов по всем участникам

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в анкетах участников доминируют вопросы “категории 2” (53%). Вторые по частоте использования – вопросы “категории 3” (24%), касающиеся взаимоотношений между членами семьи и отношений поколений. Следом по частоте использования идут вопросы “категории 1” (13%), заставляющие человека анализировать свои профессиональные качества. И на последнем месте – вопросы “категории 4” (10%).

Сопоставляя полученные нами данные с ценностями, которые выделяют авторы книги “Аксиология журналистики” [3], мы можем выстроить их в своеобразную иерархию. Напомним, исследователи отметили, что порядок, предложенный ими, не иерархичный.

Итак, ценности, которые затрагивают вопросы “категории 2”, а именно личную жизнь участников проекта, можно соотнести с ценностной категорией, которую В. А. Сидоров, С. С. Ильченко и К. Р. Нигматуллина определяют, как “любовь, дружба, семья” [3]. Однако, как мы отметили, развлекательное телевидение, являясь практически зеркальным отражением массовой культуры, отражает не ценности, а их суррогаты. Поэтому можем утверждать, что в этом ключе такие ценностные категории, как любовь (в разрезе “массовой культуры” – опубличивание личной жизни), семья (недопонимание между поколениями, так называемые “конфликты отцов и детей”) и дружба (проявление неких сопернических взаимоотношений и давних счетов) необходимо обособить друг от друга, так как эти ценности представляют разные направления человеческих конфликтов, как в социуме, так и внутри отдельно взятой личности.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем несколько видоизменить классификацию ценностей, предложенную авторами пособия по “Аксиологии журналистики” [3]. Таким образом, категория “любовь”, исходя из анализируемой нами передачи, встанет в основу своеобразной системы суррогатов ценностей, за счет которых авторы проекта пытаются привлечь внимание массовой аудитории.

Итак, исходя из полученных нами данных, предлагаем следующую графическую презентацию репрезентуемых в проекте суррогатов ценностей.

 

“РАБОТА”

       
   
 
 

 


Рис.2.4.Репрезентация суррогатов ценностей в “психологическом проекте “Детектор лжи”

Такая триада суррогатов ценностей, выделенная нами при анализе вопросов, задаваемых участникам “психологического проекта “Детектор лжи”, при всей массовости интересов аудитории, которые она затрагивает, все же носит персонифицированный характер, потому ее проявления (в нашем случае вопросы организаторов и ответы участников) событийно исключительны с точки зрения рядового зрителя. Как подчеркивает С. Н. Ильченко, “в этом случае телевидение как СМИ не столько демонстрирует явление внешней действительности, сколько позволяет смотрящему “заглянуть” в себя” [1]. Можно утверждать, что, несмотря на игровой характер зрелища, оно предоставляет зрителю возможность сопоставить “свою” реальность с реальностью виртуальной.

По нашему мнению, построение передачи на драматургии опровержения тех фактов, в которых сами участники уверены практически на сто процентов – одна из главных целей авторов проекта. Обличив процесс прохождения испытания на детекторе лжи в художественную форму, авторы передачи поставили перед собой важную задачу – еще раз напомнить всем о тех социальных проблемах, которые в той или иной мере тревожат почти каждого человека, но в силу определенных причин и отношения к этим проблемам в обществе, говорить о них во всеуслышание не принято. Яркий тому пример – взгляд общества на саму программу: большинство россиян всячески порицают организаторов шоу за их попытку вскрыть личную жизнь каждого участника, показать не самые приятные стороны даже внешне идеальных людей, однако мало кто задумывается, что это – лишь средство и повод проанализировать озвученные проблемы в самом себе.

Полагаем, что было бы неверно отрицать стремление организаторов шоу повысить рейтинги проекта, которое основывается на том, что личная жизнь другого человека всегда интересна, на попытке авторов шоу заработать определенные материальные средства на не самых приятных подробностях жизни отдельно взятого индивида, когда под сомнение ставится не только профессиональная пригодность человека, но и традиции рода, семейные ценности, отношения внутри определенной группы людей.

Исходя из анализа форматных характеристик и аксиологической составляющей рассматриваемого в настоящем исследовании “психологического проекта”, как называют его сами участники, можем утверждать, что, являясь ярким представителем развлекательного сегмента телевидения, передача “Детектор лжи” не только развлекает, но и социализирует аудиторию под определенный комплекс суррогатных ценностей, по сути находящихся в оппозиции традиционным человеческим ценностям любви, семьи и работы.

Литература

1. Ильченко С. Н. Эволюция системы жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства [Текст] : дис. … доктора филол. наук / С. Н. Ильченко. – СПб. – Рукопись. – 383 с. 2. Лащук О. Р. Термин “формат” в массовой коммуникации [Текст] / О. Р. Лащук // Журналистика и медиообразование – 2010. – Белгород : Изд-во “БелГУ”, 2010. – 532 с. 3. Сидоров В. А. Аксиология журналистики [Текст] / В. А. Сидоров, С. С. Ильченко, К. Р. Нигматуллина. – СПб, 2009. – 120 с.

Аннотация

В данной статье рассматриваются форматные характеристики “психологического проекта “Детектор лжи”, а также аксиологическая составляющая передачи. Установлено, что формат рассматриваемой телепрограммы является гибридным, а также то, что, являясь передачей развлекательного характера, “Детектор лжи” социализирует аудиторию под определенный комплекс суррогатов вечных человеческих ценностей.

Ключевые слова: развлекательное телевидение, формат, жанр, ценность, ценностная ориентация.

Научный руководитель: Короченский Александр Петрович, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики Белгородского государственного исследовательского университета.

 

 

УДК 654-197(477) – 043.86”1985/2000”

Я. А. Скорина







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.