Дополнительные статьи
О КОНЕ. А кто конь купить княж, боярин, или купеч, или сирота, а будеть в коне червь или проесть, а то поидеть к осподарю289, у кого будеть купил, а тому свое серебро взяти опять взад. (ПР, Т. I, с. 289). А се бещестие. А за бещестную гривну золота, аще будеть баба была в золоте и мати, взяти ему 50 гривен за гривну золота; аще будеть баба не290 была в золоте, а по матери ему не взяти золота, взяти ему гривна серебра; а за гривну сребра пол осме гривне291. (ПР, т. I, с 316). О ковании мужем. Аще ли скуеть муж мужа или кого ни есть в вине, или колико седить, взяти железнаго 5 кун, а кормить своим хлебом, ино ему взяти гривна да 5 кун. (ПР, т. I, с. 316, вар. 12). А судным кунам ростов292 нету. (ПР, т. I, с. 330, 348). О СИРОТЬЕМ ВЫРЯТЬКЕ. А женка с дчерию, тем страды на 12 лет, по гривне на лето, 20 гривен и 4 гривны кунами. (ПР, т. I, с. 354). О муке. Аже утяжю(ть) в мукы, а поседи(ть) у дворянина, 8 ногат за ту муку. А у колоколници бьют(ь) кнутом, за ту муку 80 гривен. (ПР, т. I, с. 341, 362, 390). О человеце294. Аже человек полгав куны у людей, а побежить в чюжю землю, веры ему не иняти295, аки и татю. (ПР, т. I, с. 340, 361, 389). О МУЖИ КРОВАВЕ. Аще приидеть кровав муж на двор или синь, то видока ему не искати, но платити ему продажа за бесчестие, каков будеть; аще ли не будеть на нем знамения, то привести ему видок слово противу слова, а кто будеть почал, тому платити куны в что и объложать; аще же и кровав приидеть, или будеть сам почял, а вылезуть послуси, то то ему за платеж, оже и били. Аще же ударить мечем или ножем, а не утьне(ть) на смерть, то князю вины 9 гривен, а истьцу за рану судять, а оже лечебное; потнеть ли на смерть, то вира платити. Аще ль пьхнеть муж мужа любо к себе, любо от себя, ли по лицу ударить, или жръдию ударить, а без зънамения, а видок будеть, бещестие ему платити; аже будеть болярин великых боляр или меньших боляр, или людин городскыи, или селянин, то по его пути платити бесчестие; а оже будеть варяг или колобяг, крещения не имея, а будеть има бои, а видок не будеть, ити има роте по своей вере, а любо на жребии, а виноватый в продажи, в что и обложать. (ПР, т. I, с. 231, 262–263).
РАЗНОЧТЕНИЯ 22–23 МПСуд Ярослава князя. Устав о всяких пошлинах и о уроцех; АII Устав великого князя Ярослава; TIV Суд Ярославлъ Володимерич о душегубстве; АОII Устав великого князя Ярослава Владимерича. Суд о душегубстве; TIV далее ли тиун княж; МП, AII, CMV горожанин. TIV, АОII, К, ИМП русин горожанин; МП, CMV гридин; TIV в начале Суд Ярославлих детей; НС далее рустии; CMV далее Володимер; CMV далее Вячеслав; МП боевника; АII убойника; РМ вирную; М вирное; МП один; С, НС, М заплатить; МП за то платять; МП вину; В осн. сп. зань, дается по др. спискам; НС, М, РМ, МП, T1V прикладывают ь; МП вину; С, НС, М, РМ, МП, TIV прикладываеть: НС погнание; Е людскую; МП, TIV вину и виру; М, МП прикладная; АОII, ИМII метальнику; в ( ) в осн. сп. было стерто; РМ О уроцех; С, НС, AII, TIV заглавие О княже отроце, РМ О княжих отроцех и о епископлех вины; МП О отроце; TIV заглавие О смердьи холопе, ИМII О смерди и холопе; АОII О смерди холопе; 47–49 М, РМ нет; ПМ, МП смердь и; АОII смерди; ИМII смердии; С статьи нет; 50–51 МП О поклепе; МП у; TIV далее то ти имуть веру; дается по Пушк. и Троицк. группам, в осн. списке тогда; С статьи нет; М, РМ, TIV, AOII, ИМII виры; 57–58 TIV, АОII, нет; РМ О свержении виры; С, НС, РМ, полоченою; М помочного; МП помоцного; 60- 61 так в осн. сп. и его группе, TIV, АОII истъця, истца; дается по МП, АII, CMV; М. РМ, TIV, АОII дати; АОII исправа; М с железом на поле; 65–67 РМ по двою гривен золота; 66–67 М до полугривны золота, оже ли по двою гривен золота; TIV, АОII, далее добавочная статья А судным кунам ростов (АОII, К росту) нету. далее заглавие С, НС, МП, АII, CMV Оже кто ударить мечем; TIV, АОII О мечи; МП, AII, CMV нет; М десницею, СМ лестницею, TIV, АОII тылесницею; ИМII далее не; МП. AII, CMV, TIV, АОII нос; МП, AII, CMV, TIV, AOII далее мечем; МП, AII, CMV, TIV, АОII нет; 76–77 РМ О мужи кроваве; TIV, АОII О муже; 78–79 РМ за бещестие; TIV видоки; TIV, AOII в начале о мече; МП, AII, CMV, TIV, АОII далее продажа; 83–84 АОII, ИМII Оже на чюжем коне ездит; АОII, ИМII далее продажи; TIV, АОII, К, ИМII, в начале О изгибели; 87–88 МП, АII, CMV, ЛА, ИМII взяти; в осн. сп. далее и; В осн. сп. далее и; АОII, ИМII сведутся. TIV, АОII, К, ИМII, ВА далее на торгу; ИМII дорозе; 94–95 TIV Извод татве о челядине; в ( ) в осн. сп. нет, дается по С, РЛ, М, РМ, МП, TIV и др. спискам; МП, АII, CMV, ЛА, TIV и др. далее или уведше; АОII извода; М ждати; АОII, ИМII далее донже же налезеть. TIV, АОII, К, ИМII, ВА далее уроци скоту; 101 – 102 РЛ, МП нет; так в С, НС, МП, TIV и др. списках; в осн. сп. 7; CMV резан. TIV, AOII, К, ИМII, ВА чернеческыи; 106–107 РМ О взыскании товара; МП О кунах; TIV О запреньи кун; CMV О взыскании кун; РМ покладежь; МП, AII, CMV, TIV и др. деял; в осн. сп. просоп, исправлено по другим спискам; в осн. сп. О, исправлено по другим спискам; AOII, TIV далее днии. AOII провиновался; AOII, К, ИМII далее следуют статьи о приплоде скота и пчел, прибытке хлеба и далее: О сиротъем вырятъке. А женка с дчерию, тем страды на 12 лет, по гривне на лето, 20 гривен и 4 гривны кунами; С, НС, РЛ, М, РМ, МП, TIV далее А се уставил князь; С, НС, РЛ, РМ, AII, TIV и др. в начале заглавие О резе; МП далее мочи; 118–119 С, НС, РЛ, РМ, МП, TIV чьего куны; в осн. сп. господь, исправляется по др. спискам; ИМII Нова; в осн. сп. гости, исправляется по другим спискам; ВЧ, МП, TIV должники; С, НС, РЛ, М, TIV преже; CMV, AOII, ИМII закупныи; РМ исправу; AII, TIV воиньскыи; АОII, ИМII своискы; НС, РЛ, М, МП, AII, CMV, ЛА, АОII, ИМII копу; С кову; М, TIV далее господину; АОII далее своему господину; МП, AII, CMV забоя; TIV, АОII, К, ИМII, ВА хлева из забоя; МП, CMV вьвезеть; МП, TIV приобидить; С, НС, РЛ уведить; TIV увидить; АОII, ИМII уведеть; МП въведетъ; М, РМ увередить; НС, МП копу; С вражду; М, РМ цену, TIV вражду и увередить цену, а введеть копу; РМ закупу; 136–137 МП без ума; МП продажа; CMV далее по тому же продажа С, НС, РЛ, М, РМ, TIV и др. уведеть; С томь; МП томь не платити; в Осн. сп. и Синод.-Троицкой группе нет, дается по Пушкинской и Карамзинской группам; АОII паробок; М далее продати; М, РМ, TIV въскладають; 145–147 МП, AII, CMV нет; С, НС, РЛ, М, РМ то; МП, AII, CMV, TIV, АОII, К, ИМII далее на дворскаго; МП, АII, CMV, TIV, АОII, К, ИМII выиметъ; TIV, АОII, К, ИМII будуть; МП, АII, CMV послуси; МП, AII, CMV зубы; АII выидуть; АОII далее взяти ему; TIV, АОII, К, ИМII вначале заглавие О бобре; С борть; С, АОII, TIV, АОII, К, ИМII далее продажи; С, TIV, АОII, К, ИМII далее на земли; С, НС, МП, АII, CMV далее в собе; РЛ, TIV, АОII, К, ИМII далее собе; МП, АII, CMV, TIV, АОII, К, ИМII любо; М знаменаеть; AII, TIV, АОII разломить; TIV, АОII, К, ИМII в начале заглавие О лубе; РМ посечеть; 162–164 М нет; АII ворот; М прикладного; С, НС, РЛ, М, РМ, МП, АII, CMV, TIV и др. за; РМ посечеть; АОII подъломитъ; 169–170 АII то 5 кун; 170–171 РЛ, МП, AII, CMV, TIV, АОII, К, ИМII аже будеть след; НС, М аже будеть ли след; МП пущи, АII пути, CMV велице пути; 173–175 НС нет; TIV, АОII, К далее заглавие О огнищанине; T1V, К в начале заглавие О лодье. МП, AII, CMV, TIV и др. не будетъ лица; TIV, AOII, К, ИМII заморскую; МII 8 ногат, АII, TIV и др. 8 кун; С перетнеть, МП, AII, CMV, TIV и др. посечеть; МП, АII верею; TIV и др. верею или вервь; МП, AII, CMV верею; TIV и др. далее и за верею; TIV в начале заглавие О птицах; 184–185 МП, АII, CMV, TIV и др. чии пес или; 186–187 МП, AII, CMV нет; С, НС, РЛ, М, РМ, МП, АII, CMV, TIV и др. зажжеть; CMV далее он; М нет; М далее а сам на заточение; CMV погубити; РМ пакости дея; МП, CMV, AOII, ИМII зарежетъ; в начале заглавие: М О свободных послусех, РМ О послусех; вставлено по МП, CMV, TIV и др.; МП, AII, CMV в начале заглавие О железном; МП, АН, CMV, TIV и др. виновата; в осн. списке укор, исправляется по другим спискам; М вины; 201–202 С, РМ О задници; TIV, AOII О смердьи заднице; ИМII О смерди сьстатке; МП далее безажю; АII, CMV, TIV и др. далее без детии; ИМII статок его; ИМИ далее ничтоже; 206–207 МП О безадници; AII, CMV, TIV и др. О задници боярстии или людьстии; 208–209 МП, AII, CMV боярьстеи дружини; 210–211 С нет; М далее своим; С все; ИМII далее по; TIV и др. в начале заглавие О жене; 215–216 С, T1V и др. у своих детей взяти часть; ИМII статка; 218–219 CMV аще ли пакы будеть сей на 2 жену; 220–221 М, МП, CMV по силе; 222–223 РМ О уроцех что кому; МП, АII, CMV Уроци городнии; МП, AII, CMV, TIV и др. одиною; 225–226 С А се уроци мостнику; МП А мостнии уроци; TIV и др. А се уроци мостнии; ИМII статьи 97 нет; МП, АII, CMV, TIV и др. далее от дела; РМ пяти; МП, AII, CMV безадниие; ИМII далее сирень о сьстаткех; CMV, TIV смертью; АII далее у мужа; МП почнуть; TIV могуть; РЛ, М, МП их; ИМII далее добрыми; М а что пригостит; С далее поймал; С далее или истерял; АII рядил; CMV рядил пред людми; CMV нет без дела; С, НС, РЛ, РМ, АII всяко; МП всякому; TIV и др. всякой; АОII, ИМII оборчется; 242–243 М с детми жити; TIV далее с детми; М далее и с детми жити; TIV и др. далее и з детми; 245–246 АII сию хощеть дати, тому дасть; АII мужа; CMV далее и без мужа; TIV и др. далее и мертва; С возворотять; С братья; НС, РЛ, М, РМ, МП, AII, CMV, TIV и др. далее мужа; АОII все; М ино; М, РЛ статьи нет; МП есть только заглавие статьи; в осн. списке, С, НС и др. списках Синодально-Троицкой группы текста в ( ) нет; дается по АН; РМ 9; С, НС, РЛ, М, РМ, МП, АII, CMV, TIV и др. далее то; 258–259 М, АОII нет; 260–261 АII нет; МП, AII, CMV, TIV и др. далее а не без него; 262–263 МП нет; 264–265 М, Ч, МП вда цену; 266–267 МП емлеть; МП далее кун; МП далее кун; АОII далее или робу; АII храме; TIV далее или в хороме; CMV не ведетъ посаднику, а; АОII, ИМII наместник; CMV выдал; 275–276 МП гривна; С, НС, РЛ, М, РМ, МП, CMV, TIV и др. далее не; М далее твои; Син.-Тр. группа вложить. Пушкинская и Карамзинская – вылжеть: Пушк. и Карамз. гр. купить; АII лишену; в ( ) в Син. группе нет, дается по МП; в ( ) в Синод, группе нет, дается по МП; М далее от господаря; МП крал; 286–287 М нет; НС далее До зде слово о Правде русьскои; CMV государю; ИМII нет; ИМII далее кун; ОАII, К росту; 293–294 ИМII нет; АОII, К, ИМII яти;
КОММЕНТАРИЙ Заглавие Во всех списках Пространной Правды сохраняется указание на связь памятника с именем кн. Ярослава Владимировича, однако противопоставление слов Суд Ярославль (т. е. Суд Ярослава) в заглавии словам по Ярославе же... (а после Ярослава...) в ст. 2 свидетельствует о том, что в восприятии автора, включившего это противопоставление, Судом Ярослава является только ст. 1, в которой говорится о праве кровной мести. Так понимали это расчленение и писцы Карамзинской группы списков, которые наряду с заглавием перед ст. 1 Суд Ярославль Володимерич... дали в начале ст. 2 дополнительное заглавие к следующим статьям. Другие заглавия в списках XIV – XV вв. появились позднее XII в., при этом заглавия в Карамзинской группе также показывают, что переписчики имели дело с текстом, в котором с именем Ярослава связывались только статьи об убийстве (душегубстве). В Пушкинском сборнике второй половины XIV в. такого противопоставления уже нет, заглавие Суд Ярослава князя относится ко всему памятнику, но там дан новый подзаголовок Устав О всяцих пошлинах и уроцех, который был своеобразным резюме, раскрывающим широкое содержание Правды, не ограничивавшееся нормами только уголовного права. При этом во всех списках Пушкинской группы перед ст. 1 включен дополнительный текст – своего рода Введение к Русской Правде (и следовавшему за ней Закону Судному людем), представляющее собой выдержку из Поучения Василия Великого к судьям о соблюдении ими справедливости (Не приимеши послушества лжа; Аще не виноват, долго не держи гнева; горе оправдающему нечестиваго мзды ради; и пр.). Статья 1 Статья повторяет нормы ст. 1 Краткой Правды в измененном виде, отражающем значительную социальную дифференциацию древнерусского общества и введение наряду с традиционной 40-гривенной вирой за убийство двойной – 80-гри-венной – ставки, которой охраняется жизнь управителей княжеского феодального хозяйства и приближенных князя (княжь муж, тиун княж). Это соответствует нормам ст. ст. 19, 22–23 Краткой Правды, явившихся нововведением Ярославичей. Форма родительного падежа тиуна княжа предполагает подразумеваемое голова; некоторая неясность значения этой формы вызвала вставку в Карамзинской группе слов, восстанавливающих первоначальный ее смысл. Новым и знаменательным для того времени в социальной области является также охрана 40-гривенной вирой жизни работника боярской вотчины (тивун бояреск), который выполнял в ней функции управителя, способствуя эксплуатации трудившейся в вотчине челяди. Это (наряду со ст. ст. 14, 46, 66) важное свидетельство существования во время образования Пространной Правды боярского хозяйства. Среди близких родственников, обязанных некогда мстить за убитого, в Пространной Правде названы братни сынови вместо сестрину сынови в Краткой Правде. Эта замена устраняет из текста Правды наиболее архаичный ее элемент, восходящий к эпохе материнского рода. Термин русин, заимствованный из Краткой Правды, здесь по-прежнему, вероятно, обозначает жителя Южной Руси, «Русской земли» в узком значении. В обработках XIII-XIV вв., представленных в списках Пушкинской группы, большая часть которых имеет новгородское происхождение, русин заменен горожанином, что указывает на выделение в то время непривилегированного свободного жителя древнерусского города в качестве субъекта права, отличного и от княжеских, и от боярских людей, и от сельского жителя; последнего, вероятно, подразумевает термин словенин. Списки московской Карамзинской группы, объединяющие русина и горожанина, свидетельствуют о том, что это новое значение могло быть актуальным в условиях городской жизни и других регионов Руси. Статья содержит норму, по существу уже не действующую, так как кровная месть была отменена еще до создания Пространной Правды. Но поскольку замена мести вирой – общепринятая норма в Пространной Правде – была введена еще Ярославом (хотя и в особых случаях, когда отсутствовали лица, имевшие право мести), в статье было оставлено указание на порядки, существовавшие прежде, признанные Ярославом и, как говорится в ст. 2, отмененные позднее. Таким образом, противопоставление ст. 1 и ст. 2 существует не только в указании на установления князя Ярослава и его сыновей, но и в содержании этих установлений. Включение в закон не только новых норм, но и старых, измененных последующим законодательством, применительно к древнерусским памятникам права известно и по новгородской уставной грамоте кн. Святослава Ольговича 1136/37 г. Здесь перед изложением нового порядка материального обеспечения новгородской епископии (фиксированная сумма, заменяющая десятину от вир и продаж) указывается система такого обеспечения в Южной (Киевской) Руси и в Новгороде до вокняжения Святослава Ольговича. Статья 2 Статья содержит историко-юридический экскурс во времена вскоре после смерти Ярослава, когда Ярославичи, вместе со своими боярами собравшись на съезд, отменили кровную месть, установив замену ее денежной вирой во всех случаях, а не только при отсутствии законных мстителей. В статье использовано заглавие Правды Ярославичей в составе Краткой Правды, причем, как считает Б. А. Романов, перечень княжеских мужей здесь прерывается на трех первых именах (в Краткой Правде он полнее). Реформа, заменявшая кровную месть денежным выкупом, проведенная Ярославичами, не первая. Повесть временных лет под 996 г. сообщает о попытке изменения уголовного права, предпринятой Владимиром Святославичем, с введением смертной казни для разбойников. Попытка эта оказалась неудачной, и после нее последовала новая реформа, отменившая смертную казнь и восстановившая традиционную форму наказания – денежный штраф в пользу государственной власти296 [Повесть временных лет, ч. I, с. 86]. Реформа Ярославичей, продолжая эту линию развития права, стремится полностью заменить такими же штрафами и все другие сферы применения кровной мести. Наречие паки здесь обычно переводится как вновь, опять, еще в связи с чем иногда утверждают, что в статье говорится о второй встрече Ярославичей, произошедшей после смерти Ярослава (Н. Ланге, Л. Гётц, М. Н. Тихомиров). Однако грамматический строй фразы не позволяет видеть здесь такого значения. Это слово связывает действие ст. 2 с предшествующим действием ст. 1, а не каким-либо действием, о котором в контексте нет речи. Паки употреблялось в значении также, кроме того (паки ли людин в следующей ст. 3 Пространной Правды), потом, затем (А инии пакы злии человеци почаша добрых людии домы зажигати)297 [Новгородская Первая летопись, с. 71, 279 (1231 г.)]. Поэтому видеть здесь указание на отмену кровной мести на новом, повторном княжеском съезде нет оснований: в тексте говорится о встрече Ярославичей после смерти отца, не более того. Эта встреча произошла, вероятно, вскоре после 1054 г.; переносить ее на 15-20 лет, как отмечалось исследователями, вряд ли возможно. Связывать отмену кровной мести с княжеским съездом 1072 г. в Вышгороде, собравшимся для церковного торжества – перенесения мощей Бориса и Глеба, можно было бы только в том случае, если бы существовала связь этой реформы с религиозным культом. В случае, если бы решение князей не только самим воздерживаться от покушений на человеческую жизнь (по тогдашним представлениям, дарованную богом), но и воспретить делать это в Русской земле вообще было бы принято у гроба князей, убитых их братом 298 [Повесть временных лет, ч. II, с. 357-359]. Однако ничего подобного в источниках нет: ни состав участников решения об отмене кровной мести, ни содержание ст. 2 не дают никаких оснований предполагать в нем участие церковных деятелей, игравших на вышгородском торжестве 1072 г. важную роль. Вставки имен других сыновей Ярослава, Владимира и Вячеслава, в новгородской кормчей 1493 г. (CMV) относятся ко времени, когда Правда была уже не действующим законом, а историко-политическим памятником, рассказывающим о деятельности князя Ярослава, по представлениям современников давшего особый статус Новгороду. Старший сын Владимир, князь новгородский (умер в 1052 г.), строитель Софийского собора, в середине XV в. был в Новгороде причислен к святым, младший Вячеслав, князь смоленский (умер в 1057 г.). По Ярославе – после смерти Ярослава; Совокупишеся – собрались; Отложиша убиение за голову – отменили кровную месть. Статья 3 Этой статьей начинается первый тематический раздел (ст. ст. 3–8) об ответственности за убийство на территории верви. Статья устанавливает порядок взыскания виры за убийство в разбои представителя княжеской администрации и рядового жителя в том случае, если вервь отказывается искать преступника в своей среде. Виру при этом платит вервь, на территории которой найден труп. Размер виры соответствует ставкам ст. 1. Статья кодифицирует нормы Краткой Правды, опуская дублирующие нормы (ст. 23) и, вероятно, те, которые не соответствовали новым условиям (убийство за обиду – в ст. 19, убийство у клети – в ст. 21). Вместе с тем в этих статьях Пространной Правды унифицируются обозначения юридических понятий, столь различных в Краткой Правде и в архаичной ст. I Пространной Правды: представители княжеской администрации (огнищанин, тиун, подъездный, старый конюх и др.) относятся к одной группе княжьих мужей; убийца называется головником (ст. ст. 3–5).
Ил.: Вече в Киеве. 1147 год. Миниатюра Радзивиловской летописи конца XV века
Разбой в этой статье не есть преднамеренное убийство, более опасное в социальном отношении, чем случайное или произошедшее в драке. Об этом говорит соответствие норм ст. 3 и ст. 6, противостоящих норме ст. 7. Существует мнение, что убийство в разбое не отличается по социальной опасности от убийства в сваде, о чем якобы свидетельствует одинаковое наказание за оба вида убийства. Однако имеется и прямо противоположная концепция, исходящая из того, что ст. 7 Пространной Правды устанавливает за убийство в разбое не виру, а высшую меру наказания – поток и разграбление. Вира в ст. 3 предусмотрена потому, что здесь некого подвергать потоку и разграблению, так как преступник неизвестен. Судя по сравнительно-историческому славянскому материалу, вервь первоначально восходит к родовому коллективу, архаичной большой семье, к XII в. уже утратившей свои важнейшие функции, которые наследовали выделившиеся из ее состава малые, индивидуальные семьи. Этимологически вервь связывается со словом веревка в смысле меры земли, ограниченной линией, или, может быть, линии первоначального расселения малых семей в процессе их отпочковывания (ср. платить по вереи, искать преступника по верви в Пространной Правде). Головник – убийца. Веревная, вирная (подразумевается гривна) – вира. Вира – штраф, пеня, которую платит убийца в пользу государственной власти, князя. Вервь– зд. соседская, территориальная община. Статья 4 Статья устанавливает порядок выплаты вервью дикой виры. Дикая вира (возможно, от слова дикий – чужой, т. е. вира за чужую вину) – штраф, который платят сообща члены верви за убийство, происшедшее на ее территории, когда убийца неизвестен или вервь не хочет его выдавать. В статье установлено, что вервь имеет право платить дикую виру в рассрочку. Размеры виры – 40 и 80 гривен кун – очень значительные суммы, равные стоимости стада из 50 и 100 коров, которые составляли, вероятно, немалую часть собственности, принадлежавшей членам общины в целом. За вервью остается право распределения этих сумм между ее членами, что предполагает существование авторитетной общинной администрации, представляющей вервь и в общении с государственной властью. В свою очередь, государственная власть согласна с выплатой дикой виры в рассрочку для сохранения существования такого коллектива и его финансовой способности. Зане же – потому что, в связи с тем, что. Статья 5 Данная статья – одна из наиболее сложных для понимания. Она предполагает другой случай уплаты виры вервью, – когда убийца – член общины и, как таковой, участвует (прикладывает) в денежной складчине для общих выплат от имени общины. Тогда община помогает преступнику в выплате виры в 40 гривен или, так же как в ст. 4, сама платит за него (дикую виру). Вторая часть статьи менее ясна. Кроме виры, преступник – член общины сам платит еще головничество, а что касается 40 гривен, то преступник участвует в их выплате вместе со всем коллективом. Головничество не встречается в других источниках; исследователи вслед за М. Ф. Владимирским-Будановым считают, что этот термин обозначает вознаграждение родственникам убитого и значит то же, что плата «за голову» (ст. ст. 1–2 Пространной Правды, ст. 2 Краткой Правды). По мнению М. Ф. Владимирского-Буданова, А. И. Соболевского, Е. Н. Щепкина, размер головничества не фиксирован, но Б. А. Романов и А. А. Зимин считают, что он также равен размеру виры. Однако по ст. 10 Пространной Правды плата за голову установлена только в 3 гривны, по ст. 27 Пространной Правды возмещение пострадавшему в результате увечья составляло половину штрафа в пользу княжеской власти. См. также комментарий к ст. ст. 2–3 Устава кн. Ярослава о церковных судах. Сплатити – платить вместе. Ис дружины – совместно, в составе общины. Статья 6 Статья отграничивает убийство, совершенное в общественном месте, на глазах у присутствующих, от убийства в разбое, очевидно, в корыстных целях. Оно расценивается как менее тяжкое преступление и подлежит наказанию выплатой виры с участием членов общины, как об этом говорит ст. 5. Пиры были одной из форм общественной жизни в средневековье, сложившейся на более ранних этапах развития общества. Известны княжеские пиры в X – XII вв. с участием бояр, гридей, на которые специально приглашались и деклассированные элементы города, пиры у бояр и богатых горожан в XI в., городские братчины в XII в.; на пирах допускались словесные турниры между представителями разных социальных групп, не принятые в обычной жизни, но право XV в. уже знает запреты участия в пирах и братчинах незваных гостей. В. И. Сергеевич обратил внимание на выступающее в ст. 5 и в ст. 6 выделение обстоятельств, облегчающих и отягощающих вину за убийство, причем отмечал, что в основе различия лежат внешние признаки, которые не соответствуют признакам наличия злой воли (что является характерным для римского права – ПР, т. II, с. 288). Действительно, Правда вводит свой принцип степени ответственности, основанный не на понимании умышленного и неумышленного убийства, а на том, было ли это убийство совершено открыто, в честной ли схватке (праву чести уделено много внимания в Правде), во время ли ссоры на пиру, когда требования к поведению его участников были несколько снижены, или тайно, при совершении злого дела. Наречие ныне может говорить о том, что здесь вводится новая норма, которая заменила старую, не выделявшую убийство в сваде или в пиру в особый состав. М. Н. Тихомиров, объединяя ст. ст. 4–6 в одну, связывает ее с новгородским восстанием 1209 г., когда посадника Дмитра обвиняли в том, что он обложил дикой вирой и купцов299 [Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде, с. 228]. Впрочем, некоторые исследователи (Л. К. Гётц, Б. Д. Греков и др.) считают это слово частью предшествующего (платити по верви ныне – платить вместе с общиной). Свада – ссора. Статья 7 Убийство в разбое является особо тяжелым. Преступник не имеет права рассчитывать на помощь в выплате виры со стороны общины и выдается вместе с семьей на поток и разграбление. Поток (от слова поточити – заставить бежать) – изгнание (ср. чтение в списке НС), позднее, вероятно, то же, что заточение (содержание под стражей, лишение свободы), при указании места – ссылка (в 1129 г. поточи Мстислав князи полотьскые Царюграду с женами и с детьми)300 [Полное собрание русских летописей. Изд. Археографической Комиссии (ПРСЛ). Спб., 1846 и сл. т. 1, стб. 301]. Разграбление - не только конфискация имущества, но и превращение в холопов жены и детей преступника (ср. ст. 6 договора Смоленска с Ригой 1229 г.: а будеть виноват немчицю русин, а отъиметь князь все, жену и дети у холопьство)301 [Памятники русского права. Вып. второй, с. 60]. Статья 8 Статья дает существенное дополнение к нормам ответственности общины за преступление ее члена. Эта ответственность не является абсолютной даже в случаях, когда преступник не изымался из общины и не лишался государственной властью права на ее помощь. Община платила дикую виру только за того своего члена, который вкладывался в ее сбор, нес определенные финансовые тяготы вместе с другими ее членами. Эта норма предполагает существование на территории общины людей, которые были ее членами, но не участвовали в сборах на дикую виру и платили за свои преступления самостоятельно, без ее помощи. Статья свидетельствует, во-первых, что община Пространной Правды – не родовой коллектив, участие в функциях которого связано не с желанием и возможностями его члена, а определяется рождением, родством между его членами, – это соседский, связанный территорией, на которой живут члены общины, и общностью ряда (как видно, не всех) их интересов коллектив. Во-вторых, подразумевается разное имущественное положение членов общины, часть из которых достаточно зажиточна, чтобы самостоятельно платить виру в размере если не 80, то 40 гривен. Дикую виру, в частности, не платили в Новгороде в XII – начале XIII в. купцы – члены общины; попытка, предпринятая при посаднике Дмитре Мирошкиниче (1205–1207) возложить на них уплату дикой виры, была расценена как нарушение сословных прав купцов и привела к восстанию302 [Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1952, с. 51, 248]. В-третьих, ясно, что установления, вошедшие в Пространную Правду, не всегда продиктованы интересами княжеской власти. Они отвечают и интересам членов общины, превратившейся в составную часть феодального общества, но сохранявшей определенную автономию в ней по отношению к государственной власти или феодальной вотчине. Как показывает указанное сообщение о деятельности посадника Дмитра, вмешательство этой власти в традиционные права членов общины встретило активное сопротивление. Термин дикая вира к XV в. стал забываться, об этом говорит появление вариантов вложиться в люди, в людскую виру. Статья 9 Статья содержит указание на традиционные (существовавшие во времена княжения Ярослава Владимировича) размеры натурального обеспечения общиной государственных чиновников, собиравших виры, хотя сами нормы обеспечения были в XII в. уточнены и изменены (по сравнению со ст. 42 Краткой Правды). Кроме того, в статье определен размер доли, которая поступает с каждой виры в 40 гривен вирнику (1/5, кроме перекладной и сьсадной гривны) и метельнику. Вирник – традиционное для Покона вирного название княжеского чиновника, приезжавшего в общину для получения виры вместе с младшим членом княжеского административного аппарата – отроком. В XII в., судя по ст. ст. 20 и 74 Пространной Правды, этим делом занимался уже сам отрок с помощниками. Указанные нормы имели смысл в деревнях или поселениях, достаточно отдаленных от столиц княжеств. Съсадная гривна – по предположению П. Мрочека-Дроздовского, это пошлина, взимаемая представителем государственной власти при служебном въезде на территорию общины и сходе с коня (позднейшее въезжее). Перекладная (гривна) – по предположению Н. М. Карамзина, – пошлина, которую получал вирник за то, что, объезжая волость, он перекладывался с воза на воз. В некоторых списках уже в XIV в. эта пошлина осмысляется как прикладная, т. е. добавочная к 8 гривнам. Роль метельника в сборе вир, как и этимология этого слова, неясна; небольшой размер вознаграждения ему (4 куны, т. е. менее чем 10% от общего вознаграждения вирнику) может указывать на то, что это не княжеский чиновник, а скорее, представитель местной общины, участвующий в сборе вир как понятой или счетчик (мета – заметка, зарубка); ср. чтение метальник в списках XV в. По мнению В. Л. Янина, метельник – синоним отрока (см. Янин В. Л. Археологический комментарий к Русской Правде. В кн.: Новгородский сборник. 50 лет раскопок Новгорода. М., 1982, с. 145). Соотношение денежных единиц в Пространной Правде: 1 гривна кун=20 ногат= 50 кун (резан,)= 150 векш. Солод – хлебное зерно, специально обработанное, для получения сладкого вкуса. Овен – баран; Полоть – половина, разрубленная вдоль туша коровы. Уборок – мера объема. Голважня – единица измерения соли. Сути – сыпать. Статья 10 Статья содержит расчет доли, причитающейся вирнику с каждой полученной виры в 80 гривен, т. е. за убийство высокопоставленного княжеского чиновника. Эта доля здесь также равна 1/5 виры, не считая сьсадной гривны. Кроме того, статья устанавливает размер платы за голову, как можно думать, родственникам убитого. Размер этой платы, однако, необъяснимо мал. Статья 11 Статья начинает раздел (ст. ст. 11 –17), устанавливающий ставки штрафов за убийство представителей различных социальных групп, связанных с княжеским (и отчасти боярским) хозяйством, начиная от высокопоставленных тиунов и кончая рядовичем, смердом и холопом. Статья направлена на защиту жизни княжеских отроков, предусматривая виру в 40 гривен. Это новая статья, свидетельствующая о дифференциации княжеской дружины и выделении в качестве особой группы господствующего класса феодалов, принадлежащих к младшей дружине. Об этой тенденции упоминается в рассказе Повести временных лет о князе Всеволоде Ярославиче, который нача любити смысл (разум) уных (юных), они же настраивали старого князя против старшей дружины303 [Повесть временных лет, в. I, с. 142]. Особое внимание к этой части дружины показывает и заглавие статьи. В некоторых списках оно звучит о княжем отроце или о княжих отроцех. Ставка штрафа в 40 гривен, которой охраняется жизнь свободного человека, а не высокопоставленного княжеского чиновника, свидетельствует о том, что в младшую дружину входили люди, не связанные по своему происхождению с привилегированными группами общества. В списке конца XV в. заглавие статьи включает упоминание не только княжеских отроков, но и епископских. Это более позднее явление, свидетельствующее о службе светских дворян под сюзеренитетом церковных феодалов. Такие случаи известны: в 1377 г. кандидата в митрополиты Михаила (Митяя) сопровождали в Царьград митрополичьи бояре, дворяне и слуги пошлые митрополичьи; происхождение некоторых из них выяснено С. Б. Веселовским304 [ПСРЛ, т. VIII. с. 31]. В конюсе – относительно конюха, убийство конюха. Статья 12 В какой степени можно отождествлять огнищанина с огнищным тиуном (как это делает А. А. Зимин), неясно. Стремление к унификации в социальной терминологии представителей различных групп княжих людей в ст. ст. 12–13 очевидно, но огнищане известны в XII–XIII вв. в летописной традиции не как управители княжеского хозяйства, а как бояре, вместе с гридью и наиболее богатыми и влиятельными купцами представлявшие высшие круги Новгорода. Конюший тиун ведал княжескими конюшнями; с развитием придворной титулатуры конюший к XVI в. занял первое место среди других чинов и даже возглавлял правительство. Статья 13 За убийство низших представителей вотчинной администрации, распорядителей работ на пашне (возможно, бывших холопами) нужно платать 12 гривен. Основываясь на сходстве этой статьи со ст. 24 Краткой Правды, можно считать, что сельский тиун, заменивший княжеского сельского старосту, распоряжался работой живших в княжеском селе крестьян или холопов; ратайный тиун, упоминаемый вместо ратайного старосты, мог руководить сельскохозяйственными работами на господском поле. Статья 14 Статья устанавливает 5 гривен в качестве возмещения за жизнь рядовича. Под рядовичем (ср. ст. 25 Краткой Правды, где та же ставка защищает жизнь княжеского рядовника) в Пространной Правде мог подразумеваться закуп, положению которого посвящено несколько статей этого памятника (см. комментарий к ст. 56). В выражении тако же и за бояреск упомянут труженик, зависимый от боярина. Боярский рядович – явление более позднее, чем княжеский. Это добавление к тексту Краткой Правды, как и упоминание тиуна боярского в ст. 1 Пространной Правды, свидетельствует о развитии феодального землевладения, охватившего не только княжеские, но и боярские земли, причем о значительном распространении этого явления, достаточном для того, чтобы получить отражение в кодификации XII в. Рядович – крестьянин, феодально–зависимый от князя, с которым его формально связывает обязательство по договору (ряду – см. комментарий к ст. 92). Статья 15 Древнерусские ремесленники хорошо известны своими изделиями305 [См.: Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М, 1948]. Существовало не только мужское ремесло, но и женское (высококачественное шитье, вышивки, отдельные ювелирные изделия). Судя по месту статьи среди норм, касающихся населения, работавшего в княжеской (и боярской) вотчине и по возмещению в размере 12 гривен, а не виры, упоминаемые здесь ремесленник и ремесленница также не свободные, а принадлежащие такой вотчине306 [О лично зависимых ремесленниках см.: Щапов Я. Н. О социально-экономических укладах в Древней Руси XI – первой XII вв. – В кн.: Актуальные проблемы истории России эпохи феодализма. М., 1970, с. 110-113] Статья 16 Смердии холоп появился в Пространной Правде в результате переосмысления нормы ст. 26 Краткой Правды, где возмещение за жизнь смерда и холопа уравнено одной ставкой. Значение этого переосмысления исследователями оценивается по-разному. Возможно, что первоначально чтение – смердь и холопъ, как восстанавливают списки Карамзинской группы, где и в заглавии дается О смерде и холопе. Некоторые списки совсем пропускают эту искаженную норму, как не соответствующую реальной жизни. Раздельное упоминание здесь двух наиболее бесправных социальных групп отстаивают С. В. Юшков, Б. А. Рыбаков307 [См.: Рыбаков Б. А. Смерды.– История СССР, 1979, №1, с. 50] и др. Некоторые исследователи, также считая, что смердии холоп не мог быть холопом, принадлежащим смерду (каким был, например, смердии конь в ст. 28 Краткой Правды), понимают прилагательное смердии как равнозначное сельский (В. И. Сергеевич, М. А. Дьяконов и М. Н. Тихомиров: холоп, работавший на земле, по А. А. Зимину – пашенный). Однако такое значение слова смердии ни самой Правде, ни другим памятникам неизвестно, да и особая забота об охране жизни холопа, работавшего на земле, а не более высокопоставленного холопа – тиуна, как считает Б. А. Рыбаков, не оправдана. Н. А. Максимейко связывает появление искусственного смердьего холопа со стремлением составителя Пространной Правды провести по всему тексту одну систему, различающую юридическое положение смердов и холопов; близок к такому объяснению появления смердьего холопа и А. А. Зимин, который, однако, связывает появление этого термина с унификацией наименования различных категорий челяди, что отражает развитие феодальных отношений и превращение «отдельных групп холопов в разряды феодально-зависимого населения»308 [Памятники русского права. Вып. второй, с. 145]. Независимо от того, как возникло в Пространной Правде такое чтение, смерд здесь, как и в ст. 26 Краткой Правды, не свободный лично член общины, защищенный вирой в 40 гривен, а зависимый труженик, за убийство которого платят урок 5 гривен, как и за холопа. Статья 17 Уступительная форма фразы (хотя си буди холоп...) говорит о том, что кормильцами309 [О кормилицах см.: Гарданов В. К. «Дядьки» древней Руси. – Исторические записки, т. 71, 1961, с. 236–250] могли быть как холопы, так и свободные, но эта вотчинная должность ставила их в правовом положении на один уровень с холопами. Установление за рабу возмещения, несколько большего, чем за холопа, необычно для Правды. Указанные в ст. ст. 13–17 суммы в 12, 5 и 6 гривен – возмещение ущерба, нанесенного владельцу смертью зависимых работников. Кроме того, виновный платил 12 гривен продажи князю (см. ст. 89 Пространной Правды). Кормилец и кормилица – воспитатели младших членов княжеской или боярской семьи. Статья 18 Для отведения ложного обвинения в убийстве необходимо выставить не менее семи послухов, которые могут вывести виру, т. е. отвести это обвинение (в списке TIV: то им и верят). Послухи здесь не свидетели преступления, которых при убийстве, очевидно, совсем не было, а свидетели доброй жизни обвиняемого. Для иностранцев (варягов и др.), не имеющих широкого круга знающих их людей, число послухов может быть ограничено двумя. Двух послухов требует для иностранца и договор Смоленска с Ригой 1229 г. (ст. 8). Семь послухов – скорее всего, члены того же территориального коллектива (общины, улицы), к которому принадлежал и обвиняемый. Поклепная вира – ложное обвинение в убийстве. Статья 19 Вервь не отвечает за убийство и не платит дикой виры, если на ее территории найдены лишь человеческие кости или труп человека, которого никто не знает. Здесь косвенно вводится норма давности совершенного убийства, не подлежащего наказанию. Статья 20 Данная статья по смыслу примыкает к ст. 18. Если обвиняемый свержеть виру, т. е. докажет безосновательность обвинения в убийстве, то он не платит виры, но вносит лишь сметную (от слова сметати – отвергать, отметать) гривну кун – плату представителю княжеской власти – отроку – за участие в суде и оправдании (об участии отрока в суде см. комментарий к ст. 74). Возможно, что оправданному помогает в этом община, внося примерно 1/5 часть указанной гривны (помечное – от слова меч, символ княжеского судьи – мечника или помочное – возможно, позднейшее переосмысление). Обвинитель (кто и клепал) в качестве наказания за ложное обвинение также вносит отроку ту же сумму. Статья 21 Если обвиняемый в убийстве не может найти послухов, то дело решается путем испытания железом. Железо – одна из форм средневековых ордалий, определение виновности по степени ожога от раскаленного железа, которое должен взять в руки обвиняемый (Русину не вести латинина ко железу горячему, аже сам въсхочеть – договор 1229 г.)310 [Памятники русского права. Вып. второй, 61]. В Мясниковском списке Кормчей конца XIV – начала XV в. испытание железом заменяется другим видом ордалий – полем: то дати им правду: с железом на поле. Поле – открытая вооруженная схватка, единоборство, победитель которой признается невиновным. Поле хорошо известно в русских памятниках права XIII–XV вв., начиная с договоров Смоленска с немцами, но отсутствует в ранних текстах Правды, что является для некоторых исследователей (В. О. Ключевский, М. Н. Тихомиров) аргументом в пользу ее церковного происхождения. Однако поле вставлено в списке Кормчей – сборнике церковного права, вышедшем, несомненно, из рук церковного деятеля. Указанное поновление свидетельствует о вытеснении полем железа в XIII–XV вв. и о том, что Пространная Правда составлялась до XIII в., когда поле еще не имело в судебной практике на Руси распространения. Статья 22 Статья определяет пределы применения ордалий в уголовном процессе при отсутствии поличного: раскаленным железом можно пользоваться при обвинении не только в убийстве, но и в краже значительных ценностей (стоимостью более половины гривны золота). При ценности украденного от двух гривен кун до половины гривны золота присуждается вода, для оправдания в более мелких кражах – до двух гривен – достаточно присяги (роты). При испытании водой невиновным признавался тонущий, как это видно, например, из слов епископа Серапиона, рекомендовавшего таким способом определять виновность женщины в колдовстве: Вы же воду послухомь постависте и глаголисте: аще утапати начнеть, неповинна есть; аще ли поплыветь – волхвовь есть311 [Срезневский И. И. Материалы для словаря, т. I, стб. 277] Гривна золота приравнивалась в XII–XIII вв. примерно 10 гривнам серебра или 40 гривнам кун; в гривнах золота исчислялся ущерб, наносимый высшим слоям феодальной аристократии (статья «О бесчестьи»; Устав князя Ярослава). Кто должен был доказывать свою правоту в этих конфликтах: обвинитель или обвиняемый? Указание на то, что железо и воду давали из неволи, т. е. насильно, говорит о том, что ордалиям подвергался обвиняемый; что касается роты, то на нее должен был идти скорее потерпевший, утративший деньги (свое куны), чем обвиняемый. Тяжа – тяжба, спор. Поклеп – ложное обвинение. Статья 23 Статья начинает раздел об оскорблениях (ст. ст. 23–26), соответствующий ст. ст. 3, 4, 9 Краткой Правды. По возмещению ущерба оскорбление приравнивается к убийству холопа–специалиста (см. ст. ст. 13, 15, 17). В списках Пушкинской группы XIV–XVI вв. отсутствует указание на мотив оскорбления – удар ножнами, он заменен возмещением за нанесенную рану или ушиб. Шагом к этой новой трактовке нормы является и заглавие Оже кто ударить мечем в списках конца XI11 – XV вв., которое не выделяет оскорбительного характера такого удара, а обращает внимание на сам его факт. Продажа назначалась за такие преступления, как кража (ст. ст. 32, 36, 37, 70, 121), легкое членовредительство (ст. ст. 28, 68), нанесение ран и ушибов (ст. ст. 29, 31), а также оскорбление (ст. ст. 23, 67), поставленное в законе на первое место. Продажа в Пространной Правде заменяет возмещение за обиду в Краткой Правде (ср. ст. 4 Краткой Правды). Продажа – денежный штраф. Статья 24 Обнажение меча без применения, т. е. угроза им, также рассматривалось как оскорбление и наказывалось продажей в 1 гривну (ср. ст. 9 Краткой Правды). Утнеть – ткнет, ударит. Статья 25 Удар подручным предметом расценивался как оскорбление, равно как и удар ножнами меча (ср. ст. 3 Краткой Правды). Слово тылесния, известное только Правде, в XIV – XV вв., судя по разночтениям, было уже непонятно и осмысливалось как десница – правая рука. Статья 26 Ответ мечом на оскорбление действием не являлся преступлением и не подлежал наказанию. Вслед за А. А. Зиминым можно думать, что эта норма существовала и ранее XII в., но оказалась зафиксированной только в Пространной Правде. Ответ на вопрос, был ли такой удар мечом местью, как считал В. И. Сергеевич, зависит, вероятно, от того, заменялись ли ответным ударом ответственность обидчика перед государственной властью (12 гривен продажи). Раз удар не заменял ее, значит он не признавался санкцией, каковой была прежде месть, и являлся лишь частной акцией, вызванной состоянием сильного возбуждения оскорбленного. Статья 27 Статья входит в раздел (ст. ст. 27–34) о других преступлениях – кражах, членовредительстве, нанесении ранений. Статья 27 связана со ст. ст. 5–6 Краткой Правды, но отражает развитие права, объединяя различные виды членовредительства и устанавливая за них новую ставку штрафа – полувирье (полвиры в 40 гривен) и возмещение потерпевшему в размере 10 гривен. Оборот не утнеть труднообъясним. Возможно, это им обозначалось то же, что не отпадетъ, т. е. останется не действующей. Распространение той же нормы на повреждение носа относится по крайней мере к XIV в., которым датируется Пушкинский список. Статья 28 Это преступление наказывается государственной властью и, кроме того, устанавливается возмещение ущерба потерпевшему. Упоминание меча, появившееся в списках Пушкинской и Карамзинской групп, указывает на действие этой нормы только в случае драки, а не в результате бытовой травмы. Статья 29 В статье рассматривается тот же случай, что и в ст. 2 Краткой Правды, но вместе с этим отражаются развитие и изменение правовых норм: упоминается княжеский двор, бывший в XII в. местом судебного разбирательства; прежнее наказание за избиение – месть заменяется продажей; платити ему продажю – подразумевается, конечно, тому, кто избил потерпевшего, хотя он еще не упоминался. Статья фиксирует новую норму, касающуюся зачинщика драки, независимо от того, кто в ней больше пострадал: по свидетельству послухов, виновный наказывается продажей в 60 кун (по Л. Гётцу и А. А. Зимину, продажа составляла 1 гривну кун, т. е. 50 кун, а судебная пошлина – 10 кун). Таким же штрафом – 60 кун или резан – наказывается зачинщица в драке двух женщин по Уставу кн. Ярослава о церковных судах312 [См.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв.,c.263] (в Основном изводе Устава, издаваемом ниже, эта ставка заменена на «6 гривен»). Таким образом, в статье устанавливаются две продажи – одну (3 гривны) платит тот, кто избил, вторую (60 кун, или 1 гривну) – тот, кто начал драку. Слово противу слова – в подтверждение своих слов. Видок – зд. (как и послух) свидетель самой драки, а не доброй жизни истца. Статья 30 Удар мечом рассматривается не как оскорбление, а как причинение телесного повреждения и наказывается поэтому не высокой продажей в 12 гривен, а низкой – в 3 гривны. Установление о возмещении пострадавшему платы за лечение восходит еще к Краткой Правде. М. Н. Тихомиров считает, что лечебное –- дополнительная плата сверх 1 гривны, и ставит поэтому после слов а самому гривна запятую313 [Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды, с. 92]. Убийство наказывается вирой, а что касается членовредительства, нанесенного в вооруженной схватке, то оно, конечно, рассматривается по ст. ст. 27–28. Статья 31 Статья расширяет состав преступления сравнительно со ст. 10 Краткой Правды, включая и некоторые деяния, предусмотренные ст. 3 Краткой Правды. В отличие от Краткой Правды и ст. 25 Пространной Правды удар жердью, судя по санкции, рассматривается теперь не как оскорбление, а как нанесение побоев. Новая систематизация побоев в ст. 31 свидетельствует о тенденции сузить число оскорбительных действий за счет отнесения некоторых из них к числу наносящих только физический ущерб. Правонарушение, предусмотренное ст. 31, близко к случаю, предусмотренному ст. 29, когда следов физического воздействия на пострадавшем нет и для установления вины обидчика необходимы двое свидетелей (а не один, как в указанной статье). Иностранцы также обязаны представить двух свидетелей (полная видока – двойственное число, буквально – полных двух свидетелей), которые приносят присягу в верности своих слов. Статья 32 Челядин, убежавший от своего господина и скрывшийся в чужом доме, должен быть выдан ему в течение первых двух дней; если же его не выдадут в эти дни, то, будучи опознан, все равно возвращается к хозяину, но его укрыватель наказывается тогда продажей в 3 гривны. По сравнению со ст. 11 Краткой Правды здесь эта норма отнесена ко всем домохозяевам, а не только к варягам и колбягам. Кроме того, введено указание на форму информации о бежавшем (закличють и [его] на торгу) – публичное извещение на городской торговой площади, вероятно, с указанием отличительных особенностей пропавшего. Статья 33 Использование коня, принадлежавшего другому лицу, без его разрешения не является похищением и наказывается только продажей, как и по ст. 12 Краткой Правды. Статья 34 Данная статья примыкает по содержанию к ст. 32. Собственник утраченного коня или вещи (оружия, одежды) должен публично объявить о пропаже (этим ст. 34 отличается от ст. 13 Краткой Правды), после чего, если он обнаружит ее в чужом владении, то имеет право получить обратно. Закон предусматривает уплату в этом случае 3 гривен за обиду. А. А. Зимин считает эти 3 гривны продажей. Однако, по буквальному смыслу слов, названная сумма является возмещением ущерба потерпевшему. Но в этом случае получается, что преступление остается безнаказанным. Норма ст. 34 имела действие на территории города, где произошла утрата вещи, и это (так же, как и торг) переносит действие Правды из любого соседского коллектива X–XI вв. в городскую жизнь XII в. Лицем взяти – взять именно пропавшую вещь, а не другую, равноценную ей. Статья 35 Статья открывает раздел (ст. ст. 35–39) о своде – розыске виновника похищения или присвоения домашнего животного или вещи. Эта процедура начинается при опознании собственником похищенной вещи и имеет своей целью найти лицо, которое украло или присвоило вещь, а затем, возможно, так или иначе передало ее другим лицам. При краже коня – важнейшего элемента хозяйства – виновный подлежал высшей мере наказания – потоку и разграблению. При краже другого имущества устанавливается продажа. Виновный в похищении должен также выплатить потерпевшему стоимость других вещей, украденных вместе с главной вещью. Эта новая норма отличает ст. 35 Пространной Правды от архаичной ст. 14 Краткой Правды. Пространная Правда умалчивает также о 5-дневном льготном сроке, которым мог воспользоваться обвиняемый во владении украденной вещью. Статья 36 Статья предусматривает различный порядок розыска совершившего кражу внутри города и в том случае, если похищенная вещь обнаружена вне его. Свод в городе не ограничен числом владевших украденной вещью, и его ведут до конца (по Двинской судной грамоте конца XIV в. – до десяти изводов314 [Памятники русского права. Вып. третий, с. 162]), свод по землям, вне городских стен, истец ведет только до третьего владельца, который и берет на себя дальнейший розыск. Для того чтобы побудить его к продолжению свода и отысканию преступника, с этого третьего по счету владельца взыскивается стоимость лица – украденной вещи, но при установлении им подлинного похитителя с последнего взыскивается и стоимость лица (в пользу уплатившего за него временного владельца), и прок – стоимость других похищенных вещей, и продажа. Иллюстрацию применения этой нормы на практике представляет новгородская берестяная грамота № 109 конца XI в. Статья 37 Статья рассматривает, вероятно, типичный в условиях феодального города случай свода, когда владелец краденой вещи купил ее на торгу, и это подтверждается свидетелями, которыми выступают или два свободных горожанина, или мытник – чиновник, собиравший торговые пошлины и следивший за правильностью торговли. Если продавец ее остается неизвестным, то свод прекращается, пострадавший от кражи получает лице – найденную вещь – и теряет возможность получить возмещение за другие украденные вещи. Владелец краденого, отдав лице его собственнику, не получает никакого возмещения. Эта норма хорошо известна русскому праву и в XIV – XV вв., она есть в Псковской судной грамоте (ст. 46) и в Судебнике 1497 г. (ст. 46). Однако если незадачливый покупатель находил затем продавца краденого, он мог вновь возбудить против него дело, и тот должен был выплатить этому покупателю стоимость изъятого у него лица, пострадавшему от кражи – стоимость других украденных у него вещей, а также уплатить продажу. Мытник – чиновник, собиравший торговые пошлины и следивший за соблюдением правил торговли. На долзе – впоследствии, в вариантах на дорозе – при случайной встрече. Статья 38 Статья посвящена особенностям свода, если украденным является челядин, который, конечно, знает, кто его украл у господина. Если украденный челядин был перепродан более трех раз, розыск похитителя передается от его господина этому третьему его владельцу, который получает в качестве лица для дальнейших розысков самого украденного челядина, но взамен отдает господину его другого – своего челядина (пояти же челядина в челядин место). При обнаружении вора оба челядина возвращаются их господам, а вор возмещает протор – убытки, понесенные потерпевшим в результате отсутствия у него челядина (по ст. 44 – полгривны в год), и платит штраф. Размер этого штрафа в четыре раза превосходит штраф за кражу вещи (см. ст. 35), в два с половиной раза выше штрафа за убийство рядового холопа и равен штрафу за убийство квалифицированного вотчинного специалиста (см. ст. 15, 17). Это свидетельствует о том, что краже подвергался, вероятно, тоже холоп-ремесленник или другой специалист. В статье особо оговаривается, что существует различие между украденным скотом и челядином: последний обладает языком, позволяющим установить, кто был его предыдущим владельцем. Однако показания челядина не имеют самостоятельной ценности (ср. ст. 66) и должны быть подтверждены очными ставками его покупателей и продавцов. Статья 39 Статья ограничивает процедуру свода территорией своей земли, молчаливо противопоставляя ее чюжей земле – другому княжеству, феодальной волости. Если краденая вещь была приобретена у человека, приехавшего из других мест, и это подтвердят присягой те же свидетели, которые упоминаются в ст. 37, то покупатель несет гражданскую ответственность: он утрачивает купленную вещь или деньги, полученные за ее перепродажу. Собственник же вещи лишается возможности получения возмещения за другие ценности, пропавшие вместе с нею. Некоторые списки конца XIV – XV вв. включают указания на возможность все же получения с вора возмещения в случае, если он будет обнаружен. О подсудности вора, схваченного с лицем на территории «иной страны» властителю тех мест, говорит статья «О установлении татьбы» в Мериле праведном. Статья 40 Статья повторяет норму ст. 38 Краткой Правды. Вор, забравшийся ночью в дом, может быть убит на месте преступления (во пса место – как собака). Эта древняя норма имеет аналогию в ст. 6 договора Руси с Византией 911 г.: если ят будеть в том часе тать (вор), егда татбу сътворить... и убьен будеть, да не взыщеться смерть его...315 [Памятники русского права. Вып. первый, с. 7]. Если же его удалось связать, то он подлежит уголовной ответственности в обычном порядке; убийство связанного вора подлежало наказанию. Как правило, вором был человек, не обладавший возможностью выплаты штрафа и уже находившийся на грани закабаления. Возможно, поэтому для уплаты продажи его приходилось продавать в холопство. Во пса место – как собака. Статья 41 Высокий штраф взыскивался за кражу из закрытого помещения – скота из хлева, продуктов сельского хозяйства и ремесла из клети. Это новая норма, отсутствующая в Краткой Правде, отражает усиление охраны частной собственности на средства производства и предметы потребления. В статье предусмотрено соучастие в хищении, при котором каждый из воров несет равную ответственность. Указанная сумма в 3 гривны 30 кун складывается из самой продажи в 3 гривны и судебной пошлины, поступающей судебным чиновникам и исполнителям в размере 30 кун (1/5 часть продажи). Статья 42 Кража скота на поле, т. е. имущества, не охраняемого специально, карается продажей, в 3 раза более низкой, чем за кражу из закрытого помещения. Статья 43 Кража снопов или зерна из закрытого помещения также наказывается высшим штрафом. Статья 44 Украденное, если оно имеется в наличии (у вора или других руках) должно быть возвращено собственнику. Кроме того, он получает с вора возмещение ущерба в том случае, если кража произошла более года назад и, следовательно, незаконный владелец пользовался вещью в течение этого времени. Размер возмещения – полгривны (25 кун) за 1 год пользования. Лице – украденная вещь Статья 45 Если краденого в наличии нет, но вор известен, он должен возместить собственнику стоимость краденого, причем за коня, принадлежавшего княжескому хозяйству, в полтора раза больше, чем за коня другого собственника. Вторая часть статьи указывает размеры возмещения (уроки) за другие виды домашнего скота. Оно взыскивается в том случае, если воры являются смердами, в данном случае – лично свободными тружениками. Это их состояние находит выражение в том, что они платят продажу (оже платять князю продажу), чего не имели права делать холопы. По мнению Б. А. Рыбакова, последняя часть ст. 45 (то ти уроци смердом...) и ст. 46 объединяются в одну. За коровье молоко – возможно, как предполагал В. Г. Гейман316 [Правда Русская. Под ред. Грекова Б. Д. Т. II, комментарий. М.-Л., 1947, с. 401], возмещение за кражу удоя у пасущейся коровы. Ущерб в 6 ногат (15 кун), равный цене трех овец, однако, определен слишком высоко. А. А. Зимин считает эти 6 ногат платой «за пользование молоком коровы собственника (аналогично протору статей 38, 44)»317 [Памятники русского права. Вып. первый, с. 158]. Третьяка – скотина на третьем году (В. И. Даль). Лоньщина– телка, родившаяся в прошлом (лоне) году. Статья 46 В статье говорится об ответственности за кражу, произведенную холопами, которые не платят продажи, зане суть не свободны. Эта ответственность лежит на их господах, которые возмещают потерпевшему не одинарную, а двойную стоимость украденного. Такая норма предполагает, с одной стороны, значительно большие финансовые возможности владельца холопа – князя, боярина или монастыря, чем вора – обнищавшего крестьянина или горожанина; с другой – упоминание обиды может свидетельствовать о сохранении архаичной нормы, согласно которой ущерб, нанесенный холопом (челядином), более оскорбителен, т. е. более тяжел, чем вызванный действием свободного человека. Можно предполагать, что в случае, если украденное обнаружено, пострадавшему оно возвращалось и еще платилась его стоимость за обиду. Монастыри на Руси известны уже с ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|