СИНОДАЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ 1 страница
Введение В основе издания Синодальной редакции – список Синодального извода из приложения XIV в. к Новгородской Синодальной кормчей 1280-х годов. Список находится в Государственном историческом музее (сокращенно – ГИМ, Синодальное собрание, № 132, лл. 628–630). Текст Устава публикуется по изданию: Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв. (издание подготовлено Щаповым Я. Н.)60 [Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976]. Нумерация статей в этом издании несколько отличается от той, которая принята в «Памятниках древнерусского канонического права»61 [Русская историческая библиотека, XXXVI; Пг., 1920]. В вариантах к тексту указаны существенные смысловые разночтения по спискам Крестининского, Румянцевского и Волоколамского изводов Синодальной редакции. Буквенный шифр списков сохранен тот же, что и в издании Я. Н. Щапова. А. Из списков Крестининского извода использованы: 1. АП – список Академический первой четверти XVI в. из Библиотеки Академии наук СССР (Ленинград), 21.5.4, лл. 477 об. – 479 об. (из собр. Плигина, № 14). 2. ИК – список Музейский последней четверти XV в. из Государственного исторического музея, Музейское собрание 798, лл. 256 об. – 258. 3. ЕФ – список Егоровский середины XVI в. из Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Егорова 248, лл. 748–751. 4. С – список Синодальный 1586–1587 годов из Государственного исторического музея, Синодальное собрание 524, лл. 395–398. 5. АА – список бывшего Антониева Сийского монастыря 1560-х годов из Библиотеки Академии наук СССР, Арханг. Д. 211, лл. 532 об.– 534 об. 6. Ус – список Успенский конца XVI в., составленный в Москве, из Государственного исторического музея, собрание Успенского собора 21/1072, лл. 463, 464–465 об. 7.З – список Забелинский XVII в. из Государственного исторического музея, собрание Забелина 236–399, лл. 409 об., 410 об.– 411 об. 8. ОУ – список Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина конца XV – начала XVI в. из ГПБ, Q 1.385, лл. 28–30 об. 9. Белоз – список Кирилло-Белозерский 1470-х годов из Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, библиотека Кирилло-Белозерского монастыря 9/1086, лл.97 об.– 102. Б. Из списков Румянцевского извода использованы: 1. РЕ – список Румянцевский последней четверти XV в. из Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Румянцева, №232, лл. 198–199. 2. Лв – список Львовский 1565 г. из Львовского исторического музея, № 118 (из Собрания Ставропигийского братства церкви Успения во Львове, № 90), Зименский монастырь около г. Владимира-Волынского, лл. 263–264, 259 об. В. Из списков Волоколамского извода использован один список: 1. Вл – список Волоколамский 1560-х годов из Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Волоколамское 522, лл. 575 об. – 580 об.
Текст УСТАВ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВОЛОДИМИРА, КРЕСТИВШАГО РУСЬСКУЮ ЗЕМЛЮ, О ЦЕРКОВНЫХ СУДЕХ62
1. Во имя отца, и сына, и святого духа. 2. Се яз, князь Василии, нарицаемы Володимир64, сын Святославль, внук Игорев, блаженыя княгини Олгы, вьсприял есмь святое крещение от грецьскаго царя65 и от Фотия патриарха царегородьского, взях пьрваго митрополита Леона66 Киеву, иже кьрсти всю землю Русьскую святымь крещеньемь. 3. По томь же летом многым минушем создах церковь святыя Богородица Десятинъную и дах ей десятину по всей земли Русьстеи ис княжения в сборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а ис торгу десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита чюдному Спасу и чюднеи67 его матери68. 4. По томь разверзъше грецьскыи номоканон и обретохом в немь, оже не подобаеть сих судов и тяжь князю судити, ни бояром его, ни судьям69. 5. И яз, съгадав70 с своею княгинею с Анною и71 с своими детми72, дал есмь ты суды церквам, митрополиту и всем пискупиям73 по Русьскои земли. 6. А по семь не надобе вьступатися ни детем моим, ни внучатом, ни всему роду моему до века, ни в люди церковные, ни во все суды их. 7. То все74 дал есмь75 по всем городом и по погостом, и по свободам, где76 нъ суть християне77. 8. И своим тиуном приказываю церковнаго суда78, не обидети79 ни судити80 без владычня наместника81. У. А се церковнии суди: роспуст82, смилное83, заставанье84, пошибанье, умычка85, промежи мужем и женою о животе86, в племени или в сватьстве87 поимуться, вельство, зелииничьство, потвори88, чародеяния, волхвования, урекания три: бляднею и зельи89, еретичьство90, зубоежа. или сын отца бьеть91, или92 матерь, или дчи93, или снъха свекровь94, братя или дети95 тяжються о задницю, церковная татба, мертвецы сволочать96, крест посекуть или на стенах режють97, скот или псы, или поткы98 без великы нужи вьведет99, или ино100 что неподобно церкви подееть, или два друга иметася бити, единого жена иметь за лоно другого и раздавить, или кого застануть с четвароножиною, или кто молиться под овином101, или в рощеньи, или у воды, или девка детя повьржеть. 10. Те все суды церкви даны суть102. Князю и бояром и судьям их в ты суды нельзе въступатися. 11. То все дал есмь по пьрвых царев уряженъю и по вселеньскых святых103 семи зборов104 великых святитель105. 12. Аже кто преобидить нашь106 устав, таковым непрощеным быти от закона божия и горе собе наследують. 13. А своим тиуном приказываю суда церковнаго не обидети и с суда107 давати 9 частии князю, а 10-я святей церкви. 14. 108А кто пообидить суд церковный, платити ему собою, а перед богомь тому же отвечати на страшнем суде пред тмами ангел, иде же когождо дела109 не скрыються110 благая или злая, иде же не поможеть никто же кому, но токмо правда111 избавить от вторыя смерти, от вечныа мукы, от хрещения неспасенаго, от огня негасимого. Господь рече: в день месть въздамь сдержащим неправду в разуме, тех огнь не угаснеть и червь их не умреть, створшим же благая – в жизнь и в радость и неизреченную. А створшим злая112 в въскрешенье суда, им же рече113, неизмолим суд обрести114. 15. Еже искони уставлено есть и поручено115 святым пископьям116 городьскые и торговые всякая мерила и спуды извесы, ставила, от бога тако искони уставлено пискупу117 блюсти бес пакости, ни умалити, ни умножити, за все то дати ему слово в день суда великого, яко же и о душах человеческах. 16. А се118 церковные люди119: игумен, поп, дьякон, дети их, попадия120 и кто в клиросе, игуменья, чернець, черница, проскурница, паломник121, лечець122, прощеник, задушьныи человек123, стороник, слепець, хромець. Манастыреве, болнице, гостинници, странноприимнице124. 17. То люди церковные, богаделные125. Митрополит или126 пискуп ведает межи ими суд, или обида или127 котора, или128 вражда, или задница. 18. Аже будеть иному человеку с тымь человекомь речь, то обчии суд129. 19. Кто преступить си правила, яко же ее мы управили по святых отець правилом и пьрвых царев управленъю, кто иметь, преступати правила си, или дети мои130, или правнучата, или в котором городе наместник, или тиун, или судья, а131 пообидять суд церковный, или кто иныи132, да будуть прокляти в сии век и в будущий семию зборов святых отець вселеньскых 133.
РАЗНОЧТЕНИЯ АП далее и о десятинех; 63–64 АП Володимер, нареченный а святемь крещении Василии; Вл далее Констянтина; Вл Михаила; 67–68 АП, ОУ Богородици; АП, ОУ, тиуном; 70–71 АП, ОУ, РЕ нет; ОУдалее с всеми князи и с своими бояры; ОУ епископиям; 74–75 Белоз ведает митрополит и епископи; 76–77 Белоз живуть; 78–79 ОУ не судити и наших судов без судии без владычня; 80–81 ОУдесятин деля; Белоз роспуски; ИК смилные; АП, ИК застатье; в основном списке слово умычка вставлено над строкой; АП далее их; АП, Белоз сватовьстве; З плод твори; С зелием; АП еретичеством; АА, Ус убиет; 92–93 Лв дочка матерь биеть; 94–95 РЕ, Вл или кто уречется скверными слоем и прилагая отца и матерь, или сестры, или дети, а любо племя; Белоз одирають; АП, ОУ трескы емлют из креста; ЕФ птицы; АП далее в церковь; АП нет; АП, ОУ или во ржи; РЕ далее законом божьим по правилом святых отець христианьсъкыми цари и князи в всех христианьских людех; АП, ОУ далее отець; АП, ОУ сбор вселенскых; РЕ далее князю и бояром и судиям не прощено от закона божьа вступатися в тыа суды; АП сии; АП, ОУ судов из городских; 108–114 РЕ нет; 109–110 АП, ОУ открыются яве; ОУ далее и добрыя детели; 112–113 АП, ОУ рекше неправо судившем на сем свете и лукавно; 115–116 АП богом святителемь и епископиям их; РЕ митрополиту; 118–119 РЕ, Вл люди церковни предании митрополиту по правилом; РЕ далее диаконица; РЕ пономарь; ОУ далее вдовица; РЕ, ВЛ далее прикладень; РЕ, Вл далее а кто порты чернеческыя съврьжеть; 125–126 АП, ОУ нет; 127–128 АП, ОУ которая; РЕ, Вл далее А присуд и пересуд наполы; АП, ОУ далее князи; 131–132 ОУ имуть обидети суды церковных или отимати; РЕ далее идет Проклинание святого Владимера, в которое почти дословно входит ст. 14 Основного списка. После последних слов этой статьи идет следующий текст: А кто уставление мое порушаеть, или сынове мои, или внуци мои, или правнуци мои, или от рода моего, или от боярь кто, а порушаеть ми ряд, или уступятся в суды митрополичи, что есми дал митрополиту и епископом, по правиломь святых отець, судивше казнити по закону. Аще кто иметь судити церковный суды, что приданы митрополиту, станеть с мною на страшнем суде прел богомь и будеть на немь клятва святых отець 300 и 18, иже в Никеи всех святых. Аминь; Вл после последних слов ст. 19 Основного списка в Волоколамском списке идет далее следующий текст: А се о десятинах. От всего княжа суда десятая векша, ис торгу десятая неделя, и от даней, от веры и из всего схода и прибытка, и от лова княжа, и от всякого стада, и от всякого жита десятое в соборную церковь епископу. Царь или князь в девятих частих, а церкви соборная в десятой части. Оснований же иного никто не может положити паче лежащего сего и да вси съгражают на сем основании. Иже кто разсыплет храм божий, разсыплет того бог, церкви бо божиа свята есть. И аще кто изменит святыи сей устав, отечьскыи грех и горе себе наследуеть. Далее почти дословно повторяется содержание Проклинания святого Владимира.
КОММЕНТАРИЙ
Статья 1 Статья не несет нормативной нагрузки, а представляет собой традиционное обращение к богу, во имя которого издается закон. Статья 2 Статья указывает на факт крещения Руси, что и породило необходимость издания Устава. В разных списках Устава мы встречаемся с различными именами византийских царей и первых русских митрополитов. Даже в разных списках одной, в частности Синодальной, редакции в качестве первого русского митрополита упоминается то Леон (Основной список), то Михаил (список Волоколамского извода). Аналогичная картина наблюдается и в списках Оленинской редакции. Этот факт, по-видимому, обусловлен различиями места и времени происхождения текстов и отражает стремление разных церковных кругов увековечить в русской истории имя того или иного митрополита134 [Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв., с. 74-75]. Согласно мнению Я. Н. Щапова, в архетипе Устава значилось лишь имя Леона, его же в качестве первого митрополита называет и Е. Е. Голубинский. Статья 3 Статья устанавливает доходы церковной организации в лице церкви Св. Богородицы Десятинной. Сборную, зборную – соборную. Векшю, векша – денежная единица, сменившая веверицу. Статьи 4 и 5 Статьи написаны в соответствии с правилами греческой православной церкви и представляют собой отказ князя от вмешательства в дела, переданные церкви. Таким образом, закрепляется принцип разделения церковной и светской судебной компетенции. Княгиня Анна – сестра византийских царей Василия и Константина – была выдана замуж за князя Владимира, заинтересованного в установлении династических связей с Византией. Согласно Повести временных лет, Владимир в противном случае грозил даже пойти походом на Константинополь. Единственным условием для заключения брака, выдвинутым греческими царями, было принятие князем Владимиром христианского крещения. Это условие, по-видимому, сыграло решающую роль при утверждении князя в решении принять христианство и крестить Русь. Греческая царевна Анна стала последней и единственной христианской женой князя Владимира (до принятия христианства у него было 5 жен, называемых в летописи водимыя, и 800 наложниц: 300 содержались в Вышгороде, 300 – в Белгороде и 200 – в сельце Берестовом)135 [ПСРЛ, т. I, Спб., 1846, с. 34, под 980 г.]. Именно княгиня Анна являлась проводницей идей византийской церкви и советником князя Владимира. В соответствии с византийским традиционным образцом отношений между царем и церковью на Руси сложилась такая система, при которой князь являлся покровителем церкви. Поэтому церковный Устав издавался от имени князя. Номоканон – сборник официальных и неофициальных церковных постановлений, возникший в Византии и распространившийся в Древней Руси под названием Кормчих книг. Пискупиям – епископствам. Статьи 6–7 Статьи представляют собой наказ князя Владимира своим многочисленным детям (одних только сыновей было 12), внукам и другим родственникам не вмешиваться в компетенцию церковного суда. Князь Владимир подчеркивает бессрочное во времени и неограниченное четкой территорией действие своих установлений. Критерий для определения пределов действия закона скорее персональный, а не территориальный: где живут христиане. Погостом – административно-территориальным единицам. Свободам – слободам, поселкам. Статья 8 Владыка – священнослужитель высшей церковной иерархии: архиерей, епископ, архиепископ или митрополит. Данная статья содержит приказ князя своим судьям не вмешиваться в дела, отданные на рассмотрение церковного суда, и более того, не рассматривать впредь без участия наместника владыки даже те дела, которые традиционно входили в компетенцию княжеских судей (см. разночтения по списку ОУ). Статья 9 Статья содержит перечень поступков, которые стали расцениваться с точки зрения церковного права как преступления. Устав кн. Владимира не определяет меру наказания за эти деяния. Можно было бы предположить, что приглашенные на Русь византийские церковные иерархи принесли вместе с новой религиозной системой и новую правовую систему. Действительно, в русские Кормчие книги неизменно включались такие законодательные акты, как Эклога – византийский законодательный свод VIII в., Закон Судный людем – южнославянская переработка Эклоги, дополненная покаянными правилами136 [Закон Судный людем. Краткая редакция. Под ред. акад. Тихомирова М. Н. М., 1961, с. 24], Прохирон – византийский свод законов конца IX в. (879 г.), а также извлечения из Пятикнижия Моисея137 [Ключевский В. О. Соч., М., 1956, т. 1, с. 209-210]. Эклога и Прохирон – скорее светские законодательные своды, содержащие нормы гражданского, семейного и уголовного права. В них отсутствуют указания на собственно церковные наказания – епитимии, отлучение, содержащиеся в канонических источниках права. Церковные наказания налагались в Византии наряду со светскими. А в Эклоге и в Прохироне широко представлены как членовредительные наказания (отсечение руки, отрезание носа, оскопление и т. п.), так и смертная казнь. Включение таких законов в русские Кормчие книги служило скорее цели ознакомления русских судей с византийскими законодательными образцами (наряду с национальными законами), чем цели придания им обязательной силы закона. Соглашаясь с М. Н. Тихомировым, «можно сомневаться в том, что юридические нормы Закона Судного людем с их строгими византийскими наказаниями применялись в русской юридической практике XI–XIII вв.»138 [Закон Судный людем, Краткая редакция, 23]. Хорошо известно летописное сказание о том, как приглашенные на Русь византийские епископы предложили князю Владимиру ввести за некоторые преступления смертную казнь. Князь Владимир поначалу согласился, но вскоре вынужден был отказаться от несвойственных Древней Руси жестоких наказаний и вернуться к денежным взысканиям, что соответствовало и интересам самого князя. Очевидно, что византийская система наказаний не соответствовала русской обычно-правовой системе наказаний. Ведь ей, как это видно из Русской Правды, несвойственны ни членовредительные наказания, ни месть по принципу талиона, ни смертная казнь. Это несоответствие византийской системы наказаний русским обычаям, по-видимому, и привело к отсутствию в Уставе князя Владимира указаний на какие бы то ни было наказания вообще. Определенная система наказаний появляется в более позднем памятнике церковного права – Уставе кн. Ярослава. И хотя отсутствие собственных санкций в Уставе кн. Владимира не означает применения византийских наказаний, все же важно знать, с какими мерками пришли на Русь византийские служители церкви. Нормы ст. 9 имеют, таким образом, двоякое значение – материальное и процессуальное. С одной стороны, они объявляют общественно опасными такие поступки, которые не рассматривались как преступления русским обычным правом; с другой – определяют подведомственность таких дел церковным судам. Церковь стремилась к тому, чтобы брак заключался на всю жизнь и в идеале оставался бы нерасторжимым. Брак мог быть расторгнут лишь в исключительных случаях, причем лишь после церковного судебного разбирательства. Обоснованием нерасторжимости брака служили книги Священного писания Ветхого и Нового завета: книга Бытие (гл. 2, ст. 21–25; гл. 3), Евангелие от Матфея (гл. 19, ст. 1 –12), Евангелие от Марка (гл. 10, ст. 1–12), Евангелие от Луки (гл. 16, ст. 18). Не вдаваясь в подробности канонического учения о браке, следует заметить, что даже не все христианские церкви признают вышеуказанные ссылки на Библию достаточным обоснованием нерасторжимости брака. Но тем не менее определенный смысл в возведении в закон этого принципа есть. Люди должны были привыкнуть к мысли, что брак почти нерасторжим, и стремиться выработать такие нормы поведения, которые бы позволили супругам ужиться. Это способствовало проявлению более бережного отношения их друг к другу. Но нельзя не заметить, что задача устранения антагонизма при таких условиях могла быть решена лишь путем усмирения природных страстей. Трактовка термина смилное как внебрачной связи мужчины и женщины не является общепризнанной. Е. Е. Голубинский, например, выводил понятие смилное от слова мило (приданое) и подразумевал здесь тяжбы из-за приданого139 [Голубинский Е. Е. История русской церкви, т. I, полутом I. М., 1901, с. 531]. А. С. Павлов же объединял рядом стоящие слова ст. 9 и понимал под смилным заставаньем – «брачный сговор с назначением неустойки»140 [Павлов А. С. Курс церковного права, Св.-Тр. лавра, 1902, с. 138]. Но следует заметить, что термин, производный от слова «заставанье», употребляется также в словосочетании в ст. 9 или кого застануть с четвароножиною. Однако ни о каком «брачном сговоре» с четвароножиною говорить не приходится. Поэтому представляется более убедительным мнение К. А. Неволина, согласно которому смилное должно означать «любовную связь между лицами, как соединенными, так и несоединенными браком». При выдвижении такого объяснения К. А. Неволин осуществил сравнительный анализ других славянских языков, что помогло ему выяснить действительное значение слова смилное. При этом он оставался далеким от категоричности и допускал, что слово смилное означало не самомостоятельный состав преступления, а служило прилагательным к слову заставанье, но при этом, как он верно заметил, мысль законодателя, по существу, не изменяется141 [Неволин К. А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого – Полн. собр. соч., т. VI, Спб., 1859, с. 282]. И. И. Срезневский переводил слово смило как приданое, но словосочетание смилное заставанье предлагал переводить как прелюбодеяние142 [Срезневский И. И. Материалы для словаря древне русского языка, т. III, Спб., 1912, стб. 443]. Думается, что смилное все же может быть выделено в самостоятельный состав преступления – не освященную церковью совместную жизнь мужчины и женщины. Определенным аргументом в пользу раздельного толкования понятия смилное и заставанье является употребление в одном из списков Крестининского вида (в вариантах он обозначен ИК) понятий смилные и застатье в разных числах: во множественном и единственном. По-видимому, составитель расценивал их как разные составы преступлений, поскольку не согласовал числа. Таким образом, церковь стала признавать половую жизнь лишь в освященном ею браке и пресекать внебрачные связи. Согласно книге Исход (гл. XXII, ст. 16–17), внебрачная половая связь с девицей влекла следующие последствия: Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено (и возьмет ее) себе в жену; а если отец не согласится (и не захочет) выдать ее за него, пусть заплатит (отцу) столько серебра, сколько полагается за вено девицы. По византийским законам, добрачная связь влекла аналогичные последствия для мужчины: если он принадлежал к числу состоятельных, то должен был заплатить соблазненной им девушке литр золота; если он был среднего достатка – половину своего состояния; если бедный, то должен был быть высечен, острижен и выслан. Этих последствий можно было избежать лишь в случае заключения брака (Эклога, тит. XVII, ст. 29, аналогичные установления есть и в Прохироне). Очевидно, что природное влечение людей направлялось церковью в русло брачной жизни. Следует сказать, что наряду со стремлением к достижению нравственных целей церковноправовые нормы о браке были направлены на обеспечение господства церкви над массой. Семья – устойчивая общность людей. Общество составлялось из однородных социальных клеток. Если учесть, что, согласно церковным правилам, муж и жена должны были исповедоваться у одного и того же духовного лица143 [Заповедь св. отець ко исповедающимся сыном и дщерем, ст. 22. – Голубинский Е. Е. История русской церкви, т. I, пол. I, с. 513], то станет ясным механизм управления семьей, а через нее – и массой. Согласно книге Второзаконие (гл. XXII, ст. 22), если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих... А если муж тяготился лишь подозрениями о неверности своей жены, но не имел четких улик, то, согласно книге Чисел (гл. V, ст. 11–31), ему предлагалось передать ее в руки священнослужителей для испытания с помощью хитроумных ордалий. Предполагалось, что, подвергнув жену ревнивого мужа испытаниям, можно было получить четкие доказательства ее прелюбодеяния либо верности. Устав кн. Владимира не указывал на последствия заставанья, по византийским же законам прелюбодеи подвергались отрезанию носа, после чего брак прелюбодейки подлежал расторжению, а прелюбодею, наоборот, запрещалось разлучаться с женою. Причем, если муж прелюбодейки знал о ее связи с другим мужчиной и допускал это, его следовало высечь и изгнать (Эклога, тит. XVII, ст. 27–28). Е. Е. Голубинский и К. А. Неволин относят слово пошибанье к словам промежи мужем и женой о животе, поскольку слово умычка вставлено в тексте использованного ими списка над строкой144 [Неволин К. А. О пространстве церковного суда., с. 121]. Но более вероятным кажется мнение А. С. Павлова, согласно которому пошибанье представляет самостоятельный состав, означающий изнасилование чужой жены или дочери145 [Павлов А. С. Курс церковного права, с. 138]. Пошибанье как самостоятельный состав преступления встречается и в Уставе кн. Ярослава (ст. 3 Краткой ред.), и в договоре Новгорода с немцами (ст. 7)146 [Памятники русского права. Вып. второй, с. 125]. Согласно книге Второзаконие (гл. XXII, ст. 28–29), изнасилование влекло за собой следующие последствия: Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят (сиклей) серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею. Очевидно, наряду со штрафом в качестве наказания расценивалось и навязывание жены. Изнасилование же обрученной девицы каралось смертной казнью (Второзаконие, гл. XXII, ст. 25–27). По византийским законам изнасилование каралось отрезанием носа (Эклога, тит. XVII, ст. 30). В Повести временных лет описаны языческие обычаи славян, в том числе и умычка, являвшаяся обычной формой вступления в брак. Причем умычке предшествовала предварительная договоренность жениха с невестой. Церковь стала вести борьбу с языческими браками, поскольку в результате заключения браков вне церкви масса выходила из-под влияния священнослужителей. Фраза промежи мужем и женою о животе может быть прочтена, по мнению А. С. Павлова, как пря межи мужем и женой147 [Павлов А. С. Курс церковного права, с. 139]. Подобные дела нетипичны для церковного суда. В основном церковь сосредоточивала внимание на регулировании личных неимущественных отношений супругов, т. е. на духовной стороне брака. Имущественные же отношения регулировались светской властью. Но следует обратить внимание на то, что Русская Правда регулирует имущественные отношения в семье лишь применительно к наследственному праву. В Уставе же кн. Владимира имеются в виду, очевидно, споры об имуществе при жизни супругов. В племени или в сватьстве поимуться – нарушение запрета половых отношений в кругу близких родственников и свойственников. Этот запрет основывается на книге Левит (гл. XVIII, ст. 6–21; гл. XX, ст. 10–21), где предусматриваются за его нарушение очень суровые наказания, в основном в виде смертной казни. Запрет был вызван стремлением исключить половые влечения сына к матери, брата к сестре и т. д. Соблюдение запрета способствовало сохранению мирных отношений в семье, если ее понимать в широком смысле, как объединение не только близких родственников, но и проживающих вместе с ними свойственников. Следует заметить, что нарушения запрета так называемых кровосмесительных связей сурово карались по византийским законам. Вступающие в половые отношения родители и дети или братья и сестры подлежали смертной казни, другие родственники, а также свойственники – отрезанию носа (Эклога, тит. XVII, ст. 33; аналогичные положения содержатся и в более поздних законах). Ведьство, зелинничьство, потворы, чародеяния, волхования: все это подлежало суду церкви по крайней мере по двум причинам. С одной стороны, церковь стремилась изучить и использовать всевозможные способы исцеления людей или психологического воздействия на массы. Но помимо накопления знаний церковь преследовала и другую цель. Отстраняя лиц, обладающих известным влиянием на людей, церковь стремилась оградить свою собственную монополию воздействия на массы, поскольку люди, обладающие способностью исцелять, могли, с церковной точки зрения, составить определенную конкуренцию священнослужителям или даже Иисусу Христу. Таким образом церковь пыталась оберегать массы от веры в новых пророков и исцелителей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|