Здавалка
Главная | Обратная связь

Дополнительные статьи



О прелюбодейной части

1. А се изъисках у третией жене и у четвертой детем прелюбодейнаа чясть в животе. Аще будеть541 полн животом542 ино дасть детем третией жене и четвертой по уроку, занеже те и от закона отлучене, а543 человеку ся получяеть по грехом, занеже прелюбодейнии, а не благословении богом544. И аз545 сам видех546 тяжю промежю первую женою и547 детей с третьею женою и с детьми, и с четвертою женою и с детьми548. Из велика живота дати урочнаа чясть по оску-ду а из мала живота како робичичю часть549: конь да доспех и покрут по рассмотрению живота550.

2. А тое все приказах епископу управливати, а смотря в маноканон. А мы с551 своей души сводим552.

 

Дополнительные статьи Соловецкого списка о наследовании дочерей

А СЕ ОТ ТОГО ЖЕ ПРАВИЛА.

1. ИЖЕ ЕСТЬ останутся сынове и дщери у коегождо человека, братии со сестрами равная часть от своего имения.

2. Иже или сестра девою блуд сътворить, а истый сведители обличають, таковая да не възметь у братии от имения отечьскаго части.

3. Или братия имения ради лжу составить на сестру, а будеть познано дело их лжа, таковый по закону камением да побиен будеть.

 

РАЗНОЧТЕНИЯ

С Василии;

С далее от земля Трапизоньскыя к белой Руси х граду;

517–518

С Сказание от греческого номоканона. Обретох;

в осн. списке десятника, дается по С и другим спискам;

С далее по сему смотрению;

С Митрошку;

522–523

С нет;

С далее им;

525–526

С нет;

в осн. списке далее и;

в осн. списке далее ся;

Ссвятых;

С нет;

С далее сих;

С нет;

С сего;

С далее мои;

С нет;

536–537

С 18;

538–539

С нет;

С далее правило собора Никейскаго сия;

541–542

Сдоволен в животе;

543–544

С сия случаються человеком по грехом, еже есть их обдержить немощь, занеже суть прелюбодейнеи, а не богом благословени есть;

С далее сия;

С ведих пред собою и управих заповедми по преданию святых отець;

С нет;

С далее яже есть;

С далее по указу;

С далее статьи А се от того же правила... да побиен будеть;

С сие в;

С далее Свиток от правила еже есть суд и текст Пространной Правды.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Статья 1

Устав не имеет инвокации, отличаясь этим от Синодальной редакции Устава кн. Владимира.

Статья воспроизводит текст этого Устава с изменением имени князя – его создателя. Князь великый Всеволод, нареченный в святем крещении ИГФШЬ,– с каким князем Всеволодом связан Устав своим названием, не ясно.

В тексте нет отчества князя, вместо крестного его имени дается условный набор букв. Это затрудняет отождествление его с новгородским князем XII в. Всеволодом, Мстиславичем по отчеству и Гавриилом в крещении, хорошо известным в истории Новгорода и Пскова, а затем канонизированным церковью. В. Л. Янин предлагал видеть в нем Всеволода Мстиславича, княжившего в Новгороде в 1219–1221 гг., Я. Н. Щапов – новгородского князя Всеволода Юрьевича (1222 и 1223–1224), внука великого князя Всеволода III Большое Гнездо. Вместе с тем именование создателя Устава «великим князем» позволяет считать, что новгородские составители Устава конца XIII в. могли иметь здесь в виду самого Всеволода III Юрьевича, Великого князя Владимирского, получившего этот титул после 1174 г., который добивался реальной власти над Новгородом через своих сыновей и племянников.

Крещение от греческих царей и от Фотия патриарха цареградскаго.., митрополита Михаила – см. комментарий к Уставу кн. Владимира. От земли Трапизоньскыя – в Соловецком списке упоминается Трапезундская империя, пережившая Византийскую на несколько лет и завоеванная турками в 1461 г.

Статья 2

Статья воспроизводит ст. 2 Устава кн. Владимира об учреждении Десятинной церкви и установлении десятины. Церковь св. Богородицу Десятинную, дашя ей десятину – см. там же. Упоминание церкви Софии в Киеве появилось в Уставе в результате осознания традиции, связывающей новгородский кафедральный храм с киевским. Архиепископом новгородскым – некоторые главы церкви в Новгороде имели титул архиепископа уже в XII в.: Иван (1110-е гг.), Нифонт (1148), Илья (1165), а по списку новгородских владык XV в. Ильей начинался непрерывный ряд архиепископов.

Статья 3

Статья, в соответствии со ст. 4 Устава кн. Владимира, отказывает в праве вершить суд по церковным делам князю и боярам, добавляя в этот перечень наместника и десятинника. Наместник – в XIII в. великие князья осуществляли власть над Новгородом через своих наместников – сыновей, племянников. Десятинник – митрополичий чиновник, производивший сбор с местного духовенства доли его доходов в пользу высшей церковной власти (десятины в ее позднем значении). Слова ни десятинника не держати, содержащие запрет великого князя митрополиту посылать своих чиновников в Новгород, являются позднейшей вставкой XIV в. Возможно, что они связаны с историей отказа Новгорода от традиционного митрополичьего суда, приведшего к конфликту с митрополитом в 1389 г.

Статьи 4 и 6

Статьи содержат новые установления, отсутствующие в Уставе кн. Владимира. В ст. 4 говорится о процедуре составления документа в результате достижения соглашения не только с княгиней, но и с представителями церковной, купеческой и ремесленной организаций города. Князь закрепляет за городом право использовать эталоны торговых мер и весов и передает им полномочия взимать некоторые другие пошлины. Сочские (сотские) – руководители городских сотенных организаций, объединявших свободные социальные низы Новгорода – ремесленников, мелких торговцев, земледельцев. О городских сотнях в Новгороде XIII в. см. Устав князя Ярослава о мостех. Староста иваньский – один из руководителей купеческого объединения при церкви Ивана на Опоках. Мерила торговые, иже на Торгу – официальные эталоны объема и веса, применявшиеся в торговле. Они хранились в городских соборных церквах. Доходы за их использование делили епископ, Иванское сто и представители сотенных организаций. Локоть еваньскый – эталон меры длины для измерения тканей, принадлежавший церкви Ивана на Опоках. В 1948 г. на Ярославовом дворище в Новгороде (на новгородском Торгу) найден обломок такого эталона с надписью Святого еваноск... Свой оброк кубец черницам – князь передает какую-то пошлину, называемую кубком, монахиням. Руская пись, десять конюхов соли – соляные пошлины, которые платили жители города Русы (Старой Русы), известного соляными месторождениями. В XV в. они были известны также под названием «сотной соли писчей»553 [Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV– начала XVI в. Т. III. M., 1964, с. 37]. Попу иваньскому... с борисоглебьскым напол – пошлина делится поровну между попами церкви Ивана на Опоках и церкви Бориса и Глеба. Церковь Бориса и Глеба исследователи связывают или с Новгородом (такой храм, заложенный в 1167 г., известен в Детинце), или с Русой (летописное указание о постройке там каменной церкви новгородскими купцами относится к 1403 г.).

Старосты – руководители купеческих объединений;

Бирич – судебный чиновник, служивший для оглашения решений и других целей;

Скалвы вощаные – весы для взвешивания воска;

Пуд медовый – весы для взвешивания меда или эталон веса;

Гривенка рублевая – эталон веса серебра, равный половине веса гривны (фунта);

Конюх – мера объема, вид ковша («ковш конюх красен»);

Пятно – пошлина за клеймение скота.

Статья 5

Статья запрещает получать эти пошлины и перечисляет потенциальных нарушителей данного запрета: потомки князя – издателя Устава, княжеские наместники и бояре.

Статья 6

В управлении хозяйством кафедрального собора наряду с епископом предусматривается участие сотских, а церковь Ивана на Опоках должна управляться старостами и купцами с привлечением епископа или правящих в Новгороде князей. Эта статья закрепляет за представителями торгово-ремесленного населения города участие в функционировании двух важнейших новгородских церквей как хозяйственных и политических учреждений.

Статья 7

Статья повторяет ст. 8 Устава кн. Владимира, упоминая в качестве возможных нарушителей судебного иммунитета церкви наряду с тиунами также наместников князя.

Статья 8

Статья – новая в Уставе. В ней говорится о передаче князем духовенству Софийского собора синодика для ежедневного чтения и венцов, а также угрожает тем, кто нарушит право церковного суда, принадлежащее этому собору, проклятьем, вписанным в синодик.

Вседенниксенаник – вседневный синодик, помянник, книга с перечнем имен (зд. – членов княжеской семьи), которые должны читаться в церкви в ответ на благодеяния. оказанные этом церкви князьями

Венцы – употреблялись для свадебного венчания.

Събиром – широко, во всех церквах, входящих в соборную организацию.

Статья 9

Статья содержит перечень дел, подлежащих ведению церкви, и воспроизводит ст. 9 Устава кн. Владимира. Кроме дел, появившихся уже в списках Синодальной и других редакций XIII в., здесь упоминаются споры о наследстве. Это свидетельствует о претензиях церковной власти в конце XIII – начале XIV вв. на включение указанных дел в свою юрисдикцию.

О бездетном животе – о наследстве человека, не имеющего детей, – прямых законных наследников.

Статьи 10–11

Статьи воспроизводят ст. ст. 10–11 и ст. 6 Устава кн. Владимира, подтверждая принадлежность перечисленных судебных дел церкви, запрещая нарушать ее юрисдикцию и указывая в качестве источника этих норм ранние установления византийских императоров и правила вселенских соборов.

Статья 12

Статья содержит санкцию, также повторяющую ст. 12 Устава кн. Владимира с небольшим добавлением.

Статья 13

Статья не имеет аналогии в Уставе кн. Владимира, и значение ее не совсем ясно. Можно понять, следуя переводу М. Шефтеля, что все, относящееся к переди писано, князь прежде поручал своим боярам, но они притесняли гостей – крупных купцов и оказывали предпочтение тем купцам, которые жили около них554 [Documents de droit public relatifs a la Russie medieVale par M. Szeftel. Bruxelles, 1963, p. 272]. Однако слово переди значит ранее и должно относиться к предшествующим статьям, а не к последующим, где речь идет о закреплении руководства городскими мерами и весами за епископом.

Норовити – поступать в угоду кому-либо.

Статья 14

Статья содержит пересказ от имени князя Всеволода ст. 2 Устава кн. Владимира, которая выдается за грамоту патриарха Фотия, упоминаемого в этой статье.

Статьи 15–16

Статьи основаны на ст. 15 Устава кн. Владимира, но содержат существенные дополнения, отражающие изменения в принадлежности торговых мер в Новгороде конца XIII –начала XIV вв. По ст. 15 торговые весы и меры номинально продолжают принадлежать епископу, который несет за их правильное использование ответственность в день великого суда. Но в этой же статье установлена и реальная, земная кара тому, кто допустит их искажение, – наказание близко смерти и конфискация имущества, которое передается республиканским институтам: кафедральной церкви, купеческой организации и сотским. Таким образом, фактически ведомство мер и весов в Новгороде ушло из монопольного обладания епископа, утратившего две трети реальных доходов. Такое же ограничение прав владыки относительно службы мер и весов наблюдается и в других областях Руси, в том числе в Турово-Пинской земле в середине XIV в.555 [См.: Щапов Я. Н. К истории соотношения светской и церковной юрисдикции на Руси в XII-XV вв. – В кн.: Польша и Русь. М., 1974, с. 182]. Статья 15 предписывает ежегодный контроль за городскими мерами, сличение их с эталонами.

Извесь – весы и гири.

Статья 17

Статья содержит перечень церковных людей, восходящий к Уставу кн. Владимира. Он отличается некоторыми изменениями, из которых наиболее существенны упоминания пущен-ника и изгоев. В статье дается уникальное указание на различные значения слова изгои в XIII–XIV вв. Изгои здесь не социально-экономический термин. Этим словом обозначено более широкое социально-бытовое понятие – лица, порвавшие со своей средой, но не вступившие еще в другие социально-юридические группы. Наследственное социальное положение и связанное с ним профессиональное занятие в средневековье было естественным явлением не только в среде крестьян и феодалов, но и у духовенства, и неграмотность поповича выталкивала его из своей среды, не превращая, естественно, ни в феодала, ни в купца. Церковь настаивает на том, что он должен и дальше принадлежать этой среде. Холоп, выкупившийся из холопства, превращался в крестьянина или горожанина, который в условиях феодального строя неизбежно оказывался зависимым от феодальных отношений, и церковь претендовала на юрисдикцию над ним, которая была выражением такой зависимости. Купец-банкрот, пользовавшийся кредитом и утративший взятые в долг деньги и товары, по ст. 54 Пространной Правды не продавался в холопы, сохраняя определенные льготы. Потеряв ряд своих сословных преимуществ, о которых говорит ст. 55 Пространной Правды, он в соответствии с Уставом кн. Всеволода также оказывался изгоем, церковь и здесь не упускала возможности превратить такого человека в своего слугу. Не исключено, что она могла оказать ему финансовую помощь с расчетом на соответствующее возмещение.

В этой статье наряду с Уставом кн. Владимира использован дополнительный источник, устанавливающий три способа перехода в изгои. Составитель Устава кн. Всеволода, по его собственным словам, добавил к ним и осиротевшего князя. Князь осиротеет – лишится не только близких родственников, но, вероятно, и княжества. Однако трудно думать, что автор этого добавления претендовал на включение князей в церковную юрисдикцию; на службе у церковных сюзеренов в качестве вассалов были известны только бояре.

Пущеник - отпущенный холоп.

Статья 18

Статья воспроизводит текст ст. 17 Устава кн. Владимира, незначительно его изменяя, дополняя его указанием на то, что церковный суд могут осуществлять не только митрополит и епископ, но и те, кому прикажут, т. е. их чиновники. Это отражает развитие аппарата церковного управления в XIII в.

Статья 19

Статья о совместном участии светской и церковной властей в решении конфликтов между лицами, входящими в сферы их юрисдикции, воспроизводит текст ст. 18 Устава кн. Владимира.

Статья 20

Статья повторяет ст. 13 Устава кн. Владимира, изменяя общие указания «святой церкви» применительно к конкретному новгородскому кафедральному собору.

Статья 21

Статья содержит духовную санкцию, заимствованную из ст. 14 Устава кн. Владимира, и новую ссылку на традиционные источники права – правила святых отцов, установления первых византийских императоров и древнерусских князей (Устав кн. Владимира), входившие в конце XIII–начале XIV в. в состав русских кормчих книг.

Статья 22

Статья также содержит духовную санкцию и перечисляет потенциальных нарушителей церковной юрисдикции. Статья воспроизводит ст. 19 Устава кн. Владимира.

Статья 23

Статья, завершавшая первоначально Устав кн. Всеволода, до дополнений XIV в., не имеет аналогии в Уставе кн. Владимира. Она закрепляет суд по церковным делам за кафедральной церковью и 10 сотскими и вновь угрожает нарушителям духовной санкцией. Приказах святей Софии... моим мужам – дал распоряжение своим мужам о передаче этих дел церкви. Слово приказах, появившееся впервые в ст. 13 Синодальной редакции Устава кн. Владимира и неизвестное ранним памятникам, указывает, что ст. 23 появилась после создания этой редакции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.