Здавалка
Главная | Обратная связь

Неврологические и соматические особенности



Общей отличительной чертой тотального недоразвития является множественность нарушений со стороны как нервной системы, так и внутренних органов, и костно-мышечной системы и др. Часто это заметно уже при внешнем осмотре ребенка и, как правило, отражено в медицинских документах.

Чаще, чем при других вариантах дизонтогенеза, встречаются:

  • врожденные пороки и аномалии развития внутренних органов, костно-мышечной системы, органов чувств;
  • патология эндокринной, иммунной систем, нарушения обмена веществ (что может отражаться во внешнем облике ребенка);
  • нарушения физического развития: очень низкий или очень высокий рост, диспропорциональное телосложение;
  • характерны множественные внешние «дизморфии» (или «стигмы»): изменения формы и размеров черепа, ушей, глаз, рта, зубов, нижней челюсти, неба, грудной клетки, кистей, стоп и т.д;
  • неврологические нарушения (судороги, центральные расстройства движений, гидроцефальный синдромом, синдромом внутричерепной гипертензии и др.);
  • нарушения зрения и слуха;

§ сочетание нескольких психопатологических синдромов (осложненные варианты тотального недоразвития).

Отграничение подгруппы тотального недоразвития от других видов и вариантов отклоняющегося развития

В первую очередь, необходимо проводить дифференциацию с другими видами недостаточного развития: сзадержанным развитием и парциальным недоразвитием. Критерии такого разграничения приведены в предыдущем разделе, а также в разделах, посвященных отдельным видам и вариантам недостаточного развития.

Кроме того, тотальное недоразвитие следует разграничивать со следующими состояниями:

· с выраженными расстройствами аутистического спектра (искаженным развитием преимущественно аффективно-эмоциональной сферы);

· с искаженным развитием преимущественно когнитивной сферы прогрессирующего (процессуального) характера (ранней детской шизофренией) на стадии уже сформированного дефекта;

· с дефицитарным развитием (особенно в ситуации недиагносцируемого выраженного нарушения слухового восприятия) и его вариантами (в первую очередь, с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

· с поврежденным развитием (с последствиями грубого органического повреждения головного мозга, в том числе инфекций, интоксикаций, с острой психической травмой в инициальных стадиях).

В наиболее сложных и неясных случаях провести подобную дифференциацию очень трудно. Особенно сложно сделать это, когда практически полностью отсутствует возможность коммуникации и вообще какого-либо взаимодействия с ребенком (например, при выраженной степени тотального недоразвития, аутоподобных проявлениях, сопутствующих тяжелых нарушениях речи и т.п.). Именно в этих случаях возможен «двойной» диагноз, связывающий тотальное недоразвитие и какой-либо другой дефект.

Также можно говорить о сочетанных нарушениях в ситуации множественных дефектов (нарушения слуха, зрения, тяжелых соматических заболеваниях, сочетающиеся с тотальным недоразвитием), эти случаи традиционно объединяются в группу сложных, множественных нарушений развития, занимающую особое, фактически промежуточное положение в классификации отклоняющегося развития.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.