Неврологические и соматические особенности
Общей отличительной чертой тотального недоразвития является множественность нарушений со стороны как нервной системы, так и внутренних органов, и костно-мышечной системы и др. Часто это заметно уже при внешнем осмотре ребенка и, как правило, отражено в медицинских документах. Чаще, чем при других вариантах дизонтогенеза, встречаются:
§ сочетание нескольких психопатологических синдромов (осложненные варианты тотального недоразвития). Отграничение подгруппы тотального недоразвития от других видов и вариантов отклоняющегося развития В первую очередь, необходимо проводить дифференциацию с другими видами недостаточного развития: сзадержанным развитием и парциальным недоразвитием. Критерии такого разграничения приведены в предыдущем разделе, а также в разделах, посвященных отдельным видам и вариантам недостаточного развития. Кроме того, тотальное недоразвитие следует разграничивать со следующими состояниями: · с выраженными расстройствами аутистического спектра (искаженным развитием преимущественно аффективно-эмоциональной сферы); · с искаженным развитием преимущественно когнитивной сферы прогрессирующего (процессуального) характера (ранней детской шизофренией) на стадии уже сформированного дефекта; · с дефицитарным развитием (особенно в ситуации недиагносцируемого выраженного нарушения слухового восприятия) и его вариантами (в первую очередь, с нарушениями опорно-двигательного аппарата); · с поврежденным развитием (с последствиями грубого органического повреждения головного мозга, в том числе инфекций, интоксикаций, с острой психической травмой в инициальных стадиях). В наиболее сложных и неясных случаях провести подобную дифференциацию очень трудно. Особенно сложно сделать это, когда практически полностью отсутствует возможность коммуникации и вообще какого-либо взаимодействия с ребенком (например, при выраженной степени тотального недоразвития, аутоподобных проявлениях, сопутствующих тяжелых нарушениях речи и т.п.). Именно в этих случаях возможен «двойной» диагноз, связывающий тотальное недоразвитие и какой-либо другой дефект. Также можно говорить о сочетанных нарушениях в ситуации множественных дефектов (нарушения слуха, зрения, тяжелых соматических заболеваниях, сочетающиеся с тотальным недоразвитием), эти случаи традиционно объединяются в группу сложных, множественных нарушений развития, занимающую особое, фактически промежуточное положение в классификации отклоняющегося развития.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|