Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовые системы на постсоветстком пространстве.



Врезультате трансформации, представляется возможным про­ведение классификацииправовых систем государств образовав­шихся на постсоветском пространстве на группы и объединения на основе определенных критериев отражающих как логику их развития, так и реалии окружающие их в современных условиях.

На этой основе теоретически целесообразно отнесение нацио­нальных правовых систем постсоветских государств к нескольким обособленным группировкам.

— Евразийское объединение правовых системориентирующиеся на романо-германское право — яркой исторической основой са­мостоятельного формирования которого является "Русская прав­да", судебник 1497 и 1550 г., Свод, "Права, за яким судиться ма-лоросшський народ" и др., которые характеризуют тяготение пра­ва в сторону нормативного закрепления в законе, что объединяет правовые системы России, Украины, Молдовы, Беларуси и др.

Данное объединение правовых систем формируется на основе общности правопонимания, господствующей правовой идеологии, структуры права, так же системы его источников.

Несмотря на доминирующую роль Российского права данное объединение правовых систем предполагает с одной стороны при­знание, равного статуса его членов, с другой стороны отказ от ис­ключительности национальных традиций и национальных особен­ностей правового развития. Географическое положение стран вхо­дящих в Евразию на стыке двух цивилизаций — восточной и западной в контексте современных тенденций развития общества обуславливает взаимодействие и взаимопроникновение цивилизационных элементов в том числе в правовой сфере как результат диалога правовых культур.

Данное объединение правовых систем обладая общими и спе­цифическими особенностями правового развития активно заим­ствуют достижения основных правовых семей, в частности рома-но-германского и общего права.

— Объединение правовых систем постсоветских государств с преобладающим мусульманским населениемориентирующееся к евразийскому объединению правовых систем, при внешнем заим­ствовании некоторых положений у романо-германского права.

Например, на сегодняшний день Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу. Вто же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и общеисламские правовые традиции. Правосознание граждан этой страны наполне­но традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованны­ми из прошлого, включая влияние шариата. Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллек­тивистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалиро­вали над интересами частными, индивидуальными. Поэтому рецеп­ция Узбекистаном в 1990-е гг. романо-германского права, основан­ного на индивидуализме и частной инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер. Многие декларированные принципы не имеют никакой связи с действительностью1.

"Светский исламизм",выбранный в качестве осповополлагаю-щего принципа формирования всей политической системы госу­дарствами, образовавшиеся на постсоветском пространстве с пре­обладающим мусульманским населением предполагает разделение религиозной идеологии, политики и экономики, а также означает приоритет национального государственного элемента в соотноше­нии коренного и заимствованного.

Законодательство этих государств гарантирует право граждан на определение и выражение своего отношения к религии на бес­препятственное исповедование религии и выполнение религиоз­ных обрядов. Приоритет ислама в религиозной жизни не является фактом государственного права. Это — культурологический факт, вызванный ориентациями абсолютного большинства населения — узбеков, каракалпаков, казахов, таджиков, туркмен, татар2.

Принципы и нормы мусульманского права скорее всего явля­ются своеобразными критериями духовно-нравственного состоя­ния общества в силу определенных геокультурных и исторических факторов, однако они не являются определяющими для формиро­вания структуры источников правовой системы.

К моменту вхождения в состав Российской империи в Азербай­джане, как и во всех мусульманских государствах, действовали традиционные источники шариата. Кроме того, местные правите­ли издавали свои законы — фирманы. Сохранялось и обычное право. Судебные функции, в основном, осуществляли духовные лица — кадии. В дореволюционный период изменениям подверг­лись, главным образом, отрасли публичного права; в сфере част­ного, особенно семейно-брачного права, продолжали действовать традиционные мусульманские и обычно-правовые нормы.

— Объединение правовых систем стран Балтиис тяготением к северной, скандинавской правовой семье. Например, правовая си­стема Латвии, как и другие страны Балтии, двигается в направле­нии присоединения к скандинавской правовой семьи, занимая в ней своеобразное место. Современная правовая система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различных правовых культур: главным образом немецкой, дореволюционной русской, а также советской. Средневековое пра­во местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодатель­ство, опиравшееся на принципы старо-германского права, являю­щиеся исторической основой скандинавского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в. Немцы также кодифицировали местное обычное право, приспособив его в каче­стве крестьянского.

Проведенная классификация может быть использована для рас­смотрения специфической характеристики правовых систем на по­стсоветском пространстве.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.