Правовые системы на постсоветстком пространстве.
Врезультате трансформации, представляется возможным проведение классификацииправовых систем государств образовавшихся на постсоветском пространстве на группы и объединения на основе определенных критериев отражающих как логику их развития, так и реалии окружающие их в современных условиях. На этой основе теоретически целесообразно отнесение национальных правовых систем постсоветских государств к нескольким обособленным группировкам. — Евразийское объединение правовых системориентирующиеся на романо-германское право — яркой исторической основой самостоятельного формирования которого является "Русская правда", судебник 1497 и 1550 г., Свод, "Права, за яким судиться ма-лоросшський народ" и др., которые характеризуют тяготение права в сторону нормативного закрепления в законе, что объединяет правовые системы России, Украины, Молдовы, Беларуси и др. Данное объединение правовых систем формируется на основе общности правопонимания, господствующей правовой идеологии, структуры права, так же системы его источников. Несмотря на доминирующую роль Российского права данное объединение правовых систем предполагает с одной стороны признание, равного статуса его членов, с другой стороны отказ от исключительности национальных традиций и национальных особенностей правового развития. Географическое положение стран входящих в Евразию на стыке двух цивилизаций — восточной и западной в контексте современных тенденций развития общества обуславливает взаимодействие и взаимопроникновение цивилизационных элементов в том числе в правовой сфере как результат диалога правовых культур. Данное объединение правовых систем обладая общими и специфическими особенностями правового развития активно заимствуют достижения основных правовых семей, в частности рома-но-германского и общего права. — Объединение правовых систем постсоветских государств с преобладающим мусульманским населениемориентирующееся к евразийскому объединению правовых систем, при внешнем заимствовании некоторых положений у романо-германского права. Например, на сегодняшний день Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу. Вто же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и общеисламские правовые традиции. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние шариата. Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными. Поэтому рецепция Узбекистаном в 1990-е гг. романо-германского права, основанного на индивидуализме и частной инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер. Многие декларированные принципы не имеют никакой связи с действительностью1. "Светский исламизм",выбранный в качестве осповополлагаю-щего принципа формирования всей политической системы государствами, образовавшиеся на постсоветском пространстве с преобладающим мусульманским населением предполагает разделение религиозной идеологии, политики и экономики, а также означает приоритет национального государственного элемента в соотношении коренного и заимствованного. Законодательство этих государств гарантирует право граждан на определение и выражение своего отношения к религии на беспрепятственное исповедование религии и выполнение религиозных обрядов. Приоритет ислама в религиозной жизни не является фактом государственного права. Это — культурологический факт, вызванный ориентациями абсолютного большинства населения — узбеков, каракалпаков, казахов, таджиков, туркмен, татар2. Принципы и нормы мусульманского права скорее всего являются своеобразными критериями духовно-нравственного состояния общества в силу определенных геокультурных и исторических факторов, однако они не являются определяющими для формирования структуры источников правовой системы. К моменту вхождения в состав Российской империи в Азербайджане, как и во всех мусульманских государствах, действовали традиционные источники шариата. Кроме того, местные правители издавали свои законы — фирманы. Сохранялось и обычное право. Судебные функции, в основном, осуществляли духовные лица — кадии. В дореволюционный период изменениям подверглись, главным образом, отрасли публичного права; в сфере частного, особенно семейно-брачного права, продолжали действовать традиционные мусульманские и обычно-правовые нормы. — Объединение правовых систем стран Балтиис тяготением к северной, скандинавской правовой семье. Например, правовая система Латвии, как и другие страны Балтии, двигается в направлении присоединения к скандинавской правовой семьи, занимая в ней своеобразное место. Современная правовая система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различных правовых культур: главным образом немецкой, дореволюционной русской, а также советской. Средневековое право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опиравшееся на принципы старо-германского права, являющиеся исторической основой скандинавского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в. Немцы также кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского. Проведенная классификация может быть использована для рассмотрения специфической характеристики правовых систем на постсоветском пространстве. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|