Образование и среда образования ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Существуют различные взгляды на содержание термина «образование». Так, например, В.В.Рубцовым смысл образования определяется как «трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры» (1997, с. 5—6). И.Я.Лернер констатирует: «Образование, четкого определения которого в литературе нет, но которое вместе с тем многообразно, представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире (имеются многие другие близкие определения)» (1995, с. 6). Данное понимание сущности образования точно соответствует семантике этого слова. «Слово "образование" охватывает такие семантические поля: а) процесс создания, порождения чего-то нового, б) формирование чего-либо согласно заданному образцу, в) нечто структурно сложное. По отношению к привычному словоупотреблению типа "школьное образование", "народное образование", "система образования" и пр. оно превратилось в номинализацию, за которой уже почти не проглядывает первичный смысл разворачивающегося процесса» (Доценко, 1996, с. 295). Действительно, в Законе Российской Федерации «Об образовании» акцент поставлен более прагматично: под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 13 января 1996 года №12-ФЗ). Анализируя использование термина «образование» Э.Н.Гусинский говорит о «следующих основных общеупотребительных значениях этого слова: — образование как достояние личности, система представлений и понятий, располагающаяся в субъективном пространстве психики человека и направляющая его поведение; — образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояния личности, с одной стороны, и всего культурного окружения, с другой; — образование как специальный социальный институт(система образования), одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре»(1994, с. 10). Различные значения слова «образование» рассматриваются также И.В.Богдановым: «Когда мы говорим об образовании, то можем иметь в виду: — отпечаток на человеке следов обучающих и воспитательных технологий, практик и ситуаций, через которые он прошел в ходе своей жизни; — образование как особую сферу, существующую в обществе наряду с другими сферами: хозяйства, оргуправления, проектирования и тому подобными, и обеспечивающую воспроизводство этого общества, подготовку новых его членов. Такое принципиально иное представление идет не от человека, а от общественной системы; — образование как особый метод в педагогической работе (например, в отличии от технологизированной подготовки)1 ; — образование как особый исторический тип культурного содержания» (1996, с. 17). Используя в дальнейшем прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу. При этом важно иметь в виду, что этот «образец» всегда носит социально обусловленный характер. Как отмечает К.Д.Ушинский: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» (1988, с. 228). Итак, под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий как «семейная среда», «школьная среда» и т.п.
8. Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий Семинар 1.
Тема 1: Понятие образовательной среды в современном обществе.
Вопросы для подготовки: 1. «Образовательная среда» в понимании В.А.Ясвина. 2. Варианты понимания «образовательной среды».
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 4-31. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Савенков А.А. Виды понимания образовательной среды. – газета «Школьный психолог», № 19-29, 2008 г. // psy.1september.ru/view_article.php… 4. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. «Образовательная среда как пространство культуропорождения»: глава монографии «Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в образовательном процессе».- Минск. – 2010. // carko.narod.ru/tekst/monogr/2…
Семинар 2.
Тема 2: Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды.
Вопросы для подготовки: 1. Понятия «объекты» и «субъекты» образовательной среды. 2. Моделирование образовательной среды. Модели образовательной среды в подходе В.А.Ясвина. 3. Недостатки подхода В.А.Ясвина. Дополнения в модели образовательной среды. Акмеологический подход в моделировании образовательной среды.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 31-108. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Семинар 3.
Тема 3: Образовательные учреждения в образовательной среде.
Вопросы для подготовки: 1. Система «учреждений» в образовательной среде. 2. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений. 3. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 169-280. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Семинар 4.
Тема 4: Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде.
Вопросы для подготовки: 1. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения. 2. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении. 3. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 221-280. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Семинар 5.
Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде.
Вопросы для подготовки: 1. Параметры диагностики образовательной среды. 2. Модальность образовательной среды. 3. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 107-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Лабораторные 1, 2, 3. Тема 2: Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды. Задания для подготовки: 1. Провести диагностику векторов образовательной среды на примере известных образовательных учреждений. 2. Дать психологическую характеристику образовательной среды. Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.
Лабораторные 4, 5, 6. Тема 4: Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде. Задания для подготовки: 1. Переработать опросник для характеристики параметров образовательной среды средней школы в опросник для характеристики параметров образовательной среды ВУЗа. 2. Провести оценку параметров образовательной среды ОмГПУ и обработать результаты. 3. Дать психологическую характеристику образовательной среды ОмГПУ.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вопросы профессионализма: психология, методология, практика: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Вишнякова, Ф.З.Кабирова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
Лабораторные 7,8. Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде. Задания для подготовки: 1. Разработать опросник для характеристики субъектов образовательной среды средней школы. 2. Провести оценку параметров субъектов образовательной среды конкретной средней школы. 3. Дать психологическую характеристику субъектов образовательной среды конкретной средней школы.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вопросы профессионализма: психология, методология, практика: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Вишнякова, Ф.З.Кабирова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
Лабораторные 9,10. Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде – ПРОДОЛЖЕНИЕ. Задания для подготовки: 1. К занятию: Провести оценку параметров образовательной среды конкретного образовательного учреждения и обработать результаты. 3. Дать психологическую характеристику образовательной среды конкретного образовательного учреждения и его субъектов.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.
9. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.). ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ По дисциплине «Психология образовательной среды» 1. Теоретические вопросы: 1. «Образовательная среда» в понимании В.А.Ясвина. 2. Варианты понимания «образовательной среды». 3. Понятия «объекты» и «субъекты» образовательной среды. 4. Моделирование образовательной среды. Модели образовательной среды в подходе В.А.Ясвина. 5. Недостатки подхода В.А.Ясвина. Дополнения в модели образовательной среды. Акмеологический подход в моделировании образовательной среды. 6. Система «учреждений» в образовательной среде. 7. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений. 8. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений. 9. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения. 10. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении. 11. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении. 12. Параметры диагностики образовательной среды. 13. Модальность образовательной среды. 14. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды.
2. Практические задания: 1. Дать психологическую характеристику образовательной среды конкретного образовательного учреждения и его субъектов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|