Здавалка
Главная | Обратная связь

Образование и среда образования



Существуют различные взгляды на содержание термина «образование». Так, например, В.В.Рубцовым смысл образования определяется как «трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры» (1997, с. 5—6). И.Я.Лернер констатирует: «Образование, четкого определения которого в литературе нет, но которое вместе с тем многообразно, представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире (имеются многие другие близкие определения)» (1995, с. 6). Данное понимание сущности образования точно соответствует семантике этого слова. «Слово "образование" охватывает такие семантические поля: а) процесс создания, порождения чего-то нового, б) формирование чего-либо согласно заданному образцу, в) нечто структурно сложное. По отношению к привычному словоупотреблению типа "школьное образование", "народное образование", "система образования" и пр. оно превратилось в номинализацию, за которой уже почти не проглядывает первичный смысл разворачивающегося процесса» (Доценко, 1996, с. 295).

Действительно, в Законе Российской Федерации «Об образовании» акцент поставлен более прагматично: под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 13 января 1996 года №12-ФЗ).

Анализируя использование термина «образование» Э.Н.Гусинский говорит о «следующих основных общеупотребительных значениях этого слова:

— образование как достояние личности, система представлений и понятий, располагающаяся в субъективном пространстве психики человека и направляющая его поведение;

— образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояния личности, с одной стороны, и всего культурного окружения, с другой;

— образование как специальный социальный институт(система образования), одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре»(1994, с. 10).

Различные значения слова «образование» рассматриваются также И.В.Богдановым:

«Когда мы говорим об образовании, то можем иметь в виду:

— отпечаток на человеке следов обучающих и воспитательных технологий, практик и ситуаций, через которые он прошел в ходе своей жизни;

— образование как особую сферу, существующую в обществе наряду с другими сферами: хозяйства, оргуправления, проектирования и тому подобными, и обеспечивающую

воспроизводство этого общества, подготовку новых его членов. Такое принципиально иное представление идет не от человека, а от общественной системы;

— образование как особый метод в педагогической работе (например, в отличии от технологизированной подготовки)1 ;

— образование как особый исторический тип культурного содержания» (1996, с. 17).

Используя в дальнейшем прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу.

При этом важно иметь в виду, что этот «образец» всегда носит социально обусловленный характер. Как отмечает К.Д.Ушинский: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» (1988, с. 228).

Итак, под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий как «семейная среда», «школьная среда» и т.п.

 

 


 

8. Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий

Семинар 1.

 

Тема 1: Понятие образовательной среды в современном обществе.

 

Вопросы для подготовки:

1. «Образовательная среда» в понимании В.А.Ясвина.

2. Варианты понимания «образовательной среды».

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 4-31.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Савенков А.А. Виды понимания образовательной среды. – газета «Школьный психолог», № 19-29, 2008 г. // psy.1september.ru/view_article.php…

4. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. «Образовательная среда как пространство культуропорождения»: глава монографии «Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в образовательном процессе».- Минск. – 2010. // carko.narod.ru/tekst/monogr/2…

 

Семинар 2.

 

Тема 2: Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды.

 

Вопросы для подготовки:

1. Понятия «объекты» и «субъекты» образовательной среды.

2. Моделирование образовательной среды. Модели образовательной среды в подходе В.А.Ясвина.

3. Недостатки подхода В.А.Ясвина. Дополнения в модели образовательной среды. Акмеологический подход в моделировании образовательной среды.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 31-108.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 

Семинар 3.

 

Тема 3: Образовательные учреждения в образовательной среде.

 

Вопросы для подготовки:

1. Система «учреждений» в образовательной среде.

2. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений.

3. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 169-280.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 

Семинар 4.

 

Тема 4: Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде.

 

Вопросы для подготовки:

1. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения.

2. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении.

3. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 221-280.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 

Семинар 5.

 

Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде.

 

Вопросы для подготовки:

1. Параметры диагностики образовательной среды.

2. Модальность образовательной среды.

3. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 107-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 

 

Лабораторные 1, 2, 3.

Тема 2: Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды.

Задания для подготовки:

1. Провести диагностику векторов образовательной среды на примере известных образовательных учреждений.

2. Дать психологическую характеристику образовательной среды.

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

 

Лабораторные 4, 5, 6.

Тема 4: Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде.

Задания для подготовки:

1. Переработать опросник для характеристики параметров образовательной среды средней школы в опросник для характеристики параметров образовательной среды ВУЗа.

2. Провести оценку параметров образовательной среды ОмГПУ и обработать результаты.

3. Дать психологическую характеристику образовательной среды ОмГПУ.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вопросы профессионализма: психология, методология, практика: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Вишнякова, Ф.З.Кабирова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.

 

Лабораторные 7,8.

Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде.

Задания для подготовки:

1. Разработать опросник для характеристики субъектов образовательной среды средней школы.

2. Провести оценку параметров субъектов образовательной среды конкретной средней школы.

3. Дать психологическую характеристику субъектов образовательной среды конкретной средней школы.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вопросы профессионализма: психология, методология, практика: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Вишнякова, Ф.З.Кабирова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.

 

Лабораторные 9,10.

Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде – ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Задания для подготовки:

1. К занятию: Провести оценку параметров образовательной среды конкретного образовательного учреждения и обработать результаты.

3. Дать психологическую характеристику образовательной среды конкретного образовательного учреждения и его субъектов.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

 


9. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По дисциплине

«Психология образовательной среды»

1. Теоретические вопросы:

1. «Образовательная среда» в понимании В.А.Ясвина.

2. Варианты понимания «образовательной среды».

3. Понятия «объекты» и «субъекты» образовательной среды.

4. Моделирование образовательной среды. Модели образовательной среды в подходе В.А.Ясвина.

5. Недостатки подхода В.А.Ясвина. Дополнения в модели образовательной среды. Акмеологический подход в моделировании образовательной среды.

6. Система «учреждений» в образовательной среде.

7. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений.

8. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений.

9. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения.

10. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении.

11. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении.

12. Параметры диагностики образовательной среды.

13. Модальность образовательной среды.

14. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды.

 

2. Практические задания:

1. Дать психологическую характеристику образовательной среды конкретного образовательного учреждения и его субъектов.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.