Закон Харди-Вайнберга
В пределах генофонда популяции доля генотипов, содержащих разные аллели одного гена; при соблюдении некоторых условий из поколения в поколение не изменяется. Эти условия описываются основным законом популяционной генетики, сформулированным в 1908 г. английским математиком Дж. Харди и немецким врачом-генетиком Г. Вайнбергом. «В популяции из бесконечно большого числа свободно скрещивающихся особей в отсутствие мутаций, избирательной миграции организмов с различными генотипами и давления естественного отбора первоначальные частоты аллелей сохраняются из поколения в поколение». Закон Харди — Вайнберга описывает условия генетической стабильности популяции. Популяцию, генофонд которой не изменяется в ряду поколений, называют менделевской. Плотность популяции — величина популяции, отнесенная к некоторой единице пространства. Она может быть средней (на все пространство) и удельной, или экологической (на обитаемое, или доступное пространство). Рождаемость — способность популяции к увеличению численности. Она может быть максимальной (в идеальных условиях) и экологической,т. е. реальной. Смертность — характеризует гибель особей в популяции. Она также подразделяется на минимальную (в идеальных условиях) и экологическую реальную смертность. Смертность в идеальных условиях определяет физиологическую продолжительность жизни, которая превышает реальную среднюю экологическую продолжительность жизни. Под термином выживаемость понимают (1 — М), где Μ — число погибших. Так как уровень рождаемости и смертности не одинаков в разные возрастные периоды, то составляются таблицы выживания. 5.3. Самостоятельная работа по теме: - расчет населения Земли; - составить таблицу «Демографические показатели Земли в разные эпохи и методы их оценки» 5.4. Итоговый контроль знаний: - ответы на вопросы по теме занятия:
- решение ситуационных задач: Задача № 1. Пометили 928 домовых мышей алюминиевыми кольцами. Только 189 поймали в тех же скирдах, где произвели окольцевание. 1. Чем объясняется резкое снижение количества особей? 2. Как влияет данный процесс на популяцию?
Задача № 2. Более 100 лет назад на острове Вознесения появились крысы. Они расплодились в таком количестве, что английский комендант решил избавиться от них с помощью кошек. По его просьбе привезли кошек. Но они сбежали в отдаленные уголки острова и стали уничтожать не крыс, а домашнюю птицу и диких цесарок. Кошки со временем стали свирепыми и кровожадными. За столетие они отрастили себе почти собачьи клыки и стали сторожить дома островитян, ходить по пятам за хозяином и бросаться на посторонних. 1. Предположите причины данных изменений. 2. Дайте научное обоснование произошедшим изменениям.
Задача № 3. Гренландские норманны — прекрасно развитые люди — за 200 лет изоляции от Европы превратились в чахлых ревматиков и подагриков с искривленными позвоночниками. А женщины были неспособны рожать. Они вымерли. 1. Объясните причины произошедшего. 2. Какие виды изолятов могут быть? 6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Понятие об изменчивости антропологических признаков. Объекты и уровни исследования в антропологии. Признаки с непрерывной изменчивостью», см. методические указания для обучающихся № 13 к внеаудиторной работе). 7. Рекомендации по выполнению НИРС: По теме занятия подготовить рефераты: 1. Демографические показатели населения Земли в разные эпохи. 2. Виды изолятов. 3. Виды естественного отбора. Занятие №13. Тема: «Понятие об изменчивости антропологических признаков. Объекты и уровни исследования в антропологии. Признаки с непрерывной изменчивостью». Антропометрические признаки. Морфология мягких тканей лица. Пигментация. Волосяной покров. Дерматоглифические признаки. Одонтологические признаки. Особенности морфологии зубов в различных человеческих популяциях. Дискретные эпигенетические признаки. Полиморфные биохимические системы. Краниометрия. Типы черепов. Типы лица. Понятие о дерматоглифике. Основные элементы папиллярных узоров – петли, трирадиусы. Одонтоглифика. 2. Форма организации занятия: практическое. 3. Значение изучения темы.Знания основных понятий помогают формировать у студентов целостное представление о морфологии человека и антропологии, а также поможет студентам в изучении вопросов практической медицины, в частности таких дисциплин, как стоматология, хирургия, травматология, рентгенология, судебная медицина. 4. Цели обучения: - общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК); - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); - способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
- учебная: знать признаки с непрерывной изменчивостью, типы черепов, типы лица, определение понятия краниометрия и суть этого метода; что такое дерматоглифика и одонтоглифика, элементы папиллярного узора, особенности морфологии зубов; уметь проводить краниометрию, определять типы черепов, типы лица, демонстрировать свои умения на предложенных препаратах и моделях; интерпретировать результаты дерматоглифического и одонтоглифического методов исследования, объяснить термины и понятия по теме; владеть терминами и методиками по теме занятия. 5. План изучения темы: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|