Здавалка
Главная | Обратная связь

Закон Харди-Вайнберга



В пределах генофонда популяции доля генотипов, содержащих разные аллели одного гена; при соблюдении некоторых условий из поколения в поколение не изменяется. Эти условия описываются основным законом популяционной генетики, сформулированным в 1908 г. английским математиком Дж. Харди и немецким врачом-генетиком Г. Вайнбергом. «В популяции из бесконечно большого числа свободно скрещивающихся особей в отсутствие мутаций, избирательной миграции организмов с различными генотипами и давления естественного отбора первоначальные частоты аллелей сохраняются из поколения в поколение».

Закон Харди — Вайнберга описывает условия генетической стабильности популяции. Популяцию, генофонд которой не изменяется в ряду поколений, называют менделевской.

Плотность популяции — величина популяции, отнесенная к некоторой единице пространства. Она может быть средней (на все пространство) и удельной, или экологической (на обитаемое, или доступное пространство).

Рождаемость — способность популяции к увеличению численности.

Она может быть максимальной (в идеальных условиях) и экологической,т. е. реальной.

Смертность — характеризует гибель особей в популяции. Она также

подразделяется на минимальную (в идеальных условиях) и экологическую реальную смертность. Смертность в идеальных условиях определяет физиологическую продолжительность жизни, которая превышает реальную среднюю экологическую продолжительность жизни. Под термином выживаемость понимают (1 — М), где Μ — число погибших.

Так как уровень рождаемости и смертности не одинаков в разные возрастные периоды, то составляются таблицы выживания.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

- расчет населения Земли;

- составить таблицу «Демографические показатели Земли в разные эпохи и методы их оценки»

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия:

1. Что такое поток генов?
2. Что такое иммиграция генов?
3. Объяснить понятие «дрейф генов».
4. Что такое гомозиготизация?
5. Перечислить возможные виды изолятов людей.
6. Что такое генетическая рекомбинация?
7. Какие существуют типы генетической рекомбинации?
8. Что такое кроссинговер?
9. Перечислить этапы кроссинговера.
10. Что такое мутация?
11. Какие мутации выделяют по характеру изменения генетического материала?
12. Дать характеристику геномным мутациям.
13. Виды хромосомных мутаций.
14. Чем характерны генные мутации?
15. Какие последствия вызывают хромосомные аберрации?
16. Что такое естественный отбор?
17. Какие факторы создают генетическую неоднородность внутри вида?
18. Перечислить принципы естественного отбора.
19. Охарактеризовать дестабилизирующий отбор.
20. Чем характеризуется половой отбор?
21. Дать характеристику группового отбора.
22. Объяснить преимущества группового отбора перед индивидуальным.
23. Объяснить суть направленного (движущего) отбора.
24. Каковы результаты направленного отбора?
25. Охарактеризовать стабилизирующий отбор.
26. В чем причина постоянного появления малоприспособленных форм в постоянных условиях существования?

 

- решение ситуационных задач:

Задача № 1.

Пометили 928 домовых мышей алюминиевыми кольцами. Только 189

поймали в тех же скирдах, где произвели окольцевание.

1. Чем объясняется резкое снижение количества особей?

2. Как влияет данный процесс на популяцию?

 

Задача № 2.

Более 100 лет назад на острове Вознесения появились крысы. Они расплодились в таком количестве, что английский комендант решил избавиться от них с помощью кошек. По его просьбе привезли кошек. Но они сбежали в отдаленные уголки острова и стали уничтожать не крыс, а домашнюю птицу и диких цесарок. Кошки со временем стали свирепыми и кровожадными. За столетие они отрастили себе почти собачьи клыки и стали сторожить дома островитян, ходить по пятам за хозяином и бросаться на посторонних.

1. Предположите причины данных изменений.

2. Дайте научное обоснование произошедшим изменениям.

 

Задача № 3.

Гренландские норманны — прекрасно развитые люди — за 200 лет изоляции от Европы превратились в чахлых ревматиков и подагриков с искривленными позвоночниками. А женщины были неспособны рожать. Они вымерли.

1. Объясните причины произошедшего.

2. Какие виды изолятов могут быть?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Понятие об изменчивости антропологических признаков. Объекты и уровни исследования в антропологии. Признаки с непрерывной изменчивостью», см. методические указания для обучающихся № 13 к внеаудиторной работе).

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

По теме занятия подготовить рефераты:

1. Демографические показатели населения Земли в разные эпохи.

2. Виды изолятов.

3. Виды естественного отбора.

Занятие №13.

Тема: «Понятие об изменчивости антропологических признаков. Объекты и уровни исследования в антропологии. Признаки с непрерывной изменчивостью». Антропометрические признаки. Морфология мягких тканей лица. Пигментация. Волосяной покров. Дерматоглифические признаки. Одонтологические признаки. Особенности морфологии зубов в различных человеческих популяциях. Дискретные эпигенетические признаки. Полиморфные биохимические системы. Краниометрия. Типы черепов. Типы лица. Понятие о дерматоглифике. Основные элементы папиллярных узоров – петли, трирадиусы. Одонтоглифика.

2. Форма организации занятия: практическое.

3. Значение изучения темы.Знания основных понятий помогают формировать у студентов целостное представление о морфологии человека и антропологии, а также поможет студентам в изучении вопросов практической медицины, в частности таких дисциплин, как стоматология, хирургия, травматология, рентгенология, судебная медицина.

4. Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

 

- учебная: знать признаки с непрерывной изменчивостью, типы черепов, типы лица, определение понятия краниометрия и суть этого метода; что такое дерматоглифика и одонтоглифика, элементы папиллярного узора, особенности морфологии зубов; уметь проводить краниометрию, определять типы черепов, типы лица, демонстрировать свои умения на предложенных препаратах и моделях; интерпретировать результаты дерматоглифического и одонтоглифического методов исследования, объяснить термины и понятия по теме; владеть терминами и методиками по теме занятия.

5. План изучения темы:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.