Здавалка
Главная | Обратная связь

Схема ладонной карты.



 

Папиллярные линии — потоки гребнеобразных валиков, разделенных неглубокими бороздками, покрывающие всю поверхность ладони руки, отличающиеся направлением, крутизной и формой узоров и образующие неповторимый рисунок, отражающий анатомическое строение ладони.

На ладонной поверхности руки выделяют папиллярные узоры на следующих участках:

· тенар — расположен у основания большого пальца; папиллярные линии в основном образуют дуговой узор (81%), расположенный по всей площади; иногда наблюдаются узоры петлевого (12%) и завиткового типов (7%). В 40% случаев тенар имеет дуговые полузамкнутые узоры с угловатыми вершинами, являющимися его отличительным признаком от других участков ладони. Ножки петель петлевых узоров тенара направлены в сторону большого пальца. Участок тенара ладони руки иначе называют радиальным;

· гипотенар — расположен против мизинца, у наружного края ладони; на участке расположены потоки дугообразных папиллярных линий. Характерно наличие угловатых петлевых узоров (21,5%), встречающихся на участках тенара, а также дуговых (66%) и завитковых узоров (8,5%). Участок гипотенара ладони иначе называют ульнарным;

· подпальцевый — расположен под основными фалангами пальцев; встречаются папиллярные узоры дугового (61,0—95,5%), петлевого (13,5-37,5%) типов и крайне редко (1—11%) — завиткового типа (приведенные количественные характеристики отражают частоту встречаемости узоров в основаниях разных пальцев (указательного, среднего, безымянного и мизинца);

· основные и средние фаланги пальцев рук - потоки папиллярных линий прямой, дуговой или извилистой формы, пересекающие фалангу в поперечном или диагональном направлении (ульнарной или радиальной формы);

· ногтевые фаланги пальцев рук — наиболее отчетливые потоки папиллярных линий, образующие сложные по строению и разные по типу и виду классифицируемые узоры.

В папиллярном узоре пальца руки, в зависимости от направления и расположения, выделяют два потока папиллярных линий: наружный и внутренний.

    Строение папиллярного узора ногтевой фаланги пальца руки: 1 - верхний поток папиллярных линий наружного рисунка; 2- нижний поток папиллярных линий наружного рисунка; 3 - внутренний поток папиллярных линий с центральным рисунком; 4 - дельта папиллярного узора

Наружный поток делится на два:

верхний — внешний поток папиллярных линий, огибающий сверху внутренний рисунок узора от одного края ногтя до другого;

нижний — внешний поток папиллярных линий, огибающий снизу внутренний рисунок узора от одного края ногтя до другого. Нижний поток иначе называется базисным.

Внутренний поток занимает центральную часть узора и огибается со всех сторон наружным потоком. Внутренний поток характерен для папиллярных узоров петлевого и завиткового типов. Папиллярные узоры дугового типа не имеют внутреннего потока, за редким исключением, касающимся узоров переходного или ложного типа, которые имеют подобие внутреннего рисунка.

В каждом из потоков папиллярные линии имеют определенную форму:

в верхнем наружном потоке — в виде линий дугообразной формы;

в нижнем наружном потоке — в виде линий прямой или извилистой формы, идущих в поперечном направлении, почти параллельно межфаланговой складке;

во внутреннем потоке - в виде линий, образующих узоры петлевого и завиткового типов.

В местах сближения верхнего и нижнего наружного и внутреннего потоков папиллярные линии образуют дельту узора, названную по форме линий, напоминающей треугольник или «дельту» - букву греческого алфавита.

Строение и виды дельт папиллярного узора:

А - строение дельты: 1 - рамочная часть; 2 - верхний рукав; 2а - нижний рукав; 3 - внутренняя сторона дельты;

Б - виды дельт: 1 - дельта с разобщенными рукавами; 2 - дельта с замкнутыми рукавами.

 

Дельты в дактилоскопическом учете подразделяются на наружные, внутренние и смешанные - в зависимости от папиллярных линий того или иного потока, их образовавшего.

Внешние стороны дельты, образованные первыми линиями расходящихся потоков, называются рукавами дельты. Рукав дельты, ведущий вниз, называется нижним, вверх - верхним; расширенная внутренняя часть дельты всегда обращена в сторону центра узора.

На подошвенной части стопы различают три основных участка: пальцы ног, плюсну и предплюсну, состоящую из свода и пятки (в некоторых источниках свод называется мостовой частью). Рельеф кожного покрова подошвы ступней ног, как и кожного покрова ладонной поверхности рук, состоит из следующих элементов.

Флексорные складки:

- в основании большого пальца (отделяют его от плюсны);

- в основании плюсны (отделяют ее от свода);

- в других частях стопы.

Складки-морщины — расположены хаотично по всей поверхности стопы.

 


 

  Строение узора на подошве ступни ноги: I - папиллярные узоры на пальцах ног; II - папиллярные узоры на плюсне: III- папиллярный узор свода; IV- папиллярный узор пяточной части стопы: 1 - 4 - возможные варианты узоров дугового, петлевого и завиткового типов.

Папиллярные линии:

· на плюсневой части стопы — образуют сложные потоки различной формы и крутизны, иногда петлевых и завитковых типов, а также трирадиусы в основании большого пальца, мизинца и средней части плюсны;

· на поверхности свода и пятки — образуют простые потоки волнистой и слабовыраженной дугообразной формы, расположенные в поперечном направлении; в верхней части свода достаточно редко могут встречаться узоры петлевой формы, ножки петель которых имеют почти горизонтальную направленность;

· на поверхности фаланг пальцев ног — образуют сложные папиллярные узоры, различающиеся, как и на фалангах пальцев рук, по типу и виду (в основном это касается большого пальца, папиллярный узор которого отображается в следах; в следах остальных пальцев, как правило, наблюдается узор верхних участков пальцев в виде потоков дуговой формы).

5.3. Самостоятельная работа:Обучающийся согласно карте практических навыков проводит краниометрическое, одонтометрическое и дерматоглифическое исследование, перечень измерений проводится в таблице.

№ п/п Название практических умений
Оценить высоту крыла носа и высоту переносья.
Оценить форму губы и профиль верхней губы.
Провести краниометрию с определением основных остеологических признаков.
Провести антропометрию с определением основных остеологических признаков.
Определить головной указатель.
Определить лицевой угол.
Определить лицевой индекс
Продемонстрировать на препаратах зубов: – медиально-щёчный бугорок (параконус) – дистально-щёчный бугорок (метаконус) – медиально-нёбный бугорок (протоконус) – дистально-нёбный бугорок (гипоконус) – бугорок Карабелли – дополнительный дистальный бугорок – вестибулярная борозда – медиальная борозда – центральная борозда – задняя нёбная борозда – дистальная ямка – медиально-щёчный бугорок (протоконид) – дистально-щёчный бугорок (гипоконид) – дистальный бугорок (гипоконулид) – медиально-язычный бугорок (метаконид) – дистально-язычный бугорок (энтоконид) – медиальный краевой гребень – дистальный краевой гребень
Продемонстрировать элементы рельефа кожного покрова ладонной поверхности руки: - флексорные линии - межфаланговые складки - складки-морщины - папиллярные линии - наружный поток папиллярных линий - внутренний поток папиллярных линий - дельта папиллярного узора
Продемонстрировать элементы рельефа кожного покрова подошвенной части стопы: - флексорные складки - складки-морщины - папиллярные линии

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия:

1. Перечислите признаки с непрерывной изменчивостью.

2. Перечислите признаки с дискретной изменчивостью.

3. Что такое дерматоглифика?

4. Элементы рельефа кожного покрова ладонной поверхности руки.

5. Что такое папиллярные линии?

6. Какие существуют типы волос?

7. Что такое флексорные линии?

8. Что такое межфаланговые складки?

9. Что такое одонтоглифика?

10. В каком возрасте начинается прорезывание молочных зубов?

11. В каком возрасте начинается прорезывание постоянных зубов?

12. От чего зависит форма губ?

13. Где располагаются меланоциты?

14. Что такое эпикантус?

15. Как оцениваются высота крыла носа и высота переносья?

16. Какие факторы фиксируются при описании области рта?

17. Какие параметры измеряют на голове и черепе?

18. Какие группы одонтологических признаков выделяют?

19. Какие структуры располагаются на жевательной поверхности верхних моляров?

20. Какие структуры располагаются на жевательной поверхности нижних моляров?

21. Какие потоки папиллярных линий выделяют в папиллярном узоре пальцев руки?

22. Что такое дельты папиллярных узоров и какими они бывают?

 

- решение ситуационных задач:

Задача № 1.

При исследовании черепа был определен головной указатель, который оказался равен 85.

1. Какому типу черепов соответствует исследуемый череп?

2. Какие типы черепов (по величине головного показателя) Вам известны?

 

Задача № 2.

При проведении антропологических раскопок был найден череп ортогнатического типа.

1. На основании какого показателя был сделан данный вывод?

2. Какие краниометрические точки используются для определения данного показателя?

 

Задача № 3.

При осмотре взрослого человека установлено, что по типу лица он относится к длиннолицым.

1. Какой показатель был определен и чему он равен в данном случае?

2. Как определяется скуловой диаметр?

 

Задача № 4.

При осмотре области рта установлен вертикальный контур губы.

1. Как называется такой вариант строения профиля верхней губы?

2. Какие еще показатели фиксируются при описании области рта?

 

Задача № 5.

В краниометрии возможно определение лицевого индекса без точки на нижней челюсти.

1. Какие показатели для этого необходимы?

2. Какие типы лицевого черепа при этом определяются?

 

Задача № 6.

При изучении кожного рельефа ладони обнаружены папиллярные линии двух потоков: наружного и внутреннего.

1. Как подразделяются папиллярные линии наружного потока?

2. Что такое дельта узора?

 

Задача № 7.

При изучении кожного рельефа стопы обнаружены складки-морщины.

1. Где на стопе располагаются складки-морщины?

2. Какие еще элементы кожного рельефа можно обнаружить на стопе?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Признаки с дискретной изменчивостью», см. методические указания для обучающихся № 14 к внеаудиторной работе).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.