Здавалка
Главная | Обратная связь

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

_______________ И. И. Калина

«____» ______________ 2005 г.

Примерная программа дисциплины

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»

Рекомендовано:

Учебно-методическим советом по журналистике

УМО по классическому университетскому образованию

 

Председатель Учебно-методического совета по журналистике

профессор Я. Н. Засурский

 

 

Москва

Автор:

Рихтер Андрей Георгиевич, кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

 

Рецензенты:

Шкондин Михаил Васильевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;

Прохоров Евгений Павлович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

 

 

Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.

Примерная программа дисциплины «Правовые основы журналистики» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

ЦЕЛЬ КУРСА

 

Цель курса – раскрыть сущность и роль законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, связанные с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов и возникающие в процессе создания и использования материалов средств массовой информации, а также при возникновении, функционировании и закрытии организаций СМИ.

 

ЗАДАЧИ КУРСА

 

В рамках курса предполагается изложить основные нормы и принципы регулирования свободы слова и печати, ознакомить студентов с институтами и судебными делами в сфере информационного права в России и странах Запада. Знание законодательства, механизма его применения в журналистике, его особенностей, процедур, тенденций, прав и обязанностей журналиста значительно облегчает профессиональную деятельность работника СМИ. Знание права предотвращает нарушения законодательства, которые наносят ущерб не только журналисту и редакции, героям статей и репортажей, но и многим читателям и зрителям. Знание основ западного права о СМИ важно для понимания демократических тенденций правового регулирования масс-медиа, ведь разрабатываемые в России законопроекты зачастую лишь переносят на отечественную почву то, что накопили и опробовали страны Запада в предыдущие десятилетия. Знание западного права имеет значение еще и в связи с тем, что в 1996 г. РФ вступила в Совет Европы, а поэтому должна привести свое законодательство в соответствие с рекомендациями и нормами этой международной организации.

 

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

ВЫПУСКНИКОВ

 

Курс по правовому регулированию средств массовой информации рассчитан на студентов факультетов и отделений журналистики, овладевших основами теории журналистики и других фундаментальных дисциплин. Он следует непосредственно за курсами по основам российского права и по международному гуманитарному праву.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

По окончании курса студенты должны хорошо знать источники правовых норм, содержание ключевых положений Конституции, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, законов, имеющих отношение к сфере средств массовой информации. Студенты должны уметь защищать свои профессиональные права и популяризовать нормы правового демократического государства.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

1. Источники законодательства о СМИ

Предмет, структура и задачи курса. Понятие права. Публичное и частное право. Свобода мысли, слова и печати как неотъемлемое право человека. Источники права СМИ: международные договоры, конституция, законы, указы президента и постановления правительства. Запрет цензуры. Конституция РФ (1993 г.) как основополагающий юридический акт прямого действия. Соответствие норм российской Конституции о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1953 г.). Основные элементы свободы массовой информации: свобода искать, получать, хранить и распространять информацию. Злоупотребление свободой массовой информации. Запрет использования СМИ для призывов к насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, для возбуждения национальной, классовой, социальной или религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны. Разграничение полномочий в сфере массовой информации между федеральными и местными органами власти. Законотворчество о СМИ в субъектах Российской Федерации. Механизм разрешения юридических коллизий. Судебная система РФ. Роль Верховного и Конституционного судов в правовом регулировании деятельности СМИ.

Англосаксонское и континентальное право. Конституционное и законодательное закрепление свободы массовой информации в зарубежных странах. Решения высшего судебного органа Совета Европы – Европейского суда по правам человека – по делам о нарушении положений статьи 10 Европейской конвенции: «дело Лингенса» и др.

 

2. Массово-информационное право

Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.). История принятия закона. Инициативный авторский проект Ю. М. Батурина, М. А. Федотова и В. Л. Энтина. Основные понятия, используемые в законе. Учреждение и регистрация СМИ. Понятие учредителя. Редакция, журналист, издатель, распространитель, их взаимные права и обязанности. Договор между учредителем и редакцией. Редакционный устав. Особенности трудовых отношений в редакционных коллективах. Права на имущество редакции. Регистрирующий орган: контроль над деятельностью СМИ и обеспечение информационной безопасности. Порядок прекращения функционирования СМИ. Рассматриваемые в Государственной думе поправки и дополнения к закону РФ «О средствах массовой информации».

Становление информационного законодательства в других странах бывшего СССР. Трудовые отношения в редакциях СМИ за рубежом.

3. Государственная (национальная) политика в области СМИ

Доктрина информационной безопасности России. Дотации, налоговые и прочие льготы. Специализированные СМИ. Комитет по информационной политике Государственной думы Федерального собрания РФ, его состав и функции. Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Министерство по связи и информатизации, их правовой статус и основные функции. Государственные, общественные, частные СМИ. Федеральные законы «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ», «Об экономической поддержке районных (городских) газет». Ограничение концентрации и монополизации СМИ в РФ. Прозрачность отношений собственности. Гарантии независимости редакционной политики от владельцев СМИ. Наблюдательные (попечительские) советы на радио и телевидении. Существующие ограничения учреждения и владения СМИ иностранными физическими и юридическими лицами.

Система льгот для СМИ на Западе. Привилегированный статус общественного телерадиовещания. Закон США о поддержке газет (1970 г.), система соглашений о совместном управлении ежедневных газет. Правовое регулирование концентрации и перекрестной частной собственности на СМИ в странах Запада. Ограничение иностранной собственности на национальные СМИ и регулирование трансграничного телевидения.

 

4. Свобода информации

Доступ к информации: фактические возможности граждан и прессы. Специфика прав и обязанностей журналистов перед обществом. Право и обязанность журналистов на сохранение в тайне конфиденциальных источников информации. Запрос информации. Порядок отказа или отсрочки в предоставлении информации, их обжалования. Проект Федерального закона «О праве на информацию». Гласность суда, исключения из этого принципа. Особенности работы журналистов в законодательных органах власти. Порядок аккредитации и ее лишения в государственных органах, организациях и учреждениях. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности и прочие нарушения прав журналистов; мониторинг нарушений прав прессы и другая деятельность Фонда защиты гласности.

Открытость и общедоступность государственных информационных ресурсов РФ. Собственность на информацию. Сведения, не подлежащие засекречиванию. Государственная и иные охраняемые законом тайны. Порядок отнесения сведений к государственной тайне. Понятия служебной и коммерческой тайны. Профессиональная тайна. Ограничения на деятельность журналистов в ходе вооруженных конфликтов и при чрезвычайном положении.

Свобода доступа к информации на Западе. Ограничения, вызванные защитой национальных интересов. «Бумаги Пентагона» (1971 г.), дело журнала «Прогрессив» (1979 г.). Причины открытости органов государственной власти и местного самоуправления, общедоступности архивов. Открытость информации для граждан и для журналистов. Законы США о свободе информации и об открытости правительства. Правовая защита источников информации. Правила поведения журналистов во время конфликта в Персидском заливе (1991 г.).

5. Различия в регулировании электронных и печатных СМИ

«Мертвые» статьи законодательства о СМИ, имеющие отношение к телерадиовещанию. Виды вещателей. Лицензирование аудиовизуальной деятельности. Содержание лицензии. Конкурсный порядок выдачи лицензий на эфирное телерадиовещание. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию, ее статус и функции. Лицензирование деятельности в области связи. Ограниченный ресурс и новые технологии.

Система регулирования телерадиовещания и сетей связи на Западе. Особенности лицензирования компаний кабельного телевидения.

6. Избирательные кампании и деятельность СМИ

Роль СМИ в проведении предвыборных кампаний. Принцип равных прав доступа к СМИ кандидатов на выборные посты. Основные положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Понятие и виды предвыборной агитации. Условия проведения агитации через СМИ. Порядок предоставления бесплатного и платного времени в программах электронных СМИ. Сроки проведения агитации. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Опубликование итогов голосования. Роль федеральных законов о референдуме, о выборах депутатов Государственной думы и Президента РФ в определении порядка ведения предвыборных кампаний в СМИ. Порядок использования данных социологических опросов. Организация контроля за соблюдением избирательного законодательства. Роль Центральной избирательной комиссии, судов. Ответственность за нарушение права на проведение агитации.

Понятие равных прав кандидатов на Западе. Доступ оппозиции к СМИ. Регулирование политической рекламы.

 

7. Реклама и свобода слова

Закон «О рекламе» (1995 г.) — один из первых законов в сфере СМИ, который был принят в результате лоббистской борьбы. Функции федерального антимонопольного органа в области контроля за соблюдением законодательства о рекламе. Саморегулирование рекламной деятельности. Понятие «рекламы» – «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний» – и ее правовое регулирование. Ненадлежащая реклама: недобросовестная реклама; недостоверная реклама; неэтичная реклама; заведомо ложная реклама. Запрет сравнительной рекламы. Скрытая реклама в понимании закона «О средствах массовой информации» и закона «О рекламе». Ограничения на рекламу алкогольных и табачных изделий, медикаментов и медицинских услуг. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Права потребителей. Степень ответственности СМИ за содержание распространяемых рекламных сообщений. Контрреклама. Защита интересов несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Квоты для социальной рекламы. Рекламные издания и телеканалы. Спонсорство, соотношение понятий «спонсорство» и «реклама». Рассматриваемые в Государственной думе поправки и дополнения в законодательство о рекламе.

Ограничения на распространение рекламных сообщений за рубежом. Допустимость сравнительной рекламы. Положения Европейской конвенции о трансграничном телевидении, регулирующие рекламу, телеторговлю и спонсорство.

 

8. Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции

Ненормативная лексика в СМИ. Законодательство субъектов РФ о защите общественной нравственности. Порядок формирования и деятельности местных комиссий по оценке эротического характера распространяемых в СМИ материалов. Основные положения проекта Федерального закона «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера».

Стандарты морали и распространение сообщений и материалов «непристойного» (indecent) и «неприличного» (obscene) содержания в СМИ США. Художественная ценность как средство защиты порнографии в СМИ. Полный запрет детской порнографии в странах Запада.

 

9. Интернет, новые СМИ и их правовое регулирование

Проблемы правового регулирования в условиях конвергенции – слияния возможностей вещания, телекоммуникаций и информационно-компьютерной технологии. Российский закон «О средствах массовой информации» об «иных средствах массовой информации». Правовой контроль над содержанием публикаций на новых носителях в условиях трансграничного характера сетей: порнография, диффамация, экстремистские материалы и т.п. Регулирование использования рекламы и торговых марок. Проблемы авторского права, связанные с размещением информации на web-страницах и созданием мультимедийных произведений. Юрисдикция национальных судов, юридический статус провайдеров Интернет-услуг. «Принудительное саморегулирование». Авторское право, распространение непристойных и запрещенных материалов и сообщений по компьютерным сетям. Шифрование и вопросы национальной безопасности.

 

10. Защита чести, достоинства и деловой репутации

Распространение порочащих человека сведений. Обязанность журналистов проверять достоверность сообщаемой ими информации. «Зоны риска». Опровержение и ответ. Компенсация морального вреда. Специфика рассмотрения в судах гражданских исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к средствам массовой информации. Клевета, оскорбление. Трактовка понятий «факт и оценка (комментарий)», «сведения и мнение», «ненормативная лексика» и других. Презумпция невиновности и журналистская практика.

Диффамация на Западе. Ограниченные права общественных деятелей в исках о диффамации. Большая защищенность СМИ в случаях исков к ним со стороны общественных деятелей. Общественный интерес. Дело “Компания «Нью-Йорк таймс» против Салливана”. Право на ответ: англосаксонский и континентальный подходы. Опасность эффекта «холодного душа» в делах о защите от диффамации. Специфика законодательства об оскорблении символов и руководителей государства на Западе.

 

 

11. Неприкосновенность частной жизни

Неприкосновенность переписки и жилища. Обстоятельства, позволяющие журналистам использовать скрытую запись согласно российскому закону о СМИ. «Компромат» и принцип общественного интереса.

Защита прав граждан от вмешательства СМИ в их личную жизнь на Западе. Четыре основных вида нарушения права на тайну частной жизни по американскому законодательству. Основные элементы защиты от обвинений в нарушении частной жизни. Отличие «прайваси» от диффамации. «Папарацци».

 

12. Интеллектуальная собственность

Отличия физической собственности от собственности на продукты интеллектуального труда. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.). Авторское право. Оригинальность произведения; содержание и форма. Имущественные (материальные) и неимущественные (нематериальные, моральные) права авторов. Содержание авторского договора: способы использования произведения; срок и территория, на которые передаются права; размер или порядок определения размера авторского вознаграждения; порядок и сроки выплаты вознаграждения. Специфика субъектов авторского права на аудиовизуальное произведение (режиссер-постановщик, сценарист, композитор). Смежные права. Служебные произведения: права работодателя на их использование. Регистрация, срок охраны авторского права. Использование прав. Авторские общества. Контрафактные экземпляры. Преследование «пиратства» и плагиата. Произведения, не охраняемые авторским правом. Допустимость свободного использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: в личных целях, в информационных, критических, полемических, в учебных, научных и других целях. Авторские права на интервью. Новость и авторское право. Программа телепередач и авторское право: решения Высшего арбитражного суда РФ и Европейского суда в Люксембурге. Международные конвенции об авторском праве. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Характерные случаи разрешения споров об авторском праве в России и за рубежом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.