Текущая аттестация качества усвоения знанийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования компетенций магистра в соответствии с видом профессиональной деятельности (см. Технологическую карту).
Промежуточная аттестация качества усвоения знаний: ЭКЗАМЕН, который сдается по окончании освоения дисциплины. На экзамене аттестуются: - знание основных понятий дисциплины; - знание структуры и содержания образовательной среды; - умение соотносить результаты диагностики с необходимостью и возможностью развития образовательного учреждения в образовательной среде. К экзамену магистр должен подготовить характеристику конкретного образовательного учреждения в образовательной среде района города.
Тематический план дисциплины
Основное содержание дисциплины: Лекция 1. Понятие образовательной среды в современном обществе. Используя в дальнейшем прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу. При этом важно иметь в виду, что этот «образец» всегда носит социально обусловленный характер. Как отмечает К.Д.Ушинский: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» (1988, с. 228). Итак, под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий как «семейная среда», «школьная среда» и т.п. Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды. Понятие субъектов и объектов образовательной среды. Субъект как самоисточник активности. Объект как явление внешнего и внутреннего мира человека, значимое для жизни и активности субъекта. Психологические характеристики субъектов образовательной среды: сознание-(образ Я)-личность-(смысл)-деятельность-(образ Мира)-... Их состояние и развитие. Психологическая характеристика объектов образовательной среды. Содержание образования как обобщенные способы взаимодействия человека с внешним и внутренним миром. Метод образования как объект-объектное, субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие в конкретных ситуациях. Предмет труда педагога как нормы и способы регуляции активности образующегося человека. Средства труда педагога в образовательном процессе как коммуникация и организация деятельности ученика. Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 4-31. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Савенков А.А. Виды понимания образовательной среды. – газета «Школьный психолог», № 19-29, 2008 г. // psy.1september.ru/view_article.php… 4. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. «Образовательная среда как пространство культуропорождения»: глава монографии «Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в образовательном процессе».- Минск. – 2010. // carko.narod.ru/tekst/monogr/2…
Лекция 2. Образовательные учреждения в образовательной среде. Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде. Система «учреждений» в образовательной среде – семья, детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования, учреждения саморазвития и самосовершенствования личности. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений – максимально возможные условия для образования максимально развитой личности. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении. Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 169-280. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Лекция 3. Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде. Параметры диагностики образовательной среды – характеристики условий образовательных воздействий в конкретном образовательном учреждении. Модальность образовательной среды – содержательная характеристика направления формирования личности образуемого. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды – варианты количественной оценки условий образовательных воздействий в конкретном образовательном учреждении. Направления и возможности развития образовательной среды. Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 107-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Основные понятия (тезаурус) Образование, образовательная среда, модальность образовательной среды, количественные параметры образовательной среды, структура образовательной среды, субъект и объект образовательной среды, образовательное учреждение, диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|