Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретические разделы курса



 

Лекция 1. Понятие образовательной среды в современном обществе.

Используя прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу.

При этом важно иметь в виду, что этот «образец» всегда носит социально обусловленный характер. Как отмечает К.Д.Ушинский: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» (1988, с. 228).

Итак, под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий как «семейная среда», «школьная среда» и т.п.

Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды.

Понятие субъектов и объектов образовательной среды. Субъект как самоисточник активности. Объект как явление внешнего и внутреннего мира человека, значимое для жизни и активности субъекта.

Психологические характеристики субъектов образовательной среды: сознание-(образ Я)-личность-(смысл)-деятельность-(образ Мира)-... Их состояние и развитие.

Психологическая характеристика объектов образовательной среды. Содержание образования как обобщенные способы взаимодействия человека с внешним и внутренним миром. Метод образования как объект-объектное, субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие в конкретных ситуациях. Предмет труда педагога как нормы и способы регуляции активности образующегося человека. Средства труда педагога в образовательном процессе как коммуникация и организация деятельности ученика.

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 4-31.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Савенков А.А. Виды понимания образовательной среды. – газета «Школьный психолог», № 19-29, 2008 г. // psy.1september.ru/view_article.php…

4. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. «Образовательная среда как пространство культуропорождения»: глава монографии «Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в образовательном процессе».- Минск. – 2010. // carko.narod.ru/tekst/monogr/2…

 

Лекция 2. Образовательные учреждения в образовательной среде.

Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде.

Система «учреждений» в образовательной среде – семья, детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования, учреждения саморазвития и самосовершенствования личности.

Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений.

Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений – максимально возможные условия для образования максимально развитой личности.

Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения.

Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении.

Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении.

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 169-280.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 

Лекция 3. Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде.

Параметры диагностики образовательной среды – характеристики условий образовательных воздействий в конкретном образовательном учреждении.

Модальность образовательной среды – содержательная характеристика направления формирования личности образуемого.

Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды – варианты количественной оценки условий образовательных воздействий в конкретном образовательном учреждении.

Направления и возможности развития образовательной среды.

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 107-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 


 

8. Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий

Семинар 1.

 

Тема 1: Понятие образовательной среды в современном обществе.

 

Вопросы для подготовки:

1. «Образовательная среда» в понимании В.А.Ясвина.

2. Варианты понимания «образовательной среды».

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 4-31.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Савенков А.А. Виды понимания образовательной среды. – газета «Школьный психолог», № 19-29, 2008 г. // psy.1september.ru/view_article.php…

4. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. «Образовательная среда как пространство культуропорождения»: глава монографии «Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в образовательном процессе».- Минск. – 2010. // carko.narod.ru/tekst/monogr/2…

 

Семинар 2.

 

Тема 2: Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды.

 

Вопросы для подготовки:

1. Понятия «объекты» и «субъекты» образовательной среды.

2. Моделирование образовательной среды. Модели образовательной среды в подходе В.А.Ясвина.

3. Недостатки подхода В.А.Ясвина. Дополнения в модели образовательной среды. Акмеологический подход в моделировании образовательной среды.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 31-108.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 

Семинар 3.

 

Тема 3: Образовательные учреждения в образовательной среде.

 

Вопросы для подготовки:

1. Система «учреждений» в образовательной среде.

2. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений.

3. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 169-280.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 

Семинар 4.

 

Тема 4: Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде.

 

Вопросы для подготовки:

1. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения.

2. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении.

3. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 221-280.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 

Семинар 5.

 

Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде.

 

Вопросы для подготовки:

1. Параметры диагностики образовательной среды.

2. Модальность образовательной среды.

3. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 107-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.

 

 

Лабораторные 1, 2, 3.

Тема 2: Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды.

Задания для подготовки:

1. Провести диагностику векторов образовательной среды на примере известных образовательных учреждений.

2. Дать психологическую характеристику образовательной среды.

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

 

Лабораторные 4, 5, 6.

Тема 4: Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде.

Задания для подготовки:

1. Переработать опросник для характеристики параметров образовательной среды средней школы в опросник для характеристики параметров образовательной среды ВУЗа.

2. Провести оценку параметров образовательной среды ОмГПУ и обработать результаты.

3. Дать психологическую характеристику образовательной среды ОмГПУ.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вопросы профессионализма: психология, методология, практика: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Вишнякова, Ф.З.Кабирова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.

 

Лабораторные 7,8.

Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде.

Задания для подготовки:

1. Разработать опросник для характеристики субъектов образовательной среды средней школы.

2. Провести оценку параметров субъектов образовательной среды конкретной средней школы.

3. Дать психологическую характеристику субъектов образовательной среды конкретной средней школы.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

3. Вопросы профессионализма: психология, методология, практика: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Вишнякова, Ф.З.Кабирова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.

 

Лабораторные 9,10.

Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде – ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Задания для подготовки:

1. К занятию: Провести оценку параметров образовательной среды конкретного образовательного учреждения и обработать результаты.

3. Дать психологическую характеристику образовательной среды конкретного образовательного учреждения и его субъектов.

 

Литература:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166.

2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.

 


9. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По дисциплине

«Психология образовательной среды»

1. Теоретические вопросы:

1. «Образовательная среда» в понимании В.А.Ясвина.

2. Варианты понимания «образовательной среды».

3. Понятия «объекты» и «субъекты» образовательной среды.

4. Моделирование образовательной среды. Модели образовательной среды в подходе В.А.Ясвина.

5. Недостатки подхода В.А.Ясвина. Дополнения в модели образовательной среды. Акмеологический подход в моделировании образовательной среды.

6. Система «учреждений» в образовательной среде.

7. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений.

8. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений.

9. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения.

10. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении.

11. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении.

12. Параметры диагностики образовательной среды.

13. Модальность образовательной среды.

14. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды.

 

2. Практические задания:

1. Дать психологическую характеристику образовательной среды конкретного образовательного учреждения и его субъектов.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.