Теоретические разделы курса ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Лекция 1. Понятие образовательной среды в современном обществе. Используя прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу. При этом важно иметь в виду, что этот «образец» всегда носит социально обусловленный характер. Как отмечает К.Д.Ушинский: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» (1988, с. 228). Итак, под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий как «семейная среда», «школьная среда» и т.п. Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды. Понятие субъектов и объектов образовательной среды. Субъект как самоисточник активности. Объект как явление внешнего и внутреннего мира человека, значимое для жизни и активности субъекта. Психологические характеристики субъектов образовательной среды: сознание-(образ Я)-личность-(смысл)-деятельность-(образ Мира)-... Их состояние и развитие. Психологическая характеристика объектов образовательной среды. Содержание образования как обобщенные способы взаимодействия человека с внешним и внутренним миром. Метод образования как объект-объектное, субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие в конкретных ситуациях. Предмет труда педагога как нормы и способы регуляции активности образующегося человека. Средства труда педагога в образовательном процессе как коммуникация и организация деятельности ученика. Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 4-31. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Савенков А.А. Виды понимания образовательной среды. – газета «Школьный психолог», № 19-29, 2008 г. // psy.1september.ru/view_article.php… 4. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. «Образовательная среда как пространство культуропорождения»: глава монографии «Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в образовательном процессе».- Минск. – 2010. // carko.narod.ru/tekst/monogr/2…
Лекция 2. Образовательные учреждения в образовательной среде. Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде. Система «учреждений» в образовательной среде – семья, детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования, учреждения саморазвития и самосовершенствования личности. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений – максимально возможные условия для образования максимально развитой личности. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении. Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 169-280. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Лекция 3. Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде. Параметры диагностики образовательной среды – характеристики условий образовательных воздействий в конкретном образовательном учреждении. Модальность образовательной среды – содержательная характеристика направления формирования личности образуемого. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды – варианты количественной оценки условий образовательных воздействий в конкретном образовательном учреждении. Направления и возможности развития образовательной среды. Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 107-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
8. Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий Семинар 1.
Тема 1: Понятие образовательной среды в современном обществе.
Вопросы для подготовки: 1. «Образовательная среда» в понимании В.А.Ясвина. 2. Варианты понимания «образовательной среды».
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 4-31. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Савенков А.А. Виды понимания образовательной среды. – газета «Школьный психолог», № 19-29, 2008 г. // psy.1september.ru/view_article.php… 4. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. «Образовательная среда как пространство культуропорождения»: глава монографии «Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в образовательном процессе».- Минск. – 2010. // carko.narod.ru/tekst/monogr/2…
Семинар 2.
Тема 2: Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды.
Вопросы для подготовки: 1. Понятия «объекты» и «субъекты» образовательной среды. 2. Моделирование образовательной среды. Модели образовательной среды в подходе В.А.Ясвина. 3. Недостатки подхода В.А.Ясвина. Дополнения в модели образовательной среды. Акмеологический подход в моделировании образовательной среды.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 31-108. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Семинар 3.
Тема 3: Образовательные учреждения в образовательной среде.
Вопросы для подготовки: 1. Система «учреждений» в образовательной среде. 2. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений. 3. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 169-280. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Семинар 4.
Тема 4: Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде.
Вопросы для подготовки: 1. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения. 2. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении. 3. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 221-280. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Семинар 5.
Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде.
Вопросы для подготовки: 1. Параметры диагностики образовательной среды. 2. Модальность образовательной среды. 3. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 107-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: Монография. – СПб: ТЕССА, 2004.Стр. 7-40, 90-110.
Лабораторные 1, 2, 3. Тема 2: Психологические характеристики субъектов и объектов образовательной среды. Задания для подготовки: 1. Провести диагностику векторов образовательной среды на примере известных образовательных учреждений. 2. Дать психологическую характеристику образовательной среды. Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.
Лабораторные 4, 5, 6. Тема 4: Психологические особенности образовательного учреждения в образовательной среде. Задания для подготовки: 1. Переработать опросник для характеристики параметров образовательной среды средней школы в опросник для характеристики параметров образовательной среды ВУЗа. 2. Провести оценку параметров образовательной среды ОмГПУ и обработать результаты. 3. Дать психологическую характеристику образовательной среды ОмГПУ.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вопросы профессионализма: психология, методология, практика: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Вишнякова, Ф.З.Кабирова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
Лабораторные 7,8. Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде. Задания для подготовки: 1. Разработать опросник для характеристики субъектов образовательной среды средней школы. 2. Провести оценку параметров субъектов образовательной среды конкретной средней школы. 3. Дать психологическую характеристику субъектов образовательной среды конкретной средней школы.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40. 3. Вопросы профессионализма: психология, методология, практика: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Вишнякова, Ф.З.Кабирова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
Лабораторные 9,10. Тема 5: Диагностика и развитие образовательного учреждения в образовательной среде – ПРОДОЛЖЕНИЕ. Задания для подготовки: 1. К занятию: Провести оценку параметров образовательной среды конкретного образовательного учреждения и обработать результаты. 3. Дать психологическую характеристику образовательной среды конкретного образовательного учреждения и его субъектов.
Литература: 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. Стр. 114-166. 2. Вишняков И.А. Введение в психолого-педагогическую деятельность для педагогов-психологов: Учебное пособие. - Омск, 2007. Стр. 4-40.
9. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.). ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ По дисциплине «Психология образовательной среды» 1. Теоретические вопросы: 1. «Образовательная среда» в понимании В.А.Ясвина. 2. Варианты понимания «образовательной среды». 3. Понятия «объекты» и «субъекты» образовательной среды. 4. Моделирование образовательной среды. Модели образовательной среды в подходе В.А.Ясвина. 5. Недостатки подхода В.А.Ясвина. Дополнения в модели образовательной среды. Акмеологический подход в моделировании образовательной среды. 6. Система «учреждений» в образовательной среде. 7. Функции и задачи (реальные и номинальные) образовательных учреждений. 8. Соотношение «учреждений» и реально действующих субъектов образования в образовательной среде. Акмеологический подход в проектировании образовательных учреждений. 9. Цель, средства и условия деятельности образовательного учреждения. 10. Развиваемые функции и явления образуемых в образовательном учреждении. 11. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении. 12. Параметры диагностики образовательной среды. 13. Модальность образовательной среды. 14. Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды.
2. Практические задания: 1. Дать психологическую характеристику образовательной среды конкретного образовательного учреждения и его субъектов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|