Схематично строение атмосферы выглядит следующим образом
Древние люди вряд ли руководствовались «физической» и «технической» классификациями, если вообще эта схема подходит для воссоздания картины “Космоса” древних. Но всё же, согласно третьей «физиологической» классификации, биосфера заканчивается на отметке около 15 тыс. метров от уровня поверхности Земли, а зона возможной физиологии человека ещё меньше того — около 5 тыс. метров. Без технических средств подняться выше последней отметки в древности было невозможно, а значит всё, что выше этой отметки можно назвать неисследованным для того периода развития. Выше этой отметки люди могли видеть лишь звёздное небо и, поэтому граница между сферой из обитания и “Космосом” проходила на уровне около 5 тыс. км. Астрономические наблюдения древних людей, на основе которых вполне могло формироваться их мировоззрение, ставшее потом частью религиозных мировоззрений[107] — представляли собой наблюдения закономерностей отражения звёздных циклов на жизни людей и из сообществ. Но никак не обратные процессы (воздействие людей на звёздную алгоритмику). Иными словами, древние наблюдали лишь закономерности давления среды, которую они назвали “Космос” (Вселенная) на жизнь людей, однако, освоив в определённый момент некоторые важнейшие из этих закономерностей, люди включили их в состав своих религиозных систем как регулярные магические культы, посвящённые космическим циклам. В то же время, освоив в определённой мhре звёздные закономерности, люди смешали опыт таких наблюдений с наблюдениями за изменениями в пределах земных сфер, в первую очередь в пределах биосферы — и всё это в совокупности вошло в основу будущих религиозных систем, создав иллюзию возможности воздействия на Космос. Конечно, астрономические факторы нужно учитывать в естественной религиозности людей, изучая их как часть Божией Мhры. Но возможность влияния людей на такого рода Космос — заблуждения, существующие до сих пор[108]. Предел магического влияния людей (ограниченный Промыслом) на сферы Земли заканчивает где-то в пределах атмосферы[109].
Ясно, что воздействия на перечисленные выше сферы (прежде всего на те, которые входят в биосферу) возможно как на материальном уровне, так и на духовном. И том и в другом случаях мhра воздействия на земные сферы через “Космос” (что любят на Востоке) либо непосредственно через материальное вмешательство (что практикуется на Западе и не эффективно без развитой технократии) определяется людьми согласно их мировоззрению и нравственности, которые издревле формировались под воздействием основных религиозных систем. Другими словами, важны не столько избранные средства взаимодействия с “Космосом”, а важны в первую очередь намhрения людей во исполнение которых они эти средства выбирают. Но в то же время с определённого момента развития любого запущенного из социальной среды процесса средства, выбираемые людьми становятся соответствующими выбранным намhрениям. В наше время уже многие люди стали замечать, что средства воздействия на биосферу Земли, выбранные к настоящему времени могут уже в недалёком будущем вызвать глобальную экологическую катастрофу — как естественную реакцию биосферы и Космоса на технократическую деятельность людей. Однако при этом люди не хотят замечать, что их деятельность в сфере технократии — прямое следствие духовных намhрениий — копирование духовной культуры в образ жизни людей на Земле. Значит и духовная культура также порочна и опасна, как и вещественная. И поэтому изменять нужно обе культуры одновременно, если общество не хочет “дожить” до очередной глобальной катастрофы цивилизации. Но главное: мы теперь уже знаем, что основы порочной западной религиозности в её главнейшей для соблюдения всеобщей безопасности части (доктрины «справедливости») скопированы с ведического Востока. И хотя бы на этой основе можно было бы сделать вывод, что духовные основы всех без исключения крупнейших религиозных систем — как Запада, так и Востока — опасны и порочны. Если же обратные связи Свыше через “экологический” Язык Жизни для большинства населения не указ (недолюдки предпочитают наращивать “комфорт” потребления ценой своей же безопасности) — то необходимы решительные меры со стороны немногих понимающих людей на уровне глобального законодательства с одновременным переходом к изучению вопросов сравнительного богословия. В последние несколько столетий люди активно создавали и доводили до угодного их психическому состоянию (недолюдков разнообразных нечеловечных типов строя психики) «совершенства» техносферу — плод создания самих людей. На определённой стадии развития техносферы (самое позднее в середине XX века) последняя стала заменять естественно данную Свыше людям природную среду обитания (биосферу), но главное — стала оказывать решающее влияние на жизнь людей, диктуя им свою алгоритмику жизни. Люди стали невольниками произведённой ими же техники и технологий: цивилизация вошла в стадию технократического диктата над волей и психикой людей, а последние, стараясь создать себе всё больше “благ” и “удобств”, продолжают бездумно наращивать потенциал технократического диктата, загоняя себя всё дальше в тупик зависимости от технократического монстра. Приведённый актуальный аспект в отношении “ласкового” но коварного диктата технократии можно использовать в качестве примера (с которым вряд ли кто-нибудь будет спорить: всё достаточно наглядно), показывающего на практике, как совокупные интеллектуальные усилия людей с определённого момента развития общества становятся определяющими жизнь миллионов, закабаляя последних от рождения и до смерти на обслуживание всего того, что было создано их предками в материальном мире на Земле. Но подобная картина предстаёт и в отношении ноосферы, представляющей собой совокупную мыследеятельность (в которой есть место всему, что касается техносферы: последняя — неотъемлемая часть духовной культуры людей) всех предшествующих поколений в духовном мире Земли. Только духовное коллективное создание нельзя пощупать также как материальное. Разница лишь в том, что техносфера лишила людей Свободы сравнительно недавно, а ноосфера лишила людей Свободы достаточно давно. И та и другая сферы мешают людям приводить свою жизнь к осознаваемому диалогу с Богом: первая (ноосфера) принимается людьми за Иерархически высшее управление; а вторая (техносфера) — отнимает всё больше и больше интеллектуальных усилий и свободного времени на её обслуживание, становясь аналогом предметов поклонения первобытного фетишизма. Понятие ноосферы появилось сравнительно недавно следующим образом. Оно было введено французским математиком и философом Эдуаром Леруа в 1927 году. Сам он подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и одновременно[110] католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945 гг.). С именем Вернадского и связано в первую очередь появление ноосферного учения. В этом научном ноосферном учении человек предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики[111]. Ноосфера этим учением характеризуется как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Введя понятие «ноосфера», пользуясь весьма смутными ощущениями чего-то весьма важного, стоящего за этим понятием — Вернадский сам не мог точно понятийно определить границы этого понятия. Но время введения понятия «ноосфера» (1923 год) пришлось как раз на середину периода изменения соотношения эталонных частот биологического и социального времени (период около 1914 — 1940 гг.). Именно в этот период «усиливающийся во времени» фактор человеческого творчества создал мощную техносферу, которая сама стала средой обитания многих биологических видов и человека в первую очередь, всё больше вытесняя естественную среду обитания. Кроме этого понятие «ноосфера» изначально имело смысл единства «природы» и «культуры» — что недостижимо при антигармоничном вмешательстве техносферы в естественную гармонию природы. Поэтому Вернадский и путался в понятии «ноосфера», говоря о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней: в «действительности наших дней» (уже во времена Вернадского) гармонии не было (не говоря уж о современности), а в «реальности будущего» Вернадский ощущал единственный выход для продолжения жизни человечества — который и состоял в приведении его культуры к гармонии «природы». Лишь в этом случае (и ни в каком другом) можно говорить о «превращении биосферы в ноосферу»: конечно биосфера (литосфера, гидросфера и атмосфера) ни во что не превращается, а под понятием «ноосфера» учёные (в первую очередь Вернадский) подразумевали такую культуру человечества, благодаря которой наш общий дом (биосфера)[112] будет гармонировать с «природой» (Космосом, Вселенной). «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека»[113]. Рассмотрим понятие ноосферы дифференцированно, как в общем-то и пытался это делать В.И.Вернадский в своих многочисленных трудах, разделяя такие «новые» (по отношению к не “антропогенизированой” «природе»[114]) явления как «мысль человека»и «труд, преобразующий лик планеты»[115]. · Труд людей, в результате которого изменяется биосфера Земли (литосфера, гидросфера и атмосфера) можно наглядно увидеть в материальном (лучше — вещественном) мире. Ещё раз следует напомнить, что все три “составляющие” биосферы с каждым годом всё больше и больше антигармонируют с природой, или, иными словами — приводятся деятельностью людей в непригодное для существования биоценозов состояние: верхняя часть Земли загаживается веществами, несовместимыми с жизнью биоценозов; такая же картина и в отношении водных запасов земли; и не намного лучше обстоят дела с воздушным пространством. Если посмотреть на плоды труда людей, преобразующих лик планеты, то почти всё это в настоящее время можно связать с понятием техносфера, что во времена В.И.Вернадского было ещё затруднительно: когда он жил процент технической энергии (приведённой к электроэнергетике) для производства продуктов труда человека был ещё не столь высок как в наше время (сейчас он свыше 90%, а во времена В.И.Вернадского был гораздо менее 50%, в основном использовалась энергия биогенная: физический труд людей, животных, природных стихий). Если несколько расширить понятие труд людей в материальном мире, то всё это укладывается в понятие материальная (вещественная)культура человечества — что в наше время всё более и более обретает лик техносферы (вещественные произведения труда, зафиксированная на материальных носителях информация и технологии, технические поля, которые можно измерить приборами). · Мысль человека, которую можно назвать «духовный, интеллектуальный труд, плод работы сознания и бессознательных уровней психики». Мыследеятельность как правило предшествует вещественным воплощениям, вошедшим в понятие техносфера или вещественная культура. Но мысли людей не входят в понятие вещественная культура, а поскольку для последней в настоящее время уже имеется своё понятие (техносфера) — поэтому В.И.Вернадский, живя в культуре материалистического атеизма, ощущал объективность духовной культуры, которая в недалёком будущем будет решающим фактором сохранения (либо даже частичного восстановления) «единства природы и культуры» (под последним в наше время в контексте того, что имели в виду учёные-материалисты надо понимать техносферу). Но вот самое главное, что определяет в первую очередь направленность мыслей людей (духовную культуру) это — мировоззрение и нравственность людей, которые складываются под влиянием тех или иных религиозных или идеологических систем. А последние, как мы уже знаем, все без исключения таковы, что уводят мысли людей от праведного понимания основ гармонии Вселенной. Не случайно понятием «ноосфера» первым заинтересовался католический “философ”… Как мы уже знаем[116], духовная культура это коллективное бессознательное и коллективное сознание — вся осознанная и неосознаваемая мыследеятельность людей цивилизации, записанная на невещественных естественно организованных материальных носителях информации (полевых структурах — эгрегорах) — всё духовное наследие людей[117]. Поскольку в наше время вещественная культура с каждым годом всё больше укладывается в понятие «техносфера», которая всё больше и больше перестаёт отвечать первоначальному условию единства «природы» и «культуры», как главным изначальным понятийным и качественным признакам ноосферы — понятие ноосферы больше всего соответствует понятию духовной культуры, но при условии её устремления в недалёком будущем к гармонии Вселенной (Космоса), чего так желал В.И.Вернадский. И лишь в этом случае техносфера, как материализация духовности людей в вещественной культуре, сможет начать преображаться в «единство с природой».Короче говоря, введя такого рода понятие «ноосферы», В.И.Вернадский дал понять людям: если вы не приведёте свои мысли и дела в соответствие с гармонией «природы» (надо понимать: с Божиим Промыслом) — никакой “ноосферы” (в изначальных понятийных границах — биосферы будущего: места земного пребывания людей) в недалёком будущем у вас не будет, Земля вас отвергнет. В.И.Вернадский, согласно его учению предвидел «ноосферу» в двух хронологически разделённых и качественно различных аспектах: 1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека; 2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека[118].
Эту мысль В.И.Вернадский конкретизирует в последней прижизненной публикации «Несколько слов о ноосфере», 1944 г. (выделения жирным автора; сноски — наши):
«Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости[119]. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества[120] как единого целого». Развивая эту основополагающую мысль о Справедливости, В.И Вернадский указал своим последователям, на несамодостаточность материалистической науки в определении главного источника влияния людей на «геологические»[121] процессы — главной движущей силой которых является мысль (там же, выделения жирным автора; сноски — наши):
«Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету. Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии[122]. Как же может она изменять материальные процессы?[123] Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько я знаю, американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог[124]. Как правильно сказал некогда Гете (1749-1832) - не только великий поэт, но и великий ученый, - в науке мы можем знать только, как[125] произошло что-нибудь, а не почему и для чего[126]».
После чего В.И.Вернадский прямо указывает на ведущую роль коллективного бессознательного в деле преображения «биосферы в ноосферу» — подчёркивая таким образом определяющую составляющую самой «ноосферы»[127] (там же):
«Лик планеты - биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды».
В своей более ранней работе «О логике естествознания» (1936 год) В.И.Вернадский прямо называет ноосферу — человеческим разумом, понятийно отделяя биосферу от ноосферы[128]. Ноосфера, таким образом, находится в пределах биосферы[129], поскольку эгрегоры представляют собой полевые структуры, образованные биополями разумных существ, населяющих биосферу. Так что выпускать в Космос людскую неправедность, которая нарушает гармонию — никто не собирается. Другое дело, если какой-либо индивидуальный, но скорее всего коллективный разум людей-Человеков, будет представлять собой передовые достижения «космического» прогресса в смысле творческого развития праведной гармонии Вселенной (Космоса) зародившейся в ходе исторического процесса в земных сферах — тогда действительно возможно то, что во многих религиозных системах называется «влиянием магии людей на Космос»: Космос примет плоды праведного творчества и последние станут уже не только земным, а — космическим достижением. Но до возможности зарождения некоего устойчивого идеала подобного рода соборности обществу, только пытающемуся избавиться от животно-звериного “детства”, ещё много и долго нравственно расти. Исходящие из ноосферы управленческие установки порождают обратные связи, отражающиеся на процессах, проходящих в биосфере и других сферах, находящихся ниже атмосферы. Для того, чтобы Язык Жизни был более доступным даже не совсем внимательным и к Жизни людям, тем, которые не ощущают Жизнь вследствие деградации (по разным причинам) данного Свыше «шестого чувства» (все виды интуиции) — Бог в Его Промысле позволил людям ограниченную магию воздействия на природные явления, касающиеся в основном области локализации биосферы и ниже её. Это воздействие организовано двояко: · если мыследеятельность и устремления людей направлены на поддержание гармонии Вселенной (основа чего — праведность) в земных сферах, то эти сферы в некоторой мhре (заданной Свыше) подчиняются магии людей; а космические и земные магические силы гармонируют с настройками биополей таких людей и целых коллективов — чем обеспечивается обратная связь на психику людей; · если мыследеятельность людей нарушает гармонию Вселенной, то “стихии” биосферы и некоторых других сфер «не слушаются» людской магии и даже наоборот, “вредят” людям; а имитацию “гармонии” по обратным связям могут осуществлять корпоративные эгрегоры. Согласно разумению такого рода организованных Свыше прямых и обратных связей на “социум” — люди должны делать соответствующие выводы от том, что объективно хорошо, а что объективно плохо по отношению к поддержанию гармонии Вселенной, а значит и праведности с позиции Бога[130]. Какие-то выводы люди, конечно, делают, но подавляющее большинство обратных связей пропускается мимо их внимания. Так на Востоке, до наступления туда технократии (техносферы) в XX веке, люди как-то пытались “ловить” описанные обратные связи на их магические действия “из Космоса” (как они считали), касающиеся гармонии Вселенной — что само по себе хорошо, и даже вошло в древние мифы и легенды. Однако со временем (задолго до наступления технократии) интуитивные ощущения от такого рода обратных связей, а также и некоторые ограниченные наблюдения соответствия магии следующим после её производства явлениям — были догматизированы религиозными системами, канонизированы и “омертвлены” устоявшейся алгоритмикой основных религиозных эгрегоров. После этого, когда эгрегоры набрали достаточную мощь, люди стали гоняться уже не за интуитивными естественными ощущениями — а за эгрегориальной поддержкой искусственных духовных монстров созданной их же мыслями, игнорируя естественную реакцию биосферы (проявляющуюся в приятных ощущениях и реальных позитивных явлениях либо в неприятностях разного рода[131]) в “пользу” эгрегориальной комфортности психики, что является имитацией связи с Космосом и самоуспокоением. Западже вообще интуитивно беден, а от обратных связей на деятельность людей он отгородился обширной техносферой (вдобавок к порочной ноосфере), создающей материальный и психологический “комфорт”. Запад молится на техносферу, игнорируя всё больше ухудшающиеся “взаимоотношения” с биосферой[132] — обратные связи Свыше на деятельность западных людей. Но и Запад и Восток едины в одном: усугубляющимся с каждым столетием отступничеством от стремления к Справедливому образу жизни на Земле в социальной сфере— как главной и определяющей стихийно-социальную магию части биосферы и её связи с Космосом. Самые позитивные и гармоничные обратные связи Свыше (из Космоса, Вселенной) могли бы быть лишь в том случае, если бы люди как Запада, так и Востока, в своей мыследеятельности стремились к всесторонней Справедливости между собой, согласовывая её алгоритмику с Богом. Однако, Восток легко “подлёг” под западную технократию в XX веке, взявшись её безудержно по-западному поддерживать и развивать себе же на погибель: эгрегоры восточных религиозных систем сравнительно легко адаптировались к изменившимся условиям созданного на Западе давления техносферы. Принцип, заложенный в Промысле следующий: если вы, люди, не хотите жить друг с другом по Справедливости (что является основополагающим критерием взаимодействия социума с “Космосом”), которая в своей полноте возможна лишь при постоянной поддержки связи с Богом через Язык Жизни (во всех его многогранных проявлениях) — то вы недостойны Земли и последняя (как часть Вселенной, Космоса) в определённый момент отвергнет паразитов и всех, кто их поддерживает[133], как отвергает здоровый организм внедрившийся в него вирус. * * * Вернёмся к магии тантрического буддизма. Достаточно специфические магические средства «воздействия на Вселенную» (в реальности — эгрегориальной магии, охватывающей людей, включённых в эгрегор и явления, связанные с возможностями эгрегориальной магии), которые общеприняты в тантризме следующие:
1. Сила особых средств магии — заклинаний (мантр), которых в Ваджраяне более 2500, жестов (мудр) и символов (мандал). Мантра (санскрит манас — ум; трайяти — освобождать) — повторяемая без перерыва короткая ритуально-магическая фраза, сила которой, как считается, достигает самых отдалённых границ Вселенной. О локализации такого рода “космической” магии мы только что подробно рассуждали в отступлении «Сфера людской магии». Однако, даже в самом смысловыражающем названии — мантра — уже можно найти ответ на вопрос о локализации магических возможностей мантр. Буквально с санскрита мантраэто — безумие (освобождение ума). А для людского безумия (в том числе и безволия) всегда находится соответствующее коллективное бессознательное (эгрегор). В связи с этим следует вспомнить библейские каноны, которые также как и восточные, учат искать мудрость в эгрегориальном безумии[134] (проще: бездумно отдавать свою душу на службу могучему эгрегору религии[135] в процессе жизни на Земле):
«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сём, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1‑е послание Коринфянам апостола Павла, гл. 3:18, 19).
Мантра это фраза, являющаяся “паролем доступа” к соответствующему фрагменту эгрегора (который путают либо с богом, либо с Космосом…), который «отвечает» повторяющему заклинание в случае, если такой индивид прекращает в процессе повторения заклинания всю свою мыследеятельность, входя в эгрегориальный экстаз[136]. В то же время, эгрегор настроен усилиями мыследеятельности предыдущих поколений (и поддерживается эгрегориальными “менеджерами” настоящего поколения) на «ответ» не только в сфере психологического комфорта обращающегося с мантрой индивида, но и на ограниченную возможностями эгрегора биосферную магию (в смыслах, рассмотренных нами в отступлении «Сфера людской магии»). Последнее более всего принимается за связь с Космосом. В Ваджраяне многие магические культы завязаны на «энергию мужской и женской символики». Мы уже неоднократно обращались к теме взаимодействия эгрегоров людей в ходе полового акта: самый доступный и распространённый способ вхождения в «экстаз», из которого сотворили чуть ли не главный религиозный магический культ. «Экстаз» полового акта известен подавляющему большинству людей: в процессе оргазма (и близкого к нему состояния) большинство недочеловеков[137] совсем теряют разум, не владея своей психикой, но зато пребывают в «самом приятном» психическом комфорте — в чём-то «близком к божественному, либо космическому слиянию…» (как многие оценивают это состояние). Видимо «по образу и подобию» полового «экстаза» (только растянутого во времени)[138] устроены многие магические культы буддизма, что более всего имеет близость в культовой системе тантрического и тибетского буддизмов. Возможно, что образная составляющая полового акта (имитация состояний полового «экстаза»: опыт практической безмерной образности) была не только обожествлена буддистами, но и перенесена из сферы физического контакта между мужчиной и женщиной в сферу духовно-психологических практик, в ходе которых вследствие этого стало возможным не только достижение экстаза без физиологического контакта, но и расширение временных границ его продолжения[139] — всё это с помощью мантр, мудр, мандаллы и пр. Так в подтверждение этому можно привести одну из наиболее известных мантр, которая звучит следующим образом: «Ом Мани падме хум», чаще других употребляемая буддистами Тибета. «Мани падме» значит «бриллиант в лотосе»[140], а «ом» и «хум» это — “волшебные слова” всех индийских религий, выражают власть над сверхъестественными силами. По научной версии этой мантры: «мани» и «падме» выступают в качестве мужского и женского начал,а смысл упомянутой мантры заключается в словесной имитации магико-сексуальных действий, которые должны резко увеличить энергетический потенциал верующего и приблизить его к обретению сверхъестественных возможностей. Иными словами суть процесса, вызываемого магией вышеупомянутой мантры можно назвать — духовным онанизмом. И это будет достаточно точное название для большинства восточных трансово-экстатических эгрегориальных культов, поскольку они не приносят не только общественной пользы, но и не плодотворны для будущего (являясь культурным элементом духовно-эгрегориального самоудовлетворения) — также как и любая разновидность мужского или женского онанизма. Мудра (санскрит — соединение, сочетание) — внешне похожа на символический набор особых движений, главным образом рук. Мудра объединяет в себе несколько компонентов: позу, дыхание, концентрацию внимания и собственно движение — всё это выражает «жажду личности соединиться со сверхъестественными силами Космоса». Считается, что мудра направлена на “запуск” внутри личности сверхъестественных свойств, недоступных обычному человеку в обычном состоянии. Мы уже неоднократно говорили о стадиях предшествующих вхождению в эгрегориальный транс, связанными с изменением «обычной» физиологии людей (служит необходимым дополнением к повторяющимся мантрам): здесь именно этот случай. Подробнее вопрос психотехник мы рассмотрим следующих разделах. Мандала — круг медитации. Это круглая или многоугольная диаграмма, являющаяся неким универсальным «символом Вселенной». Символика — неотъемлемая часть практически любой религиозной системы, другое дело, что развита символика у всех по-разному. Символ, также как и заклинание представляет собой “пароль доступа” в соответствующий фрагмент эгрегора религиозной системы. В отличие от словесного заклинания (которое представляет собой речевой код — “меру доступа”), символ представляет собой “схему доступа, алгоритмически размеренную соответствующим образом” и поэтому символ может нести гораздо большую смысловую нагрузку, нежели заклинание[141]. Кроме того древние люди добросовестно старались “ловить” космическую гармонию, изучая и ощущая природные и астрономические явления. Поэтому некоторая часть космических «гармоник» могла ещё в древности попасть в дошедшую до нас религиозную символику. Но употребление этой религиозной символики люди организовали под нужды эгрегориальной «медитации» (сделав её “символом доступа” к эгрегору), после чего символика продолжала нести на себе некую объективную гармоничную нагрузку (что так привлекает верующих), но её смыслы были ограничены самими же людьми до уровня эгрегориальной магии, поскольку всякая символика — обладает свойством многоуровневости и взаимовложенности[142] смысловой нагрузки. Если бы это было не так, то символика помогала бы людям выходить за пределы эгрегориальной неправедности, двигаясь к Справедливости[143], но этого не происходит в практике Жизни. Геометрическая схема, которая лежит в основе мандалы[144] — круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь также вписан в круг — трактуется как «форма осознания пространства человеком, построение универсальной модели Вселенной». Способов изображения мандал множество, для каждого культа может быть своё изображение. Но Вселенная то одна, следовательно изображения мандал представляют собой всего лишь оригинальные “схемы доступа” к соответствующим культовым фрагментам эгрегора. Поэтому считается, что созерцание мандал (концентрация внимания: вхождение в “образ схемы” — соответствующий фрагменту отзывающегося на “образ” эгрегора) и концентрация на исходящих от неё силах[145] позволяет «почувствовать присутствие божества, потому что мандала как раз призвана играть роль того места[146], на которое боги[147] спускаются с небес для совершения какого-нибудь чудодейственного акта».
2. Эзотерические культовые действия, как «средство воздействия на Вселенную», представляют собой совокупность магических действий ограниченного контингента их участников, объединённых ритуальной практикой этих действий. Примером одного из распространённых ритуалов эзотерического (предназначенного для узкого круга людей) спектра Ваджраяны является магический культ, в ритуальной части которого употребляется алкоголь, рыба, мясо, зерно и половой акт. Этот ритуал «пяти М» (поскольку все названия его составляющих на санскрите начинаются со звука «М») был заимствован Ваджраяной их первоначального индийского тантризма[148]. Вышеописанный ритуал, завершающийся половым актом, хорош своей наглядностью, “благодаря” которой можно увидеть реальный предел возможностей тантрической магии (как разновидности буддийской магии, буддистских психотехник). Но, в отличие от европейцев, люди ведического Востока (особенно индусы и буддисты) умеют настолько красиво и протяжённо во времени обставить «животные» экстатические наклонности людей, превращённых в Европе в простые «удовольствия сомнительного характера» — что в глазах европейцев они превращаются в нечто эзотерически “запредельное”[149].
Для грубого пояснения того, что скрыто под «красотой и протяжённостью» подобного рода примитивных (для буддизма вообще) психотехник, приведём достаточно известный пример из “жизни” россиянских алкоголиков. Сначала напомним, что во второй части пятой книги курса («Религиозная система древней и современной Индии») психотехники мы сравнили последние с «подсадкой людей самих себя на духовную иглу»[150]. Наш пример будет не из “жизни” наркоманов (хотя можно было бы привести и такие аналогии), а и “жизни” алкоголиков. В среде последних большинство нигде не трудится, интересы (если таковые имеются) весьма ограничены и “крутятся” вокруг ежедневной выпивки… но не просто выпивки. Свободного времени у алкоголиков — хоть отбавляй — а средств для времяпрепровождения в удовольствиях почти не имеется. Помимо проблем времяпровождения и средств у алкоголиков имеется ещё проблема «не сломаться в течении дня», пребывая при этом весь день — с раннего утра до вечера — в состоянии опьянения, близком к среднему. С этой целью алкоголики собираются во дворах в небольшие коллективы и употребляют спиртосодержащие жидкости в режиме «не упасть до вечера», причём в таких дворовых командах выделяется свой “гуру”, следящий за «состоянием» всех “друзей”, и регулирующий дозы для каждого персонально. Этим достигается не только экономия средств[151], но и протяжённость удовольствия, которое у алкоголиков по психическому состоянию близко к состоянию длительного «экстаза», кульминацию которого (потерю сознания) они позволяют себе перед самым сном, после чего падают и забываются до раннего утра.
Примерно в похожем алгоритме происходят эзотерические культы тантризма. Они, как многие индусские танцы, начинаются с магической подготовки, которая предназначена для постепенной (этапной) настройки психики и биополей участников на алгоритмику ритуала, которой соответствует фрагмент эгрегориальной алгоритмики. Причём эта подготовка как правило красиво обставлена и продолжительна. По мере достижения психического и биополевого состояния близкого к вхождению в транс — начинается последний этап вхождения в трансовое состояние. В том случае, если в ритуале участвуют новички, либо просто «обыватели», которые желают побыстрее приобщиться к “нирване” —обязательно обнажаются разные практические способности людей, принимающих участие в магическом ритуале. Ваджраяна, хоть и предназначена для людей с подготовленной психикой (поскольку её культы предназначены для «опасного» “быстрого” «просветления»[152]), но тантрическое «просветление» в ней представляется гораздо более доступным не потому, что её культы “тоньше” и «совершеннее» культов Тхеравады (например), наоборот: тантрические культы — сплошь имитация того, что достигают монахи Тхеравады, но психические ощущения похожие, и название транса одинаковое «просветление»[153]. Поскольку круг людей, принимающих участие в тантрических культах, обладают разными психико-практическими способностями — достичь монашеским способом «просветления» большинство из них не могут[154]. Но в Ваджраяне, также как и в Махаяне путь «просветления» (либо хотя бы обретение близких к нему ощущений) “канонически” рекомендован всем и большинство к этому стремятся. Для того, чтобы уравнять всех, участвующих в “корпоративном” (эзотерическом) магическом культе его участников — им гарантируют ощущение «просветления» в процессе культовой кульминации. Роль надёжного и самого простого средства такого рода гарантии для людей с «животным» типом психики, но с окультуренными амбициями выполняет заключительное действо культа — шикарно обставленный половой акт, который заканчивается сексуальным «экстазом»: все довольны, боготворят друг друга и организаторов. Индийский тантризм, от которого берёт начало тантризм Ваджраяны, мы рассматривали в пятой книге курса. Там же мы определили, что после полового акта (доставляющего удовлетворение не только «экстазом», но и его культовой предподготовкой) в психике участников к тому же остаётся ощущение “божественности” происходящего вследствие бессознательного взаимного проникновения биополей и взаимообмена эгрегориальной информацией мужчины и женщины в ходе полового акта. Последнее закрепляет за культом ещё большую притягательность, втягивающую своей «познавательной» составляющей — которая в буддизма и индуизме называется «расширением сознания»[155]. Но все желающие побыстрее достичь просветления (в том числе и европейцы) даже не задумываются, что естественный предопределённый Свыше взаимный обмен биополями (и соответствующими фрагментами в первую очередь родовых эгрегоров, а затем и тех, в которые вложены родовые эгрегоры по их расширяющейся взаимной вложенности) целенаправленно предназначен для особо ответственного дела — для полноценного зачатия человека. Культовое употребление главного животного инстинкта не по назначению свидетельствует о «животной» основе психики участвующих в культе, поскольку «основной инстинкт» остаётся одной из главных основ религиозной культуры — подобно тому, как у животных он доминирует в их поведении в “брачные” периоды. Но люди, обставив «основной инстинкт» культурными наслоениями, создали на его основе «зомбирующий» психику ритуал, после участия в котором люди становятся «зомби» религиозной системы — безумно следуют традициям культуры. Устойчивые традиции культуры подобного рода ещё больше препятствуют избавлению людей от «животного» гнёта инстинктивных программ, поскольку традиции учат этому с детства. Сильный эротический элемент являющийся достаточно примитивным, но общедоступным психотехническим имитатором стадий подготовки и вхождения в «транс» — считается «чисто восточным достижением, не имеющим ничего общего с сексуальными излишествами, так известными западному обществу второй половины XX века». Но, как мы уже говорили, суть явления не меняется от его культурной оболочки и принятой субъективной символики: просто на Востоке многие вещи, которые даже на Западе считаются пороками — названы благовидными именами. Верующие тантризма, выполняя ритуалы, весьма напоминающие древние западные оргии, считают, что они «познают исконную связь вещей, ибо половые отношения, как никакие другие, позволяют выйти за границы индивидуального эгоистического «Я», ощутить единство с Другим»[156].
3. Наставническое руководство гуру — третья специфическая особенность, считающаяся необходимой для «воздействия на Вселенную» в Ваджраяне. Обязательность наставнического сопровождения особа важна в Ваджраяне, поскольку её культовая практика обещает последователям «особо быстрое, как молния “ваджра”, которая испускалась Индрой, спасение», а без опытного наставника самопроизвольные психотехники могут привести к печальным результатам. Самым плохим из которых считается критерий невозможности свихнувшегося адепта «посвятить себя делу веры». Иными словами, гуру следят за тем, чтобы психика верующих проходила все стадии принятых психотехник последовательно — что обеспечивает с большой степенью вероятности ожидаемый результат.
Сторонников Ваджраяны около 3% от верующих буддистов. Однако этой школой не пренебрегают и многие другие «более строгие» сторонники буддизма, одно из которых — ламаизм. Поскольку ламаизм основан на ритуалах Ваджраяны, мы продолжим в следующем разделе рассмотрение вопросов, связанных с буддийской Ваджраяной. Многие тантрические культы с их примитивизмом и очевидной имитацией состояния «просветления» хороши для понимания сути других направлений буддизма более «строгих» и «духовно возвышенных» над культами очевидных половых отношений. Тибетский буддизм Напомним, что в конце I тысячелетия н.э. буддизм был почти вытеснен с территории Индии, а окончательно оттуда исчез в начале II тысячелетия под натиском мусульман. В самой Индии буддизм выдержал длительную конкуренцию типологически близких к буддизму учений и школ. В ходе этой конкурентной борьбы индуизм претерпел существенные изменения, заимствовав из буддизма “творческое” развитие “философии” буддизма и основных психотехник. Индуизм победил в Индии вследствие его поддержки сословности, в то время как буддизм стал «религией для народа» — особенно Махаяна. Тибетский буддизм — ламаизм (от слова «лама» — монах; высочайший)[157] — термин общепринятый для обозначения разновидности буддизма, организовавшегося в первую очередь в Тибете[158] в конце VII — начале VIII вв. н.э. Ламаизм представляет собой синтез Махаяны, Ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований местного населения пригималайского региона. К началу распространения буддизма Тибет был молодым, но сильным государством, доставлявшим много беспокойства своим соседям, прежде всего, китайской империи Тан (618-907 гг.), некоторые пограничные территории которой в VII-IX веках постоянно переходили из рук в руки. Предшественником буддизма в Тибете была местная религия бон (бон-по) с её преимущественно анимистическим культом божеств, духов и сил природы. Складывавшаяся на этой первичной основе новая модификация буддизма—ламаизм — впитала в себя немало от этого первоисточника. Это, в частности, хорошо видно при знакомстве с ламаистским пантеоном и различными культами, часть которых восходит к примитивным шаманским верованиям древних тибетцев и монголов. Ламаизм в Тибете был инициирован проповедниками из Индии, тем же образом, что и во многих других регионах распространения буддизма[159], и окончательно складывался в период VII — XV вв. В начале II тысячелетия н.э. в Тибет устремились многочисленные остатки монахов из преследуемых мусульманами буддистов Индии, принося с собой «драгоценные» рукописи писаний — чем укрепили “кадровую базу” учителей-гуру Тибета. В общем и целом ничего особо необычного (по отношению к другим разновидностям буддизма) тибетский буддизм не представляет. Привлекательность тибетского ламаизма в его преимущественно высокогорной локализации, монастырской иерархии и социальной организации, которые позволили сохранить большую часть обрядно-ритуальной стороны до наших дней. Именно поэтому многие поклонники буддизма обращаются за религиозным опытом в Тибет, уже давно ставший предметом мистического интереса и мифических историй. Ламаизм, впитал в себя почти все важнейшие направления Махаяны и Ваджраяны: йогические практики, медитацию, тантризм, наставничество гуру, магию (мантры, мудры, мандалу) эзотерические направления, культы бодхисаттв, шакти, пантеон. Мы уже знаем, что распространения буддизма сопровождалось трудностями, связанными с частыми столкновениями религиозных “интересов” местных культов многобожия и буддийского учения. С VII в. ареалом распространения буддизма Ваджраяны стал Тибет. Преодолевая сопротивление племенных “элит”, “жрецов” и шаманов местных культов, буддизм трансформировался, приспосабливаясь и испытывая влияние местных религиозных систем. Именно поэтому буддизм Тибета оброс разнообразными пантеонами, в среде которых доминировал ваджраянский Адибудда и его несколько воплощений — «покровителей Вселенной» — с многочисленным свитами[160] и обязательными спутницами шакти. Будда Гаутама осмысливался как будда современной космической эпохи, Будда Майтрея — как будущий будда-мессия. Поразительно: будучи изначально сугубо атеистическим религиозным ответвлением индуизма (Будда Гаутама, по свидетельству буддийской традиции, отвечал «благородным молчанием» на все вопросы о природе мира и его происхождении»)[161], буддизм исторически оброс культами божеств и пантеонами. Однако весь этот внешний ритуализм был всего лишь данью пониманию толпы, требующей «воплощений», за которыми скрывалась главная мистика буддийских ритуалов[162]. Со временем, поскольку «просветлённых» магов становилось всё больше, стали обожествляться «выдающиеся» духовные лидеры. Так в Тибете был обожествлён первый «великий проповедник» буддизма маг Падмасамбхава (гуру Римпоче, VIII в.)[163]. В это же время сложилась достаточно изощрённая и сложная символика и иконография тибетского буддизма — неотъемлемая часть всех атеистических религиозных систем, в которых распространена эзотерическая магия. Распространилось почитание бодхисаттв (магов и мудрецов буддизма), личных охранителей (идамов — низших категорий божеств, часто представляющих собой богов местных пантеонов, включённых в систему буддийской магической “надстройки”), наставников гуру (прежде всего первооснователей школ и монастырей). На низовом (часто местном) уровне почитались духи местности, предки, тотемы, воплощения животворящей силы и прочие «пережитки» добуддийских религиозных культов. Буддизм наступал на Тибет магическими приёмами: первый «великий маг и проповедник» буддизма Падмасамбхава сознательно поддерживал синтез местных культов и буддийской религии, сделав этот синтез методикой постепенного вписания местных культов в “философскую” систему буддизма. Побеждая более развитой буддийской магией (и психотехниками) местных «жрецов-шаманов» и “обращая” в буддизм местные божества пантеона, Падмасамбхава и его ученики добились к XI веку упрочения позиций буддизма в Тибете. Прибыв в Тибет, Падмасамбхава приступил к проповеди буддизма и демонстрации тибетцам своих магических способностей. По-видимому, чудеса, даруемые тантрической йогой, произвели на тибетцев огромное впечатление. Возможно также, что тантрический буддизм Падмасамбхавы чем-то (по крайней мере, внешне) показался тибетцам похожим на привычный для них шаманизм. Как сообщает «Житие»[164], «Падмасамбхава посрамил бонских жрецов и колдунов, превзойдя их магическое искусство, и подчинил демонов и злых духов Тибета, обратив их в буддизм и сделав дхармапалами – божествами, защищающими Дхарму. Даже покинул Тибет Падмасамбхава не обычным способом: обретя волшебное иллюзорное тело, он взошел на небо по арке из радуги, сидя верхом на коне». На начальных стадиях становления буддизма в Тибете “жречество”-маги возникавших по мере распространения буддизма святилищ-«монастырей» не соблюдало обета безбрачия, родственно сращиваясь с местной аристократией, чем превращалась в наследственное землевладельческое сословие. Последнее открывало возможности укрепления буддизма и его монастырской инфраструктуры на уровне местных властей. Первую тибетскую школу буддизма принято называть «красношапочной» — общее название направлений тибетского буддизма, наиболее влиятельным из которых долго оставалась школа ньингамапа, основанная Падмасамбхавой и распространившаяся даже за пределы Тибета — особенно в Непал и Сикким[165]. Другая красношапочная школа, карджупа (карьюпа), проникла в Бутан и Сикким. В Центральном Тибете сильна была красношапочная школа сакьяпа. В XIV веке одна из старых тибетских школ кадампа стала ареной реформаторской деятельности, приведшей к новым, более строгим порядкам тибетского буддизма. Реформаторство связано с именем Цзонхавы (1357 — 1419 гг.)[166], в результате деятельности которого возникла «жёлтошапочная» община гелугпа, которая вскоре стала ведущей в стране. Её глава считался «воплощением Авалокитешвары» (главный из бодхисаттв) и назывался Далай-ламой (монгольское: «океан [мудрости]»), получивший этот титул от монгольских правителей Тибета в 1578 году. Лама на тибетском «высший», поэтому иначе Далай-ламу можно перевести как «высший монах» — олицетворение «высшей, безбрежной мудрости». «Жёлтошапочный» ламаизм, в котором в частности принят обет безбрачия лам — более строгий и ортодоксальный вариант тибетского буддизма-ламаизма, который распространился к северу от Тибета и до сих пор там преобладает, а также в Монголии, Бурятии, Калмыкии. Основы теории ламаизма были заложены Цзонхавой, который в ряде своих трудов обосновал собственные реформы и синтезировал теоретическое наследие своих предшественников[167]. Впоследствии все буддийские тексты были собраны ламаистами в 108-томное собрание Ганджур, включающее тибетские переводы важнейших сутр и трактатов Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны, многочисленных рассказов, диалогов, извлечений, имевших отношение к Будде, а также сочинений по астрологии, медицине и т. п. Комментарием к “каноническим” текстам Ганджура является ещё более обширное собрание - Данджур, состоящее из 225 томов, в которое вошли также и самостоятельные сочинения, включая рассказы, поэмы, заклинания и др. Кроме Ганджура и Данджуравсе ламаисты высоко чтут и изучают произведения Цзонхавы и более поздних отцов ламаистской церкви, в том числе и далай-лам. Известный нам ламаизм с точки зрения доктрины являет собой наследие и синтез всего идейно-теоретического багажа буддизма за более чем двухтысячелетнюю его историю. Но доктрина буддизма была интерпретирована ламаизмом. Ламаизм, следуя наметившейся уже в Махаяне тенденции, отодвинул на задний план нирвану как высшую цель спасения, заместив её богато разработанной “космологией”, в пределах которой оказалось достаточно места для всех: для верующих и неверующих, мирян и монахов, людей и животных, для святых, богов, будд и бодхисатв. Гигантская космологическая система в ламаизме строго упорядочена. Вершина её — будда буддАдибудда, владыка всех миров, творец всего сущего[168], своеобразный ламаистский эквивалент индийского Брахмана или даосского Дао. Главный его атрибут — Великая Пустота (шуньята). Именно эта пустота, которая есть духовная сущность, духовное тело будды, пронизывает собой всё, так что всё живое, каждый человек несёт в себе частицу будды и именно в силу этого обладает потенцией для достижения спасения. В зависимости от количества и состояния эта частица может быть в большей или меньшей степени подавлена материей. В соответствии со степенью этой подавленности и осознания необходимости усилить частицу будды, равно как и принимаемых для этого практических действий[169], люди делятся на несколько разрядов, высший из которых, пятый, приближает их к состоянию бодхисатвы. Это считается доступно лишь немногим. Для большинства главное — добиться удачного перерождения или возродиться в западном рае (сукхавади) будды Амитабы. “Космогония” и теория «строгого» буддизма ламаизма, пришедшего после “либерального” красношапочного буддизма (основанного на примитивных тантрических культах) преследовала в первую очередь цель теоретического обоснования “объективности” духовной иерархии в среде людей: от мирян до воплощений Будд. А уже затем в соответствии с этой иерархией люди допускались к разного рода психотехникам (чем выше — тем сложнее и «могущественнее») по принципу «каждому — своё» с обоснованием статуса «количеством подавленности материей частицы будды», или, иными словами — в зависимости от духовного статуса (а последний определяется, как мы уже знаем, соответствием психики верующего эгрегориальной алгоритмике доминирующего в религиозной системе эгрегора: в нашем случае — “Адибудды”). Всё это свидетельствует о том, что тибетский буддизм-ламаизм оказался ближе других разновидностей буддизма к идеалу масонско-троцкистского мирового порядка, опробованного в СССР первой половины XX века — поэтому к нему и обратились иерархи первого советского государства. Доктрина рая и ада в ламаизме исходит от буддизма Махаяны[170], хотя не исключено, что в ламаизме она кое в чём обогащена за счёт заимствований из ислама[171], о чём свидетельствуют некоторые детали. Но существенно, что для ламаизма (как и для других направлений буддизма и индуизма) ад и рай — лишь временное местонахождение, не исключающее индивида из колеса перерождений, из мира кармической сансары. Ламаизм учит: с истощением дурной или хорошей кармы рано или поздно следует очередное рождение, причем это касается почти всех, даже обитающих на небесах божеств. Лишь немногим уготована нирвана[172]. Что же делать людям в такой ситуации, согласно ламаизму? Главное, учит ламаизм — это «возродиться человеком», а еще важнее — родиться в стране ламаизма, где «твой добрый друг и учитель лама поведет тебя по пути спасения»[173]. Иными словами, роль наставничества в Тибете доведена до крайней обязательности, причём качество наставничества также не формально: каждый гуру должен соответствовать своему статусу, пройда свой путь психотехнических практик. Ламаизм учит, что наставление ламы поможет избавиться от страданий, от привязанности ко всему мирскому и тем улучшить свою карму, подготовить себя к благоприятному перерождению и избавиться от ужасов перерождения неблагоприятного: отныне и в дальнейшем движение по пути мудрости (праджня)[174] с её основными методами-средствами (парамитами)[175] и преодоление авидьи (незнания)[176] могут тебе помочь. Главное, таким образом — это осознать, преодолеть авидью (для чего и важно возродиться человеком и заполучить в наставники ламу), ибо именно авидья лежит в основе круга перерождений из двенадцати звеньев-нидан, которые обычно в своей графическо-символической форме хорошо известны каждому ламаисту.
Центром политической, религиозной и ритуальной жизни в районах распространения буддизма стал монастырь с иерархически организованным ламством: ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощения будд, бодхисаттв, видных деятелей буддизма — «живых богов». Большинство лам трудилось на землях монастыря, и лишь верхушка жила исполнением обрядов в храме и в домах прихожан — календарно-производственных, возрастного цикла, лечебно-магических. Именно религиозный обряд стал основной целью тибетского буддизма[177], который, согласно учению — предоставлял возможность вырваться из череды перерождений. Тибетский буддизм до настоящего времени считается среди его приверженцев (особенно западных) самым загадочным и привлекательным. Таковым он стал вследствие наглядной иерархической монастырской организации религиозной инфраструктуры, которой сопутствует весьма необычная магическая мистика (таинства), исходящая от тибетских лам, а также поддержки государственности Тибета. Кроме этого тибетский буддизм смог сохранить свою первозданную привлекательность вследствие преимущественно высокогорной изоляции[178] его многочисленных религиозных центров от влияния технократического наступления на региональные цивилизации буддийского Востока. Для приверженцев, попадающих со стороны под магию сравнительно «чистого» (в смысле: не подвергшегося влиянию технократии и локализованного в районах, выведенных за пределы доступа сильных полей техносферы)[179] древнего буддизма — последний (с помощью лам, конечно) оказывает весьма сильное магическое воздействие на психику, не подготовленную к нетехносферной магии и психотехникам. Тибетский буддизм складывался так, что первостепенным для закрепления ламаизма в Центральной Азии имела принадлежность “ламаизируемого” местного племени (или его части) к конкретному хозяйственно-культурному типу, что было обусловлено прежде всего ландшафтом зоны обитания (как правило — высотой над уровнем моря) — что определяло соседство и интенсивность контактов с носителями других религиозных систем. Так, чем выше по склонам обитало племя, тем значительнее в его хозяйстве был удельный вес отгонного скотоводства, а значит, тем более была его религиозная автономия — что и обеспечивало влияние ламаизма. В итоге тибетский ламаизм смог монополизировать духовную жизнь племён высокогорья и кочевников засушливых степей, глубоко внедрившись в их социальную структуру. В борьбе с племенными верованиями бон в первую очередь и первоначально успеха добились «красношапочные» школы, “органично” вписывающие в буддизм местные культы. Именно приспособленческая особенность ритуалов школы ньингмапа к местным традициям[180] обеспечили её ведущую роль в гималайском регионе. «Красношапочный» буддизм до конца не исчез после реформации (XIV век) в борьбе с ламаизмом. Он отступил территориально и функционально: первоначальные тибетские монастыри существуют на периферии ламаистского мира, на южных склонах Гималаев. В виде же архаичных пластов «народного буддизма» (как называют в этом регионе буддизм «красношапочных» школ), его элементы сохранились в регионах буддийско-индуистских «святилищ» (например, храмовый комплекс Муктинатх), испытывающих сильное влияние со стороны индусского тантризма. Успешное развитие и закрепление буддизма (позднее — ламаизма) в Тибете и его “жёлтошапочная” реформа в XV — XVII вв. на многие века вперёд сделали этот регион духовной и организационной “метрополией”[181]по отношению к соседним странам и регионам, сосредоточением буддийских монастырей — основателей и центров различных течений буддизма.Столица Тибета — Лхаса — была до 1959 года резиденцией Далай-ламы[182], мировым духовным и культовым центром строгого самого иерархически организованного буддизма — ламаизма. В середине XX столетия[183] многовековое “благополучие” самой крутой и удалённой от влияний техносферы буддийской иерархии пошатнулось: её приверженцам, поддерживающим духовный и организационный режим в Тибете, пришлось перебраться в другое место. В результате «народного восстания» в Тибетском районе КНР (на национально-религиозной почве тибетцы предприняли “освободительное” движение против «коммунистического» правительства Китая) Далай-лама был вынужден бежать. Вместе с ним бежали и более ста тысяч тибетцев (из примерно миллиона поддерживающих)[184] в Непал, Бутан и Индию, где и проживает сейчас глава ламаистов. Конечно на этом история тибетского буддизма не заканчивается. Ламаизм существует в тибетском Непале, Бутане, Монголии и некоторых высокогорных районах Гималаев[185]. Однако тибетский буддизм с центром в Лхасе был до 1959 года больше, чем религия: он был «эталоном» восточного иерархически выстроенного порядка, который с помощью центральной власти Далай-ламы управлял религиозной и социальной “жизнью” большого спектра стран и регионов. Но по “странному” стечению обстоятельств он пал, начашись как “национально-освободительное” движения тибетцев[186] (несмотря на огромные магические возможности ламской иерархии) именно в тот момент, когда на Западе зародилось учение Л.Р. Хаббарда — Дианетика (1950 год), которое, как утверждают сторонники этого учения, «основано на буддизме». Как можно предположить, к середине XX века потенциал влияния тибетского буддизма (как особо «серьёзного» вида буддизма) на общество себя исчерпал, поскольку этот вид буддийской магии дееспособен лишь в условиях малого техносферного влияния[187]. Однако потребность в его опыте не только осталась (вдобавок к сохраняющемуся до сих пор трепетному почитанию всего, связанного с тибетским буддизмом), но оказалась в центре внимания тех, кто желал перенести опыт работы с психикой людей на общество в изменившихся условиях давления среды[188]. Рассмотрим подробнее религиозную организацию тибетского буддизма. Воздействие последнего на общество базируется не только на доминировании буддийской магии и психотехник в сфере духовной культуры (в эгрегориальной иерархии всех неправедных религиозных систем), но и на социальной роли ламской иерархии, которая сумела сохранить и пронести через века свою исключительную привлекательность в основном “благодаря” высокогорной локализации — что со стороны кажется «эталоном» высшей буддийской (а то и мировой) религиозности. В высокогорных селениях ламы не просто монахи (если они вообще обитают в монастырях и соблюдают аскезу) — они “жрецы” храма «общинников», организующие церемонии календарно-производственного цикла. То есть, ламы участвуют в организации не только религиозной, но и повседневной жизни людей своего “прихода”. Кроме этого ламы могут быть семейными “жрецами”-гуру, посредниками между верующими и принятым божеством пантеона, учителями, ремесленниками, танцорами, музыкантами, прорицателями. Религиозный обряд остаётся в центре внимания и почитается как основная цель тибетского буддизма. Для верующих был в некоторой мере открыт путь к восхождению по религиозной иерархии: ученик, послушник, монах, настоятель, воплощения Будды, бодхисаттва… — «живой бог»[189]. Однако, ещё со времён «красношапочного» ламаизма (когда разрешались браки лам) — сложилось и закрепилось сословие наследственного “жречества”, которое было тесно связано с феодальной аристократией. Поэтому подняться выше определённой ступени храмовой иерархии даже из «простых монахов» (не говоря уже об учениках) было невозможно и ламство передавалось по наследству, вм⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|