Здавалка
Главная | Обратная связь

Термины и определения



 

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 19011, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. система менеджмента качества: Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

3.2. элементы системы менеджмента качества: Составные части системы, требования к которым установлены в пунктах ГОСТ Р ИСО 9001, не разделенных на подпункты с цифровым обозначением.

Примечание - Данное определение приводится только для целей сертификации систем менеджмента качества.

3.3. заказчик: Организация, обратившаяся в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации системы менеджмента качества.

3.4. аудит [проверка][81]: Систематический независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

 

 

Примечания

1. Внутренние аудиты, называемые аудитами первой стороны, проводит для внутренних целей сама организация или от ее имени другая организация. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, аудит должен проводиться специалистами (людьми, не несущими ответственность за проверяемую деятельность).

2. Внешние аудиты включают аудиты, называемые аудитами второй стороны и аудитами третьей стороны.

Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности предприятия, например, потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации. Эти организации проводят сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например, требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001.

3. Аудит систем менеджмента качества и экологического менеджмента, проводимый одновременно, называют комплексным аудитом.

4. Если аудит проверяемой организации проводят одновременно несколько организаций, такой аудит называют совместным.

3.5. проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту.

3.6. программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

Примечание - Программа аудита включает всю деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудитов.

3.7. план аудита: Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

3.8. критерии аудита: Совокупность политики, процедур или требований.

Примечание - Критерии аудита используют для сопоставления с ними свидетельств аудита, приведенных в ГОСТ Р ИСО 19011.

3.9. свидетельства аудита: Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.

Примечание - Свидетельства аудита могут быть качественными или количественными в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 19011.

3.10. выводы [наблюдения] аудита: Результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита.

Примечание - Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможности улучшения по ГОСТ Р ИСО 19011.

3.11. область аудита: Содержание и границы аудита.

Примечание - Область аудита обычно включает местонахождение, организационную структуру, виды деятельности и процессов, а также охватываемый период времени в соответствии с ГОСТ Р ИСО 19011.

3.12. эксперт [аудитор] по сертификации систем менеджмента качества: Эксперт, получивший в Регистре Системы сертификации персонала Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии сертификат на право проведения аудита систем менеджмента качества.

3.13. комиссия: Один или несколько экспертов, проводящих аудит, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости.

Примечания

1. Одного из экспертов назначают председателем комиссии.

2. Председатель комиссии должен иметь опыт участия не менее чем в трех полных (не менее 15 дней) аудитах в качестве эксперта по сертификации систем менеджмента качества и обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в процессе аудита.

3. В комиссию допускается включать стажеров.

3.14. технический эксперт: Лицо, обладающее специальными знаниями или опытом работы с объектом, подвергаемым аудиту.

Примечания

1. Специальные знания или опыт включают знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемой аудиту, а также знание языка или культуры страны, в которой проводится аудит.

2. Технический эксперт не имеет полномочий эксперта в комиссии в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 19011.

3.15. держатель сертификата: Организация, на чье имя выдан сертификат соответствия.

3.16. компетентность: Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

3.17. соответствие: Выполнение требования.

Примечание - Установленным требованием по ГОСТ Р ИСО 9001 считают любую норму, введенную модальным глаголом "должен".

3.18. несоответствие: Невыполнение требования.

3.19. значительное несоответствие (категория 1): Несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции.

Примечание - К значительным несоответствиям может быть отнесено отсутствие элемента или совокупности элементов системы и/или отсутствие их результативного функционирования.

3.20. малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к невыполнению требований потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) системы менеджмента качества.

3.21. уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.

3.22. область применения системы менеджмента качества: Совокупность видов продукции (услуг) и процессов их жизненного цикла, охватываемых системой менеджмента качества.

3.23. область сертификации: Область применения системы менеджмента качества, заявляемая заказчиком и подтверждаемая органом по сертификации с учетом допустимых исключений согласно 1.2 ГОСТ Р ИСО 9001.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.