Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



Упражнениедля губ и челюстей. От-крыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и не-подвижны. Зубы открыты на ширину полу-тора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это поло-жение некоторое время. Закрыть рот. Повто-рить упражнение.

Упражнениедля языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась "чашечка" («ков шик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними губами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повто-рять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загну-тым кончиком языка с включением голоса


водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то мед-ленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ши-рину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следу-ющие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель уп-ражнения не достигается; губы и зубы сбли-жены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения го-лоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как и в упражнении «болтушка»,
сделать язык «чашечкой». Губы округлить.
Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овал-ьную форму.

Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет на-ходиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л.

4) Произнесение длительного звука л.
Сделать язык «чашечкой» и поднять

его к альвеолам, как в предыдущем упражне-нии. Включить голос. Язык должен быть не-подвижен. Слышится длительный звук л.Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль


ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Примечание. Нужно избегать сле-дующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воз-


духа проходит в нос, и вместо звука л слы-шится звук н; это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКАЛ В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

В этих упражнениях звукл произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, произносится гласный звук.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: л—а, л—о, л—у, лы.

ла—ло —лу—лы лы — лу — ло — ла ло—лу —ла—лы ла — лы — лу — ло лу— ла — лы— ло лы — ла — ло — лу

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. Слова с ударением на слоге.

Образец: зо-л—а, лод-ка, бу-лыж-ник.

ла

Лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш.

ло

Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, по-ломка.

лу

Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица.


лы

Лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник.

2. Без ударения на слоге.

Образец: Бе-ла, го-лос, го-луб-цы.

ла

Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

лу

Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать.

лы

Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спе-лый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

3. Слова со стечением согласных.
Образец: класе, елушатъ.

бла, гла, зла, кла

Благодарить, глаза, гладкий, божгла, злак, Клава, класс, кладовая.

Пла, ела, фла, шла

Пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, пла-ток, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, фла-кон, шла, вышла.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.