Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ



Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются со многими предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода.

Очень рано дети начинают наблюдать деятельность людей. Труд окружающих взрослых привлекает внимание ребенка и оказывает на него воспитательное воздействие. Интересуясь действиями взрослых, дети в игре стараются им подражать. Так зарождается, пока еще в чисто эмоциональном плане, положительное отношение к труду.

Очень рано ребенок соприкасается с миром природы. Дети с удовольствием играют с песком, водой, камешками, во время прогулок видят солнце, дождь, снег. Наблюдают дети и домашних животных.

Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирования его речи, воспитания чувств.

Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Но, как уже говорилось выше, предоставленные самим себе дети могут и не приобрести необходимых для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога прежде всего выражается в отборе воспитательно ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений. Круг их в самом общем виде намечен в «Программе воспитания в детском саду».

Направляющее влияние педагога сказывается и в том, что сведения преподносятся детям планомерно, в известной последовательности, с постепенным их расширением, углублением. Так, например, при ознакомлении с какой-либо птицей дети сначала получают о ней самое общее представление: летает, клюёт зерна, пьет воду. В последующем их внимание обращают на части тела птицы: голову, клюв, крылья, лапки, на окраску перьев птицы; если есть возможность, они слушают пение птиц, наблюдают их полет на воле. В дошкольные годы к самым общим сведениям прибавятся другие: как птицы выводят птенцов, о пользе птиц, о перелетных птицах и др.

Очень важно, какими способами дети получают сведения об окружающем. В раннем детстве мышление детей еще очень конкретно, поэтому первое знакомство с предметами и явлениями должно по возможности происходить в естественной обстановке. Конечно, игрушечная собака или курица тоже дает ребенку какое-то общее представление об этих животных, но наиболее отчетливые, соответствующие действительности представления сложатся тогда, когда малыш увидит настоящее животное, его движения, послушает, как оно кричит, посмотрит, как оно ест, и др.

Маленьким детям можно показать разнообразные явления, прежде всего то, что происходит в групповой комнате, в детском саду, на участке. Дети второго года жизни, даже полутора лет, не могут еще совершать дальних прогулок за пределы детского сада, да и внимание их в новой, непривычной обстановке легко рассеивается. В групповой комнате можно познакомить детей с обстановкой, показать, как моют посуду, стирают и гладят кукольную одежду. Дети из старших групп могут при малышах мастерить или чинить игрушки (тележку, санки, столик). На участке малыши наблюдают, как взрослые и старшие дети делают грядки, поливают цветы, кормят животных и др.

Много интересного воспитатель может показать детям из окна комнаты: улицу, движение транспорта или же лужайку, участок детского сада.

Многое можно увидеть и во время прогулок. Успешно в детских садах проходят наблюдения за певчими птицами, голубями, воробьями, рыбками, домашними животными – собакой, кошкой, кроликом и др. Детей очень привлекают животные, но иногда они их пугаются, особенно если животное энергично двигается, издает громкие звуки. Поэтому важно выбрать более спокойное животное (например, лучше показать взрослую собаку, чем щенка, поместить ее за какую-нибудь загородку на участке и вести наблюдения, расположив детей на достаточном от нее расстоянии). Показывать животных следует детям старше полутора лет. Некоторых малышей во время занятия приходится брать на руки, тогда они чувствуют себя спокойно и с интересом наблюдают.

Но как ни важны наблюдения в жизненной обстановке, их одних часто бывает недостаточно. Живые объекты дети наблюдают на расстоянии, большей частью лишь зрительно, не имея возможности близко соприкасаться с ними и действовать. Поэтому дети получают о них правильные представления, но общие, нерасчлененные.

Картинки, игрушки являются очень важным дополнением к наблюдению натуральных объектов, помогают лучше разобраться в увиденном. Например, у игрушечной собаки можно безбоязненно потрогать и мордочку, и уши, и лапы. Поезд быстро мелькает перед глазами ребенка, а на картинке можно все разглядеть: и вагоны, и людей в них.

Самые живые, отчетливые представления складываются у ребенка тогда, когда он может действовать с теми предметами, с которыми его знакомят, и проявить свою активность во время наблюдений. Так, наблюдая поливку растений на участке, дети могут в ней принять участие (носить в маленьких ведерках воду, поливать из игрушечных леек); во время стирки кукольной одежды — полоскать и вешать ее на веревку; сыпать корм птицам и т.п. Активные действия детей не всегда возможны во время наблюдений, поэтому надо дать им возможность в последующей игре деятельно пережить полученные впечатления: вскоре после наблюдений дать соответствующие игрушки.

На втором году жизни, особенно после полутора лет, у детей интенсивно развивается понимание речи окружающих и умение говорить. Для формирования правильных представлений большое значение имеет слово взрослого, которое обозначает и объясняет ребенку то, что было им воспринято наглядно. Как показало исследование Н.С. Карпинской, уже на втором году жизни дети живо отзываются и на художественное слово. Стихи, потешки, рассказы усиливают впечатление от наблюдений. Очень важно также, чтобы дети сами высказывались — называли то, что видят, отвечали на вопросы.

Чтобы представления детей были отчетливыми и полученные ими сведения прочно удерживались, нужно многократно их закреплять. Занятия необходимо повторять в том же виде, как они были даны первоначально, или несколько видоизменять их форму. Повторение с элементом новизны поддерживает интерес детей к одним и тем же явлениям. Так, например, знакомя малышей с кошкой, воспитатель сначала дает им возможность наблюдать за нею дважды. Через некоторое время им показывают картину «Кошка с котятами», позже читают потешку «Киска, киска». Затем проводится подвижная игра «Кошка и котята», которую повторяют несколько раз. В заключение детям показывают кукольную инсценировку «Кошка в гости к нам пришла».

Знакомясь с трамваем, дети вначале наблюдали его во время прогулок (трамвай едет, звенит, останавливается, люди входят, выходят, едут). Затем они играли с заводной игрушкой. На заключительных занятиях по теме им была показана картина «Дети едут в трамвае» и проведена подвижная игра с имитационными звуками.

Повторные занятия проводятся не подряд, что поддерживает интерес детей и лучше закрепляет получаемые ими представления.

Ниже даны примерные образцы проведения некоторых занятий с разным содержанием[1]. Эти примеры дают представление, как целесообразно строить занятия по ознакомлению детей с окружающим. Содержание занятий зависит и от местных условий. Воспитатель сам должен из ближайшего окружения отобрать материал, доступный детям. Если поблизости можно увидеть лошадь, то малышам издали показывают ее. Если возможности увидеть живую лошадь нет, воспитатель старается показать другое домашнее животное.

Ниже даются примерные занятия по ознакомлению детей с явлениями, распространенными почти повсеместно и доступными для наблюдений. Остальные занятия воспитатель разрабатывает сам, руководствуясь указаниями программы и местным окружением.

Целевые показы организуются преимущественно с •детьми в возрасте после полутора лет.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.