Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация аудита движения основных средств



2.1.Аудит аналитического и синтетического учета основных средствПри проведении аудиторской проверки учета основных средств прежде всегонеобходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваиваетсяинвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется винвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутсякарточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационныхотчислений и наличие всех справочных данных.Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутсяинвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарныекарточки.Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах ихразмещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторыдолжны также установить правильность ведения инвентарного списка основныхсредств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учетазаписям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данныхбухгалтерского учета.При использовании ПЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестисьмагнитотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократитьтрудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такаякартотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.Основными источниками информации об основных средствах служат первичныедокумента: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные навнутренне перемещение и др.Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной иливыборочной.Важным моментом в организации аналитического учета является качественное исвоевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как былапроведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как ониисправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит болеекачественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск. Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется вжурналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании ПЭВМ – в машинограммахдебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 03. Необходимо по этирегистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1), приложением (ф.5).При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужновыяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствияи внести предложения по устранению выявленных недостатков.Особо тщательно надо проверить полноту и своевременность проведенияинвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи иприложенные к ним протоколы заседания инвентаризационных комиссий,сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации,решения руководства организации по итогам ее проведения и правильностьотражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверкааудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можнодоверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторскийриск и, соответственно, аудиторские процедуры.В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотябы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного иливременного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как напрактике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы сцелью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств. 2.2. Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию ОСУчет движения ОС оформляется унифицированными документами, утвержденными МФ иЦСУ РФ. При проверке необходимо обратить внимание на следующее:· при передаче ОС в качестве взноса в Уставный капитал должен бытьприведен их перечень, где указывают первоначальную стоимость, износ и ценусоглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземплярыАктов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны и всятехническая документация на передаваемые объекты;· при приобретении ОС у физического лица должен быть оформлен договоркупли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и ценыприобретения;· при приобретения объектов ОС в комплекте (например, мебель дляофиса) в инвентарной карточке должна быть вписана расшифровка – переченьотдельных предметов, входящих в комплект;· при приобретении объектов ОС за иностранную валюту первоначальнаястоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях намомент приобретения;· объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации, доввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав ОС, а учитываютсякак незавершенные капвложения (сч. 08);· объекты ОС, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды,учитываются на забалансовом сч. 001;· при продаже ОС должна быть установлена рыночная стоимость (письмоГНС от 11.01.1995 г. № 12);· при безвозмездной передаче ОС подлежат обложению НДС у передающейстороны за исключением безвозмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС сНДС (для непроизводственной сферы);· для определения непригодности ОС, невозможности или неэффективностипроведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимойдокументации по списанию на предприятии приказом руководителя должна бытьсоздана постоянно действующая комиссия (состав комиссии и порядок списанияотражен в Типовой инструкции о порядке списания пришедших в негодность ОС,утвержденной МФ СССР от 01.07.1985 г. № 100);· если оборудование списывают в связи со строительством новых,расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующихпредприятий, цехов и других объектов, то перечень этого оборудования долженбыть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружениядействующих предприятий;· все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования,годные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы по бухучету насч. 10 с К сч. 47;· детали и узлы, содержащие драгметаллы, должны быть учтены отдельно сцелью сдачи их в переработку для извлечения драгметаллов.При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить,обоснованно ли экономически строительство тех или иных объектов, включено лионо в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием,имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо такжеустановить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту исвоевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, атакже правильность документального оформления и реальность их оценки.Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путемизучения первичных документов и записей по счетам 01 “Основные средства”, 08“Капитальные вложения”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и др.Источниками таких данных являются акты приемки-передачи основных средств(форма № 52 или ОС-1); акты приемки многолетних насаждений и передачи их вэксплуатацию (форма № 54); накладные на внутрихозяйственные помещения (формаОС-2), акты приемки-сдачи отремонтированных объектов (форма ОС-3),инвентаризационные описи (форма инв-1, № 162, № 163); инвентарные карточки,ведомости № 73-АПК, № 79-АПК, № 80-АПК, журналы-ордера № 14-АПК и др.При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачиустанавливают наличие соответствующих двусторонних актов приемки-передачиуказанных объектов, их техническое состояние и своевременность оприходованияи закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших вэксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено сточки зрения целесообразности каждой операции, а также своевременностипоступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет.Практика аудиторских проверок показывает, что основные нарушения и ошибкидопускаются при оформлении движения основных средств. Поэтому следуетотметить, что. в отличие от других материальных ценностей, основные средстватребуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении)основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарныедокументы), но эти документы не могут служит основанием для оприходования ивведения в эксплуатацию этих средств.Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должны бытьоформлены актом приемки-передачи основных средств (форма № 52 или ОС-1).Только с этого момента начинается отсчет начисления износа (амортизации) ивозмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость поосновным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен отдельной строкой врасчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что несвоевременноеоприходование основных средств влечет за собой недоначисление износа, чтоприводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатовдеятельности организации, а также увеличение платежей в бюджет по НДС вданном периоде.Отдельно следует проверить операции по оприходованию полученных основныхсредств в виде вкладов в уставный капитал.При проверке строительства и приобретения основных средств необходимоустановить: ведется ли аналитический учет по счету 08 “Капитальные вложения”;ведутся ли субсчета по счету 08 и соответствуют ли они плану счетов; кудаотносятся затраты по капитальному строительству; как оформляется ввод вэксплуатацию основных средств; облагаются ли налогом на добавленную стоимостьзатраты по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом(дебет счета 08 и кредит счета 68).При проверке операций по реализации и выбытию основных средств надо выяснить,проводились ли эти операции по счету 47 “Реализация и прочее выбытие основныхсредств”. Известно, что по дебету счета 47 отражаются стоимость выбывающихосновных фондов, расходы, связанные с выбытием (снос и разборка зданий,демонтаж станков и оборудования, транспортные расходы и др.). На кредит счета47 относятся: выручка от реализации основных средств, сумма начисленногоизноса по счету 02, стоимость материальных ценностей в оценке возможногоиспользования при реализации. Дебетовое (убыток) или кредитовое (прибыль)сальдо по счету 47 должно быть списано на счет 80 “Прибыли и убытки”.Необходимо обратить внимание на то, как производилась безвозмездная передачаосновных средств. Начиная с 1 января 1995 г. при безвозмездной передачеосновных средств и иного имущества выявленный финансовый результат относитсяна собственные источники средств предприятия (счета 81, 87, 88).Недостача или порча основных средств также отражается через счет 47“Реализация и прочее выбытие основных средств”. Возможная схема проводоквыглядит следующим образом:Д 47 К 01 – списание первоначальной стоимости основных средств;Д 02 К 47 – списание начисленного износа;Д 84 К 47 – отнесение разницы между первоначальной стоимостью и суммойначисленного износа.Последующее отнесение результата оформляется проводкой:Д 73 (субсчет “Расчеты по возмещению материального ущерба”) К 84.При невозможности отнесения затрат на конкретных виновников стоимостьнедостающих основных средств списывается по остаточной стоимости на дебетсчета 80 и кредит счета 84.

 

Вопрос №32

 

Проверка операций по поступлению основных средств.

При проверке операций по поступлению основных средств следует установить целесообразность их строительства или приобретения, своевременность и правильность документального оформления, а также реальность их оценки.

Целесообразность строительства и приобретения основных средств определяется производственной необходимостью и эффективностью их использования.

Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путём сопоставления даты оприходования средств по счёту 01

«Основные средства» с датами, указанными в первичных документах на их поступление, а также соответствующих сумм. Несвоевременное их оприходование ведёт за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности организации.

Отдельно следует проверить операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов в уставный капитал.При проверке строительства и приобретения основных средств необходимо установить:

- ведется ли аналитический учет по счету 08 “Капитальные вложения”;

- ведутся ли субсчета по счету 08 и соответствуют ли они плану счетов;

- куда относятся затраты по капитальному строительству;

- как оформляется ввод в эксплуатацию основных средств;

- облагаются ли налогом на добавленную стоимость затраты по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом

Необходимо проверить правильность оценки основных средств.

Поступившие в организацию новые основные средства учитываются по первоначальной стоимости, включающей затраты по их возведению (сооружению) и приобретению, стоимость проектно-сметной документации, расходы по доставке, монтажу и установке. Приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, приходуют в сумме покупной стоимости (оплаты) и расходов по их доставке и установке с добавлением суммы износа по этим объектам, указанной в документах на их оплату.

Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению за исключением случаев достройки и дооборудования объектов, произведенных в порядке капитальных вложений, а также переоценки основных средств в соответствии с действующими положениями по ведению бухгалтерского учета. В условиях рыночной экономики важно реально оценить активы предприятия. Поэтому в процессе контроля нужно проверить правильность переоценки основных средств по восстановительной стоимости и ее отражения в бухгалтерском учете. Разница между прежней и новой восстановительной стоимостью основных средств отражается по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 91.

 

Вопрос № 33

Проверка правильности начисления и учета амортизации и ремонта основных средств

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.