Здавалка
Главная | Обратная связь

Использование результатов работы внутреннего аудита



Под внутренним аудитом понимается система контроля за со­блюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, которая: • организуется экономическим субъектом; • регламентируется внутренними документами; • действует в интересах руководства экономического субъекта и (или) собственников. Внутренний аудит — один из способов контроля за эффектив­ностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом — его руководством и (или) соб­ственниками — в зависимости от: а) содержания и специфики деятельности экономического субъекта; б) объемов экономической деятельности экономического субъекта; в) системы управления экономического субъекта; г) состояния внутреннего контроля. Функции внутреннего аудита могут выполнять: • специальные службы внутреннего аудита; • отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта; • ревизионные комиссии (ревизоры); • сторонние организации, привлекаемые для целей внутрен­него аудита; • внешние аудиторы, привлекаемые для целей внутреннего аудита. Таким образом, для осуществления функций внутреннего аудита не обязательно наличие аудиторской лицензии. Внутренний аудит создается для оптимизации деятельности экономического субъекта, содействия руководству в выполнении его обязанностей, а также с целью его информирования и консуль­тирования. Как правило, функции внутреннего аудита включают: • проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем; • проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам; • проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и ука­заний руководства и (или) собственников; • проверки деятельности различных звеньев управления; • оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изу­чение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта; • проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта; • работу над специальными проектами и контроль за отдель­ными элементами структуры внутреннего контроля; • оценку используемого экономическим субъектом программ­ного обеспечения; • специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях; • разработку и представление предложений по устранению вы­явленных недостатков и рекомендаций по повышению эффектив­ности управления. Объективность внутреннего аудита определяется степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только на­значившему его руководству и собственникам, не зависим от руко­водителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений. В ходе аудиторской проверки аудитор должен: • изучить и оценить эффективность работы внутреннего аудита; • оценить влияние работы внутренних аудиторов на эффектив­ность работы всей системы внутреннего контроля экономического субъекта. По результатам данных оценок аудитор: • уточняет объем и содержание аудиторских процедур; • определяет возможность использования результатов работы внутреннего аудита. Для облегчения работы аудитора в использовании результатов работы внутреннего аудита разработано российское правило (стан­дарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита». Аудиторская организация применяет положения правила (стан­дарта) только в отношении деятельности внутреннего аудита, относящейся к аудиту бухгалтерской отчетности. Деятельность таких служб, например, как служба экологического аудита, аудиторской организацией не оценивается. Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского рис­ка и системы внутреннего контроля и тем самым существенно со­кратить объем процедур, которые предстоит выполнить аудитор­ской организации, хотя исключить необходимость проведения та­ких процедур полностью не может. Именно поэтому аудиторская организация должна сформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита еще до планирования предстоящей проверки. Аудитор должен составить программу оценки внутреннего аудита и отразить в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудита, которая была протестиро­вана, изучена и оценена. При формировании оценки внутреннего аудита на стадии пла­нирования следует учитывать его: • организационный статус — положение службы внутреннего аудита в системе управления экономического субъекта, ее возмож­ности и способность соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживаю­щих факторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками экономического субъекта на внутренний аудит. Следует помнить, что ситуация идеальна, когда служба внутреннего аудита подчиняется только высшему руководству или собственникам экономического субъекта; • компетентность — профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов, политика найма, обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих задач и проблем; • профессиональный уровень — состояние планирования, кон­троля и документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабочих программ и рабочей документации; • функциональные рамки —- содержание и объем работы, кото­рую выполняет служба внутреннего аудита; • уровень значимости — рассматриваются ли и принимаются к исполнению руководством и (или) собственниками экономического субъекта рекомендации внутреннего аудита. После оценки деятельности внутреннего аудита на стадии пла­нирования аудиторская организация должна решить: может ли ра­бота внутреннего аудита быть использована для целей внешнего аудита. Если аудиторская организация решит использовать работу внут­реннего аудита, она должна продолжить ее изучение, ознакомиться с рабочими документами внутреннего аудита и убедиться в том, что: а) соответствующие программы и объем работы внутреннего ау­дита отвечают целям внешнего аудита; б) работа внутренних аудиторов проводится по плану и докумен­тально оформляется; в) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обос­нованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренни­ми аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы; г) зоны повышенных рисков, известные специалистам экономи­ческого субъекта, учитываются при планировании работ и проверя­ются внутренним аудитом; д) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное. Содержание, сроки и объем проверок конкретной работы внут­реннего аудита зависят от: • оценки внешним аудитором аудиторского риска; • существенности объекта проверки; • предварительной оценки службы внутреннего аудита. Указанная работа может включать: тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом; проверку других интересующих объектов; наблюдение за процедурами внутреннего аудита; иные приемы проверки по усмотрению аудитора. Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами. Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оцен­ку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внутрен­ним аудитом, могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объема внешних аудитор­ских процедур. Если в результате предварительной оценки внутреннего аудита сторонами достигнуто взаимопонимание и принято решение ис­пользовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация должна найти дополнительные доказательства эффективности этой работы, применяя описанные выше процедуры. Для эффективного использования работы внутреннего аудита аудиторской организации следует: • рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за инте­ресующий период и обсудить его на возможно более ранней стадии аудита; • определить порядок встреч с сотрудниками службы внутрен­него аудита; • заранее договориться о сроках проведения работ, объеме ау­диторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, ко­торая будет проведена внутренними аудиторами. При использовании работы внутренних аудиторов на эффек­тивность аудиторской проверки может повлиять выполнение сле­дующих действий: а) взаимная координация планов аудиторской проверки; б) обмен отчетами; в) регулярные рабочие встречи; г) свободный и открытый взаимный доступ к рабочей докумен­тации; д) совместное представление отчетов руководству и (или) собст­венникам экономического субъекта; е) общий порядок документирования аудита. Аудиторская организация должна иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по любому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудитора, мо­жет повлиять на работу аудиторской организации. Аудиторская организация информирует руководство и (или) собственников экономического субъекта и, возможно, руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных фактах, способных повысить эффективность и результативность работы внут­реннего аудита в будущем. Аудиторская организация в ходе своей проверки не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже прове­ренных внутренними аудиторами. Если эти проверки дают сходные (сопоставимые) результаты, коррективов в намеченной работе не требуется. В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры, например, изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур. Аудиторская организация несет полную ответственность за выда­чу аудиторского заключения, письменной информации аудитора ру­ководству экономического субъекта по результатам проведения ауди­та, а также за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Не уменьшается эта ответственность и тогда, когда ис­пользуются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.

Вопрос 18

внутренний аудит -система контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета и надежностью функционированию СистемыВК. СВК должна быть организована экономическим субъектом, регламентирована внутренними документами, действует в интересах руководителя или собственников.

Ф-ии Вн Ау:

1. проверки систем б/у и СВК, их мониторинг, выработка рекомендаций по их улучшению.
2. проверки бух-й и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации такой информации.
3. проверка соблюдения законов и иных нормативных актов, учетной политики, внутренних инструкций, указаний руководства или собственника.
4. проверка эффективности деятельности различных звеньев управления.
5. проверка наличия, состояния, обеспечения сохранности имущества.
6. специальное расследование (подозрение в употреблении полномочий).
Эти ф-ии могут выполнять:
-специальные службы Вн Ау или отдельные внутренние аудиторы, состоящие в штате

- ревизионные комиссии

- привлекаемые для данных целей сторонние организации

- привлекаемые для данных целей внешние аудиторы. В ходе внешней аудиторской проверки следует изучить и оценить эффективность работы Вн Ау и влияние ее работы на эффективность всей системы внутреннего контроля. Аудитор определяет возможность использования результатов работы Вн Ау. Можно руководствоваться российским стандартом «Изучение и использование результатов работы Вн Ау». В соответствии с этим стандартом аудитор должен составить программу оценки Вн Ау и отразить в рабочей документации.
Эффективность работы Вн Ау учитывается при оценке аудиторского риска. Если аудитор решает использовать внутренний аудит, то он должен ознакомится с рабочими документами этой службы и убедиться в следующем:
1. программа и обмен работы Вн Ау отвечает целям внешнего
2. работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется
3. выводы и заключения внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными, а содержание отчетов соответствует результатам выполняемой работы
4. зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются при планировании работ и проверяются внутренними аудиторами
5. отношение руководства или собственников к замечаниям и предложениям внутренних аудиторов являются конструктивными
Для эффективности внешней проверки аудитор может использовать следующие действия:
1. взаимная координация планов проверки
2. обмен отчетами
3. регулярные работы, встречи
4. свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации
5. совместное представление отчетов руководству или собственникам организации
6. общий порядок документирования аудита
Аудитор не должен полностью полагаться на работу внутренних аудиторов, должен проводить контрольные проверки документов, операций, статей отчетности уже проверенных внутренними аудиторами.
Использование работы внутренних аудиторов не снижает ответственность аудитора внешнего за выражение мнения о достоверности отчетности.

 

Вопрос 19. ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ НА СТАДИЯХ ПОДГОТОВКИ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТА

На этапах организации, планирования и осуществления аудита в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности оформляются следующие документы: общий план и программа аудита (см. подразд. 7.3); письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита; рабочие документы аудитора (см. тему 8).Письмо о проведении аудита — это документ, направляемый аудитором клиенту и подписываемый руководством аудируемого лица при согласии с основными условиями задания по проведению аудита. Оно подготовлено в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) № 12 «Согласование условий проведения аудита», утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532 [29].Аудитор может использовать в ходе согласования условий договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита.При достижении договоренности об условиях оказания сопутствующих аудиту услуг может оказаться уместным составление по ним отдельных писем.В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита» аудитор и клиент должны достичь согласия по условиям договоренности относительно будущей работы и отразить это документально в договоре. Письмо о проведении аудита аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица. Договор на проведение аудита представляет собой соглашение, условие, заключаемое между двумя и более лицами, взаимное обязательство в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Его подготовку начинают после предварительного ознакомления с деятельностью клиента и принятия аудиторской организацией решения о возможности проведения аудита. Договор может быть разовым или долгосрочным. В нем целесообразно раскрыть основные, существенные условия, в том числе определить цели, задачи, объем аудиторской услуги, сроки и этапы выполнения договора, права, обязанности и ответственность сторон, порядок предоставления отчетной документации по результатам завершения работы, порядок оплаты и разрешения споров. При оказании сопутствующих аудиту услуг дополнительно определяется перечень согласованных процедур.В интересах аудитора и аудируемого лица — заблаговременное подписание этого договора. Письма о проведении аудита (договор на проведение аудита) для клиентов могут иметь особенности, а также разные форму и содержание, но, как правило, включают в себя:

• цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• объем аудита, в том числе ссылки на законодательство Российской Федерации и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

• аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

• информацию о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется

неизбежный риск необнаружения некоторых, в том числе существенных, искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• требование предоставления свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

• цену проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.В письме о проведении аудита (договоре на проведение аудита)

указывают также необходимую дополнительную информацию (например, привлечение эксперта).

При согласованном аудите может быть принято решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Аудитор должен решить, надо ли пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Составление нового письма могут сделать целесообразным следующие факторы:

• любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

• любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;

• кадровые перемены в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

• изменения в структуре собственности аудируемого лица;

• значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

• требования законодательства Российской Федерации.

Если клиент обратится к аудитору до завершения выполнения условий договора с просьбой изменить их на имеющие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности, то аудитор должен рассмотреть их целесообразность.Просьба клиента об изменении условий договоренности может быть вызвана:

• возникновением обстоятельств, влияющих на необходимость

оказания услуги;

• неправильным пониманием характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых изначально;

• ограничением объема аудита, устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими причинами.

Аудитору необходимо тщательно изучить причину данной просьбы и возможные последствия ограничения объема аудита. Обоснованными причинами изменения условий договора являются возникновение обстоятельств, влияющих на требования аудируемого лица, или неправильное понимание характера услуги, запрашиваемой изначально. Изменение аудиторского задания не может быть обоснованным, если оно вызвано неточной или неполной информацией, и аудитор

не должен на него соглашаться. Прежде чем давать согласие на пересмотр условий договора, который может привести к замене аудита сопутствующими услугами, необходимо учесть возможные правовые последствия. При изменении задания аудитор и клиент согласовывают новые условия договора.Если аудитор не может согласиться на иное задание и аудируемое лицо против продолжения процедуры в соответствии с первоначальными условиями, то аудитор должен отказаться от выполнения работы и сообщить о возникшей ситуации заинтересованным лицам (например, совету директоров или акционерам)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.