Здавалка
Главная | Обратная связь

Хозяйственной деятельности предприятия



В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий

организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности — сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.


Процесс внутрипроизводственного планирования включает:

· формирование общих целей (стратегии) развития предприятия;

· определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы;

· установление путей и средств их достижения;

· обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;

· контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими.

Основные элементы планирования на предприятии следующие:

· прогнозирование концептуальных перспективных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Как элемент внутрипроизводственного планирования прогнозирование непосредственно связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии предприятия;

· постановка задач планирования на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения;

· корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации программы, поставок, производственных и

сбытовых операций;

· составление бюджетов, или смет затрат материалов, капитальных вложений, поступлений и расходования наличных денег и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и исполнителей, ответственных за определенные операции;

· конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации принятых решений в отдельных звеньях предприятия.

Если разработку прогнозов и формирование общих плановых задач выполняют для определения перспектив развития предприятия в целом, то все остальные элементы планирования в основном прорабатывают и реализуют на уровне подразделений. При этом необходима взаимоувязка между ними по всей совокупности натуральных и стоимостных показателей. В разрабатываемых планах предприятий устанавливают основные задачи хозяйственной политики на определенный период и конкретные способы их решения: определяют необходимые для этого материальные и финансовые ресурсы, а также пути их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся

рыночных условий.

Основными применяемыми на практике методами планирования являются балансовый, нормативный, экономико-математические и экспертных оценок. Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов. Нормативный метод состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции. В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям.

Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант


плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию (метод Дельфи).

В процессе планирования необходимо также разработать систему показателей, с помощью которых оценивают результаты труда каждого сотрудника и организации в целом.

 

Билет №37 Система планов предприятия

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две

основные системы или вида планирования: технико-экономические и оперативно-

производственные.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико- экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно- управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по ряду классификационных признаков.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для исполнения в отношении объектов планирования. Директивные планы являются, как правило, адресными и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Оно не является подобием директивного планирования, потому что индикативный план не носит обязательного для исполнения характера. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность

в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Тактическим планированием следует считать процесс создания предпосылок по реализации возможностей предприятия, выявленных в ходе стратегического планирования. Тактическое планирование позволяет использовать скрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции и услуг, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п.

Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в процессе планирования хозяйственной деятельности предприятия. Основная задача оперативно- календарного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его


структурных подразделений. Под оперативно-календарным планированием понимается также составление бюджетов организации.

Бизнес-планирование является методом оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

Содержание конкретного бизнес-плана зависит от следующих факторов:

отраслевой принадлежности предприятия; размера предприятия; стратегии предприятия

(расширение, создание); условий финансирования. Бизнес-план решает следующие задачи:

определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия; разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга, финансов; определение необходимых ресурсов и поиска их источников; выявление проблем, с которыми возможно придется сталкиваться; организация системы контроля за ходом осуществления плана; подготовка основательного обоснования, с целью привлечения инвесторов. Первые пять направлений необходимы предприятию для своего развития даже в тех случаях, когда нет надобности в привлечении сторонних инвестиций.

В экономической и научной литературе встречается разнообразная структуризация бизнес-планов, предлагается разделение на 7 разделов, 9, 14 и так далее. На наш взгляд, важным здесь является не многообразие различных разделов, а учет всех требований, предъявляемых к разработке бизнес-плана.

Бизнес-план в общем виде состоит из следующих разделов:

общие сведения (резюме); анализ текущей деятельности (разрабатывается для действующего предприятия); описание вида деятельности, продукции, их характеристика; оценка рынка сбыта; стратегия маркетинга; план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности; план производства; организационный план; оценка риска и страхование; финансовый план; оценка хозрасчетной экономической эффективности предприятия; информация о разработчиках бизнес-плана.

 

Билет №38 Принципы планирования

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение,

обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия (объекта) на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.

А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели. Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3. Принцип непрерывности предполагает, что:

процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).


Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

 

Билет № 39. Методы планирования

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной

базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: нормативные, балансовые, бюджетные, экономико-математические, программно-целевые, расчетно-аналитические, экспериментальные, отчетно-статистические, и другие.[6]

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается

потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и в их источниках. Такими нормативами

являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребностей в оборотных средствах и т.д.

Балансовый метод заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка

имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при сравнении потребности в ресурсах и их наличия, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

Бюджетный метод (бюджетирование). Для организации системы анализа планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание

современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения

иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.[7]

Экономико-математическое моделирование заключается в установлении количественных взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через

экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляется собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с

помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.) Программно-целевой метод – система методов планирования и управления программой, которая

включает в себя:

· оценку и выбор проблем, для решения которых будут разрабатываться программы;

· формирование и оптимизацию программ;

· определение требуемых ресурсов и распределение их между элементами программ;


· организацию системы управления программой и обеспечения организационного воздействия;

· координацию и контроль работ по программам.

Программно-целевой метод планирования – процесс выработки и принятия не одного, а совокупности многообразных, разнохарактерных, принимаемых на разных уровнях, но тесно

взаимосвязанных решений.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других

специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение

характеристики деятельности предприятия.

Билет № 40. Основное содержание технико-экономического планирования деятельности

Цель технико-экономического планирования заключается в реализации выработанной стратегии

путѐм разработки плана развития предприятия.

Главными задачами технико-экономического планирования являются:

- разработка на основе выбранного «бизнес-портфеля» ассортиментно-номенклатурных планов;

- определение потребности в ресурсах (производственных мощностях, основных фондах, материальных, трудовых и финансовых ресурсах);

- обеспечение пропорционального развития имущественно-производственного комплекса

предприятия;

- определение потребности в инвестициях;

- обеспечение снижения издержек производства и себестоимости выпускаемой продукции;

- обеспечение соответствующего «качества жизни» персонала предприятия (производительность труда, уровень оплаты, условия труда, условия быта, социально-психологический климат, безопасность жизнедеятельности).

План технико-экономического развития предприятия включает следующие разделы:

1. План производства и реализации продукции.

2. План организационно-технического развития.

3. План материально-технического обеспечения.

4. План по труду и его оплате.

5. План по себестоимости и прибыли.

Сложившаяся методология планирования ориентирована на обеспечение согласования и увязки целей и конкретных задач с ресурсами, а также на определение средств и методов наиболее

эффективного достижения поставленных целей и обеспечивающих их задач в рамках каждого

хозяйственного подразделения предприятия.

Организационно процесс планирования у большинства промышленных предприятий и корпораций осуществляется «сверху - вниз».

На высшем уровне управления определяются цели, основные направления деятельности предприятия, главные производственные и социальные задачи его развития. На этом уровне

организуется взаимоувязка и координация всех звеньев хозяйственного механизма. На подчиненных уровнях управления цели и задачи предприятия конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения (производственного отделения, дочерней

компании и других структурных образований). На этом уровне осуществляется также технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы производства по всем

видам выпускаемой продукции.

Все плановые задания согласуются с конкретными исполнителями и окончательно утверждаются высшим руководством предприятия.

Приведенная организационная форма внутрифирменного планирования обеспечивает централизацию важнейших управленческих решений при планировании деятельности

предприятия и его подразделений в высшем звене управления (предприятия, материнской компании корпорации). Вместе с тем такая организация представляет самостоятельность производственным отделениям и дочерним компаниям предприятия, а также его другим

структурным подразделениям в разработке текущих (календарных) планов и бюджетов на базе


утвержденных высшим руководством показателей. При этом система показателей структурных подразделений, организация процесса планирования и виды планов определяются с учетом принятого уровня централизации (децентрализации) управления на конкретном предприятии и его функционального профиля.

Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления.

Работа высшего звена внутрифирменного планирования на различных предприятиях, в

корпорациях организуется по-разному (плановые комитеты, комитеты развития, центры управления и развития и другие организационные формы). Эти органы выполняют технические,

координационные, аналитические функции и формируют цели и задачи предприятия на

длительную перспективу, а также подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики предприятия. На этом уровне управления формируются исходные положения (решения) оптимального распределения его ресурсов для определенного планового

периода. В эти органы, как правило, входят представители высшего звена управления предприятия

(корпорации). Решения, подготовленные этим органом, утверждаются Советом директоров (или

Правлением) предприятия, корпорации.

Центральная функциональная служба внутрифирменного планирования имеется практически на всех крупных предприятиях и в корпорациях. Однако организационно и структурно такие службы

строятся по-разному.

В производственных отделениях и дочерних компаниях также имеется аппарат планирования, который обеспечивает разработку месячных, квартальных, полугодовых и годовых сводных и

текущих производственных планов. Такие планы разрабатываются по отделению, дочерней

компании в целом и по их подразделениям (при необходимости). Более детальное планирование на смену, сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие и год осуществляется службами

оперативного и текущего планирования, которые обеспечивают планирование с учетом

ограничений, определяемых общекорпоративными целями. Уровень детального планирования и конкретные виды планов определяются конкретной организационной структурой отделений и дочерних компаний, а также принятой системой учета и отчетности на конкретном предприятии. При разработке долгосрочных и среднесрочных планов предприятия, корпорации часто устанавливают различные плановые периоды для материнской компании и для ее различных отделений, филиалов и дочерних компаний, а также различные плановые сроки (горизонт планирования) для различных форм планирования и различных видов планируемой деятельности.

 

Билет № 41. Назначение и виды бизнес-планов. Структура бизнес-планаБизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей.

Виды бизнес-планов

Бизнес-план даѐт развернутую экономическую характеристику того или иного бизнес- проекта. Однако в зависимости от наделяемой задачи содержание бизнес-планов может иметь различную направленность, что даѐт основу для их подразделения на виды.

1. Внутренний бизнес-план – бизнес-план для работы предприятия. Такой документ необходим любой компании для осуществления успешной деятельности. Внутренний бизнес-план планирует дальнейшее развитие предприятия, прогнозирует уровень различных показателей его деятельности. Это «рабочий» бизнес-план, в который постоянно вносятся коррективы в соответствии с изменениями на фирме и во внешней среде, пройденным опытом, что помогает предположить, как будут обстоять дела на предприятии в будущем. Бизнес-план для предприятия рассматривает все препятствия и проблемы, которые могут встать перед компанией, предлагая возможные способы их решения. Внутренний бизнес-план помогает предприятию развиваться в нужном русле в соответствии с финансовыми, материальными и трудовыми показателями на каждый данный момент, а также с учѐтом ситуации на рынке.

2. Бизнес-план для получения инвестиций. Понятно, что целью такого бизнес-плана является привлечение инвесторов, поэтому весь документ построен на анализе их эффективного и наиболее выгодного освоения компанией. Инвестиции могут быть


необходимы как для создания нового предприятия, так и для модернизации действующей фирмы. Бизнес-план только создаваемой компании должен рассматривать перспективы развития бизнеса и освоения инвестиций, характер маркетинговой политики, конечно, такой документ будет основан только на предположениях. В бизнес-плане действующего предприятия может быть учтѐн и личный опыт, на примере которого можно предположить, какие именно части компании требуют инновационных технологий для улучшения еѐ деятельности. Главным в бизнес-плане, предназначенном для инвесторов, должны быть такие пункты, как степень риска, срок окупаемости и получения чистой прибыли от вложенных средств.

3. Бизнес-план для получения кредита. Содержание такого документа несколько отличается от бизнес-плана, предназначенного для инвесторов. Кредиторы будут обращать внимание в первую очередь на обоснование потребности в кредитных средствах, уровень платѐжеспособности заѐмщика, а также наличие залогового имущества. Поэтому в бизнес-плане, предназначенном для кредиторов, следует делать упор на то, каким образом вам поможет заѐмный капитал, чем вы сможете его обеспечить, а также каков уровень ожидаемой прибыли. Необходимо помнить, что чем больше в бизнес-плане доказательств способности предприятия расплачиваться в будущем по кредиту при наличии высоколиквидного имущества, тем больше шансов получить кредитные средства.

4. Бизнес-план для получения гранта. Если предприятие рассчитывает на государственную поддержку или помощь со стороны общественных фондов, то бизнес-план в таком случае должен иметь социальную направленность. В бизнес-плане для получения гранта следует обозначить то, какую пользу городу, региону, населению принесѐт ваша компания, при выдаче грантов особое внимание обращается на социальные цели компании. Здесь не важен уровень прибыли, большое значение имеет гуманность бизнес-проекта.

Любой из вышеперечисленных бизнес-планов играет большую роль в деятельности компании, являясь опорой для принятия внутренних решений, прогнозируя развитие компании в будущем, решая еѐ судьбу, которая порой зависит от посторонней финансовой помощи.

Не существует жестко, регламентированной структуры бизнес-плана. Наиболее употребимы варианты бизнес-плана:

Первый вариант структуры бизнес плана:

1. Резюме.

2. Предприятие.

3. Продукция.

4. Рынок сбыта.

5. Конкуренция.

6. Маркетинг.

7. Производство.

8. Организация, управление, кадры.

9. Финансы.

10. Оценка риска и страхование. Второй вариант структуры бизнес плана:

1. Резюме.

2. Местонахождение фирмы.

3. Цель деятельности (миссия) фирмы.

4. Среда для бизнеса.

5. Отрасль и создаваемая фирма (проект).

6. Описание вида деятельности (бизнеса).

7. Продукция (услуги).

8. Анализ рынка сбыта.

9. Конкуренция и конкурентное преимущество.


10. Организация внешнеэкономической деятельности фирмы.

11. Стратегия плана маркетинга.

12. Прогнозирование продаж.

13. План производства.

14. Организационный план и менеджмент.

15. Оценка риска.

16. Финансовый план.

17. Стратегия финансирования.

Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным.

 

Билет № 43. Порядок разработки плана производства и реализации

План производства и реализации продукции должен удовлетворять конкретные

потребности покупателей (потребителей) и быть тесно связан с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;

- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;

- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;

- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.

Рыночные отношения в промышленности означают самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственной, хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрипроизводственного рыночного планирования предполагает:

1) свободное обеспечение производственно – технического и социального –

экономического развития предприятия за счет собственных финансовых ресурсов;

2) высокую материальную заинтересованность персонала предприятия в достижении необходимых конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности;

3) полную ответственность высшего руководства и специалистов предприятия за общие результаты рыночной деятельности и выполнение всех договорных обязательств;


4) получение планируемых доходов или прибыли, необходимой финансовой основы выполнения годовой производственной программы предприятия, дальнейшего развития его потенциала;

5) установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими доходами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников.

В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств. В ходе внутрипроизводственного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия.

По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию,

цеховыми, бригадными и т.д. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:

- определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия;

- выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;

- взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;

- распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия. Производственная программа предприятия должна разрабатываться в следующей последовательности:

1. фирма производит исследование рынка, определяет позицию товара на рынке, возможный спрос и объем продаж;

2. на основе возможного объема продаж определяют объем реализуемой продукции:

Nреал = Qпродаж x Ц;

3. планируют объем товарной продукции:

Nтов = Nреал – (Он – Ок); где Он, Ок – остатки готовой продукции на складе на начало и конец рассматриваемого периода (года, месяца и т. д.);

4. определяют величину валовой продукции:

Nвал = Nтов + (Нк – Нн); где Нк — остаток незавершенного производства на конец года, руб.;

Нн — то же на начало года.

5. сопоставляют возможный объем выпуска продукции с имеющимися материальными, финансовыми и другими ресурсами.

6.

Билет № 44. Показатели плана производства и реализации

В разные периоды развития экономики страны отдавалось предпочтение то одним, то

другим стоимостным показателям, характеризующим объем выпуска продукции.

Валовой оборот предприятия представляет собой суммарную стоимость продукции всех основных, вспомогательных, обслуживающих цехов. В валовой оборот продукция включается независимо от того, предназначена она для отпуска за пределы или для дальнейшей промышленной переработки на этом же предприятии. Таким образом, этот показатель допускает повторный счет продукции в пределах предприятия. Исчисление валового оборота приобретает определенное экономическое значение при анализе работы предприятия, обосновании планируемых показателей, когда изменяется производственная структура предприятия (вводятся новые цехи, расширяются существующие), когда изменяется структура производства вследствие изменения (увеличения, уменьшения) объема кооперированных поставок на предприятие.


Внутризаводской оборот – сумма стоимости продукции собственного производства, потребленного внутри предприятия на производственные нужды. К производственному потреблению внутри предприятия относятся переработка полуфабрикатов своей выработки для производства готовой продукции, потребление электроэнергии, сжатого воздуха, пара своей выработки, использование деталей, изделий своей выработки на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования.

Товарная, валовая, реализованная продукция определяется по заводскому методу, т. е. из стоимости планируемых к производству готовых изделий и полуфабрикатов исключается стоимость той части продукции, которая используется внутри предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. Недостаток этого метода состоит в том, что величина товарной, валовой, реализованной продукции может меняться в результате изменения организационной структуры предприятий. Так, объединение двух и более предприятий в одно (при комбинировании производства) приводит к снижению, а разделение предприятий (при специализации производства) – к росту величины этих показателей. Величина товарной, валовой, реализованной продукции не зависит от того, само предприятие добывает, вырабатывает сырье, полуфабрикаты для производства готовой продукции или получает их со стороны.

Товарной продукцией предприятия является продукция, произведенная в отчетном периоде и реализованная или предназначенная к реализации. В состав товарной продукции (Тпр) включают готовые изделия (Гиз); полуфабрикаты, предназначенные для отпуска сторонним потребителям (Пф); работы промышленного характера, выполненные по заказам со стороны (Рпр); все виды ремонтных работ, выполненных по заказам со стороны (Рраб); продукцию вспомогательных цехов, выполненную для реализации на сторону или для своего использования (В ). Таким образом, объем товарной продукции можно определить по формуле:

Тпр = Гиз + Пф + Рпр + Рраб + Вц

Объем товарной продукции определяется в действующих (текущих) ценах предприятия и является базой для исчисления налогов (НДС, акцизов и др.). Товарная продукция определяется всегда без учета НДС и других специальных налогов.

Валовой называется вся продукция, произведенная предприятием за отчетный период, независимо от степени ее готовности и назначения к использованию. Объем валовой продукции (Впр ) можно определить по формуле:

Впр = Тпр + (Нк – Нн),

где Нк — остаток незавершенного производства на конец года, руб.; Нн — то же на начало года.

Остатки незавершенного производства определяются по данным бухгалтерского учета или инвентаризации. Нормальная величина незавершенного производства на конец планового периода должна соответствовать условиям производства последующего периода.

Реализуемая продукция — это готовая продукция, предназначенная к реализации, сданная на склад готовой продукции и оформленная документально до 24 ч последнего дня месяца или до 8.00 утра 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Объем реализуемой продукции в планируемом периоде (Qрп) может быть установлен по формуле:

Qпр = Он + Тпр – Ок,

где Он, Ок – остатки готовой продукции на складе на начало и конец рассматриваемого периода (года, месяца и т. д.);

Тпр – товарная продукция по плану.

В условиях рыночной экономики особое значение должно придаваться показателю

«объем реализованной продукции» по договорам поставок, который определяет эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.


Реализованная продукция – это отгруженная покупателю готовая продукция, за которую перечислены денежные средства на расчетный счет поставщиков. Измеряется в действующих ценах.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ выручка от реализации продукции может определяться двумя способами.

1. По мере ее оплаты, поступления денежных средств на счета в учреждения банков, а при расчете наличными деньгами – по поступлении средств в кассу.

2. По отгрузке товаров и предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.