Здавалка
Главная | Обратная связь

Законодательное установление минимального размера оплаты труда



 

Сегодня МРОТ оказывает влияние на труд наиболее низко оплачиваемых сотрудников. Впервые такой способ регулирования был предложен как средство борьбы с потогонными производствами, так как считалось, что их хозяева, обладая рыночной властью, устанавливали «несправедливую» цену за труд своих работников. Корни такого способа решения проблемы лежат в убеждении, что рынок не способен самостоятельно установить «справедливую» цену на труд наименее способных работников. Следовательно, единственным способом решения данной «проблемы» заключается в административном изменении структуры заработной платы и перераспределении, таким образом, доходов. В этой связи МРОТ считается одним из способов борьбы с бедностью.

Хотя цели, которые преследуются установлением МРОТ, в целом считаются правильными, есть разногласие относительно способности МРОТ их достичь. Начиная с появления законодательной базы МРОТ, эти законы являются политически спорными и получили гораздо меньше поддержки экономистов, чем населения в целом. И, несмотря на множество исследований, издержки и выгоды от МРОТ обсуждаются и сейчас.

По поводу минимального размера оплаты труда существует много споров.

Сторонники и противники МРОТ говорят о разных эффектах, к которым приводит введение МРОТ.

Рассмотрим отрицательные и положительные стороны МРОТ.

Отрицательные эффекты:

-Аналогично протекционизму, МРОТ снижает конкуренцию на рынке труда, препятствует сокращению затрат фирмами во время экономических спадов, приводит к неэффективности экономики, безработице, бедности, росту цен и дисфункции в целом.

-Наносит ущерб малому бизнесу скорее чем крупному.

-Сокращает спрос рабочей силы либо путем сокращения рабочего дня либо путем сокращения рабочих мест.

-Приводит к инфляции цен, поскольку бизнес стремиться компенсировать потери, заложив их в цену.

-Поощряет некоторых работников за счет беднейших и наименее производительных.

-Может привести к исключению некоторых групп из рынка труда.

-МРОТ менее эффективен в борьбе с бедностью и наносит больше ущерба бизнесу, чем иные методы.

-Демотивирует беднейшие слои населения, в том числе и в получении дополнительного образования, гарантируя им возможность получить работу.

Положительные эффекты:

-Увеличивает стандарты уровня жизни для беднейших и наиболее уязвимых слоев населения и повышает средний уровень жизни.

-Мотивирует и вдохновляет работодателей усердней трудиться (в отличие от социальных программ и других подобных платежей).

-Стимулирует потребление путем увеличения денежной массы в руках бедных слоев населения.

-Стимулирует усердие у тех, кто получает мало, так как работодатель требует с них больше за большие деньги.

-Бизнес может тратить меньше на обучение своих сотрудников, из-за сокращения текучести кадров.

-Сокращает социальные расходы государства из-за увеличение доходов беднейших слоев населения.

Сравнительный анализ американских штатов показал, что ежегодный и средний фонд заработной платы компаний, а также уровень занятости рос быстрее в штатах, где установлен МРОТ. Однако, исследование британского рынка показало, что цены растут быстрее в секторах регулируемых МРОТ, чем в иных секторах. Также исследование Low Pay Commission показало, что вместо, того чтобы сократить рабочие места, работодатели предпочли сократить ставки, рабочее время, увеличить цены и изыскали возможности увеличить производительность труда.

Итак, что же такое минимальный размер оплаты труда?

Минимальный размер оплаты труда - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

МРОТ устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что "минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека". Однако указанная норма фактически не работает, так как в настоящее время еще не принят федеральный закон, определяющий порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума и устанавливающий механизм выплаты минимальной заработной платы в указанном размере ст. 421 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с ростом потребительских цен и стоимости жизни минимальная зарплата периодически пересматривается в законодательном порядке.

В минимальный размер оплаты труда не включается:

-доплаты и надбавки,

-премии и другие поощрительные выплаты,

-выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,

за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся

радиоактивному загрязнению,

-иные компенсационные и социальные выплаты.

Рассмотрим минимальный размер заработной платы по некоторым субъектам Российской Федерации.

 

Наименование субъектов РФ МРОТ 2010 1 квартал МРОТ 2010 2 квартал
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область -
Костромская область -
Курская область -
Липецкая область
Московская область -
Орловская область
Рязанская область -

Исходя из этих данных, следует сделать вывод о том, что размер МРОТ по субъектам РФ различен.

Теперь рассмотрим динамику изменения минимального размера оплаты труда в РФ. ( средняя МРОТ по субъектам )

 

Дата МРОТ 2000-2010 в российских рублях
с 1 июля 2000
с 1 января 2001
с 1 мая 2002
с 1 июля 2003
с 1 октября 2003
с 1 января 2005
с 1 сентября 2005
с 1 мая 2006
с 1 сентября 2007
с 1 января 2009
с 1 января 2010
с 1 января 2011

Рассмотрев динамику изменения , не трудно заметить во сколько раз возрос минимальный размер оплаты труда. Это прежде всего вызвано высокой инфляцией в стране.

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В России в сфере труда и социально-трудовых отношений в связи с переходом к экономике рыночного типа произошли принципиальные изменения. Они коснулись каждого гражданина страны и, конечно же, трудящихся, создающих материальные и духовные блага, которыми располагает общество. Причем изменения, произошедшие за годы перемен в области оплаты труда, как оказалось, не только не способствовали успешному развитию рыночных отношений, но и явились своеобразным тормозом их становления, так как значительно ухудшили положение работников и членов их семей. Из этого следует, что мышление всех участников социально-трудовых отношений еще не переориентировалось на происходящие в обществе перемены.

2. Исходя из того, что в новых экономических условиях работник должен самостоятельно оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, которые надо еще и создавать, причем эффективно, проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает значение, которое трудно переоценить.

3. Однако размер заработной платы зависит не только от индивидуальной производительности труда работника. Он зависит и от того, как тот, кто выплачивает эту заработную плату, сумел (захотел) определить её величину, какую систему стимулов к производительному труду он разработал и насколько умело эта система направляет возможности и потребности работника на достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия – другими словами, как работодатель управляет оплатой труда своих работников. Чрезвычайно важна также в этом вопросе в каждый данный период развития страны политика государства, профсоюзов и тех, кто осуществляет законодательное, нормативное и информационное обеспечение решения вопросов эффективной и своевременной оплаты труда. Рассмотрение этих вопросов объективно необходимо в связи с переходом от централизованно управляемой экономики к экономике рыночного типа.

4. Становится очевидным, что должная структура и уровень заработной платы для всего многообразия категорий трудящихся является вместе с необходимым уровнем занятости жизненно важным фактором сохранения сбалансированности современной экономики. В силу этого проблема исследования форм и систем оплаты труда – одна из важнейших предметов для изучения.

5. Так же можно сделать вывод, который говорит о том, что если администрация замечает каждое проявление активности работником и его поощряет, то активность работников возрастает, они работают более эффективно, а организация получает большую прибыль.

6. В Российской Федерации, развитие налоговой системы остаются по-прежнему незадействованными одни из важнейших функций налоговой политики.

7. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации представляет собой низший предел оплаты труда работников и устанавливается федеральным законом.

8. Стоит сказать, что МРОТ играет важную роль в развитии государства, хотя имеет большое количество недостатков.

 

Список литературы

 

 

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.12.2001;

2. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет» М: «Перспектива»-2006 г.

2. Вещунова, Н.Л., Фомина, Л.Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности» М: «Герда», 2003 г.

3. Квасенков, Е.В., Маргелова Е.Г., Толстунов Э.Ф. «Экономико-правовое регулирование труда, фонд заработной платы и её информационное обеспечение»/ доцент, к.э.н. Евгений Квасенков – общая редакция и предисловие.

4. Луговой, В.А. «Оплата труда, бухгалтерский учет и расчеты», М: Издательство «Бухгалтерский учет», 2002.-112с. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).

5. «Настольный справочник бухгалтера: заработная плата» М: «Приор-ЭКО», 2005 г.

6. Софронова, Л.М. «Заработная плата и связанные с ней расчеты:» М.: Республика -2004г.

7. Алимарина, Е. А. Оплата труда в экономике России / Е. А. Алимарина // Вестник Московского университета. - 2005. - № 5. - С. 37-54.

8. Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода.// Человек и труд – 2000. – №1.

9. Жуков, А. Л. Регулирование и организация оплаты труда: Учебное пособие / А. Л. Жуков. - М.: Издательство «МИК», 2003. - 189 с.

10. Загарова, Н. А. Анализ основных тенденций в области оплаты труда / Н. А. Загарова // Управление персоналом. - 2005. - № 19. - С. 26-32.

11. Кокин Ю. Основы политики доходов и заработной платы на перспективу.// Человек и труд.-2001.-№ 1.

12. Маслов В.А. Управление персоналом.-М., 1998.

13. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПБ.:Евразия, 1999.

14. Хрусталев А. Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт //Человек и труд.-2001.-№ 10.

15. Чемеков В.Оплата, мотивы и стимулы труда //Человек и труд.2001

16. Колбачев Е.Б., Новик Е.В., Колбачева Т.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях. - Ростов н/Д

17. Рофе А.И. Организация и нормирование труда. - М., 2001

18. Экономика предприятия. / Под ред. Е.Л. Кантора - СПб: Питер

19. Яковлев Р.А. Оплата труда на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

20. Воловская Н.М. Экономика и социология труда

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.