Здавалка
Главная | Обратная связь

Результаты интеллектуальной деятельности. Информация



 

Результаты интеллектуальной деятельности. Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности - произведений науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов и т.п. Указанные продукты творческой деятельности являются объектами так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - это условное собирательное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной, и прежде всего творческой, деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). В отличие от этого и в противоречии с п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), в России под интеллектуальной собственностью после вступления в силу Части четвертой ГК понимаются сами охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

Право вообще, и гражданское право в частности, процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства, не регулирует. Сам процесс творчества остается за пределами действия правовых норм. В лучшем случае право регулирует лишь создание организационных, имущественных и иных предпосылок творческого труда. Однако тогда, когда процесс творчества завершается производящим актом, независимо от того, какую объективную форму приобретает его результат, вступают в действие нормы гражданского права, обеспечивающие его общественное признание, устанавливающие правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов его творца.

Результаты творческой деятельности в отличие от вещей представляют собой блага нематериальные. Так, произведение науки, литературы или искусства есть совокупность новых идей, образов, понятий; изобретение, полезная модель и рационализаторское предложение - технические решения задачи; промышленный образец - художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия и т.п. Но объектами гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Так, литературное произведение может быть зафиксировано в рукописи, записано на магнитную ленту и т.п.; изобретение может быть выражено вовне в виде чертежа, схемы, модели и т.д.

Материальный носитель творческого результата (рукопись, магнитная запись, чертеж и т.п.) выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам, может быть уничтожен и т.д. Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в законе.

Произведения науки, литературы и искусства, результаты технического и иных видов творчества, являясь, безусловно, главной составной частью понятия "интеллектуальная собственность", не исчерпывают собой всего его содержания. Последнее охватывает также иные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и такие, которые не имеют творческого характера. Примером могут служить многие секреты производства ("ноу-хау"), которые хотя и представляют нередко большую коммерческую ценность, но результатами творчества часто не являются. Действующее российское законодательство не признает результатами творчества также фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг. Однако поскольку правообладателям указанных объектов закон гарантирует исключительное право на их использование, правовой режим указанных объектов приравнен по ряду моментов к режиму результатов интеллектуальной деятельности и они также включаются в понятие интеллектуальной собственности.

Информация. Результаты интеллектуальной деятельности как блага нематериальные могут рассматриваться в качестве определенного вида информационных ресурсов. Однако сами эти ресурсы несводимы к произведениям творчества и другим результатам интеллектуальной деятельности и могут существовать также в виде самых разнообразных знаний научного, технического, технологического, коммерческого и иного характера.

В современном мире информация уже давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности. При этом особое значение имеет машинная информация, под которой понимается информация, циркулирующая в вычислительной среде, зафиксированная на физическом носителе в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по телекоммуникационным каналам*(414).

Поэтому ничего, кроме недоумения, не вызывает исключение информации из перечня объектов гражданских прав в ст. 128 ГК, которое произошло в связи с принятием Части четвертой ГК. Поскольку никаких объяснений этому решению дано не было, можно предположить, что его инициаторы исходили из того, что информация как таковая самостоятельным объектом гражданских прав быть не может, так как всегда имеет режим какого-либо иного объекта, т.е. является результатом интеллектуальной деятельности, коммерческой тайной либо нематериальным благом. Если именно это обстоятельство стало побудительной причиной для исключения информации из перечня объектов гражданских прав, - а каких-либо иных разумных объяснений в голову не приходит, - то данное решение является ошибочным.

Действительно, любой, и в особенности нематериальный объект, может рассматриваться как определенная совокупность информации. Но это вовсе не означает, что сама информация сводится к этим объектам. Например, некоторые гражданско-правовые договоры регулируют отношения сторон по поводу информации, которая не является объектом исключительных прав, не имеет режима коммерческой тайны и не подпадает под сложившееся понятие нематериального блага. Таковы договоры о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведении маркетинговых исследований, проверке патентной чистоты объектов техники и т.п. Во многих гражданско-правовых обязательствах присутствуют так называемые информационные права и обязанности (например, право потребителя на информацию, право каждого участника договора простого товарищества знакомиться со всей документацией по ведению дел и т.п.).

Поэтому несмотря на исключение информации из перечня объектов гражданских прав, содержащегося в ст. 128 ГК, она по-прежнему может выступать их самостоятельным объектом*(415).

Как особый объект гражданских прав информация характеризуется следующими признаками. Прежде всего информация является идеальным компонентом бытия, т.е. благом нематериальным, несводимым к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями (запись на бумаге, магнитная лента и т.п.). Далее, информация есть благо непотребляемое, которое подвергается лишь моральному, но не физическому старению. Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации. Наконец, закон не закрепляет за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности или подпадает под понятие коммерческой тайны.

Коммерческая тайна есть особый правовой режим, который может придаваться некоторым информационным ресурсам. До недавнего времени его сущность определялась ст. 139 ГК, исключенной из Кодекса в связи с принятием части четвертой Гражданского кодекса, в которой в качестве объекта исключительного права выступает секрет производства (ноу-хау). Однако понятие коммерческой тайны в законодательстве тоже осталось, поскольку ФЗ "О коммерческой тайне" от 29 июня 2004 г. продолжает действовать.

В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Закона информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Состав сведений, образующих коммерческую тайну, определяется самими участниками гражданского оборота с учетом установленных законодательством ограничений. К такого рода сведениям предприниматели обычно относят информацию о проводимых переговорах, заключенных сделках, контрагентах, имущественном положении и т.п.

К коммерческой тайне с позиций действующего законодательства относятся также сведения относительно применяемых технологий, технических решений, о методах организации производства и т.д., т.е. всего, что охватывается понятием секрет производства (ноу-хау) (ст. 1485 ГК). Между тем информация, составляющая коммерческую тайну, и секреты производства имеют различный правовой режим: если первая охраняется в режиме коммерческой тайны, т.е. как фактическая монополия, то вторая - признается объектом исключительного права (ст. 1486 ГК), т.е. охраняется как юридическая монополия. Налицо одна из многочисленных нестыковок, допущенных при принятии части четвертой Гражданского кодекса.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.