Здавалка
Главная | Обратная связь

Типовые узлы схем автоматического управления пуском двигателей переменного тока



Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра электротехники и электрических машин

 

 

УТВЕРЖДАЮ:
И.о. зав. кафедрой ЭТиЭМ  
  доцент   ______ ЯЯ.М. Кашин  
  «____»_______2013г.  

 

Лекция № 11,12

По дисциплине «Электропривод и электрооборудование технологических объектов нефтегазовой отрасли»

для студентов направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело»

Квалификация выпускника - Бакалавр

 

Тема 8.Типовые узлы схем автоматического управления пуском двигателей переменного тока

Разработал:

доц.каф.ЭТиЭМ Копелевич Л.Е.

 

 

Обсуждено на заседании каф. ЭТиЭМ

27 августа 2013 г. (протокол № 1)

Секретарь кафедры

доц. С.А. Попов

 

 

 

 

Цели: 1. Формирование следующих компетенций:

1. ПК-2: способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

2. Формирование уровня обученности:

1. Знать: основные законы электротехники.

2. Иметь представление: о перспективах и направлениях развития электротехники и электроники.

Материальное обеспечение:

Проектор, ПК, комплект слайдов «ЭиЭ, тема 1».

Учебные вопросы

Вводная часть.

Основная часть:

1 Типовые узлы схем автоматического управления пуском двигателей переменного тока.

2 Типовые узлы схем автоматического управления торможением двигателей переменного тока.

3 Узлы электрической защиты двигателей и схем управления.

Заключение.

 

Литература

1. Касаткин А.С. Курс электротехники: Учеб. для вузов/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов. ­- 10-е изд., стер. - М.: Высш. школа, 2009. – 542 с. (с. 473-511).

2. Л 21: Касаткин А.С. Курс электротехники: Учеб. для вузов/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов. ­- 10-е изд., стер. - М.: Высш. школа, 2009. – 542 с. (с. 483-521).

 

Дополнительная литература

1. Чиликин М. Г., Сандлер А. С. Общий курс электропривода: Учебник для ВУЗов. М.: Энергоиздат, 1981. – 576 с.

2. Ключев В.И. Теория электропривода: Учебник для ВУЗов.-М.: Энергоатомиздат, 1998.-704 стр.

3. Белов М.П., Новиков В.А., Рассудов Л.Н. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов: Учебник для ВУЗов. – М.: «Академия», 2004. – 576с.

4. Кацман М.М. Электрический привод: учебник для техникумов. – М.: «Академия», 2008. – 384 с.

5. Ильинский Н.Ф. Основы электропривода: учеб. пособие для ВУЗов. – 2-е изд., - М.: МЭИ, 2003. – 224 с.

Типовые узлы схем автоматического управления пуском двигателей переменного тока

Графики изменения во времени скорости и тока двигателя на рис. 1, построенные для ДПТ справедливы и для АД с фазным ротором, т.к. рабочая часть механической характеристики АД линейна как и механическая характеристика ДПТ с независимым возбуждением; с ростом сопротивления в цепи ротора наклон рабочей части характеристик к оси абсцисс увеличивается. Поэтому автоматическое управление пуском и торможением двигателей переменного тока осуществляется в функции тех же величин и с использованием аналогичных электрических аппаратов.

Типовой узел, обеспечивающий автоматический пуск АД с фазным ротором в две ступени в функции времени, приведен на рис. 1.

Цепи управления питаются от сети постоянного тока. При большой частоте включения двигателя используют контакторы переменного тока с катушками постоянного тока и электромагнитные реле времени, электрические аппараты

постоянного тока. Схема отличается от схемы управления пуском ДПТ лишь тем, что катушка реле времени РУ2 включена в цепь управления через размыкающий контакт КУ1. Таким образом РУ2 включается при подаче напряжения на схему, а отсчёт выдержки времени начинается РУ2 с момента размыкания контакта контактора КУ1.

Для СД всегда применяют асинхронный пуск. Поэтому в статорных цепях СД осуществляются так же переключения, как и при пуске АД: – статорные обмотки включаются на полное напряжение (прямой пуск) либо на пониженное напряжение с последующим переключением в функции времени на полное.

 

 
 

 


Рисунок 1 - Схема включения АД с фазным ротором.

 

Специфическая особенность пуска СД – управления подачей в обмотку возбуждения постоянного тока от возбудителя. В качестве последних используют генераторы постоянного тока или тиристорные преобразователи. Для быстроходных СД вал возбудителя соединяют с валом двигателя, для тихоходных СД привод возбудителя выполняют на основании АД с короткозамкнутым ротором.

Если позволяют питающая сеть и двигатель, то применяют прямой пуск с постоянно подключённым возбудителем при Мс на валу СД не превышающем 0,4Мн. Если Мс>0,4Мн, то возбудитель подключается на подсинхронной скорости.

При пуске на пониженном напряжении различают: «лёгкий» пуск, при котором возбуждение подаётся до включения обмотки статора на полное напряжение (при небольшом Мс) и «тяжёлый» пуск – подача возбуждения происходит при полном напряжении на обмотке статора (при значительном Мс).

На рисунке 2.а – схема прямого пуска с наглухо подключённым возбудителем В. Управление пуском состоит во включении линейного выключателя ВЛ или контактора КЛ. По мере разгона М напряжение В растёт, растёт и ток возбуждения. При подсинхронной скорости он оказывается достаточным для вхождения М в синхронизм.

Схемы на рисунке 2.б и 2.в применяют при более тяжёлых условиях пуска. Начинается пуск с включения ВЛ (КЛ). Обмотка возбуждения ОВМ либо замкнута на разрядное сопротивление RР, либо подключена к возбудителю последовательно с RР. Подачей возбуждения можно управлять в функции скорости (скольжения) или тока статора М. Первый способ рис. 2.б. реализуют при помощи электромагнитного реле времени постоянного Его катушка включена через диод Д на часть Rр. При подключении обмотки статора М к сети в обмотке возбуждения наводится переменная э.д.с. По катушке РПВ начнёт протекать выпрямленный диодом ток ікат в виде импульсов, амплитуда и частота которых пропорциональны скольжению ѕ. В самом начале пуска, когда ѕ=1, амплитуды импульсов тока ікат достаточно велики а временные интервалы между ними малы, поэтому РПВ включится. По мере разгона М амплитуда импульсов уменьшается, а временные интервалы между ними увеличиваются. При подсинхронной скорости эти интервалы станут равными времени выдержки и РПВ отключится. Его контакт замкнётся и включит КВ. Из-за разброса выдержек РПВ схема не обеспечивает чёткого вхождения М в синхронизм.

В основном применяют управление в функции тока статора М (рис. 2.в.). Токовое реле РПВ получает питание от трансформатора тока ТрТ, включённого в фазу статорной цепи. Известно, что при асинхронном пуске ток статора в зоне подсинхронной скорости резко уменьшится. Это обстоятельство и используют для фиксации момента подачи возбуждения. При нажатии на КнП срабатывает КЛ. От броска пускового тока срабатывает и РПВ. Его размыкающий контакт в цепи катушки КВ размыкается, и замыкающий контакт включает блокировочное реле РБ. РБ становится на самопитание и подготавливает цепь включения КВ. На подсинхронной скорости ток статора снижается, РПВ отключается. Включается КВ. Его контакты закорачивают Rр и катушку РПВ, чтобы РПВ не сработало от броска тока статора при вхождении М в синхронизм.

 

Рисунок 2 -. а) схема прямого пуска;

б) схема пуска в функции скорости;

в) схема пуска в функции тока;

г) схема цепей управления.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.