Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА: СТАНОВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ РЕЖИССУРЫ В СССР.



Вопрос 1. Физкультурные парады на площади

Становление спортивной режиссуры начиналось с физкультурных парадов на площади.

25 мая 1919 года, в день годовщины Всевобуча, по инициативе Правительства в Москве на Красной площади был впервые проведен военно-физкультурный праздник. Бойцы Всевобуча прошли по площади с оружием, а часть из них совместно с физкультурниками спортивных организаций впервые показали массовые гимнастические упражнения в движении.

Этот исторический праздник, получивший высокую оценку Правительства, положил начало Физкультурным парадам - одной из форм массовых спортивных зрелищ, которая на долгие годы стала ведущей в стране.

С 1924 года и до 80-х годов Физкультурные парады проводились ежегодно. Главной ареной для них всегда была Красная площадь. Однако, с середины 50-х годов Физкультурные парады теряют свою самостоятельность, превращаясь в головную колонну демонстрации трудящихся в дни 1 -го мая и 7-го ноября.

Головная колонна демонстрации по своему масштабу и значимости отличается от классического Физкультурного парада. Ее задача становится более узкой и конкретной - задать основную тему и тон народному празднеству. Используя накопленный опыт в применении выразительных средств Физкультурных парадов, режиссура с успехом решала поставленную перед ней задачу. На протяжении многих лет головная колонна физкультурников, открывавшая демонстрации трудящихся, выглядела по-новому, но всегда интересно, красочно, тематично и эмоционально.

Особой популярностью Физкультурные парады пользовались в 30-е годы. Это было вызвано бурным развитием физической культуры и спорта, великим энтузиазмом и интересом молодежи к этой новой форме самовыражения и общения, способствующей проявлению свободного творчества масс, коллектива и личности одновременно. Эти годы были очень плодотворны и для режиссуры.Огромная массовость и разнообразие контингента участников, широта тематики, появление новых выразительных средств создали благоприятные условия для творческого подъема. Не случайно, Физкультурные парады того времени вызвали к себе повышенный интерес как специалистов в области спорта, так и деятелей различных областей культуры и искусства.

В 1931 г. в Физкультурном параде приняли участие 40 тысяч человек, в 1932 г. -70 тысяч, в 1933 г. - 80 тысяч, в 1934 и 1935 гг. - по 120 тысяч, в 1936 г. - 110 тысяч, в 1937 г. - 40 тысяч, в 1938 -1940 гг. количество участников не превышало 40 тысяч человек.

"Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют хором, исполняют какие-нибудь гимнастические маневры или танцы, словом, устраивают своего рода парад, но парад не военный, а по возможности насыщенный таким содержанием, которое выражало бы идейную сущность, надежды, проклятия и всякие эмоции народа, - то те, остальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и площади, где происходит праздник, сливаются с этой организованной массой и, таким образом, можно сказать: весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу" (см. А.В.Луначарский. О массовых празднествах, эстраде, цирке. - М.: Искусство, 1981, с. 84).

Именно таким народным торжеством были физкультурные парады 30-х годов, которых ждали, к которым готовились, в которых активно участвовала не только молодежь столицы, но и вся страна.

Характерной особенностью физкультурных парадов первых лет было то, что они проводились только в движении. Остановки на площади не допускались. Это требование, естественно, накладывало свой отпечаток на содержание действий участников парада, на организацию и режиссуру отдельных колонн и всего парада в целом. Режиссер в этих условиях был ощутимо ограничен в выборе средств и, естественно, организаторские способности руководителя колонны имели большее значение, чем его творческие и постановочные способности. Основные задачи режиссера фактически сводились к отработке парадного шага и равнения при прохождении колонны, а также поиску оригинальной атрибутики для того, чтобы зритель смог безошибочно определить принадлежность колонны к тому или иному коллективу.

С накоплением выразительных средств и опыта проведения Физкультурных парадов постепенно возрастала и роль режиссера как постановщика. Физкультурные парады стали носить тематический характер. Каждая колонна, участвовавшая в параде, должна была выбрать и раскрыть определенную тему. Сделать это было не просто, так как у режиссера имелись буквально считанные минуты на воплощение своей идеи. Скоротечность движения определяла и выбор выразительных средств. Большое значение для раскрытия избранной темы в этот период приобретают: форма построения колонны; предмет для выполнения упражнений в движении; оригинальность самих массовых упражнений; различные конструкции, способствующие раскрытию темы; гимнастические снаряды, укрепленные на транспортных средствах; "живые" пирамиды и пр. Особая роль отводилась художественному оформлению колонны и костюмам участников (рис. 1-5.).

Музыка Физкультурных парадов в тот период была общей для всех. В основном это были марши, главной задачей которых было обеспечить четкое прохождение колонн по площади без каких-либо нарушений общего потока движения. Поэтому особого значения для раскрытия тематики и выполнения массовых упражнений в движении музыкальное сопровождение не имело, а служило лишь фоном.

В 1933 году впервые в Физкультурный парад были введены массовые гимнастические выступления. В этом параде участвовали только две делегации: сводная колонна физкультурников крупнейших предприятий Москвы (режиссер -А.Лазарев) и колонна студентов Государственного Центрального института физической культуры и спорта (режиссер - М.Окунев).

В последующие годы включение массовых гимнастических выступлений в Физкультурные парады стало традиционным. В связи с этим изменилась композиция парада. В ней стили выделять две части: первую – собственно Физкультурный парад с теми же в принципе задачами, что стояли перед парадами и раньше, и вторую - массовые гимнастические выступления. В этой второй части каждая делегация в течение нескольких минут под специально подобранную или написанную музыку демонстрировала композицию массовых гимнастических упражнений, используя выразительные средства спорта. Но делала это уже не в движении, а на месте, занимая иногда своей массой всю Красную площадь.

Таким образом, парад 1933 года дал жизнь еще одной форме спортивных зрелищ - массовым гимнастическим упражнениям, которые в дальнейшем, особенно, с выходом на стадион, получили очень широкое развитие и превратились в самостоятельный жанр зрелищного искусства.

Физкультурный парад 1933 года поставил перед режиссурой новые задачи. Начался активный поиск выразительных средств. Появились новые виды массовых упражнений (поточные, пирамидковые), а также трансформирующиеся предметы, которые в процессе выполнения упражнений большой массой участников внезапно для зрителей изменяли цвет, форму, а вместе с этим, и свой первоначальный смысл и функции.Например, простая гимнастическая булава мгновенно превращалась в раскрывающуюся коробочку хлопка или головку подсолнуха, шест становился гигантским золотым колосом, веслом с цветными лопастями или флагом и т.п. Кроме того, композиции массовых гимнастических выступлений стали отличаться красочными построениями и перестроениями.

Значительный толчок в развитии жанра массовых спортивно-художественных представлений дал Физкультурный парад 1937 года. Он был посвящен 20-летию Октября и собрал делегации всех Союзных Республик страны (по 150-200 человек от каждой Республики). Так, начиная с 1937 года, Физкультурные парады в Москве становятся Всесоюзными.

Повышается политическая значимость физкультурных парадов. Каждый из них посвящался какому-либо важному событию в жизни страны и, следовательно, имел определенную тему. Так, в 1937 г. парад был посвящен 20-летию Октября; в 1938 г. - выборам в Верховный Совет; в 1939 г. - XVII съезду ВКП(б); в 1940 г. - выполнению решений XVII съезда.

Участие в Физкультурных парадах делегаций Союзных Республик в корне изменило содержание массовых выступлений их второй части. Наряду массовыми гимнастическими упражнениями, в них впервые было представлено искусство. Поначалу особый успех во Всесоюзных парадах име-к0лхореография. В Москву приезжали лучшие профессиональные хореографические коллективы Республик, которые вместе со спортивными делегациями показывали свое высокое мастерство. Так перед режиссурой впервые встал вопрос о возможности синтеза спорта и искусства, что в дальнейшем стало одной из главных отличительных черт массовых спортивно-художественных представлений на стадионе.

Названные особенности Всесоюзных парадов привели к существенному повышению роли режиссера как постановщика. Образность решения темы, законченность композиции, оригинальность в подборе выразительных средств спорта и искусства, серьезный, вдумчивый подход к музыкальному и художественному оформлению отличали постановки ведущих режиссеров того времени.

В этот период следует отметить роль деятелей искусства в развитии и становлении на профессиональную основу новой формы массового спортивного театра. Совместная работа спортивных режиссеров с профессиональными режиссерами, балетмейстерами, художниками и композиторами способствовала взаимному творческому обогащению. Результатом этого замечательного содружества было появление прекрасных композиций массовых гимнастических выступлений и спортивных праздников, вошедших в сокровищницу массового искусства. Этот творческий союз отдельных постановщиков продолжается до сегодняшнего дня.

Первыми, кто испытал себя в этом новом перспективном жанре и оказал неоценимую, действенную помощь молодым спортивным режиссерам, были балетмейстеры И.А.Моисеев и К.Я.Голейзовский. Постановки И.А.Моисеева на Физкультурном параде 1937 г. с А.А.Губановым на тему "Граница на замке" (делегация Белоруссии), а в 1938 г. с режиссером М.Окуневым на тему "Если завтра война" (делегация Института физической культуры) вошли в историю массовых спортивных зрелищ. Они и до сих пор являются эталонами, по которым можно сверять постановки сегодняшнего дня.

И.А.Моисеев продолжал сотрудничество со спортивными режиссерами и в послевоенные годы. Совместно с режиссером Я.Б.Теверовским на Физкультурных парадах 1947 и 1954 гг. он поставил для делегации России очень интересные, можно сказать, новаторские композиции. Например, в 1947 г. в финале выступления впервые появились моза-ичные рисунки, которые составлялись спортсменами с помощью двухсторонних но цвету флажков. Впоследствии они нашли широкое применение в работе художественного фона и получили название "фонирующие фляжки".

К.Я.Голейзовский совместно с А.А.Губановым представлял спортивную делегацию Белоруссии на физкультурных парадах 1938 и 1939. В историю массовых гимнастических выступлений они вошли как создателипоточных упражнении на специально созданной для этого конструкции (1938 г.), которая получила название "Белорусская ваза". С тех пор в композициях спортивных праздников и массовых представлений появились и до сих пор появляются различные модификации и аналоги этой конструкции - "Кубок", "Фонтан", "Спираль", "Цилиндр", "Павлиний хвост", "Хлопковая коробочка" и др.

Практическая деятельность И.А.Моисеева и К.Я.Голейзовского в постановке массовых спортивных выступлений оказала большое влияние на творчество спортивных режиссеров того времени, а Я.Б.Теверовский, А.А.Губа-нов, работавшие с ними непосредственно, достойно заняли ведущие позиции в режиссуре массовых спортивных зрелищ в стране.

Эта совместная работа не прошла бесследно и для балетмейстеров. Опыт работы с большими массами участников, овладение выразительными средствами спорта помогают и сегодня в творческой работе Игоря Александровича Моисеева. Так, например, в программе (1983 г.) Государственного академического ордена Дружбы народов Ансамбля народного танца, бессменным художественным руководителем и постановщиком танцев которого является И.А.Моисеев, хореографическая сцена "Праздник труда" построена на принципах массовых гимнастических упражнений, представляя собой удачное сочетание выразительных средств хореографии и массовых спортивных выступлений.

(Рис. 2, 3. Физкультурные парады:Петроград, 1923 г. Ленинград, 1939 г.

Рис. 4. Всесоюзный день физкультурника 1939 г. Один из моментов оформления физкультурного парада -пирамида гимнастов на движущемся автомобиле.

Рис. 5 Физкультурный парад 1945 г. Выступление ГЦОЛИФК Военного факультета).

Подводя итоги предвоенного периода в развитии массового спортивно-художественного театра, можно сделать следующие выводы:

1.Физкультурный парад в 30-е годы, достигнув вершины в своем развитии, утвердился как ведущая форма массовых спортивных зрелищ и праздников, заслужив горячее признание и любовь народа.

2.Как результат творческого поиска новых выразительных средств Физкультурного парада, получили развитие массовые спортивные представления, которые первоначально входили в парад в виде отдельных массовых гимнастических выступлений, составляя его вторую часть.

3.Спортивная режиссура тех лет добилась определенных успехов, особенно в постановке отдельных массовых гимнастических выступлений. Утвердились многие выразительные средства: массовые вольные, поточные и пирамидковые упражнения, упражнения на различных конструкциях и гимнастических снарядах и др. Достаточно умело осуществлялся монтаж сольных и групповых номеров с массовым номером. Впервые появились и нашли широкое применение в массовых гимнастических выступлениях средства искусства (танцевальные композиции профессиональных и самодеятельных коллективов). Лучшие постановки тех лет отличались высокой идейностью, образностью решения и раскрытия темы, законченностью композиции. Появилась целая плеяда талантливых спортивных режиссеров-постановщиков, таких, как С Лазарев, А. Брыкии, А.Бражиик, А.Губаиов, М.Окуиев, Л.Орлов, М.Сегал и др.

4. Поскольку темы отдельных массовых гимнастических выступлений развивались на уровне темы Физкультурного парада в целом -всегда масштабной и всеобъемлющей по своему значению –, то смысловой монтаж массовых выступлений между собой не оказывал большого влияния на развитие логики действия (от перестановки отдельных выступлений смысл не менялся). Поэтому в основе построения композиции парада и, особенно его второй части, в лучшем случае лежал принцип нарастания действия. Однако чаще, независимо от содержания, отдельные выступления располагались в программе по рангу и значимости делегаций. Физкультурные парады тех лет не имели и завершающего действия - финала представления. Таким образом, отсутствие смысловой логики развития действия в раскрытии темы и идеи, отсутствие сквозного режиссерского хода в представлении в целом были характерными чертами режиссуры довоенных Физкультурных парадов. Это свидетельствует и о том, что функция главного режиссера как постановщика сводилась к минимуму. Вместе с тем, учитывая огромную массовость и большое представительство делегаций в Физкультурных парадах, особое значение имела его функция как организатора.

 

* * *

Прерванные Великой Отечественной войной Всесоюзные физкультурные парады возобновились в 1945 году. Примечательно, что в мае был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии во Второй мировой войне, а уже в августе на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физкультурников. Факт сам по себе очень знаменательный, свидетельствующий о большой роли массовых спортивных празднеств в стране. Советские люди после ужасов войны, страданий, нечеловеческого напряжения, наконец, по-настоящему ощутили, что такое мир на Земле. Все было проникнуто восторгом, ликованием, великой любовью к Родине. Это был праздник гордости народа-победителя, праздник радости и счастья.

В торжественном марше и массовых гимнастических выступлениях были представлены делегации всех Союзных республик, а также Москвы и Ленинграда. Всего участвовало 27 тысяч человек. Композиционно этот парад был построен на тех же принципах, что и Физкультурные парады довоенных лет.

Всего после Великой Отечественной войны было проведено четыре Всесоюзных парада (1945,1946,1947 и 1954 гг.), и каждый из них оставил особый след в истории спортивно-художественного театра. Физкультурный парад 1945 г. был последним Всесоюзным парадом, проведенным на Красной площади и одним из грандиозных торжеств, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Парад физкультурников 1946 г. впервые проводился не на Красной площади, а на стадионе. Физкультурный парад 1947 г. был посвящен знаменательной дате - 3 0-летию Октября, а парад 1954 г. вошел в историю как последний самостоятельный Всесоюзный физкультурный парад в нашей стране.

Особое значение в становлении форм массовых спортивных представлений имел Физкультурный парад 1946 г. Проведение его на стадионе привело к пересмотру некоторых уже сложившихся традиций в постановочной работе. Переход с площади на стадион не был совершенно неожиданным для режиссеров. Ведь и раньше парады, проводимые на Красной площади, неоднократно (с целью охвата большего числа зрителей) повторялись на Центральном стадионе "Динамо". Естественно, массовые композиции, подготовленные специально для площади, не всегда прямо подходили для стадиона. Режиссеры понимали, что стадион требует иных решений. Начался процесс поиска новых и переосмысления имеющихся выразительных средств и композиций.

Стало совершенно ясно, что одно из выразительных средств массовых спортивных представлений - построения и перестроения на стадионе приобретают иное значение, чем на площади. Символика и красочность рисунков построения, чистота и логика перехода от рисунка к рисунку, от одного эпизода к другому становятся одним из главных и определяющих компонентов успеха зрелища. С изменением цвета сценической площадки (серая брусчатка площади сменилась зеленым травяным покровом стадиона) и ракурса обозрения зрителями выступлений особое значение приобрела цветовая гамма костюмов участников и предметов для выполнения упражнений. Ведь на стадионе зрители получили возможность воспринимать не отдельные зоны пространства сценической площадки и фрагменты выступлений, как это было на площади, а все пространство и всю композицию в целом.

Самой сложной задачей, которую поставил стадион перед режиссурой, было определение ракурса представления. Логика подсказывала, что круговое расположение зрителей на трибунax стадионa требует и соответвующего построении композиции На практике же все получилось иначе. Построение композиции с равноценным круговым обозрением оказалось очень сложной задачей, которая полностью не решена и до настоящего времени.

Следует отдать должное режиссуре того времени, которая нашла, хоть и компромиссный, но выход из создавшегося положения. На стадионе, как на сцене театра, был создан цветовой задник (гл. режиссер - М.Д.Сегал, гл. художник - Б.Г.Кноблок). Для этого на одну из трибун (противоположную центральной) были помещены 7000 участников. Каждый из них имел сброшюрованный из цветных листов альбом. По команде режиссера все участники одновременно открывали указанный им цвет и тем самым создавали цветовой фон для выступающих на поле. Это было ново, необычно, масштабно, красочно и имело большой успех.

С тех пор прошло много лет. Фон на трибунах стал неотъемлемым атрибутом почти всех крупных спортивно-массовых представлений и праздников. За прошедшие годы раскрыты огромные возможности его как очень яркого и действенного выразительного средства, способствующего образному раскрытию темы и идеи представления. Недаром сегодня его называют художественным фоном или живым экраном. Основным предметом для создания мозаичных рисунков фона стал фонирующий двухцветный флажок.

С выходом на стадион произошла переоценка ценностей и в композиции самого Физкультурного парада. Беговая дорожка стадиона не позволяла провести первую часть, т.е. собственно парад, так, как это было на Красной площади. Здесь он превратился в марш-парад делегаций Союзных республик и колонн физкультурников ДСО и ведомств, постепенно теряя свое первоначальное значение в качестве самостоятельной формы массовых спортивных зрелищ. Вместе с тем, стадион значительно расширял возможности в проведении второй части - массовых гимнастических выступлений. И этим незамедлительно воспользовались режиссеры. В частности, в программах большое место стали занимать спортивные соревнования по различным видам спорта (легкой атлетике, борьбе, боксу, тяжелой атлетике, футболу и др.), которые чередовались с массовыми выступлениями.

Изменилось и содержание массовых гимнастических выступлений. Они приобрели более спортивный характер. Меньше стали использоваться народные танцы, зато увеличился объем элементов спортивной и божественной гимнастики, акробатики и других видов спорта. "Включение в программы парадов физкультурников 1946,1947 и 1954 гг., кроме массовых гимнастических выступлений, соревнований по различным видам спорта, себя оправдало. Парады как зрелище стали более разнообразны и спортивны. Впечатления зрителей от массовых гимнастических выступлений, ярких красок, музыки дополнились накалом спортивной борьбы и азарта". Этот вывод, сделанный главным режиссером этих праздников М.Д.Сегалом (см.: М.Д.Сегал. Физкультурные праздники и зрелища" -М.: ФиС, 1977, с.24), вполне справедлив и объективен, если рассматривать спортивное представление как набор отдельных, не связанных между собой номеров, как сумму красочных и эмоциональных дивертисментов.

Однако, рассматривая это нововведение с позиции современных требований к идейно-тематической основе представления, можно утверждать, что оно было шагом назад в режиссуре того времени. Это связано с тем, что включение чисто спортивных номеров соревновательного характера в чередовании с массовыми гимнастическими выступлениями, имеющими тематический характер, неизбежно ведет к нарушению целостности композиции и препятствует восприятию зрителями главной идеи и логики всего представления.

Одним из важных компонентов массовых спортивных представлений является темпо-ритмический рисунок их построения. Главные его характеристики:

• продолжительность отдельных номеров, эпизодов, представления в целом;

• ритмичность и аритмичность временных отрезков отдельных, следующих друг за другом номеров, эпизодов;

• темп (количество действий в единицу времени);

• контрастность номеров и эпизодов по режиссерскому решению и выбору выразительных средств;

• действенность отдельных номеров и эпизодов, их расстановка в композиции;

• монтаж - логика смыслового соединения эпизодов между собой в раскрытии темы и идеи представления (смысловой монтаж) и качество самих переходов от номера к номеру, от эпизода к эпизоду (технический монтаж).

Действенность темпо-ритма, т.е. создание эмоционального настроя у зрителей на активное восприятие представления, во многом зависит от продолжительности зрелища в целом. Как показывает практика сегодняшнего дня, оптимальная продолжительность представления, учитывая, что они проводятся без перерыва, - 1,5 - 2 часа. Когда же представление затягивается, действенность темпо-ритма снижается. Более того, даже оптимальное по продолжительности представление, но поставленное режиссером без учета темпо-ритмических закономерностей, может восприниматься зрителями как затянутое и монотонное.

Сравнивать зрелища, которые разделяют десятилетия, а тем более делать выводы и оценки, весьма сложно из-за различия условий, задач, требований и пр. Но проблема времени, в особенности, продолжительности представления, стала для режиссуры послевоенных лет постоянной, что было связано с огромной массовостью спортивных зрелищ и широким представительством различных делегаций и коллективов.

Например, Всесоюзный физкультурный парад 1954 г. В нем приняли участие около 40 тыс. человек. В массовых гимнастических выступлениях с участием около 30 тысяч человек были представлены следующие делегации и колонны:

· делегации от всех Союзных Республик (от 300 до 420 чел. в каждой, исключая самые крупные делегации: Белоруссии - 700 чел., Украины - 1000 чел. и России - 2800 чел.);

• колонна школьников Москвы (1300 чел.);

• колонна ДСО 'Трудовые резервы" (3800 чел.);

• колонна студентов Института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта (850 чел.);

• колонна студентов вузов Москвы (2800 чел.);

• колонна студентов Центрального института физической культуры (850 чел.);

• колонна гимнастов спортивных обществ профсоюзов (4000 чел.);

• участники художественного фона (7000 чел.).

Помимо названных массовых выступлений, программа Всесоюзного физкультурного парада 1954 г. включала:

• выступление сильнейших гимнастов страны (отдельный номер);

• соревнования по легкой атлетике, объединенные в пять самостоятельных номеров программы (старт и финиш марафонского бега; бег на 3000 м - мужчины; метание копья - женщины и мужчины; бег на 100 м -женщины и мужчины; бег на 400 м-мужчины; бег на 100 м с барьерами - мужчины; бег на 400 м с барьерами - мужчины; эстафетный бег 4x200 м - женщины; бег на 800 м - женщины; бег на 1500 м - мужчины).

• соревнования по классической и вольной борьбе;

• соревнования по тяжелой атлетике (упражнения в жиме, рывке и толчке на побитие рекордов).

Выше представлена программа лишь второй части парада 1954 г., т.е. массовых гимнастических выступлений и спортивных соревнований, а ведь была еще и первая часть - марш-парад, в котором приняли участие 24 колонны физкультурников, представляющих Союзные Республики, ДСО и ведомства. Совершенно очевидна грандиозная массовость этого парада.

Причем он не был исключением. Массовость как характерная черта Всесоюзных физкультурных парадов диктовала режиссерам свои условия. Поэтому продолжительность зрелища более четырех часов была делом обычным.

В дальнейшем и количество участников массовых спортивно-художественных представлений, и их продолжительность, претерпели существенные изменения. Например, в празднике открытия Игр XXII Олимпиады в 1980 г. в Москве приняли участие 17 500 человек. При этом само представление (приветствие молодежи участникам и гостям Игр) длилось менее 1 часа, а праздник закрытия Олимпийских Игр с участием 13 ООО человек продолжался 1 час 30 мин.

Очень трудно говорить о драматургии таких грандиозных спортивных зрелищ, какими были Всесоюзные физкультурные парады. Однако можно с уверенностью сказать, что это были красочные зрелища большого политического значения, пропагандирующие образ жизни народа, физическую культуру и спорт в нашей стране.

Роль главных режиссеров во Всесоюзных парадах была необычайно сложна. Много сил и времени им приходилось отдавать организационным вопросам, вести борьбу буквально за каждую лишнюю минуту в выступлениях, координировать их содержание (следить, например, чтобы не было повторений хотя бы в выборе предмета), согласовывать действия фона с выступлениями делегаций и т.п.

В 1954 г. история Всесоюзных физкультурных парадов заканчивается. В дальнейшем было принято решение проводить раз в четыре года (в предолимпийский год) Спартакиаду народов СССР, открывая их большими массовыми спортивными представлениями.

Однако, Физкультурные парады как форма массовых спортивных зрелищ не прекратили полностью своего существования, а получили иное развитие. В Москве, Ленинграде, столицах всех Союзных Республик, а также во многих крупных городах Физкультурные парады стали открывать демонстрации трудящихся 1 Мая и 7 Ноября. Особого расцвета в Москве такие парады достигли в 60-70-е годы, превратившись в красочные синтетические зрелища с четко сформулированной тематикой, выраженной средствами спорта и искусства. Большую роль в развитии Физкультурных парадов того времени сыграли в разные годы их главные режиссеры-постановщики - Н.П.Серый и М.А.Закута.

Подводя итоги послевоенному периоду в развитии Всесоюзных физкультурных парадов, можно сделать следующие выводы:

1. Решающее значение в развитии Физкультурных парадов имела перемена места их действия - переход с площади на стадион. Это привело к окончательному расчленению Физкультурного парада на две самостоятельные формы: собственно Физкультурные парады, которые снова стали проводиться на площади, только несколько в другом качестве, с одной стороны, и массовые спортивные представления на стадионе, с другой. Последние получили в дальнейшем очень широкое распространение и признание в нашей стране.

2.Выход на новое место действия дал толчок творческому переосмыслению имеющихся выразительных средств и поиску новых. Режиссеры больше внимания стали уделять зрелищности композиции отдельных гимнастических выступлений. Особое значение приобрели цвет и рисунок построения. Появилось новое, очень действенное выразительное средство массовых представлений – художественный фон (мозаичный рисунок). Большим событием в развитии режиссуры того времени стало появление общего финала представления (в 1954 г.).

3.Стадион изменил и характер самого зрелища, сделав его более спортивным. Танцевальные номера, применявшиеся ранее в изобилии, стали исчезать. В программе представления большое место стали занимать соревнования по отдельным видам спорта. Зрелище в целом стало носить более развлекательный характер и решать агитационно-пропагандистские задачи, связанные с развитием физической культуры и спорта в стране.

4.Включение спортивных состязаний в программы представлений наполнило атмосферу массовых зрелищ духом соперничества, спортивным ажиотажем, которые вскоре передались спортивным организациям, ведомствам, Республикам. Каждому руководителю, а вместе с ним и постановщику, хотелось, чтобы их выступление было лучшим. В принципе, это можно рассматривать как положительное явление, особенно для дальнейшего развития и совершенствования отдельных массовых гимнастических выступлений. Однако это соперничество между организациями часто приводило к игнорированию общих задач представления, снижая роль главного режиссера как постановщика.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.