Вопрос 2. Массовые спортивно-художественные представления на стадионе ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Дальнейшее развитие массовых спортивно-художественных представлений как жанра и их режиссуры связано с проведением Спартакиад народов СССР. Приняв эстафету от Всесоюзных физкультурных парадов, праздники открытия и закрытия Спартакиад очень быстро завоевали авторитет и признание. Роль Спартакиад особенно возросла, когда в их финальной части стали принимать участие зарубежные спортсмены. Впервые это произошло в 1979 году. Тогда на VII Спартакиаду в Москву прибыли спортсмены из 81 страны (на VIII Спартакиаду - из 61 страны). Таким образом, финал Спартакиады народов СССР превратился в крупные международные состязания и, вместе с тем, в масштабный форум мира и дружбы спортсменов разных стран и континентов. Начиная с 1956 года, проведено восемь Спартакиад (I -1956 год, II-1959 год, III -1963 год, IV - 1967 год; V -1971 год, VI -1975 год, VII -1979 год, VIII -1983 год). Восемь Спартакиад - восемь праздников открытия и закрытия на стадионе в Лужниках - дают основание говорить не только о тенденциях развития и становления режиссуры этих праздников, но и о современном уровне массового спортивно-художественного театра у нас в стране. Праздник открытия I Спартакиады (главный режиссер -М.Д.Сегал) по своей структуре он мало чем отличался от Всесоюзных физкультурных парадов предшествующих лет. Он также имел четко выраженные две части: первую - торжественное открытие, включая марш-парад участников Спартакиады, и вторую - массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования. Вместе с тем, марш-парад получил здесь совершенно новое осмысление, чем в Физкультурных парадах. Потеряв самостоятельность, он превратился лишь в один из элементов церемонии открытия Спартакиады. В праздниках открытия первых Спартакиад марш-парад завершал Церемонию открытия. Это связано с тем, что вначале он строился по (шинципу военных парадов, где торжественный марш воинов, как известно, завершает действие. Главной фигурой, как и в военных парадах, был командующий. Он руководил церемонией - подавал команды участникам и отдавал рапорт принимающему парад, подавал команды па вынос и подъем Государственного флага, на прохождение участников церемонии в марш-параде. Роль командующего была очень почетна и ответственна. Поручалась она, как правило, выдающимся спортсменам страны (В,Мукарин, Ю.Власов и др.). В дальнейшем церемонии открытия Спартакиад стали строиться по принципу открытия Олимпийских Игр, т.е. начинаться с марш-парада участников. Поэтому роль командующего парадом в них постепенно отмирает, а движущей силой всего действия становятся музыка и дикторский текст. Естественно, подобное решение церемонии открытия потребовало более серьезного подхода к ее подготовке и проведению. Еще одной особенностью церемоний открытия первых Спартакиад было то, что в них большое место занимала так называемая митинговая часть. Иногда выступали 3-4 человека. Это затягивало церемонию, нарушало темп развития действия. В последующих праздниках вообще отказались от этой части. Традиционным стало лишь выступление Председателя Спорткомитета СССР, который обычно зачитывал приветствие Правительства страны участникам Спартакиады. В целом церемонии открытия Спартакиад всегда были очень торжественны, красочны и впечатляющи. Их неизменный успех обеспечивался многими факторами, в том числе: участием сильнейших спортсменов страны-представителей команд всех Союзных Республик, Москвы и Ленинграда, а также физкультурников Добровольных спортивных обществ и ведомств Москвы; многоцветьем спортивных костюмов, знамен и картин художественного фона; прекрасной музыкой; торжественными ритуалами выноса и подъема Флага и зажжения Огня* (зажжение огня в праздниках открытия Спартакиад началось с V Спартакиады (1971), которые обычно обыгрывались такими эффектными действиями, как выпуск голубей или разноцветных шаров, каскады фейерверка и салюта и т.п. Если сравнить церемонии открытия первых Спартакиад только с позиции их содержания, композиции и выразительных средств, то принципиальных различий они не имеют. Вместе с тем, каждый режиссер по-своему решал выход оркестра и участников, расположение их на поле стадиона, построение марш-парада и тематику головной колонны, а кроме того, вводил различные дополнительные действия, усиливающие эффект ритуала или подчеркивающие определенную тему или мысль. Принципиально важным для режиссеров был вопрос о месте церемонии открытая Спартакиады в общей композиции праздника» Ее можно было рассматривать двояко: и как относительно самостоятельную часть, и как органичное звено сюжетной ткани представления в целом. Анализируя с этой точки зрения праздник открытия I Спартакиады народов СССР, можно отметить две четко выраженные его части: 1) церемонию открытия, 2) массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования. Не имея единства действия, каждая часть существовала самостоятельно и решала свои задачи. Содержание и композиция второй части праздника приобрели ряд новых особенностей по сравнению с Всесоюзными физкультурными парадами. Главным было изменение состава участников. Теперь это были не делегации Союзных Республик, а физкультурники и спортсмены Добровольных спортивных обществ и ведомств Москвы, сильнейшие спортсмены - члены сборных команд СССР по различных видам спорта. В ряде праздников открытия Спартакиад участвовала также сводная колонна Институтов физкультуры страны. Отсутствие массовых гимнастических выступлений делегаций Союзных Республик, которые во многом определяли и раскрывали идейно-тематическую основу Всесоюзных физкультурных парадов, очевидно, застало врасплох руководство и режиссеров праздника открытия I Спартакиады. Иначе трудно объяснить, почему было забыто многое из того лучшего, что накопила режиссура того времени в постановке массовых спортивных представлений. Имеется в виду, прежде всего, отсутствие общего финала праздника, появление которого в Физкультурном параде 1954 года считалось достижением режиссуры тех лет, а также отсутствие тематичности и образности в решении отдельных массовых гимнастических выступлений, что в то время считалось их неоспоримым достоинством. В итоге вторая часть праздника открытия I Спартакиады народов СССР носила ярко выраженный спортивный характер. Она изобиловала спортивными состязаниями, включая: бег на 10000 м (мужчины), эстафеты 4x800 м ( мужчины), 3x800 м (женщины), 4x200 м (мужчины и женщины), финиш многодневной велосипедной гонки (Москва - Харьков - Киев - Минск -Москва). Массовые гимнастические выступления коллективов, а их было всего четыре (школьники Москвы, ДСО 'Трудовые резервы", ГЦОЛИФК и колонна спортсменов ДСО профсоюзов), носили демонстрационный характер, Заканчивался праздник футбольным матчем между командами "ЦСКА" и "Динамо" (Москва), в перерыве которого проводилась мужская легкоатлетическая эстафета 4 х 1500 м. И все же появление такого чисто спортивного праздника в 1956 г. не было случайностью. Свою роль сыграли такие факторы, как выход на стадион, увлеченность режиссуры спортивными состязаниями в программах Физкультурных парадов. Кроме того, Спартакиада была совершенно новой формой организации для того времени, что, естественно, усложнило определение задач и содержания праздника. Ведь изменился и масштаб массового зрелища, учитывая, что праздник стал лишь частью Спартакиады - ее открытием, и, как уже отмечалось, состав участников второй части праздника. Все это, а может быть, еще и дефицит времени (параллельно началась подготовка VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов) направило режиссуру по более простому пути - созданию чисто спортивного праздника. В принципе, подготовка зрелища преимущественно спортивного характера значительно проще для режиссера, особенно, когда оно проводится в масштабах страны. В распоряжении постановщика все лучшее, что имеет спорт. Спортивные номера, входящие в программу Спартакиады, специальной подготовки для праздника не требуют - спортсмены всегда готовы показать свое мастерство. Сложность постановки праздника, если отбросить все организационные вопросы, определяется его драматургией. Драматургия чисто спортивного праздника очень проста и в то же время очень действенна, так как в ее основе лежит борьба спортсменов за лучшее место и высший результат. Насыщенность программы праздника спортивными состязаниями по различным видам спорта здесь логична и необходима. Вместе со спортсменами, участвующими в состязании, в эту борьбу вступают и представляемые ими ДСО и ведомства. Спортивный ажиотаж, соперничество, желание быть лучшими в таких праздниках, естественно, передаются и коллективам, участвующих в массовых гимнастических выступлениях, тем более, что эти коллективы часто представляют те же ДСО и ведомства. Создается определенная атмосфера, которая захватывает и зрителей. Таким образом, спорт, соперничество за лучшее место являются тем стержнем, на котором строится весь праздник, поддерживаются интерес и эмоции зрителей. Постановка такого зрелища не требует особого напряжения творческих сил в выборе содержания и выразительных средств, определенной логики развития действия для раскрытия темы и идеи представления. Здесь всему голова - спорт. Нарастание действия создает напряженность и интерес. Конечно, подобные чисто спортивные праздники имеют право на существование. Более того, они необходимы, являясь действенным средством привлечения населения страны к занятиям физической культурой и спортом. Но для главного спортивного праздника страны, каким становились открытия Спартакиад народов СССР, одной спортивной идеи и темы было явно недостаточно. Режиссер! л вскоре осознали это и пришли к идее существенного расширения социального контекста и повышения политической значимости таких праздников. Они стали отражать не столько достижения спортсменов, сколько раскрывать, используя выразительные средства спорта, более значимые темы, связанные с жизнью и достижениями советского народа, внутренней и внешней политикой СССР. В дальнейшем история подтвердила правильность такого решения. Летом 1957 города в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые форум молодежи мира был доверен нашей стране. Он проходил в Москве под девизом "За мир и дружбу!" Программа Фестиваля (главный режиссер - И.М.Туманов) была грандиозна и интересна. Митинги молодежи, шествия участников Фестиваля по центральным улицам столицы, костры дружбы, вечера искусств, водный праздник на Москве-реке, вечера солидарности, встреча молодежи на Манежной площади, карнавалы, фейерверки - все это способствовало проявлению искренних чувств радости и ликования, сопричастности происходящему, укреплению дружбы и солидарности молодежи планеты в борьбе за мир и прогресс. Однако центральным событием, как всегда при проведении подобных форумов, стали праздники открытия и закрытия Фестиваля (главный режиссер - М.Д.Сегал). Прежде чем рассказать об этих праздниках, отметим, что проведение таких грандиозных форумов, как Всемирные фестивали молодежи и студентов, Олимпийские Игры и т.п., имеют для каждой страны огромное политическое значение. В них, как в зеркале, отражаются экономический, социальный и культурный уровни страны в целом, главные особенности материальной и духовной жизни народа. В нашей стране проведение подобных форумов традиционно является делом общегосударственным и общенародным. Отсюда - и высокий уровень их проведения. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве продемонстрировал это со всей очевидностью. Праздник открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов буквально покорил и зрителей, и специалистов. Он состоялся на следующий год после I Спартакиады и выгодно отличался своей тема-тичностью и насыщенностью содержания. Темой праздника открытия стал девиз фестиваля: "За мир и дружбу!" Для раскрытия этой темы очень умело были использованы выразительные средства спорта и искусства. Праздник представлял собой синтетическое зрелище, в котором гармонично сочетались отдельные гимнастические выступления и хореография. Специально для Фестиваля была поставлена танцевальная сюита "Цвети, наша молодость" (балетмейстер - Р.В.Захаров). В целом праздник отличался строгой подчиненностью всех эпизодов, входящих в программу, главной идее представления. Было исключено все, что могло бы, хоть в какой-то степени, этому помешать. Особенно грандиозным и красочным был финал, сосредоточивший в себе важную смысловую нагрузку. Вот как описывает это завершающее действие праздника его главный режиссер М.Д.Сегал: "9000 человек построили на поле четкий прямоугольник. Одна картина сменяла другую. Заколосилась золотистая нива, символизирующая мирный труд, но вот черной тенью легла на поле атомная бомба. Стадион затих в ожидании... И словно по воле тысяч зрителей атомная бомба была перечеркнута голубыми лентами. Ее зловещее изображение исчезло в море голубых полотен... Появились очертания пяти континентов. Их сменил силуэт белоснежного голубя - символа мира. Невидимая рука начертала на Восточной трибуне стадиона и на поле слово "мир" на русском языке. Потом это слово было повторено на английском, французском, испанском языках, обозначалось арабской вязью... На поле возник огромный цветок из пяти разноцветных лепестков - эмблема Фестиваля, и одновременно на Восточной трибуне физкультурники Москвы разноцветными полотнищами воспроизвели девиз фестиваля "За мир и дружбу" (см.: М.Д.Сегал. Указ. соч., с. 137). Однако, как это ни парадоксально, если говорить о режиссерских находках, то в празднике открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов их практически не было. Все в той или иной мере было знакомо режиссуре того времени. Режиссеры и раньше достаточно хорошо владели массой и могли на высоком профессиональном уровне поставить отдельные массовые гимнастические выступления. Имелся достаточный опыт в использовании таких ударных выразительных средств, как специальные конструкции для выполнения поточных упражнений ("Белорусская ваза"), высотные гимнастические снаряды, мозаичные рисунки и др., нашедшие применение в Фестивальном празднике. Зрители еще до войны, наблюдая Всесоюзные физкультурные парады, любовались синтетическими зрелищами, построенным на идее синтеза спорта и искусства, в частности, физических упражнений и хореографии. Следовательно, секрет огромного успеха открытия VI Фестиваля был заключен не в отдельных выразительных средствах, а в режиссерском решении праздника в целом, в умелом использовании выразительных средств для раскрытия замысла и главной темы представления. Как справедливо отметил И.М.Туманов, "Массовые гимнастические выступления, показанные на праздниках открытия и закрытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, убедительно доказали, что могут быть подчинены единой теме, объединены общим драматургическим сюжетом, превращаясь тем самым в один из видов массовой театральной постановки" (см.: М.Д.Сегал. Указ. соч., с. 141). Вполне естественно, что именно такому празднику было суждено оказать решающее влияние на дальнейшее становление главных спортивных праздников страны. Однако это произошло не сразу. Режиссура еще долгое время не могла отойти от традиций показа чисто соревновательных, развлекательных номеров. Одно время бытовало даже такое мнение: если в программе не будет спортивных соревнований, входящих в зачет Спартакиады, и главное - календарного футбольного матча, праздник не соберет зрителей на стадион. Поэтому, несмотря на позитивный опыт Фестиваля, праздники открытия Спартакиад еще долгое время сохраняли в своих программах чисто спортивные и другие развлекательные номера. Например, в 1967 г. в программе праздника открытия IV Спартакиады народов СССР все еще имело место чередование массовых гимнастических выступлений с состязаниями в отдельных видах легкой атлетики, входящими в зачет Спартакиады (эстафеты 4х 100 и 4x200 м - мужчины и женщины), а также с номерами чисто развлекательного характера (показательные выступления спортсменов-конников ДСО "Труд"), тогда как праздник посвящался 50-летию Октября (главный режиссер - М.Д.Сегал, режиссер-постановщик - Я.Б.Теверовский). Даже в 1971 г. праздник открытия V Спартакиады народов СССР включал состязание по легкой атлетике и футбольный матч "ЦСКА" - "Динамо" (Киев). Однако режиссеры уже стали понимать, что включение спортивных соревнований в программу вместе с массовыми гимнастическими выступлениями ведет к нарушению драматургии праздника и мешает восприятию зрителями смысла представления. Но, боясь окончательно расстаться с чистым спортом, они выводят спортивные состязания и футбол в отдельную часть представления. Подобные решения имели место в праздниках открытия II и III Спартакиад (главный режиссер - Н.П.Серый), а также V Спартакиады (главный режиссер - М.А.Закута). Эти праздники по своей драматургии и композиции очень похожи друг на друга. Композиция каждого из них состояла из трех четко выраженных частей. Первая часть - церемония открытия Спартакиады, вторая - массовые гимнастические выступления, третья - спортивные соревнования, футбол. Общая продолжительность каждого праздника составляла более 4 часов, где только футбол занимал 1 час 30 мин чистого времени. Во второй части праздника представительство делегаций в массовых гимнастических выступлениях было сравнительно небольшим - от трех до пяти. Завершаясь финальным действием, эта часть по времени занимала 1,5-2 часа. Драматургия второй части в основном строилась и держалась па тематике отдельных гимнастических выступлений. Рассмотрим, к примеру, коллективы и темы массовых гимнастических выступлений праздника открытия V Спартакиады народов СССР по порядку их следования в программе: 1)Юные гимнасты спортивных школ профсоюзов Москвы. Тема: "Счастливое детство"; 2)Сводная колонна студентов физкультурных вузов страны. Тема: "Выше знамя советского спорта!"; 3) ДСО "Динамо". Тема: "Служим Родине!"; 4)ДСО "Трудовые резервы". Тема: "Слава труду!"; 5)Воины-спортсмены Вооруженных Сил. Тема: "На страже мира и безопасности Родины!" Как видно, каждая тема отражает жизнь и деятельность определенной общности людей, представляющих конкретное ДСО или ведомство. Однако, темы массовых гимнастических выступлений настолько масштабны, что, раскрываясь в действии, выходят за рамки этих коллективов. Создаются более обобщенные образы, олицетворяющие более широкие понятия, связанные с жизнью народа, страны в целом. Каждый зритель при этом становится как бы единомышленником, лицом, заинтересованным в происходящем на поле. Этим объясняются большая эмоциональность и пафосность подобных представлений. Таким образом, получается, что хотя темы и содержание массовых гимнастических выступлений совершенно разные и действием не связаны друг с другом, представление воспринимается как единое целое. Это происходит потому, что отдельные образы, создаваемые коллективами при раскрытии своей темы, в конечном итоге создают у зрителей единый образ - образ Родины. Окончательному его формированию способствует завершающее действие -финал, который своим масштабным и впечатляющим действием обобщает весь образный строй представления и ставит в восприятии зрителей финальный аккорд. Это положение подтверждают все рассматриваемые нами праздники открытия I, III и V Спартакиад народов СССР, финалы которых посвящались Родине. Следовательно, тема финала в подобных представлениях совпадает с идеей, к которой режиссер стремится подвести зрителей содержанием массовых гимнастических выступлений и представления в целом. Эта идея объединяет тематику отдельных выступлений, которые часто не имеют между собой собственно действенной связи. Если, например, поменять выступления делегаций местами (переставить темы) или даже одну из них исключить вообще из программы, то смысловая основа и идея представления в принципе не изменятся, не нарушится и действие. Представление может проиграть лишь с точки зрения нарастания и напряженности действия. Таким образом, в основе драматургии массового спортивного представлении в целом лежит принцип образного решения, а в основе композиции - монтаж отдельных массовых гимнастических выступлений. Драматургия и композиция отдельных гимнастических выступлений строится на иных принципах. Прежде чем их анализировать, отметим, что в 60-70-х годах уровень отдельных массовых гимнастических выступлений, демонстрируемых ДСО и ведомствами на праздниках открытия Спартакиад, достиг своего апогея. Огромная массовость, доходящая до 1500-3500 человек в каждом выступлении, красочность и тематич-ность, логичность развития действия и образность решения выбранной темы, целостность и законченность являлись основными чертами их драматургии и композиции. Выступления носили разный характер: спортивные, пропагандирующие физическую культуру и спорт; спортивно-художественные, синтезирующие спорт и искусство в единое красочное действие; тематические, в которых средствами спорта и искусства последовательно раскрывалась определенная тематика. Однако, какими бы ни были отдельные массовые выступления по своему характеру и содержанию, все они имели четко определенную логику в развитии действия как в смысловом, так и, особенно, в пластическом выражении. Рассмотрим, например, либретто массового гимнастического выступления физкультурников ДСО "Трудовые резервы" в празднике открытия 11 Спартакиады народов СССР (1959 г. Режиссер-постановщик - Д.К.Осипов, художник - И.З.Миневич, композитор — А.Н.Цфасман.) Тема выступления - "Мы молодые рабочие страны!" Количество участников - 3200 человек. "Звучат позывные сигналы. Две колонны спортсменов вступают на стадион. На ковре возникает заводской цех. Будущие молодые рабочие выполняют упражнения, напоминающие трудовые процессы на производстве. Работа в цехе приостанавливается, начинается физкультпауза, во время которой демонстрируются занятия производственной гимнастикой. Полная сил молодежь продолжает работу в цехе. Во второй части характер выступления меняется. Комбинезоны девушек превращаются в красочные спортивные костюмы. Молодежь отдыхает: в руках у юношей появляются гармошки, возникает веселый хоровод" (см.: Программа праздника открытия II Спартакиады народов СССР. М., 1959). Здесь видно, как массовое действие развивается по определенному плану. Драматургия выступления выявляется через его композицию, которая включает тематические построения и перестроения на поле стадиона, а также характерные движения и упражнения, посредством которых участники выражают основную мысль данного выступления. Логика описанного выше действия развивается строго по законам драматургии. Мы видим ярко выраженное начало выступления, т.е. красочный выход участников под спортивными знаменами ДСО "Трудовые резервы" на специально написанную песню "Марш Трудовых резервов", затем - четкое перестроение участников, одетых в комбинезоны с эмблемой ДСО, для выполнения массовых упражнений (экспозиция, завязка). Далее начинаются массовые упражнения девушек и юношей, раскрывающие тему труда в заводском цехе, после чего - производственная гимнастика и вновь работа в цехе, но уже в новом рисунке построения, в более высоком темпе, на новых, более совершенных "станках" и "конвейерах", построенных из самих участников (развитие действия), и, наконец, - трансформация костюмов в другой цвет и картина отдыха, завершающаяся общим веселым танцем - финалом выступления. Можно привести и другие примеры, которые убеждают, что действие в отдельных массовых гимнастических выступлениях развивается строго по определенному плану, последовательно раскрывая содержание и смысл происходящего на поле стадиона. Переставить местами отдельные фрагменты и номера, входящие в выступление, уже невозможно, так как нарушится действие и изменится смысл. Таким образом, драматургия отдельных массовых гимнастических выступлений раскрывается только действием, развивающимся пластически непрерывно и обязательно в строгой логической последовательности. Здесь действие ведет мысль и рождает образ. Опыт построения отдельных гимнастических выступлений вполне естественно привел спортивную режиссуру эпохи Спартакиад к постановке вопроса о том, можно ли использовать описанный принцип при постановке представления в целом, например, в празднике открытия Спартакиады. Последующие праздники открытия Спартакиад дали на этот вопрос положительный ответ. Режиссура пошла именно по этому пути, который позволил сохранить специфику массовых спортивных зрелищ, т.е. их образность и масштабность, и, в то же время, обеспечить целостность и завершенность представления в целом. Однако путь этот оказался весьма сложным. Мешали традиции, установившиеся в организации подобных праздников. Дело в том, что вплоть до конца 70-х годов основной структурной единицей монтажа в массовых спортивных представлениях были отдельные массовые гимнастические выступления. Каждое такое выступление готовило и представляло на празднике конкретное ДСО или ведомство. В Москве, например, в спортивных праздниках традиционно принимали участие такие ДСО, как "Динамо", "Трудовые резервы", "Спартак", а из ведомств - Вооруженные Силы, профсоюзы (сводные колонны спортсменов профсоюзов или юных гимнастов спортивных школ профсоюзов), Спорткомитет (Государственный Центральный институт физической культуры или сводная колонна студентов спортивных вузов страны). Финансирование и вся организация выступления (участники, места репетиций, питание, жилье, реквизит, костюмы и пр.) обеспечивались ДСО и ведомствами. Отвечая за подготовку своего выступления, руководство этих организаций, естественно, оказывало влияние и на решение творческих вопросов, включая выбор темы и ее воплощение. Собственно тема и не выбиралась, она традиционно оставалась одной и той же и была связана с принадлежностью выступающего коллектива. Поэтому стояла всегда одна проблема: как воплотить эту тему в выступлении, чтобы не повторять того, что было на предыдущем празднике. К тому же в практике сложилось так, что выступления ДСО и ведомств на протяжении многих лет готовили одни и те же режиссеры. Все они являлись штатными работниками этих организаций и, конечно же, всегда стояли на защите их интересов. Такое положение устраивало всех. Головная организация (например, Спорткомитет) большую часть забот по подготовке и постановке праздника перекладывала на ДСО и ведомства, а те, в свою очередь, получали Полную самостоятельность в решении поставленной задачи. При таком подходе в трудное положение попадал только главный режиссер праздника. Ему ничего не оставалось, как идти на поводу у ДСО и ведомств. Предложить что-то принципиально новое было очень сложно, т.к. это чаще всего встречало сопротивление со стороны руководителей и режиссеров отдельных массовых гимнастических выступлений, для которых свое выступление было гораздо важнее, чем праздник в целом. Таким образом, реально действовавший состязательный принцип существенно ограничивал творческие возможности главного режиссера в создании целостного представления. Нужны были кардинальные изменения в монтаже представления, чтобы поднять авторитет главного режиссера и создать условия для нового творческого прорыва в становлении спортивно-художественных представлений на стадионе. Такой качественный скачок выразился в изменении структурной единицы монтажа представления: вместо отдельного массового гимнастического выступления структурной единицей стал эпизод. Это была очень важная замена, т.к. в эпизоде первична творческая сторона (тема, драматургия, композиция), а не организации, которые представляют его участники. Эпизод - понятие значительно более широкое и емкое, чем отдельное гимнастическое выступление. В зависимости от замысла, драматургия эпизода может раскрываться коллективами различной принадлежности, действия которых подчинены здесь общей логике и решают строго определенные задачи, связанные с раскрытием темы эпизода. Лишь в единичных случаях, когда это соответствует режиссерскому замыслу представления, отдельное массовое гимнастическое выступление может выполнять роль эпизода. В таких условиях при подготовке представления ДСО и ведомства продолжают курировать все организационные вопросы, однако теряют свою самостоятельность в творческих вопросах и становятся исполнителями сценарно-режиссерского замысла представления в целом. Постановка представления осуществляется главным режиссером, который приглашает режиссеров-постановщиков на отдельные эпизоды. Исчезает состязательный принцип в подготовке выступлений между ДСО и ведомствами. В результате создается нормальная творческая обстановка для всего режис-серско-постановочного коллектива, где главный режиссер реально является вдохновителем всей творческой и организационной работы. Однако путь от идеи сделать эпизод структурной единицей монтажа представления до ее воплощения на практике оказался не простым. Ведь рассмотренные выше праздники открытия Спартакиад в принципе всех устраивали; они были красочны, образны, грандиозны. Необходимо было доказать, что они могут быть еще лучше. Первые попытки вмешательства режиссуры в организационные основы представления были связаны с изменением его композиции. Как уже отмечалось, поначалу для праздников открытия Спартакиад традиционной была структура, включавшая первую часть - торжественное открытие и вторую часть — массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования. На отдельных Спартакиадах спортивные соревнования выносились за рамки массовых представлений и образовывали третью часть. Каждая часть праздника выполняла определенные задачи, но тематически, а тем более пластически не была связана с другими. Переломным стал праздник открытия IV Спартакиады народов СССР, который впервые был построен по иному плану (гл. режиссер - М.Д.Сегал). В 1967 году страна отмечала юбилей - 50-летие Октября. Именно этому событию и был посвящен праздник открытия Спартакиады. Перед режиссурой была поставлена сложная тематическая задача - на высоком художественном уровне отразить основные этапы становления и развития нашей Родины. Хронологическая последовательность исторических событий потребовала иного подхода к форме их представления. Одним только образным решением тематики, как это делалось раньше в отдельных массовых гимнастических выступлениях, обойтись было уже невозможно. Здесь требовалась непрерывность массового действа - от события к событию - в смысловом и пластическом его выражениях. В связи с этим перед режиссурой встал вопрос о введении в композицию праздника новой, дополнительной части, в которой можно было бы самостоятельно, не связываясь с отдельными массовыми гимнастическими выступлениями ДСО и ведомств, решить поставленную задачу. Так появился пролог праздника. Выполняя свою задачу - раскрытие темы 50-летия Октября, пролог задавал также смысл всему празднику и активно выводил действие на решение главной темы всего представления - "Молодость нового мира", которая решалась уже отдельными массовыми гимнастическими выступлениями ДСО и ведомств в третьей части. Таким образом, праздник открытия IV Спартакиады впервые состоял из четырех частей. Он начинался с тематического пролога, затем шло торжественное открытие, далее - третья часть - массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования, и, наконец, - общий финал. Пролог праздника открытия IV Спартакиады состоял из четырех эпизодов-"Октябрь", "Первые пятилетки", "Великая Отечественная" и "Широка страна моя родная" - и воспринимался как единое действие. Это достигалось не только строгой подчиненностью эпизодов единой теме и логике развития действия, но и пластическим решением всего пролога. Особая роль отводилась художественному фону (9 000 человек). Его картины, лозунги, плакаты, раскрывая последовательно содержание пролога, связывали все эпизоды в единое целое (см. подробнее в книге Сегала М.Д. "Физкультурные праздники и зрелища"). Возвращаясь к характеристике эпизода как основной структурной единицы композиции массового спортивного действа, отметим, что его появление дало возможность решать более сложные тематические задачи, связанные не только с образным решением темы, но и с раскрытием определенного событийного ряда в представлении. Это, безусловно, качественно новый уровень драматургии, сближающий массовые спортивные представления с театральными постановками. На этом уровне стало возможным говорить о перспективах построения массового спортивного представления по законам театральной драматургии-с конкретным сюжетом и даже конфликтной ситуацией. Важно лишь иметь в виду принципиальное различие между театральной сценой и стадионом как сценическими площадками. В театральной пьесе развитие сюжета и разрешение конфликта осуществляются через действия актеров и происходят очень утонченно как в смысловом, так и в психологическом отношении. Главное здесь - игра актеров, их поведение, общение между собой, слова, действия. Выразительные средства массовых спортивных представлений совершенно другие: они более скупы, но, в то же время, очень масштабны, т.к. главным героем здесь является не актер, а огромная масса организованных людей - участников представления. Возможности массы как главного действующего лица и актера несравнимы, поэтому развитие сюжета в массовом спортивном представлении и разрешение конфликта (если он имеет место, то также масштабен по своему значению) осуществляются только крупными мазками, плакатно, символично, образно и доходчиво для зрителей. Смысловая и пластическая стройность представления достигаются найденным режиссерским ходом, который организует все эпизоды в единое действие, подчинив их выполнению главной задачи - раскрытию темы и идеи представления. В этом отношении пролог праздника открытия IV Спартакиады можно считать творческим достижением спортивных режиссеров того времени. Он показал, что массовое спортивное действо может быть построено по законам театра и доведено по логике развития действия как в смысловом, так и в пластическом выражении до уровня законченного спектакля. Вместе с тем, вторая и третья части праздника открытия IV Спартакиады не содержали существенных режиссерских находок и новаций. Более того, в их программе было несколько номеров (показательные выступления конников, соревнования по легкой атлетике), которые не вписывались в ход развития основного тематического действия и лишь затягивали представление. Еще одной интересной особенностью этого праздника было то, что начинался он в светлое время дня, а заканчивался вечером. Это дало возможность использовать дополнительные выразительные средства (прожектора направленного действия, театральный свет, люми-несцентрюе свечение красок на фоне и на поле стадиона), обеспечившие необычный колорит в световом и цветовом восприятии праздника в целом. Грандиозное финальное действие, вновь возвратившее зрителей к теме 50-летия Октября, завершалось красочным фейерверком. Много общего с праздником IV Спартакиады имел праздник открытия VI Спартакиады (главные режиссеры - Б.С.Брунов, Б.Н.Петров), который был посвящен 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сходство в режиссерском решении выразилось, прежде всего, во введении в композицию тематического пролога. Праздник открытия VI Спартакиады назывался "Знамя Победы - знамя Октября!" Это была и главная идея представления. Пролог, как и праздник в целом, решал тему 30-летия Победы и структурно был построен так же, как пролог праздника открытия IV Спартакиады, т.е. поэпизодно. Он начинался эпизодом "Родина моя", раскрывающим достижения и многонациональную дружбу народов СССР, ставшую одним из источников победы в Великой Отечественной войне. Затем действие переносилось в 1941 год, к началу войны, и раскрывалось эпизодом "Родина-мать зовет!". Далее дикторский текст Ю.Б.Левитана переводил действие сразу к апофеозу Второй мировой войны, выраженному эпизодом "Штурм рейхстага". Затем действие развивалось эпизодами "Парад Победы", "Победители", "Люди, встаньте" и заканчивалось эпизодом "Славься!", воспевающим народ-созидатель. Эпизодом "Победители" действие возвращалось в сегодняшний день, а эпизодом "Славься!" логически связывалось с выходом представителей всех Союзных Республик - участников Спартакиады, т.е. со второй частью праздника- торжественным открытием. Торжественное открытие Спартакиады продолжало тему пролога и включало: - финиш Всесоюзной звездной эстафеты из всех столиц Союзных Республик, посвященной 30-летию Победы; - зажжение огня Спартакиады от огней мемориалов памяти, привезенных эстафетой; - подъем Государственного флага в честь открытия Спартакиады; - старт пробега Мира Москва - Варшава - Берлин, посвященного 30-летию Победы; - марш-парад участников Спартакиады. Прежде чем говорить о третьей части праздника открытия VI Спартакиады, следует отметить условия, в которых он готовился. Дело в том, что впервые такой грандиозный и ответственный праздник проводился в начале мая (он состоялся 10 мая 1975 года, а затем был повторен 11 мая). Отсутствие в то время стадионов под крышей усложняло подготовку массовых номеров, а погодные условия в апреле не могли гарантировать нормального хода репетиционной работы. Поэтому было принято решение сократить до минимума количество отдельных массовых гимнастических выступлений в программе праздника, включив в нее выступления мастеров искусств. Такое решение, естественно, сказалось на организации главного спортивного праздника страны. Впервые он проводился совместными усилиями Спорткомитета, Москонцерта и Росконцерта. В программе праздника появилась совершенно новая часть - концерт мастеров искусств, а в афишах он впервые получил название художественно-спортивного. Участие артистов в празднике потребовало некоторой трансформации сценической площадки. В центре поля была сооружена сцена (18x18 м, высота 30 см). Естественно, это сказалось и на композиции отдельных массовых номеров. Праздник открытия VI Спартакиады народов СССР состоял из пяти частей: тематического пролога, торжественного открытия, массовых гимнастических выступлений ДСО и ведомств, концерта мастеров искусств и общего финала. Огромная нагрузка в этом празднике легла на плечи воинов, из которых 2000 человек участвовали в прологе, а 6800 являлись участниками художественного фона (режиссер-постановщик фона - Л.Немчик). Отдельные массовые гимнастические выступления раскрывали три темы: -"Пусть всегда будет солнце!" - юные спортсмены, воспитанники детских спортивных школ Москвы (режиссеры-постановщики - М.Закута и Л.Кудряшова); -«Спортивная слава Родины» - студенты Центрального института физической культуры и сильнейшие спортсмены страны (режиссер-постановщик - В.Губанов); -"Молодые гвардейцы пятилетки" - физкультурники и спортсмены ДСО 'Трудовые резервы" (режиссер-постановщик - Е.Буженков). Первые два массовых гимнастических выступления готовились для физкультурного парада на Красной площади 1 Мая и были включены в программу праздника Победы с некоторыми изменениями. Говоря о логике развития действия, отметим, что третья часть праздника была увязана с темой пролога и торжественным открытием через детское выступление, посвященное теме мира. В свою очередь, массовое гимнастическое выступление ДСО "Трудовые резервы" темой своего финала "Слава труду!", посвященного строительству БАМа, логически выводило действие на концерт мастеров искусств. Концерт же начинался танцевальной сюитой "БАМ", исполнявшейся Красноярским ансамблем танца Сибири и участниками художественной самодеятельности Москвы (балетмейстер-постановщик - М.Годенко). Заканчивал концерт И.Кобзон исполнением песни "Мир победит войну", как бы перекидывая смысловой мостик к завершающему действию праздника. В финале - грандиозном массовом действе с участием более 8000 человек - заключительным аккордом звучала тема мира и могущества Родины. Таким образом, праздник открытия VI Спартакиады впервые воспринимался как единое целое, где все его части были логически связаны между собой по смыслу и действию. Связующей нитью являлась тема праздника - 30-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая так или иначе проходила через все эпизоды представления и логически подводила к восприятию и осмыслению главной идеи праздника, отраженной в его названии - "Знамя Победы - знамя Октября". В композиции этого праздника отдельные массовые гимнастические выступления ДСО и ведомств впервые выполняли роль отдельных эпизодов. Вместе с тем, в композиции праздника открытия VI Спартакиады имелся, на наш взгляд, один существенный недостаток: наличие концерта мастеров искусств. Несмотря на очень сильный состав исполнителей, эта часть представления не смогла выдержать конкуренции с массовыми частями праздника. А ведь в программе этого стадионного концерта принимали участие такие замечательные и известные артисты, как Л.Зыкина, П.Лисициан, Г.Вицин, Л.Лещенко, Ю.Тимошенко и Е.Березин, В.Толкунова, Э.Пьеха, И.Кобзон, Б.Брунов и др., каждый их которых мог бы украсить любой концерт мастеров искусств. Опыт показал, что выступления артистов на стадионе в одной программе с массовыми гимнастическими выступлениями спортсменов зрелищно проигрывают. Поэтому соединение спорта и искусства путем чередования выступлений артистов с массовыми гимнастическими выступлениями либо путем объединения мастеров искусств в отдельную часть представления, как это было сделано на празднике открытия VI Спартакиады, полного успеха на стадионе не имеет. Только искусство в массовых формах или органичное соединение номеров искусства с массовым действием спортсменов, как бы расширяющим номер, дает гарантированный успех и является истинно стадионным решением. Совершенно очевидно, что не всякое искусство может быть представлено в форме массового, а тем более стадионного действия. Практика показывает, что на стадионе только хореография в разных ее проявлениях способна на равных конкурировать со спортом и быть представлена в композиции в качестве самостоятельного массового выступления. Примером может служить праздник открытия Игр XXII Олимпиады, в программе которого вполне обоснованно стояли рядом два разноплановых массовых выступления: танцевальная сюита "Дружба народов" (балетмейстер-постановщик-М.С.Годенко) и массовое спортивное выступление на тему "О спорт, - ты мир!" (режиссер-постановщик В.А.Губанов). Они не уступали друг другу ни в масштабности (в каждом участвовали более 3000 чел.), ни в режиссерском решении, ни в исполнительском мастерстве участников, ни в яркости созданных образов. Каждое выступление было по-своему интересно и имело успех у зрителей. Однако в практике подготовки массовых спортивно-художественных представлений появление таких грандиозных хореографических композиций явление редкое и характерно только для праздников очень масштабных, имеющих международное значение. Поэтому наиболее целесообразным способом соединения спорта и искусства в массовом спортивно-художественном представлении является монтаж их по принципу тесной органической связи, основанной на единстве действия, что можно рассматривать в качестве специфической особенности режиссуры массовых представлений на стадионе. В этом случае открываются большие возможности для использования различных видов искусств в массовом спортивном действии и значительно расширяется диапазон композиционного решения отдельных массовых гимнастических выступлений и представления в целом. При совместном массовом действии центром композиции являются представители искусства. Именно на них прежде всего обращено внимание зрителей. Масса же спортсменов в зависимости от режиссерского замысла может выполнять различные функции. В одном случае она определенным рисунком построения и движением создает фон, как бы укрупняя действия артистов. Например, на празднике закрытия Московской Олимпиады удивительно гармонично дополняли друг друга хореографические коллективы (900 человек) и масса спортсменов (1600 человек). Каждая группа вела свою партию: танцоры - главную, спортсмены - второстепенную, фонирующую, а в целом получилось яркое зрелище, захватившее всех присутствующих своей красочностью, масштабностью и профессионализмом. В другом случае масса спортсменов может являться действенным средством в поисках режиссером образного решения определенной темы выступления с участием представителей искусства. Здесь она не только укрупняет масштаб действия, но и становится необходимой для его более яркого тематического решения. Пример 1. Армейский ансамбль песни и пляски, выступающий с танцевальным номером "Непокоренные", вписан в огромную звезду, построенную участниками массового гимнастического выступления. В начале звезда как символ, олицетворяющий Советскую Армию, имеет красный цвет, но вот по ходу действия она становится золотистой, превращаясь в Звезду Героя и создавая тем самым героический образ воина. Пример 2. Зрители, сидящие на трибунах стадиона, видят поле колосящейся пшеницы - это спортсмены выполняют массовые упражнения с колосьями. Но вдруг через все поле образуется широкая дорога, по которой на фоне колосящейся пшеницы идет известная певица в окружении девушек в русских национальных костюмах. Она исполняет лирическую песню "Ой ты, рожь", а девушки, образовав две цепочки, сопровождают ее. Пример 3. На поле стадиона - голубое бушующее озеро. Это девушки-спортсменки в бирюзовых костюмах и с голубыми шарфами в руках выполняют массовые упражнения. Но вот озеро утихает, и на его глади появляются лебеди. Это на пяти площадках специальной конструкции прямо из массы девушек-спортсменок поднимаются пять квартетов балерин, которые синхронно исполняют танец маленьких лебедей из балета П.И.Чайковского "Лебединое озеро". Подобное образное решение эпизодов было характерно для спортивно-художественных праздников открытия VII и VIII Спартакиад (главный режиссер Б.Н.Петров). Эти праздники убедительно доказали, что массовые выступления представителей спорта и искусства могут и должны быть подчинены единой теме, объединены общим драматургическим сюжетом и представлять собой целостное законченное действие, являясь одним из видов массового театра на стадионе. Еще одной важной особенностью этих праздников было то, что в VII и VIII Спартакиадах народов СССР принимали участие зарубежные спортсмены. Это отразилось на содержании и тематике праздников, которые стали более разнообразными, выразительными, интернациональными, а с точки зрения режиссуры - более логичными в своем построении. Эти праздники в полной мере утвердили появление нового жанра массового зрелищного искусства - массовых спортивно-художественный представлений на стадионе. Этот жанр получил высокую оценку не только в нашей стране, но и был поддержан Международным Олимпийским Комитетом. На празднике открытия Игр XXII Олимпиады в Москве "приветствие молодежи", предусмотренное Олимпийской хартией, впервые происходило не на беговой дорожке стадиона, как это делалось раньше, а на всем поле. Это имело огромный успех и стало олимпийской традицией. С тех пор на всех Олимпиадах "приветствие молодежи" стало проводиться на арене стадиона в жанре массовых спортивно-художественных представлений. Однако, вернемся к праздникам открытия VII и VIII Спартакиад и рассмотрим их основные новации с точки зрения развития жанра и становления спортивной режиссуры. Во-первых, речь пойдет о фонирующей группе. В празднике открытия VII Спартакиады она появилась только в двух эпизодах пролога и финала, а в празднике открытия VIII Спартакиады она впервые была введена во все эпизоды и участвовала в представлении от начала и до конца. Само название - фонирующая группа -подчеркивает, что она выполняет в представлении роль второго плана, поддерживая главное действие на арене стадиона цветом, рисунком, движением. Однако она может выступать и в главной роли. Это случается, если представление начинается с действий фонирующей группы и на ней выстраивается первый эпизод, например, пролог. Далее, в зависимости от замысла режиссера, она может уйти с поля, поменять предмет, костюм, а в нужный момент снова появиться перед зрителями, но уже в новом качестве - в качестве группы второго плана. Количество участников фонирующей группы и ее состав зависят от условий и режиссерского замысла. Оптимальное количество ее участников - от 600 до 1500 человек. По своему составу это могут быть девушки или юноши (смешанной группы быть не может). Фонирующая группа полифункциональна. В современных массовых спортивно-художественных представлениях она способствует: * созданию пластического образа спектакля в целом, особенно если она включена в действие от начала и до конца представления; *укрупнению масштаба отдельного эпизода, если основное действие выполняет солирующая группа, которая слишком малочисленна для стадионной площадки; * образному решению отдельного эпизода; *удешевлению представления в целом, особенно, если фонирующая группа действует в течение всего представления. Вместе с тем, неумелое пользование фонирующей группой может испортить праздник, превратив его в однообразное, затянутое зрелище. Такое происходит, если участники фонирующей группы имеют малую степень трансформации в процессе развития действия от эпизода к эпизоду или вообще не имеют ее. Фонирующая группа праздника открытия VIII Спартакиады, введенная на все представление, имела высокую степень трансформации. Во-первых, участницы фонирующей группы были одеты в трансформирующиеся платья, изменявшие по ходу действия свой цвет; во-вторых, каждая девушка имела при себе целый набор предметов: две ленты-шарфа желтого и красного цветов (30 х 250 см), платок одного из цветов радуги (100 х 120 см), косынку красного цвета и надувной пластиковый мяч красно-желтого цвета. Такой запас трансформации фонирующей группы давал возможность режиссеру успешно реализовать свой замысел в каждом эпизоде, а зрителям каждый раз воспринимать фонирующую группу по-новому. Помимо широкого использования фонирующей группы, праздник открытия VIII Спартакиады отличался новациями в структуре и композиции представления. Это было первое представление, которое полностью было выстроено поэпизодно. Вся его композиция состояла из 9 массовых эпизодов и имела 4 части: 1-я часть - пролог, включавший один эпизод "Вся страна - это наш стадион!" 2-я часть - пять эпизодов, выражавших основное содержание представления: • "Здравствуй, праздник дружбы, молодости и здоровья -VIII Спартакиада!" • "Помните - это было на свете!" • "Берегите мир!" • "Спорт и труд рядом идут!" • "Нам 60!" I I 3-я часть - торжественное открытие Спартакиады, состоявшее из двух эпизодов: "Все флаги в гости к нам!" | "Гори, огонь Спартакиады!" 4-я часть - финальный эпизод - "Не дадим взорвать планету!" Как видно из названий, каждый эпизод имел самостоятельное значение, В то же время, все эпизоды логично расставлены в композиции и увязаны между собой по смыслу и развитию действия. Введение же фонирующей группы в композицию всего представления позволило существенно обогатить пластическое решение каждого эпизода и спектакля в целом. Последнее, что следует отметить из особенностей праздника открытия VIII Спартакиады, это изменение места "торжественного открытия Спар-такиадьГ в структуре композиции. Традиционно эта часть следовала сразу после пролога. Здесь же это место заняли массовые выступления, а торжественное открытие стало их продолжением и предваряло финал представления. Такое решение было оправдано смыслом и логикой развития действия в представлении в целом. Все новинки, опробованные в празднике открытия VIII Спартакиады, были приняты спортивной режиссурой и использовались в последующих массовых спортивных постановках на стадионах нашей страны и за рубежом. Большой успех имели праздники 80-90-х гг. Они показали, что многолетний опыт спортивной режиссуры не пропал даром. Сложилась отечественная школа спортивной режиссуры, которая приобрела большой авторитет на международной арене. Наших режиссеров стали приглашать для постановок стадионных праздников за рубеж. Завершая анализ становления жанра спортивной режиссуры в России, отметим, что потребовалось более 60 лет, чтобы появился новый жанр зрелищного искусства - массовые спортивно-художественные представления на стадионе. В стране за этот период появился большой отряд профессиональных режиссеров, художников, композиторов, балетмейстеров, организаторов этого очень сложного по технологии, но удивительно интересного жанра зрелищного искусства. Сложившиеся традиции творческого содружества деятелей искусства и спорта свидетельствуют о высоком профессиональном уровне постановок в жанре массовых спортивно-художественных представлений на стадионе. Их высшей оценкой, как жанра в целом, стало присуждение Государственной премии СССР за 1985 год режиссерско-постановочной группе праздников открытия и закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Лауреатские знаки получили: Д.М.Генкин - автор сценария, М.С.Годенко - главный балетмейстер, Ю.Н.Григорович - балетмейстер балета в празднике закрытия, В,А, Губанов - главный режиссер по спорту, Р.А.Казачек - главный художник, А.Г. Михайлов - главный дирижер, Л .В.Немчик -главный режиссер художественного фона, Б.Н.Петров - автор сценария и главный режиссер. Говоря о вкладе организаций в развитие жанра массовых спортивно-художественных представлений на стадионе, нельзя не отметить роль Российской Государственной Академии физической культуры. Большая заслуга в становлении спортивной режиссуры принадлежит преподавателям кафедры гимнастики, которые в разные годы руководили выступлениями студентов, -М.Окуневу, А.Брыкину, В.Губанову, М.Марковой, В.Якубенку, М.Новик, А.Богомолову, Л.Семенову, А.Дубовицкому. Наибольший след оставило творчество ВА.Губанова, который был руководителем большинства выступлений ГЦОЛИФКа и сводных колонн Институтов физкультуры страны. Многие поставленные им выступления являлись своеобразным эталоном по содержанию, композиции, музыкальному и художественно-декоративному оформлению. Режиссерский талант В.А.Губанова был по-своему уникален, соединяя богатые способности и творческую фантазию с огромным опытом методиста и организатора, благодаря чему его постановки оказали и продолжают оказывать большое влияние на направление поисков в работе современных спортивных режиссеров.
Вопросы для повторения: 1.Что дает анализ истории становления жанра для развития режиссуры массовых спортивно-художественных представлений сегодня? 2.Каковы основные особенности Физкультурных парадов на площади 30-х годов? 3.Что нового внес в режиссуру Физкультурных парадов парад 1933 года? 4.Что нового привнесли в режиссуру жанра Всесоюзные физкультурные парады? 5.Когда впервые появились мозаичные рисунки, составленные из флажков - прообраз современного художественного фона? 6.Что такое темпо-ритмический рисунок и каково его значение в массовом спортивно-художественном представлении? 7.В чем заключаются принципиальные отличия Спартакиад народов СССР от Всесоюзных физкультурных парадов? 8.Как в процессе развития режиссуры праздников открытия и закрытия Спартакиад изменялся монтаж представления? 9. Когда впервые появилась новая часть массового спортивно-художественного представления – пролог праздника? Какие задачи он выполнял? 10. Когда впервые в представлении была введена фонирующая группа? Каковы ее основные функции? 11. Сформулируйте основные особенности отечественной школы спортивной режиссуры. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|