Здавалка
Главная | Обратная связь

Нормативно-правовая база регулирования информационными технологиями



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОЫЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ»

(РПА Минюста России)

Юридический факультет

 

 

Реферат

Дисциплина: Информационные технологии в юридической деятельности

На тему: «Использование информационных технологий в деятельности правоохранительных органов»

 

 

Выполнила:студентка

14 учебной группы 1 курса

Очной формы обучения

Мкртчян Г.Л.

Преподаватель: профессор

Крылов Г. О.

 

Москва 2015

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы развития информационных технологий

 

1.1 Информационные технологии: теоретический анализ…............................4

 

1.2 Нормативно-правовая база регулирования информационными технологиями................................................................................................ .........7

 

Глава 2. Организационный инструментарий использования информационных технологий в деятельности правоохранительных органов


2.1 Функционирование информационных технологий в правоохранительных органах..................................................................................................................10

 

2.2 Применение информационных технологий ОВД………………………….12

 

Заключение...........................................................................................................17

 

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

Введение

Начало XXI века характеризуется отчетливо выраженными явлениями глобализации и перехода от индустриального общества к обществу информационному. Под воздействием научно-технического прогресса повсеместно внедряются новые информационные технологии, которые предоставляют уникальные возможности для быстрого и эффективного развития как государства в целом, так и отдельно взятой личности. Как следствие, информация превратилась в основной товар, обладающий значительной ценностью, в своеобразный стратегический ресурс.

Значение информации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменением социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований. Возникли понятия компьютерной преступности (киберпреступности), интернет преступности, информационной наркомании. Стремительно растет число преступлений в сфере интеллектуальной собственности и высоких (информационных) технологий. Перед правоохранительными органами РФ стала неотложная задача: на высоком профессиональном уровне раскрывать преступления в сфере высоких технологий.

Внедрение новых информационных технологий в деятельность правоохранительных органов осуществляется через построение локальных, региональных и общегосударственных отраслевых вычислительных сетей. Одним из основных компонентов информационных вычислительных сетей общего пользования является федеральный банк криминалистической информации. Необходимо отметить, что центральную роль в раскрытии и расследовании преступлений наркотической направленности играют централизованные и региональные оперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические учеты.

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы развития информационных технологий

1.1 Информационные технологии: теоретический анализ

Термин «технология» определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства конечной продукции.

Информационные технологии представляют собой технологические процессы, охватывающие информационную деятельность управленческих работников, связанную с подготовкой и принятием управленческих решений.

Наступивший век информационной цивилизации и стихийное вторжение компьютеров и Интернет во все сферы социальной жизни общества диктует новые условия и новые возможности познания мира и повышения интеллектуального потенциала человечества. Уже сегодня можно утверждать, что мир находится на границе раскола человечества на два класса: на тех, кто уже вступил в информационный круговорот и с успехом применяет последние достижения информационной цивилизации – информационные технологии и телекоммуникации, обеспечивая и усовершенствуя свой быт и свои социальные потребности, и тех, кто остался за бортом этого уникального явления современности.

Федеральный Закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» принятый Государственной Думой 8 июля 2006 года одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года даны в статье 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» следующие основные понятия:

1) информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Отличительная черта новых информационных технологий – активное вовлечение конечных пользователей (специалистов управления-непрофессионалов в области вычислительной техники и программирования) в процесс подготовки управленческих решений, благодаря внедрению на их рабочих местах современных ПК. С одной стороны, это дает возможность использовать творческий потенциал, опыт, интуицию специалистов управления непосредственно в процессе подготовки и принятия управленческих решений (автоматизируя решение не полностью формализуемых задач), а также повышать оперативность получения результатной информации, снижать вероятность возникновения ошибок в связи с устранением промежуточных звеньев в технологической цепочке подготовки управленческих решений. С другой стороны, специфика работы конечных пользователей – специалистов управления потребовала создания для них таких средств и методов общения с вычислительной системой, благодаря которым, зная лишь в самом общем виде архитектуру и принципы функционирования ПК, они могли бы в полной мере удовлетворять свои информационные потребности.

Для эффективного взаимодействия конечных пользователей с вычислительной системой новые информационные технологии опираются на принципиально иную организацию интерфейса пользователей с вычислительной системой (так называемого дружественного интерфейса), который выражается в следующем:

в обеспечении права пользователя на ошибку, благодаря защите информационно-вычислительных ресурсов системы от непрофессиональных действий на компьютере;

в наличии широкого набора иерархических меню, системы подсказок и обучения и т.п., облегчающих процесс взаимодействия пользователя с ПК;

в наличии системы «отката», позволяющей при выполнении регламентированного действия, последствия которого по каким-либо причинам не удовлетворили пользователя, вернуться к предыдущему состоянию системы.

Расширение круга лиц, имеющих доступ к информационно-вычислительным ресурсам систем обработки данных, а также использование вычислительных сетей, объединяющих территориально удаленных друг от друга пользователей, особо остро ставит проблему обеспечения надежности данных и защиты их от несанкционированного доступа и съема информации при ее обработке, хранении и передаче.

В связи с этим современные информационные технологии базируются на концепции использования специальных аппаратных и программных средств (от скремблеров до сложнейших методов криптографии), обеспечивающих защиту информации, причем доля затрат на эти средства неуклонно растет, доходя нередко до половины всех затрат в общей структуре затрат, предназначенных для создания и функционирование систем обработки данных.

Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

 

Нормативно-правовая база регулирования информационными технологиями

Проблема создания глобального информационного общества обсуждается на совещаниях, организованных Советом Европы, Европейским сообществом, ЮНЕСКО. В 1998 г. Международный Телекоммуникационный союз (ITU) в Миннеаполисе принял решение (Резолюция №73) выступить с предложением Организационному комитету ООН о проведении Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS). В 1999 г. ООН приняла положительное решение и началась подготовка Саммита. Таким образом, впервые в истории вопросы формирования информационного общества будут обсуждаться на уровне глав государств – членов ООН (или их представителей). Другая отличительная черта Саммита – в том, что к участию в нем будут привлечены представители коммерческого и гражданского секторов общества. Уже к началу 2003 г. было подготовлено и началось широкое обсуждение двух основных документов Всемирного саммита: Декларации принципов и Плана действий.

Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» провозглашает стремление и решимость построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие глобального информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека: совместное использование и расширение глобальных знаний в целях развития может способствовать устранение барьеров на пути достижения равноправного доступа к информации для осуществления деятельности в области экономики, в социальной сфере, политике, здравоохранении, культуре, образовании и науке, а также упрощение доступа к информации, являющейся публичным достоянием, в том числе путем обеспечения универсального дизайна и использования ассистивных технологий».

В ряде стран и на международном уровне происходит формирование нормативно-правовой базы, непосредственно нацеленные на развитие информационного общества, на превращение этого процесса в глобальный. Так, например, в настоящее время на территории РФ действуют более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов президента, около 200 актов Правительства в России, обеспечивающие правовые основы глобализирующегося информационного общества, среди которых:

Конвенция «О преступлениях в компьютерной сфере» от 27 апреля 2000 г.;

Всеобщая декларации ООН «О правах человека» 10 декабря 1948 г.;

Конституция РФ (ст. 29 ч. 4 «О праве граждан на информацию») Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;

Уголовный кодекс РФ (ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» и др.) от 13 июня 1996 г.;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.;

Гражданский кодекс РФ (ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», а также статьи по сделкам и порядку заключения договоров) Часть первая от 30 ноября 1994 г., Часть вторая от 26 января 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г.;

ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г.;

ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г.;

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г.;

ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г.;

ФЗ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.;

Указы Президента РФ («Перечень сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г., «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» от 3 декабря 2008 г. и др.);

Постановления Правительства РФ («О Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям» от 28 марта 2008 г., «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» от 6 ноября 2007 г. и др.);

Концепция формирования в Российской Федерации Электронного правительства до 2010 года от 6 мая 2008 г.;

Концепция государственной информационной политики (1998 г.);

Концепция информационного общества (1999 г.);

Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г.;

Целевая долговременная программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»;

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;

Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки» (проект 2000 г.);

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.