Здавалка
Главная | Обратная связь

Применение информационных технологий ОВД



Федеральный закон от 12 августа 1995 года №144 – ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» гласит, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при наличии следующих оснований:

Наличие возбужденного уголовного дела.

Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина. Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:

о правонарушителях и преступниках;

о владельцах автомототранспортных средств;

о владельцах огнестрельного оружия;

о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;

о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;

а также другая информация, подлежащая хранению.

Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными: о силах и средствах, которыми располагает орган; о результатах их деятельности.

Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделений и принятии практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями.

В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

Учет – это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

Учет подведомственных МВД России преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.

В целом по России в последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска.

В СССР в 1961 г. была введена Инструкция по учетам в органах внутренних дел. При МВД СССР в 1971 г. был создан Главный научный информационный центр управления информацией (ГНИЦУИ), впоследствии переименованный в Главный информационный центр (ГИЦ), а в МВД, УВД были созданы информационные центры (ИЦ).

Главный информационный центр – самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией – статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивы информации, в целом насчитывающие около 50 млн. учетных документов.

В пофамильной оперативно-справочной картотеке на судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн. учетных документов, а в дактилоскопической картотеке – 17 млн. ГИЦ располагает уникальной базой данных на машинных носителях, содержащей статистические отчеты МВД, ГУВД, УВД, УВТД по 50 формам за период с 1981 по 1992 гг. и в ретроспективе до 1974 г.

Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников.

 

 

Заключение

Перспективные информационные технологии обеспечивают принципиально новый уровень обобщения, передачи, трансформации, аккумулируемой или извлекаемой из различных форм информационных ресурсов, создаваемых и используемых в процессе жизнедеятельности общества. Цель государственной политики в сфере информации – построение информационного пространства, в рамках которого будут реализованы права граждан на информацию.

Нормативно-правовое регулирование в сфере использования информационных технологий является эффективной правовой основой для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования информационных технологий. В рамках совершенствования нормативной правовой базы в отношении информационных технологий необходимо обеспечить:

содержательное раскрытие положений законодательства Российской Федерации об информации как отдельном объекте правового регулирования;

необходимо систематизировать и унифицировать терминологию, употребляемую в действующих и разрабатываемых нормативных актах;

принятие федерального закона о праве на информацию;

внесение изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», в основании гармонизации указанного закона с международными правовыми актами;

принятие федерального закона об электронном документообороте.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности правоохранительных органов представляет собой систему, включающую в себя два взаимосвязанных компонента, требующие постоянного внимания. Первый – это информационное обеспечение, которое состоит в изучении информационного спроса потребителей, поддержании устойчивого состояния информационных связей, сборе, накоплении, обработке, хранении и выдаче информации потребителям в максимально короткие сроки. Второй – аналитическое обеспечение, заключающееся в исследовании криминальных угроз, выявлении причин и условий, влияющих на формирование обстановки, прогнозировании ее развития, изучении проблемных ситуаций в сфере противодействия организованной преступности.

Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массив оперативно-розыскной и справочной информации, необходимой работникам правоохранительных органов для проведения оперативно-следственных и розыскных мероприятий, а также для решения других служебных задач. Оперативно-аналитический поиск информации правоохранительными органами сегодня могут обеспечить лишь современные информационные технологии. Повышение эффективности работы правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений в сфере высоких технологий в настоящее время невозможно без интеграции в их деятельность новых информационных технологий.

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: офиц. текст. – М.: ИНФРАМ-НОРМА, 1999.-74 с.

2. Таможенный кодекс РФ [Электронный ресурс]: от 28 мая 2003 года №61-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. Спец. подборка прав. док. и учеб. материалов к осеннему семестру 2008 г. / КонсультантПлюс. – М., 2008. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM. – 12 см. – Мин. аппарат. и программ. требования: Windows ME/NT4/2000/XP/Vista: Загл. с этикетки диска

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 29 июля

4. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12 августа 1995 года №144 – ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. Спец. подборка прав. док. и учеб. материалов к осеннему семестру 2008 г. / КонсультантПлюс. – М., 2008. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM. – 12 см. – Мин. аппарат. и программ. требования: Windows ME/NT4/2000/XP/Vista: Загл. с этикетки диска

5. Об обязательном экземпляре документов [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // Российская газета от 17 января 1995 г.

6. Об электронной цифровой подписи [Текст]: Федеральный закон №1-ФЗ от 10 января 2002 г. // СЗ РФ. 14.01.2002. – №2. – Ст. 127.

7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации от 9 сент. 2000 г. №Пр-1895 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. Спец. подборка прав. док. и учеб. материалов к осеннему семестру 2008 г. / КонсультантПлюс. – М., 2008. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM. – 12 см. – Мин. аппарат. и программ. требования: Windows ME/NT4/2000/XP/Vista: Загл. с этикетки диска

8. Концепция формирования в Российской Федерации Электронного правительства до 2010 года от 6 мая 2008 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. Спец. подборка прав. док. и учеб. материалов к осеннему семестру 2008 г. / Консультант Плюс. – М., 2008. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM. – 12 см. – Мин. аппарат. и программ. требования: Windows ME/NT4/2000/XP/Vista: Загл. с этикетки диска

9. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. Спец. подборка прав. док. и учеб. материалов к осеннему семестру 2008 г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.