Для теплового баланса
Рассмотрим более подробно слагаемые, входящие в уравнение (9.8). Значение QХТ, QФТ определяются по очевидным соотношениям:
QХТ = ВТ · , кВт, (9.9)
QФТ = ВТ · , кВт, (9.10)
где ВТ − расход топлива на КА, кг / с; − низшая рабочая теплота сгорания, кДж / кг; QТ = · (tT – 0) = · tT – физическая теплота топлива, т.е. это теплота, затраченная на нагрев 1 кг топлива в устройствах, не входящих в состав КА (т.е. работающих не путем использования теплоты уходящих дымовых газов), кДж / кг; и tT – удельная теплоемкость, кДж / (кг ∙ К), и температура, оС, рабочего топлива. При расчете QВОЗД следует учитывать, что воздух может быть предварительно нагрет в устройствах, не входящих в КА. Начальная температура холодного воздуха tХВ, оС, при отсутствии специальных указаний, принимается равной 30 оС [8]. Если воздух вне КА предварительно подогрет до tВ, оС, то:
QВОЗД = QВ ХОЛ + QВ ПОД, кВт, (9.11)
где QВ ХОЛ = GВ · ср в ∙ (tХВ – 0) – энергия, вносимая холодным воздухом, кВт; QВ ПОД = GВ · ср в ∙ (tВ – tХВ) – энергия, затраченная вне КА на предварительный подогрев воздуха, кВт; – средняя удельная теплоемкость воздуха при постоянном давлении, кДж / (кг · К); GВ – расход воздуха, поступающего в КА, кг / с. В уравнении теплового баланса КА (9.8) подставим (9.9) – (9.11) и преобразуем, перенеся в правую часть QВ ХОЛ и QПВ:
ВТ · + ВТ · QТ + QВ ПОД = (QПП + QНП + QПР − QПВ) +
(QДГ − QВ ХОЛ)+ QХНТ + QМНТ + QНО + QШЛ, кВт. (9.12)
Преобразуем левую часть равенства (9.12) к виду:
ВТ · + ВТ · QТ + QВ ПОД = ВТ ( + QТ + ) =
= ВТ( + QТ + QВ), кВт. (9.13)
где – это та часть энергии воздуха, поступающего в КА при сжигании 1 кг топлива, которая соответствует его подогреву вне КА от tХВ до tВ. Значение QВ рассчитывается следующим образом:
, (9.14)
где VВ – объемный расход воздуха, поступающего в КА, нм3 / с; – средняя объемная теплоемкость воздуха при постоянном давлении, кДж /(нм3 · К); VД – действительный расход воздуха на сжигание 1 кг топлива, нм3 / кг; VО – теоретически необходимый расход воздуха на сжигание 1 кг топлива, нм3 / кг; α – коэффициент избытка воздуха. Учитывая выражение (9.13) введем следующее обозначение:
+ QТ + QВ, (9.15)
где − называется располагаемая теплота, кДж / кг. В результате уравнение теплового баланса КА в виде (9.12) с учетом (9.13) и (9.15) преобразуется к виду:
ВТ · = (QПП + QНП + QПР − QПВ) + (QДГ − QВ ХОЛ) +
+ QХНТ + QМНТ + QНО + QШЛ, кВт. (9.16)
Рассмотрим, как рассчитываются величины в правой части равенства (9.16). Слагаемые в первой круглой скобке определяются очевидными соотношениями:
QПП = DПП · iПП, кВт; (9.17)
QНП = DНП · iНП, кВт; (9.18)
QПР = DПР · iКВ, кВт; (9.19)
QПВ = DПВ · iПВ, кВт, (9.20)
где DПП − расход выработанного перегретого пара, кг / с; iПП − удельная энтальпия перегретого пара у главной парозапорной задвижки, кДж / кг, находится по давлению и температуре (по таблицам или i-s диаграмме водяного пара); DНП − расход насыщенного пара, отданного помимо пароперегревателя, кг / с; iНП − удельная энтальпия насыщенного пара в барабане, кДж / кг, находится по давлению (по таблицам или i-s диаграмме водяного пара); DПР − расход котловой воды на продувку котла, кг / с; iКВ − удельная энтальпия котловой воды, кДж / кг, находится по давлению в барабане (только по таблицам); DПВ − расход питательной воды на входе в КА, кг / с; iПВ − удельная энтальпия питательной воды, кДж / кг, находится по ее температуре tПВ, оС. Воспользовавшись уравнением материального баланса (9.2) выражение (9.20) можно представить в виде:
QПВ = (DПП + DНП + DПР) · iПВ, кВт. (9.21)
С учетом (9.17) – (9.19) и (9.21) выражение в первой круглой скобке (9.16) можно преобразовать к виду:
(QПП + QНП + QПР − QПВ) = DПП (iПП − iПВ) + DНП (iНП − iПВ ) +
+ DПР (iКВ − iПВ), кВт. (9.22)
Разделив (9.22) на ВТ и введя обозначение Q1, получим:
, , (9.23)
где Q1 – полезно используемая теплота в КА, кДж / кг, т.е. теплота, которая израсходована на производство пара (нагрев воды, испарение и перегрев пара). Примечание: DПР можно выразить через коэффициент непрерывной продувкиР, который задается в %:
(9.24)
Коэффициент непрерывной продувки характеризует в % расход питательной воды, теряемой в процессе непрерывной продувки и восполняемой подпиточной водой.
В формуле (9.8) значение энергии, теряемой в единицу времени из-за механического недожога топлива QМНТ, рассчитывается как произведение:
QМНТ = BМНТ ∙ , кВт, (9.25)
где ВМНТ – расход теряемого из-за механического недожога топлива, кг / с. Разделив (9.25) на ВТ и введя обозначение Q4, получим:
Q4 = , (9.26)
где Q4 – потеря теплоты от механического недожога топлива, кДж / кг.
Примечание: Из (9.26) следует, что:
(9.27)
Из-за механического недожога топлива (недожог топлива в шлаке, просыпь топлива через колосниковую решетку, унос мелких частиц топлива газовым потоком) расход реально сгорающего топлива ВТ реал оказывается несколько меньше ВТ – расхода топлива, подаваемого в КА:
ВТ реал = ВТ – ВМНТ = (9.28)
С учетом (9.27) из (9.28) можно получить формулу:
ВТ реал = (9.29)
Очевидно, что величина ВМНТ складывается из двух составляющих:
ВМНТ = ВУН + ВПР + ШЛ, кг / с, (9.30)
где ВУН – расход топлива, уносимого газами; ВПР + ШЛ – расход топлива, уносимого за счет просыпи и шлака. Для характеристики уноса вводится величина – содержание топлива в уносе ГУН:
(9.31)
где расход золы, уносимой газами, кг / с. Из (9.31) можно получить, что:
(9.32)
Аналогично вводится величина – содержание топлива в просыпе и шлаке ГПР + ШЛ:
(9.33)
где расход золы в просыпе и шлаке, кг / с. Из (9.33) можно получить:
(9.34)
Значение рассчитывается по формуле:
= aУН · GЗОЛ, кг / с. (9.35)
где GЗОЛ – расход всей золы, образующейся при сгорании топлива в единицу времени, кг / с; aУН – доля золы уноса от всей золы топлива (безразмерная величина). Значение рассчитывается аналогичным образом по формуле:
= aПР + ШЛ · GЗОЛ, кг / с. (9.36)
где aПР + ШЛ – доля золы в просыпи и шлаке от всей золы топлива. Значение определяется очевидной формулой:
кг / с, (9.37)
где АР – зольность рабочего топлива, %. Подставляя (9.30) – (9.37) в (9.26) получаем:
(9.38)
При подсчете Q4 по формуле (9.38) рекомендуется [8] вместо использовать значение средней низшей теплоты сгорания топлива, содержащегося в уносе, провале и шлаке, со значением = 32700 кДж / кг. Соответственно формула (9.38) принимает вид:
(9.39)
Примечание: При сжигании газообразного топлива принимается Q4 = 0.
Очевидно, что расходы воздуха на горение топлива и дымовых газов, образовавшихся в результате этого горения, определяются расходом реально сгорающего в единицу времени топлива ВТ реал (формула (9.29)):
(9.40) (9.41)
где VB и VДГ – объемные расходы воздуха и дымовых газов, нм3 / с; объем действительного воздуха, затрачиваемого на сжигание 1 кг (или 1 нм3) топлива, нм3 / кг (или нм3 / нм3), рассчитывается с помощью формул (6.3), (6.14) и (6.30); VГ – объем дымовых газов, образующихся при сжигании 1 кг (или 1 нм3) топлива, нм3 / кг (или нм3 / нм3), рассчитывается по формуле (6.31). Используя формулы (9.40) и (9.41) можно получить выражение для разности , стоящей во второй круглой скобке (9.13). При этом следует отметить, что QДГ включает энергию той части золы, которая уносится из КА дымовыми газами и имеет такую же, как у них температуру tДГ. Доля золы уноса определяется коэффициентом aУН. Общее количество золы реально образующейся в КА определяется расходом реально сгоревшего в КА топлива ВТ реал, рассчитываемого по формуле (9.29). Соответственно для уносимой золы можно записать:
кВт, (9.42)
где QЗОЛ – энергия выносимая из КА золой, содержащейся в дымовых газах, кВт; сЗОЛ – средняя удельная теплоемкость золы, кДж / (кг · К). В итоге, с учетом (9.40) – (9.42), можем получить:
кДж / с, (9.43)
где и – средние удельные объемные теплоемкости при постоянном давлении дымовых газов и воздуха соответственно, кДж / (нм3 · К); tХВ – температура холодного воздуха, оС, tХВ = 30 оС [8]. Разделив (9.43) на ВТ и вводя обозначение Q2, получим:
кДж / кг, (9.44)
где Q2 – потеря теплоты с уходящими газами, кДж / кг или кДж / нм3; VГ · с΄рm ДГ · tДГ = Iух – энтальпия дымовых газов, кДж / кг или кДж / нм3; aУН · cЗОЛ · tДГ = IЗЛ – энтальпия золы, уносимой дымовыми газами, кДж / кг или кДж / нм3; · с΄рm В · tХВ = IХВ – энтальпия холодного воздуха, кДж / кг или кДж / нм3. С учетом принятых выше обозначений вместо (9.44) можем записать:
Q2 = (Iух + Iзл – Iхв) · , кДж / кг топлива. (9.45)
В случае наличия в дымовых газах СО часть теплоты теряется вследствие химической неполноты сгорания QХНТ. Расчет потерь теплоты в результате химической неполноты сгорания определяется соотношением:
QХНТ = VCO · , (9.46)
где VCO – объем окиси углерода, выходящий из КА в единицу времени, нм3 / с; − низшая рабочая теплота сгорания окиси углерода, = 12640 кДж / нм3 [2]. Случаи, когда помимо СО дымовые газы содержат в качестве продуктов неполного сгорания Н2, СН4 и др., рассматриваются аналогичным образом. Значение VCO определяется по содержанию в сухих дымовых газах окиси углерода (на практике определяется газоанализатором). По определению , откуда VCO = VCДГ · , нм3 / с, (9.47) где VCДГ – объем сухих дымовых газов, выходящих из КА за секунду, нм3 / с; СО – объемный процент окиси углерода в сухих дымовых газах, %. Значение VCДГ рассчитывается через расход реально сгоревшего топлива ВТ реал: VCДГ = VCГ ∙ ВТ реал = VCГ ∙ Вт · , нм3 / с, (9.48) где VCГ – объем сухих дымовых газов, образовавшихся при сгорании 1 кг твердого или жидкого топлива, нм3 / кг, рассчитывается по формуле (6.32). Если в (9.46) обе части равенства поделить на ВТ и ввести обозначение Q3, то с учетом (9.47) и (9.48), можно получить: , кДж / кг, (9.49) где Q3 – потери теплоты от химического недожога топлива. Для случая применения твердого или жидкого топлива формула (9.49) упрощается в части подсчета VСГ. При сгорании 1 кг такого топлива, в частности, образуются следующие объемы газов, нм3 / кг: (двуокись углерода), VCO (окись углерода), (двуокись серы). Для суммы этих объемов легко можно получить формулу, аналогичную (6.43): + VCO + = 1,87 · , нм3 / кг. (9.50) Поделим обе части (9.50) на VСГ, в результате чего будем иметь: , (9.51) где − объемная доля СО2 в сухих дымовых газах; − объемная доля СО в сухих дымовых газах; − объемная доля SО2 в сухих дымовых газах.
Преобразуем (9.51) к виду: , нм3 / кг, (9.52) где RO2 = CO2 + SO2. После подставления (9.52) в (9.49) получаем для твердого или жидкого топлива: = = , кДж / кг. (9.53)
Примечание: При сжигании газообразного топлива можно обеспечить его полное горение, поэтому в расчетах, как правило, принимают Q3 = 0.
Энергия, теряемая КА из-за наружного охлаждения QНО (см. формулу (9.18)) через внешние поверхности относительно невелика и с ростом производительности котла уменьшается. После деления QНО на ВТ вводится обозначение Q5: , кДж / кг, (9.54) где Q5 – потеря теплоты в окружающую среду. Значение Q5 определяется с помощью графика, построенного на базе экспериментальных данных [8], рис. 9.3.
Рис. 9.3.График зависимости потери тепла в окружающую среду
После деления QШЛ, входящего в правую часть уравнения (9.18) на ВТ вводится обозначение Q6: , кДж / кг, (9.55) где Q6 – потеря теплоты со шлаком. Величина Q6 рассчитывается при использовании твердых топлив. При твердом золоудалении значение ее невелико и учитывается только для многозольных топлив. При жидком шлакоудалении Q6 определяется при любой зольности топлива. Для расчета Q6 очевидным образом вводится величина aШЛ = 1 – aУН – доля от всей золы топлива в шлаке (остается в зольнике). Соответственно можно записать: Q6 = aШЛ · · cШЛ · tШЛ, кДж / кг, (9.56) где АР – содержание золы в рабочем топливе, %; cШЛ – теплоемкость шлака, кДж / (кг · К); tШЛ – температура шлака, °С. Разделим обе части уравнения теплового баланса КА (9.16) на ВТ и используем, введенные выше, обозначения для Q1, Q2, … Q6. В результате получим уравнение теплового баланса на 1 кг (или 1 нм3) топлива: = Q1 + Q2 + Q3 + Q4 + Q5 + Q6, кДж / кг или кДж / нм3. (9.57) Разделим обе части равенства (9.57) на и умножим на 100 %: 100 = q1 + q2 + q3 + q4 + q5 + q6,%, (9.58) где − полезно используемая теплота, %; − потери теплоты с уходящими газами, %; − потери теплоты от химического недожога топлива, %; − потери теплоты от механического недожога топлива, %; − потери теплоты в окружающую среду, %; − потери теплоты со шлаком, %. Для оценки эффективности работы вводится понятие коэффициента полезного действия (КПД) КА брутто . По определению он равен: = q1, %. (9.59) С другой стороны, очевидно, что: q1 = 100 – (q2 + q3 + q4 + q5 + q6) = , %. (9.60) Так как, в соответствии с (9.58) , а Q1 рассчитывается по (9.23), получается: . (9.61)
Примечание: 1. В случае, если КА вырабатывает только перегретый пар, то формула (9.61) примет вид (т.к. DНП = 0): , кДж/кг, (9.62) где Р – коэффициент непрерывной продувки, %. 2. Очевидно, что в случае, когда КА вырабатывает только насыщенный пар в формуле (9.61) DПП = 0. 3. Из (9.61) также очевидно следует, что теплота, полезно использованная в водогрейных котлах может быть рассчитана по формуле (т.к. для этого случая DПП = 0 и DНП = 0, а DПР = МВ – расход котловой воды): , кДж / кг, (9.63) где iПВ и iКВ – соответственно энтальпии воды, поступающей в котел и выходящей из него, кДж / кг; МВ – расход воды, кг / с.
Из (9.61) при известном значении можно определить расход топлива на КА ВТ: , кг / с. (9.64) Дополнительно вводится понятие КПД КА нетто . По определению: = , %, (9.65) где QСН = DПР ∙ (iКВ – iПВ) – расход теплоты на собственные нужды, кДж / с (очевидно, что QСН = QПР).
Примечание: 1. Из (9.61), в частности, следует, что если конкретный КА работает вначале какое-то время с одним , затем после проведения на нем каких-то технических мероприятий с другим − , а производительность его при этом не меняется, то расходы топлива для этих режимов относятся обратно пропорционально КПД: . (9.66) 2. Рассмотрим случай, когда имеется реально работающий КА, и для него требуется составить тепловой баланс (9.57). При этом значения всех слагаемых, входящих в уравнение (9.57), определяются путем измерения соответствующих физических величин. Например, экспериментально определяются температура и расход топлива, температура и расход воздуха, температура и расход питательной воды, температура, расход и состав дымовых газов и т.д. Очевидно, что измерения этих величин выполняются с некоторой погрешностью. В результате этого, если подставить значения экспериментально определенных слагаемых теплового баланса в уравнение (9.57), точного равенства не получится. Чтобы равенство выполнялось, вводится понятие – невязка теплового баланса ΔQНЕВ, которая добавляется в правую часть уравнения теплового баланса (9.57). Фактически ΔQНЕВ вычисляется как разность: ΔQНЕВ = – (Q1 + Q2 + Q3 + Q4 + Q5 + Q6), кДж / кг. (9.67) Очевидно, что ΔQНЕВ может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Невязка теплового баланса может быть определена и в % по выражению: . (9.68)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Описание методики определения зольности топлив
Предварительно просушенный тигель взвешивают на аналитических весах. Затем наполняют его топливом в количестве 1…2 г. (при анализе древесных опилок, ввиду незначительной зольности, массу древесины желательно брать больше) и снова взвешивают. Затем ставят тигель в разогретую муфельную печь на 1…2 ч. Температура при прокаливании навески топлива должна быть 800 ±25°С, что контролируют термоэлектрическим термометром. Для древесного топлива температура при прокаливании должна быть 600 ±25°С. Об окончании процесса окисления (сжигания) топлива судят по исчезновению искрения в тигле. После прокаливания тигель вынимают щипцами из муфельной печи и охлаждают, после чего взвешивают. Проверку точности определения содержания золы в пробе топлива производят путем повторных прокаливаний в течение 20…30 мин до постоянной массы (пока изменение массы за время последнего прокаливания не будет менее 0,1 %). Полученные данные позволяют определить количество золы (%) в топливе по уравнению: где m2 – масса золы в тигле, г; m1 – масса сухого топлива в тигле до прокаливания, г.
Приложение 2
Описание методики определения влажности топлива
В термостате просушивают стаканчик (бюкс) с крышкой и, охладив их до комнатной температуры, взвешивают пустым на аналитических весах. Затем засыпают в бюкс 1…2 г топлива и снова взвешивают (при этом топливо должно быть предварительно измельчено. Помещают открытый бюкс с топливом и крышку в нагретый термостат на 1…2 ч, чтобы влага могла удалиться из топлива. Во время высушивания топлива поддерживают температуру воздуха в термостате в пределах 102…105°С (если температура будет выше 110°С, то из топлива начнут выделяться летучие горючие вещества, а при температуре ниже 100°С из топлива не удалится гигроскопическая влага). По окончании высушивания топлива бюкс прикрывают крышкой, вынимают из термостата и ставят в эксикатор, чтобы влага из воздуха не попадала в топливо, на 5…10 мин, чтобы бюкс с топливом остыли приблизительно до комнатной температуры, т.е. до температуры, при которой производилось первоначальное взвешивание. После охлаждения бюкс вынимают из эксикатора и взвешивают. Для проверки полного удаления влаги бюкс с топливом, открыв крышку, снова помещают в термостат на 15…20 мин и затем вторично охлаждают и взвешивают. Если после этого разница в массе не превышает 0,001…0,003 г на 1 г навески топлива, считается, что сушка проведена до постоянной массы.
Приложение 3
Описание методики определения выхода летучих и кокса Предварительно просушенный тигель с крышкой взвешивают на аналитических весах, а затем в тигель помещают брикетированное топливо массой 1 г и накрыв крышкой взвешивают, затем ставят в разогретую муфельную печь. Нагревание навески топлива ведут при температуре 850 ±25 оС в течение 7 мин. Температуру в печи контролируют термоэлектрическим термометром. По окончании прогревания тигель с топливом вынимают щипцами из печи и в закрытом виде охлаждают сначала в воздухе в течение 5 мин и окончательно в эксикаторе до комнатной температуры. После охлаждения тигель с оставшимся в нем коксом взвешивают и определяют искомые величины. При указанном режиме нагревания пробы топлива происходит удаление из него не только летучих горючих веществ, но и всей влаги топлива. Выход летучих (%) относят к массе аналитической пробы топлива и определяют по выражению где m1 – масса топлива до нагревания, г; m2 – масса кокса после нагревания, г; Δm – убыль массы топлива, г; Wa – относительная влажность аналитической пробы топлива, %. Содержание кокса в топливе (%) Ка = (100 – Va). Выход летучих на условную горючую массу (%) где Аа – содержание золы в аналитической пробе топлива, т.е. его сухой массе Аа = Ас, %. Выход горючих летучих веществ на рабочую массу (%)
В конце опыта рекомендуется осторожно вынуть (высыпать) твердый остаток из тигля на бумагу и, осмотрев его, указать характер полученного кокса.
Приложение 4 Пересчет рабочего состава одного топлива при изменении его влажности проводится по формулам:
где начальная влажность топлива, %; конечная влажность топлива, %; – элементарный рабочий состав при начальной влажности топлива, %; – элементарный рабочий состав при конечной влажности топлива, %.
Приложение 5
Расчет рабочего состава топлива, состоящего из смеси двух твердых или жидких топлив, определяется по уравнениям:
.
где . – элементарный рабочий состав первого топлива, %; . – элементарный рабочий состав второго топлива, %; g1 – массовая доля первого топлива; (1 – g1) – массовая доля второго топлива.
Приложение 6 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|